Меню Рубрики

Алкоголизм родителей как причина умственной отсталости

Дети алко- и наркозависимых родителей Алкоголизм и наркомания в наследство

Учитель-логопед МДОУ детский сад №54 Лицманенко Н.Н.

Ребенок не может сопротивляться роли среды, силу ограничения его биологических особенностей и зависимой социальной позиции. Поэтому среда формирует его радикально. А если к воспитанию в атмосфере постоянного наркотического или алкогольного пьянства добавить генетическую предрасположенность ребенка к развитию зависимости и врожденные физические и психические патологии, полученные в наследство, то, скорее всего, вырастит «достойный» продолжатель своего рода.

Алкоголизм оказывает мощное влияние на нисходящее поколение. Давно было замечено, что алкоголизм в 7 раз чаще встречается у выходцев из семей, где были зависимые среди родственников первой степени родства. Большинство детей, рожденных от больных алкоголизмом родителей, составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений.

Умственная отсталость характеризует, прежде всего, потомство больных алкоголизмом матерей, как результат внутриутробного действия алкоголя на плод (алкогольный синдром плода). У таких младенцев устойчивая задержка роста, задержка умственного развития, и внешние аномалии, такие как: маленькая голова, тонкая верхняя губа, низко посаженные уши, миндалевидные глаза и плоское пространство между верхней губой и носом.

Вообще врожденные дефекты — нарушения физического и психического характера — в полной своей мере встречаются у 5% детей, частичные его проявления встречаются у каждого 3-го ребенка. Это нарушения зависят от тяжести материнского алкоголизма и времени воздействия алкоголя, и могут вызывать следующие последствия: задержка общего развития, мышечная гипотония, дисфункции ЦНС с нарушением умственного развития, лицевые аномалии, косоглазие, аномалии суставов, пороки сердца. Алкоголизм является, по крайней мере, в 60% случаев, причиной умственной отсталости детей. Различные психические и поведенческие нарушения у таких детей встречаются чаще, чем у остальных. Диапазон психических нарушений колеблется от незначительных отклонений в поведении до признаков органического поражения мозга и умственной отсталости.

Ребенок не может сопротивляться роли среды, силу ограничения его биологических особенностей и зависимой социальной позиции. Поэтому среда формирует его радикально. А если к воспитанию в атмосфере постоянного наркотического или алкогольного пьянства добавить генетическую предрасположенность ребенка к развитию зависимости и врожденные физические и психические патологии, полученные в наследство, то, скорее всего, вырастит «достойный» продолжатель своего рода.

Алкоголизм оказывает мощное влияние на нисходящее поколение. Давно было замечено, что алкоголизм в 7 раз чаще встречается у выходцев из семей, где были зависимые среди родственников первой степени родства. Большинство детей, рожденных от больных алкоголизмом родителей, составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Умственная отсталость характеризует, прежде всего, потомство больных алкоголизмом матерей, как результат внутриутробного действия алкоголя на плод (алкогольный синдром плода). У таких младенцев устойчивая задержка роста, задержка умственного развития, и внешние аномалии, такие как: маленькая голова, тонкая верхняя губа, низко посаженные уши, миндалевидные глаза и плоское пространство между верхней губой и носом.

Вообще врожденные дефекты — нарушения физического и психического характера — в полной своей мере встречаются у 5% детей, частичные его проявления встречаются у каждого 3-го ребенка. Это нарушения зависят от тяжести материнского алкоголизма и времени воздействия алкоголя, и могут вызывать следующие последствия: задержка общего развития, мышечная гипотония, дисфункции ЦНС с нарушением умственного развития, лицевые аномалии, косоглазие, аномалии суставов, пороки сердца. Алкоголизм является, по крайней мере, в 60% случаев, причиной умственной отсталости детей. Различные психические и поведенческие нарушения у таких детей встречаются чаще, чем у остальных.

Диапазон психических нарушений колеблется от незначительных отклонений в поведении до признаков органического поражения мозга и умственной отсталости.
У детей от больных алкоголизмом родителей более часто встречаются тревога и депрессия, дефицит внимания, трудности в учебе. У мальчиков чаще наблюдаются поведенческие проблемы, у девочек — эмоциональные.

Дети больных алкоголизмом значительно чаще испытывают сложности при обучении в школе, они не всегда в состоянии адекватно использовать свои интеллектуальные возможности, и демонстрируют слабую мотивацию к учебе, невысокую успеваемость, обеднение интересов, сниженный уровень общения, трудность в концентрации внимания, тревожность и недоверчивость. Слабая мотивация к учебе и полезной общественной деятельности, в свою очередь способствует социальной дезадаптации и опосредованно возможности развития алкоголизма.

У взрослых детей больных алкоголизмом родителей затруднено общение со сверстниками, высок риск дезадаптации, характерны частые суициды, наличие проблем в интимной жизни, нестабильность семей, а также часто встречаются алкоголизм, психопатии, депрессии.

Кроме того, средовой фактор в воспитании в семье алкозависимых, делает детей эмоциональными инвалидами. Ведь алкоголизм в семье воспринимается как сильный травмирующий фактор. Алкоголизм не воспринимается как болезнь, а оценивается, как оскорбляющее близких поведение и уклонение от семейных обязанностей. Это усугубляется манерой общения больного со своими близкими, материальными трудностями. Генная предрасположенность, неуспеваемость, избыток свободного времени, дурная компания, пример родителей способствуют приобщению ребенка к пагубной привычке – алкоголизму.

Количество наркозависимых среди подростков и молодежи неуклонно растет. В последние годы наркомания приобрела характер эпидемии. Нередко наркотики принимают даже будущие мамы. Разные виды наркотиков оказывают свой ужасающий эффект на развитие плода. Гашиш, например, попадая в организм беременной женщины, приводят к внутриутробной задержке развития плода, уменьшается вес и окружность головы ребенка. Кроме того, такой матери грозят преждевременные роды. При употреблении матерью кокаина, новорожденный может умереть от инсульта либо у ребенка могут обнаружиться пороки развития мочевыводящих путей. Зависимые от амфетаминов страдают дефицитом питательных веществ и нарушением кровообращения, а в матке происходит задержка умственного и физического развития плода. Ребенок, находящийся под действием амфетаминов, полусонный, плохо сосет грудь, теряет в весе.

Если мать регулярно употребляет героин, ребенок рождается наркоманом и испытывает, как и мать, все ужасы «ломки». Такие младенцы развиваются замедленно, у них в 20 раз чаще бывает синдром внезапной смерти. ЛСД вызывает мутации, преждевременные роды, выкидыши, отслойку плаценты.

Увлечение будущей матери токсикоманией «награждает» ее ребенка пороками развития, характерными для детей матерей-алкоголичек: уплощением переносицы, узкой верхней губой, срастанием век в углах глаз и т.д.

Задерживается физическое и умственное развитие таких детишек, у них бывают психические нарушения. Нередко эти дети рождаются с очень маленькой головой или крошечными глазами.

Практически все наркотики вызывают задержку физического и умственного развития плода, а некоторые угрожают его жизни, провоцируют невынашивание и всевозможные пороки развития. Наркотические вещества проникают через плаценту в кровь плода и вызывают изменения в его психике. Остается только догадываться, что чувствует плод во время наркотического опьянения матери или во время «ломки».

Младенцы, получавшие наркотики, чрезмерно возбудимы и они стараются избегать общения с родителями. Обнаруживаются недостаточное развитие умственных способностей. Кроме того, родители не могут уделить своим детям достаточно внимания, потому что их приоритеты лежат в плоскости добывания и использования запрещенных наркотических веществ.

Учителя –логопеды, учителя-дефектологи констатируют, что количество детей с речевой патологией имеют тенденцию к быстрому увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственной способности и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Давайте обратимся к страницам Священного Писания, прочитаем и задумаемся над словами:

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
[И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

Трудно убедить того, кто принимает наркотики или алкоголь отказаться от этого, ведь это не прихоть, а болезнь. И потому так важно лечение наркомании и алкоголизма и пропаганда здорового образа жизни ради благополучного развития нашего общества.

Ведь дети – это наше будущее. И в наших силах закладывать в них не патологии и предрасположенности, а позитивные интересы далекие от алкогольных и наркотических привычек.

источник

АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ ПЛОДА (алкогольная эмбриофетопатия, фетальный алкоголизм) объединяет различные как по сочетанию, так и по степени выраженности отклонения в психофизическом развитии ребенка, причиной которых является злоупотребление женщиной алкоголем до и во время беременности. В основе этиологии и патогенеза лежит токсическое действие алкоголя и продуктов его распада (ацетальдегида и др. ) на организм ребенка. Этому способствуют легкая проходимость алкоголя через плаценту, отсутствие алкогольдегидрогеназы в печени зародыша и плода, подавление синтеза клеточной и бесклеточной РНК, развитие алкогольной гипогликемии, нарушение трансплацентарного транспорта эссенциальных аминокислот, цинка и др. Клиническая картина разнообразна и в большинстве случаев представлена четырьмя группами симптомов: пре- и постнатальная дистрофия; черепно-лицевая дизморфия; соматические уродства; повреждения мозга. Пре- и постнатальная дистрофия — основное клиническое проявление алкогольного синдрома, коррелирующее с количеством употребляемого матерью алкоголя во время беременности. Дети рождаются с низкой массой тела и недостаточной длиной тела. После года у этих детей скорость роста составляет 65%, а скорость прибавления в массе — 38% от нормальных цифр. Черепно-лицевая дизморфия настолько типична, что дала повод для определения «лицо ребенка с алкогольным синдромом». Характерны короткая глазная щель, блефарофимоз, эпикантус, птоз, косоглазие, удлиненное лицо, микрогнатия, низкая переносица, выпуклая верхняя губа, глубоко расположенные ушные раковины, микроцефалия, уплощение затылка. Соматические уродства: аномальное расположение пальцев, дисплазия тазобедренных суставов, деформации грудной клетки, укорочение стоп, гипоспадия, удвоение влагалища, заращение заднего прохода, врожденные пороки сердца, кавернозные ангиомы, фиброз печени и др. Поражение нервной системы может проявляться сразу после рождения (тремор, спонтанные клонические судороги, опистотонус, мышечная гипотония и др. ) и в отдаленные сроки постнатального развития (умственная отсталость, окклюзионная гидроцефалия и др. ). По выраженности клинических проявлений различают 3 степени тяжести алкогольного синдрома плода: легкую, средней тяжести и тяжелую. Являясь довольно редким, алкогольный синдром плодасчитается самой известной причиной умственной отсталости вследствие его явной связи с интеллектуальными нарушениями. Распространенность его в Соединенных Штатах — приблизительно 0,7 на 1000 живых новорожденных (Центр контроля заболеваемости, 1995), с несколько большей распространенностью среди афро-американцев, и особенно среди коренных американцев, у которых алкогольный синдром плода встречается почти в четыре раза чаще (2,7 на 1000 живых новорожденных), чем у основного населения Соединенных Штатов.Алкогольный синдром плода характеризуется дисфункцией центральной нервной системы, аномалиями черт лица и задержкой развития ниже 10-го процентиля. Механизм, вызывающий подобные аномалии, не совсем ясен, но считается, что в нем участвуеттератогенное (относящееся к нарушению развития плода) влияние алкоголя на развитие центральной нервной системы, а также родственные повреждения, происходящие от связанных с алкоголизмом проблем с питанием и метаболизмом (Steinhausen, Willms & Spohr, 1994). Кроме интеллектуальных недостатков, дети, страдающие алкогольным синдромом плода, зачастую имеют длительные проблемы, сходные с гиперкинетическим расстройством и синдромом дефицита внимания, включая дефицит внимания, недостаточный контроль собственных импульсов и серьезные поведенческие проблемы. В среднем, их IQ соответствует легкой степени умственной отсталости (Streissguth, Barr, Bookstein, Sampson & Olson, 1999).

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

источник

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.

Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития.

40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально -волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко. как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все лети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства

Читайте также:  10 признаков что у вас алкоголизм

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, кота они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка. блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, ^напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возник но нению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительные нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха. скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано, прежде всего, с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать.

Исследование личности людей, склонных к употреблению алкоголя, обнаружило их слабоволие и безответственность, неумение и нежелание преодолевать трудности, стремление к получению удовольствия легким путем. Такие люди часто отрицают «всё и вся». В отношениях с людьми они обычно не способны учитывать точку зрения собеседника, сочувствовать и сопереживать другим людям, и поэтому им, как правило, трудно поддерживать стабильные нормальные взаимоотношения с окружающими. Именно злоупотребление алкоголем становится первопричиной неблагополучия многих семей.

Главный диагностический признак алкоголизма (хронического алкоголизма) – непреодолимое психологическое влечение к алкоголю.

Стадии потребления алкоголя:

  • начало употребления – «проба пера» – чаще всего приходится на подростковый, реже детский возраст. Реакция на первые приемы алкоголя в значительной степени влияет на дальнейшее поведение в этой сфере
  • экспериментальное употребление – приходится на подростковый и юношеский возраст, когда подросток экспериментирует с различными алкогольными напитками с целью достижения наиболее приятного эффекта
  • социальное потребление – употребление происходит в определенных группах и по определенным, принятым в данной культуре, социальным поводам. Сформированы предпочтения и формы употребления, вполне осознаются его негативные и позитивные последствия. На этом этапе останавливается большинство людей, но возможен переход на следующий этап
  • привычное употребление – шаг по направлению к зависимости. Выпивки из эпизодических становятся систематическими, подыскивается компания со сходными интересами. Увеличиваются дозы выпиваемых спиртных напитков, снижается контроль за количеством выпиваемого. С ростом доз спиртного повышается переносимость организмом алкоголя, появляются признаки психологической зависимости. Нарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшается память и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и раздражительность.
  • чрезмерное потребление (злоупотребление) – появляется похмельный синдром, проявляющийся в болезненном, тягостном состоянии организма в связи с недостатком привычного для него алкоголя, который уже включен в общий обменный процесс. В связи с этим алкоголь все чаще принимается с целью снятия «похмелья». Дозы принимаемого спиртного увеличиваются до максимальных. Полностью исчезает контроль за количеством выпитого. Часто наблюдается немотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью и гневливостью. Нередко возникают алкогольные психозы.
  • зависимость от алкоголя (хронический алкоголизм) – влечение к алкоголю принимает неодолимый характер. Усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психические нарушения. Кроме того, начинает проявляться интеллектуальная и усиливаться личностная деградация, утрачиваются этические нормы. Более частыми становятся алкогольные психозы. Человек не способен видеть связь между своими многочисленными проблемами и приемом алкоголя.

Алкоголики с легкостью принимают жизненно важные решения.

Психологические особенности ребенка из алкогольной семьи

Семейный алкоголизм крайне неблагоприятно влияет на физическое и психическое (познавательное и личностное) развитие ребенка. Для детей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации. Эти дети не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами: с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне, появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем. Их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему.

С первых дней рождения у ребёнка нередко возникает дефицит общения с матерью – первым и главным представителем социальной среды, тем, кто призван обеспечить его безопасность и защиту. Этот дефицит включает недостаточность сенсорных, эмоциональных, речевых и других воздействий. Как алкогольные семьи, так и дети, воспитывающиеся в них, отличаются друг от друга. Отличия обусловлены рядом причин: кто из родителей пьёт (отец, мать или оба); есть ли в семье другие дети; отношениями с родственниками, бабушками и дедушками; пьют ли родители с раннего детства ребёнка (или один из них); работают пьющие родители (родитель) или они (он, она) оставили работу; как ведёт себя мама, если пьёт отец и т.д. и т.п.

В зависимости от развития семейной ситуации, а лучше – семейного сценария, составленного двумя или одним родителями(ем ), выделяют следующие особенности поведения детей: они берут на себя роль родителей, поэтому быстро взрослеют; повышенный уровень конфликтности детей по причине частых семейных ссор; так называемые «забияки» и «драчуны»; поведение детей (ребёнка) непредсказуемо, что вызвано соответствующими действиями родителей. Дети из алкогольных семей, как правило, не умеют общаться, взаимодействовать с другими, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, их отношения нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Им трудно понимать людей, они не умеют регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и со взрослыми. Нередко испытывают недоверие, руководствуются негативными мотивами, сближение с другими им порой кажется угрожающим, как преддверие катастрофы. Их не покидает предчувствие, что их предадут, сделают больно, обидят. Зачастую кажется, что в отношениях с другими им уготованы одни обязанности. Возможно, это одна из причин своеобразного избегания конфликтов, поиска средств самозащиты. Исключительное влияние на развитие отношений детей алкогольных родителей с другими оказывает эмоциональная окраска поведения. Работая с детьми данной группы, взрослые наиболее часто встречаются с такими эмоциональными реакциями: не желают разговаривать с окружающими, избегают общения, пытаются сохранить семейные тайны, скрыть всё, что касается семейной жизни; проявляют недоверие и отстранённость; скрывают чувства, эмоции. Социальная ситуация развития детей данной группы обусловливает и роли, которые играют её представители. Поведение ребёнка определяется тем, какой сценарий выживания он себе выстроил. Это может быть сценарий бунтаря, который вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Некоторые дети часто берутся за функции экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, несоизмеримую с возрастом.

Другой сценарий преодоления трудностей для детей этой группы – приспособиться к действительности путём высмеивания и оскорбления всех окружающих, чтобы таким путём снять стрессовые нагрузки. Некоторые дети выбирают сценарий ухода с поля зрения, стараясь не привлекать к себе внимания. Наиболее часто дети играют такие роли: «очень ответственные» — берут многое на себя, решают и действуют самостоятельно; «приспособленцы» — хорошо приспособились (адаптировались) к существующему положению и стараются его использовать максимально в своих интересах, извлекают пользу даже в такой критической ситуации; «все устраивающие» — пытаются действовать так, чтобы всем было хорошо, примирить всех и все в сложившейся ситуации. Позволим себе называть их «миротворцы»; «негативисты» — ведут себя в основном агрессивно, стараясь таким образом отвлечь внимание от своей семьи, привлекая его к себе, берут удар на себя.

Взаимоотношения в алкогольной семье складываются в зависимости от того, кто злоупотребляет алкоголем. Если отец, то мать стремится сгладить чёрствость, грубость и невнимательность отца. Она проявляет к ребёнку нежность, повышенную опеку, но не всегда эти проявления носят стабильный характер. Таким образом, в семье могут складываться резко противоположные отношения к ребёнку. Чаще всего это ведёт к неустойчивости его поведения, настроения. Ребёнок может использовать противоречивость родительского отношения в эгоистических целях. Достаточно серьёзно отражается на психике ребёнка морально-психологический климат семьи, где спивается мать.Алкоголизм матери, как известно, тяжело сказывается на психике, приводит к различным нарушениям, которые требуют специальной коррекции – невротические расстройства, отчуждение, девиантное поведение, задержки психического развития. Особенно страдает психологическое здоровье, т.е. душевное, личностное развитие. Дети матерей-алкоголичек обнаруживают более низкие, чем у нормально развивающихся сверстников, успехи в обучении, явные отклонения в познавательной и, как следствие, личностной сфере. Формирование нервно-психического состояния в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжёлыми отклонениями.Дети родителей, страдающих алкоголизмом, попадают в сферу неблагоприятных микросоциальных влияний и в то же время они, как правило, имеют отклонения на биологическом уровне. Уже внутриутробное развитие ненормально из-за грубых нарушений матерью режима сна и бодрствования, питания, из-за употребления в период беременности алкоголя и т.п. Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде. Исследования показывают, что дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учёбой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно, подвержены депрессиям, нарушениям сна, ночным кошмарам. Родительское предпочтение спиртному отражается на ребёнке хуже, чем сами эпизоды пьянства или количество выпитого: у детей вырабатывается своё отношение к обстановке в семье, ребёнок так или иначе приспосабливается, находит способы преодоления возникающих трудностей в учёбе, в отношениях с другими детьми. Взаимоотношения с окружающими, как правило, неадекватны. Переживая поверхностны, неустойчивы и существенно не влияют на мотивационную, аффективную и интеллектуальную сферы, а, следовательно, и на поведение в аналогичных ситуациях в будущем. Переживания не являются достоянием опыта и регулятором поведения, так как недостаточно осознаются детьми. Не попадая в фокус сознания, они быстро забываются, поэтому дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее. Обычно у таких детей в школе часто бывают конфликты, которые заканчиваются прогулами занятий, побегами из дома и т.п. Такой своеобразный протест неадекватных требований среды к ребёнку, не способному их выполнить в силу незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, к подростковому возрасту приобретает активный характер. При получении доступных удовольствий асоциальным путём в асоциальных компаниях у них происходит псевдокомпенсация осознаваемых отрицательных переживаний теми положительными, которые они там получают.

Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать, в третьем – спровоцировать ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у ребенка формируетсясложное амбивалентное отношение к матери (отцу): он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить… Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом.

Влияние алкоголя на нервно- психологическое развитие ребенка

Несомненно, огромным является влияние алкоголя на нервно- психологическое развитие ребенка. Как бы ни проявлялся алкоголизм в семье, и каким бы путем он не пробирался, он все равно оставит свой значимый след. Проблема алкоголизма не только родителей, но и всего населения вызывает особую тревогу. Меньше людей умирают от болезней и эпидемии, чем от алкоголя! Почему? Наверное, это именно потому, что мы так к нему привыкли, что не умеем распознать алкоголизм, считаем, что принимать алкоголь – это норма, выводим собственные понятия слов «много» и «мало». Употребление алкоголя матерью приводит к разнообразным дефектам развития органов и систем ребенка. Наиболее часто встречается разрушение центральной нервной системы, поскольку именно она в наибольшей степени страдает от алкоголя во всех аспектах. При семейном алкоголизме у детей наблюдается не только умственная отсталость, мозговая деградация, нарушения центральной нервной системы, но и эмотивные нарушения, психологические отклонения, нарушения внимания и памяти, а также социальная нестабильность, дезориентация. Дети алкоголиков не приспособлены к жизни и значительно отличаются от других детей.

Читайте также:  25 кадр для кодирования от алкоголизма

Последствия постоянного влияния алкоголя на нервно-психологическое развитие детей поистине ужасающе. С психологической точки зрения у детей формируются психопатические состояния, асоциальные формы поведения. Вероятность, что такой ребенок в будущем станет преступником или психически больным человеком намного выше, чем у других детей. Вот к чему ведет алкоголизм родителей, отчего страдают не только они, но и их дети и внуки. Не стоит забывать также о том, что алкоголизм передается по наследству и вероятность того, что склонность к употреблению алкоголя у детей будет намного выше – несомненна. Что же представляет собой само понятие алкоголизма? Это болезненное пристрастие к алкоголю, которое влечет за собой негативные последствия, как для самого индивида, так и для окружающих его людей. Алкоголизм признан семейной болезнью, поскольку от него страдает не только сам алкоголик, но и другие члены семьи, иногда даже больше, чем он сам. В любом случае алкоголизм не проходит ни для кого безнаказанно. Влияние алкоголя на ребенка имеет некоторые формы, он может вредить биологически, в том случае если родители принимали алкоголь до рождения ребенка. Так же несомненный вред ребенку наносится психологический, нанося ему психотические и моральные травмы, приводя его к стрессам и невротическим срывам.Наверное, многим кажутся далекими такие последствия, да и сами они не считают себя алкоголиками. Это не так, даже самый «последний алкоголик», как мы их называем, не признает себя им. Нет даже такого понятия, как злоупотребление алкоголем, потому что если вы имеете в виду «злое употребление», то есть то, что несет за собой негативные последствия, то в случае употребление алкоголя мы не сможем найти другое значение, которое значило бы «доброе употребление». Алкоголь наносит вред в любых его количествах, и нет такого понятия как норма его употребления, есть социальный стереотип, что по праздникам употреблять алкоголь можно, и можно даже напиваться. Употребляя алкоголь даже в самых малых количествах, вы уже наносите вред своему ребенку. Если один из членов семьи страдает алкоголизмом, обстановка в семье становится просто невозможной, ведь алкоголизм меняет и самого человека, делает скверным его характер. Возникают постоянные ссоры, конфликты, скандалы, грубость и насилие со стороны родителей. Это приведет не только к психологическому, но и к физическому недоразвитию детей. Ребенок не может нормально развиваться и действовать, любить и познавать себя в окружении, где оба или один из родителей страдают алкоголизмом и так меняются под его воздействием.

Есть случаи, что у людей, страдающих ранней стадией алкоголизма, появляются «вполне нормальные дети». Поэтому другие алкоголики, несомненно, верят в свою удачу и в то, что у них, конечно, родятся нормальные дети, и, конечно же, алкоголизм на них никак не влияет. «Почему бы мне не пить, если я знаю, что у таких же моих знакомых или друзей рождаются вполне нормальные дети, ничего такого устрашающего с ними не случится»,- думают другие. Но это совсем не доказательство безвредности алкоголизма, нужно также учитывать то, что он проявляется в совокупности с другими факторами. Кроме того, у этих «нормальных детей»во время взросления рано или поздно проявятся нарушения и довольно серьезные проблемы в эмоционально-волевой и личностной сферах.

Алкоголизм родителей ведет также к соматическим проблемам, разным патологиям. В нашей стране статистика доказывает, что дети с каждым поколением рождаются все более и более неспособными к труду, умственной работе, учебе, они хуже мыслят, чем предыдущее их поколение, да и аномалии и случаи патологий возникают намного чаще. И все это объясняется тем, что алкоголь с каждым поколением становится все более популярным, а его употребление – нормой. Мы утопаем в море социальных стереотипов на счет алкоголя, и сами убиваем не только свою жизнь, но и здоровье наших будущих детей. За постоянным весельем и шутками скрываются черное будущее наших поколений, деградация человека. Народ убивает изнутри себя и своих детей, и самое страшное здесь – это их эгоизм и психологически-социальная недоразвитость. Из этого и имеем, что 40-60 процентов детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Дети плохо оценивают ситуацию, неспособны к качественному ее анализу. Эмоции поверхностные, действия социально неадаптированные. Подобные аномалии могут объясняться также медленным развитием центральной нервной системы. Если говорить о эмотивно-психологических последствиях – дети алкоголиков очень впечатлительны, долго держат в себе обиду, склонны накапливать негативные чувства.

Нервно-психологическое развитие и здоровье малыша напрямую зависят от того, есть ли у него в семье человек, злоупотребляющий спиртными напитками. Употребляя алкоголь, задумайтесь не только о себе, но и о своих будущих детях.

Подумайте о том, что вы и никто другой будете виновны в их бедах, сможете ли вы нести эту ношу всю жизнь? Ведь иногда нужно просто задуматься и остановиться, собрать свои силы ради себя, страны, родных и будущих детей.

источник

1. Особенности психомоторного развития детей с умственной отсталостью.

Исследования в области специальной психологии показывают, что проблемы в развитии познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью, как правило, сопровождаются недостатками в развитии двигательной и эмоционально-волевой сферы, аналогично, как и нарушения в развитии двигательной сферы сочетаются с недостатками познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это подтверждает наличие тесных взаимосвязей между всеми компонентами психомоторики, которые наиболее ярко прослеживается в дошкольном возрасте. Справедливость такого заключения подтверждена изучением психомоторики детей с проблемами в интеллектуальном развития начиная с исследований видных ученых конца XIX — начала XX века (Е.К.Грачева, И.В.Маляревский, Э.Сеген, Ж.Эскироль и др.), всего XX века (Г.Л.Выгодская, Л.С.Выготский, К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, Э.И.Леонгард, Е.А.Осипова, М.С.Певзнер, С.А.Райвичер, Г.Е.Сухарева, С.А.Черунов, и др…Именно последний период ознаменован глубоким изучением особенностей развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью разной степени выраженности и детей с задержкой психического развития. У части из них (прежде всего, это дети с задержкой развития церебрально-органического генеза) проявления нарушений психомоторики близки к картине легкой умственной отсталости..Первый год жизни ребенка имеет важнейшее значение в становлении всех компонентов психомоторики: двигательного, эмоционально-волевого и познавательного, которые медленно начинают дифференцироваться и обособляться друг от друга. Успешность этого процесса определяется взаимодействием биологических и социальных факторов, которые постепенно начинают играть все более существенную роль. Роль биологических и социальных факторов в развитии каждого компонента неравноценна. В этот возрастной период наиболее высокими темпами происходит развитие мозга, которое обеспечивает благоприятную биологическую основу изменений в психомоторике и в большой мере определяет восприимчивость ребенка к внешним социальным воздействиям. Более позднее освоение основных видов движений и качественные их особенности отрицательно влияют на общее развитие ребенка..Эмоциональное общение ребенка со взрослым оказывает особое влияние на психомоторное развитие ребенка на первых этапах онтогенеза. В процессе общения у ребенка создается радостное настроение, проявляющееся в наличии комплекса оживления, повышается общий жизненный тонус, усиливается его собственная активность, что способствует быстрому двигательному и сенсорному развитию. Ситуативно-деловая форма общения с окружающими и возникающая во втором полугодии жизни и предметно- манипулятивная деятельность обеспечивают переход к следующей стадии развития — раннему. Принимая форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый демонстрирует элементарные действия, а также помогает их выполнить (А.В. Запорожец), общение продолжает выполнять функцию одного из важнейших социальных факторов, обозначенных еще Л.С.Выготским, определяющих успешность психомоторного развития ребенка. У детей с проблемами в интеллектуальном развитии эмоциональное общение с взрослыми, являющееся предпосылкой возникновения сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью, начинает складываться лишь к концу первого — началу второго года жизни. У большинства детей с проблемами в интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте преобладают ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы общения. К 7-8 годам у многих детей с задержкой психического развития и у отдельных с легкой умственной отсталостью появляется внеситуативно- познавательная форма общения. Кроме того, у детей с умственной отсталостью наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития…Недостатки словесной регуляции действий детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, по мнению В.И.Лубовского, тремя группами причин. Во-первых, это нарушения моторики (запоздалое ее развитие и в большей или меньшей степени выраженная недостаточность (как функциональная, так и органическая) двигательного анализатора). Во-вторых, это недостаточность дословесных уровней регуляции действий, дефицит межсенсорных связей, и, прежде всего, недостаточность зрительно-двигательной координации. В-третьих, это недостаточность самой словесной системы, т.е. непрочность словесной памяти и трудности «соотнесения содержания словесной инструкции с малознакомыми, неавтоматизированными движениями»…В этот возрастной период наиболее высокими темпами происходит развитие мозга, которое обеспечивает благоприятную биологическую основу изменений в психомоторике и в большой мере определяет восприимчивость ребенка к внешним социальным воздействиям. Более позднее освоение основных видов движений и качественные их особенности отрицательно влияют на общее развитие ребенка. Многие дети проявляют или крайне низкую, или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность. Походка примерно четверти детей младшего дошкольного возраста является неуверенной, неустойчивой, шаркающей, неритмичной. При ходьбе, беге и прыжках они излишне напрягают мускулатуру всего тела, чрезмерно размахивают руками, плохо координируют движения рук и ног. Долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т.п.

3. Микроцефалия. Клинико-педагогическая характеристика. Экзогенно-эндогенные формы олигофрении.
Микроцефалия (греч маленькая голова) — заболевание, при котором объём мозга меньше обычного. Причинами микроцефалии могут быть различные факторы: радиация , инфекции, лекарства, генетические нарушения и др. Причины врожденной микроцефалии — внутриутробные инфекции , такие как краснуха , цитомегаловирус (герпес), токсоплазмоз ( паразитарное заболевание человека и животных, вызываемое токсоплазмами . Источник инвазии — различные виды домашних и диких млекопитающих ( кошки , собаки , кролики ; хищники , травоядные , грызуны и др.) и птиц .) Выделяют микроцефалию двух типов: первичную (простая, генетическая), являющуюся результатом воздействия вредного фактора на ранних стадиях внутриутробного развития, и вторичную (комбинированная, осложненная), развивающуюся в результате повреждения мозга в последние месяцы внутриутробного развития, в процессе родов и в первые месяцы жизни. Ребенок рождается с уменьшенной головой. Роднички и швы между костями уже закрыты. В дальнейшем, по мере роста, лицевой отдел черепа все более, и более увеличивается (преобладает над мозговым). При этом отмечают сужение головы кверху, низкий лоб, выступающие надбровные дуги, большие, оттопыренные, низко расположенные уши, высокое, узкое небо. Обнаруживаются значительные изменения моторики и интеллекта. Подавляющее число больных имеют различную степень интеллектуального недоразвития. Эмоциональная сфера относительно сохранена. В зависимости от особенностей темперамента больные микроцефалией делятся на 2 группы: торпидную и эретическую. Больные 1-й группы отличаются вялостью, малой подвижностью, безучастностью к окружающему; больные 2-й группы, наоборот, чрезвычайно подвижны, суетливы. Дети поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Неврологические симптомы выражены относительно негрубо: отмечаются нарушения черепной иннервации, анизорефлексия, легкие расстройства координации движений и др. Прогноз целиком определяется развитием интеллекта. При легких степенях нарушения интеллекта больные достаточно хорошо ориентируются в окружающем, приспособлены к жизни в семье, могут обучаться во вспомогательной школе и в дальнейшем выполнять несложную работу. При тяжелой степени умственной отсталости и нарушениях моторики дети нуждаются в опеке. 1 вариант Экзогенно-эндогенные формы олигофрении. Фетопатия- следствие повреждение плода с 9 нед. до рождения. Пороки встречаются сравнительно редко представлены в виде перцессивных эмбриональных структур. Н-р: крипторхизм(отсутствия яичка в мошонке ), гипоплазия какого-либо органа или всего плода. На ранних стадиях развития плода в фазе функциональной активности поражение плода может привести к пороку развития. Нарушаются интеллектуальные процессы, отмечаются определенные трудности , которые возникают между воздействием патогенного фактора в анамнезе и возникают интеллектуальные нарушения ребенка. При легкой у.о. имеет место сочетание ряда патогенных влияний, таких как генетические, так и экзогенные. В 60-80 % случаев так и не удается определить специфические причины фактора. Внутриутробное заражение эмбриона и плода путем проникновения через плаценту путем околоплодных вод. По данным вирусологов среди внутриутробных нарушений перенесенные матерью особенно в первые месяцы приводит к поражению многих ф-й. Тератус- уродство: вирусы краснухи, цитомегалии, герпес, корь, вирус гепатита и другие. При внутреотробной инфекции у новорожденных нередко отмечается петехии- точечные кровоизлияния, экхимозы- маленькие синячки. Это связанно с хрупкостью сосудов и тромбоцитопатией(состояние, характеризующееся наличием нормального количества тромбоцитов, не способных адекватно участвовать в гемостазе). Гепатоспленомегалия- увеличение селезенки и печени. Вирусные гепатиты(A B C D E и др). Пути заражения: 1.через пищу и воду(HAV, HEV); 2 через шприцы и иглы(HAV, HEV- иногда; HBV, HCV, HDV);3 Половым путем(гетеросексуалы)- HAV(иногда), HBV;HCV, HDV, HEV-возможно; 4 Половым путем(гомосексуалы)- HAV, HBV; HCV, HDV, HEV-возможно; 5 от матери к ребенку(HBV; HCV, HDV-возможно; HEV-гибель беременной); 6 татуировки(HBV, HCV, HDV-возможно). Вирус D- дефектен и поэтому неактивен, но при совместном заражении вируса B и D он восстанавливает свою активную функцию за счет вируса В, что приводит к тяжелой форме заболевания и летального исхода. Частота хронизаций вирусных гепатита: А-0%(выздоровление);В- 5-10%(хроническая форма –цероз печени и рак); С- 80-50% (хроническая форма); D- -; Е- смерть. 2 вариант Микроцефалия. Микроцефалия как отдельная форма олигофрении была описана в XIX веке(И. П. Мержеевский, 1871; Д. С. Зернов, 1879; С. С. Корсаков, 1894 и др.). Это заболевание является гетерогенным. Различают истинную (наследственную) и

4. Атипичные и осложненные формы олигофрении

Типичной олигофрении всегда свойственны тотальность психического недоразвития, которая касается не только интеллектуальной деятельности, но и всей психики в целом, а на первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактного мышления. У детей первых лет жизни при глубокой задержке психического развития недостаточность мышления более всего проявляется в недоразвитии тех функций, которые отражают становление познавательной деятельности. На 2—3-м году интеллектуальная недостаточность проявляется в особенностях поведения и игровой деятельности. Дети медленно овладевают навыками самообслуживания, не отличаются живостью, пытливостью, интересом к окружающим предметам и явлениям, которые свойственны здоровому ребенку. Игры их характеризуются простым манипулированием, непониманием элементарных требований игры, слабостью контактов с детьми, меньшей эмоциональностью. В эмоциональной сфере отмечаются примитивные реакции и недостаточная дифференцированность высших эмоций — проявлений сочувствия, стыда, личностных привязанностей. Поступкам детей- олигофренов свойственны отсутствие целенаправленности, импульсивность (без какой бы то ни было борьбы мотивов) и негативизм. Они отличаются также повышенной подражательностью, внушаемостью и несамостоятельностью поведения, находятся в зависимости от влечений и аффектов, а также от ситуации и обстоятельств. К числу наиболее частых и постоянных проявлений олигофрении относятся также признаки недоразвития в двигательной сфере. Но структура психического недоразвития может быть неравномерной и не исчерпывающейся характерными для типичной олигофрении симптомами. В связи с этим выделяют атипичные и осложненные варианты олигофрении. К атипичным формам относят случаи олигофрении с неравномерной структурой психического дефекта, проявляющейся в одностороннем развитии какой-либо психической функции либо в признаках парциального психического недоразвития. Атипичная Олигофрения, обусловленная врожденной гидроцефалией или краниостенозом, сочетающиеся с детским церебральным параличом, преимущественным недоразвитием отдельных систем головного мозга, тяжелыми нарушениями сенсорных функций и т. п. Олигофрения, вызванная гидроцефалией, наблюдается только при тяжелой водянке головного мозга. Слабоумие колеблется от легкой дебильности до идиотии. Речь развита гораздо лучше, чем мышление; благодаря хорошей механической памяти больные обладают относительно большим запасом слов, пользуются заученными речевыми штампами и сложными оборотами, не понимая их смысл. У больных хороший музыкальный слух, способность к устному счету. Они болтливы, эйфоричны, благодушны, лишь некоторые раздражительны, угрюмы, склонны к аффективным вспышкам. Нередко бывают судорожные припадки. Физические, признаки выраженной врожденной гидроцефалии очень типи чны: большой череп с выпуклым лбом и уплощенными орбитами, треугольное лицо — маленькое в сравнении с большим черепом. Роднички долго не зарастают и сильно выбухают. Кожа на голове тонкая, с просвечивающим усиленным рисунком вен, особенно на висках и у корня носа. Почти у всех больных наблюдаются те или иные двигательные нарушения (парезы, параличи конечностей), застойные диски и атрофия зрительных нервов, диэнцефальные симптомы, а также поражение слуха и вестибулярного аппарата. Давление спинномозговой жидкости при пункции повышено. Краниостеноз — следствие преждевременного заращения черепных швов: резкая деформация черепа, на рентгенограмме изменение формы и структуры костей черепа, отсутствие одного или нескольких швов. В клинический картине значительное место принадлежит повышению внутричерепного давления (головная боль, рвота, расстройства сознания, снижение зрения). Умственная отсталость бывает различно выраженной, сочетается с признаками органического психосиндрома. При осложненных формах олигофрении легкой и средней степени в структуре психического недоразвития наблюдаются дополнительные психопатологические синдромы, неспецифические для олигофрении. Наиболее часто встречаются такие синдромы, как эйфорический, апатико-абулический и дисфорический. При эйфорическом синдроме отмечается стойко повышенное настроение с оттенком всеблаженства, беспечностью, беззаботностью, безразличием к окружающему, иногда — с сюжетно-однообразными фантазиями, касающимися узкого круга интересов больного, которые отражают его интеллектуальный дефект. В отличие от лиц с гипоманиями здесь отсутствует стремление к деятельности. Близок к этим состояниям мориоподобный синдром («мория» с греч. — нелепость, ребячество): нелепая дурашливость, двигательная расторможенность, показное стремление подшутить над окружающими, устроить им неожиданный сюрприз и т. п. Но этот синдром в судебно-психиатрической клинике при олигофрениях встречается редко, он более характерен для

Читайте также:  120 федеральный закон о профилактике алкоголизма

5. Особенности олигофрении при недостаточности структур переднего мозга (лобный синдром).
Синдром Клайнфелтера (47, XXY) описан Н. F. Кlinefelter, Е. С. Reifenstein, F. J. Albriglit в 1942г. Его частота в мужской популяции составляет в среднем 0,2%, среди умственно отсталых — 1 — 2%, а среди мертворожденных — 3,4% (Н. П. Бочков, Л. О. Бадалян, Е. Ф. Давиденкова, И. С. Либерман). Выделяются два типа телосложения: для одних больных характерен высокий рост с астеническими чертами телосложения, для других — евнухоидные пропорции и гинекомастия, которая может быть одно или двусторонней. Ведущими признаками синдрома Клайнфелтера являются недоразвитие половых органов и бесплодие. В качестве особенностей структуры интеллектуального дефекта в детском возрасте у большинства больных можно отметить сочетание интеллектуальной недостаточности с относительно более глубокой незрелостью эмоционально-волевой сферы, которая по своим проявлениям приближается к психическому инфантилизму. У этих больных, наряду с недостаточностью внимания, восприятия, памяти и абстрактного мышления, более резко и рельефно обнаруживаются чрез-мерная внушаемость, подражательность, подчиняемость, недостаточность самостоятельности, чрезмерная привязанность к близким, нередко с элементом назойливости.Настроение обычно повышенное, с эйфорическим оттенком, имеет тенденцию к беспричинным колебаниям, иногда отмечается склонность к эксплозивным аффективным вспышкам. У таких больных рано проявляется недостаточное чувство долга, ответственности, активности и неспособность к длительному волевому усилению и напряженной деятельности. Эти особенности эмоционально-волевой сферы как бы выступают на первый план в структуре олигофренического дефекта и утяжеляют общую клиническую картину психического недоразвития при синдроме Клайнфелтера. У части больных, преимущественно при наличии легкого психического недоразвития, с началом обучения в школе и особенно в пубертатном и постпубертатном возрасте появляется сознание своей неполноценности, которое становится источником внутреннего конфликта. У больных начинает преобладать гипотимический фон настроения, нередко с раздражительностью, легко возникают невротические и патохарактерологические реакции. Кариологическое исследование выявляет 47 хромосом (47, XXY) . Реже встречаются варианты синдрома с кариотипом 48, XXXY и 49, ХХХХХ, соответственно с двойным и тройным половым хроматином. Как правило, степень интеллектуального недоразвития выражена тем глубже, чем больше дополнительных половых хромосом в кариотипе.

2 Анатомо-физиологические изменения мозга и ВНД у детей с умственной отсталостью

2 Анатомо-физиологические изменения мозга и ВНД у детей с умственной отсталостью

Какими бы приемами ни исследовались дети-олигофрены (клиническое наблюдение, экспериментально-психологическое исследование, исследование высшей нервной деятельности) отчетливо выступает ведущий симптом — недоразвитие способности к отвлечению и обобщению (М. С. Певзнер). М. С. Певзнер выделяет ведущий, основной симптом, который и позволяет установить закономерную взаимосвязь между отдельными симптомами в самой картине олигофренического слабоумия.Как показали исследования Е. Н. Правдиной-Винарской, у всех обследованных детей-олигофренов была обнаружена остаточная, преимущественно кортикальная, неврологическая симптоматика. У части детей обнаруживались остаточные симптомы поражения других отделов (стволовая часть мозга, подкорково-диэнцефальная область и мозговые оболочки). Наличие у исследованных детей остаточной неврологической симптоматики является доказательством перенесенного в прошлом органического поражения центральной нервной системы.Исследование электрической активности мозга детей-олигофренов, проведенное Л. А. Новиковой, показало, что в подавляющем большинстве случаев электрическая активность мозга исследованных детей-олигофренов отличается от электрической активности мозга нормальных детей того же возраста.Электроэнцефалограмма олигофренов характеризуется худшей выраженностью альфа-ритма. Альфа-ритм в затылочной области коры регистрируется у 75% исследованных нормальных детей 13—16 лет и только в 19% у детей-олигофренов того же возраста. По сравнению с нормой при исследовании детей-олигофренов резко возрастает число случаев, в которых регистрируются патологические медленные волны. Особенно большое значение имеет тот факт, что у многих олигофренов на электроэнцефалограммах среди медленных волн встречаются типичные «дельта-волны», отличающиеся большой амплитудой и своеобразной конфигурацией. «Дельта-волны» характеризуют глубокое нарушение функционального состояния корковых нейронов и обычно встречаются при органических поражениях мозга. Характерным для электроэнцефалограммы детей-олигофренов является изменение электрической активности мозга во всех областях коры.При исследовании наряду с регистрацией электроэнцефалограммы в состоянии покоя применялся метод записи биотоков при ритмическом световом раздражении. Эти исследования, проведенные в электрофизиологической лаборатории Института дефектологии АПН РСФСР Н. Н. Зислиной, показали, что кора нормально развивающегося ребенка усваивает частые ритмы световых мельканий, что свидетельствует о ее высокой функциональной подвижности . В то же время у подавляющего большинства детей-олигофренов наблюдалась либо очень нечеткая перестройка корковых ритмов на высокую частоту световых мельканий, либо ее полное отсутствие . В отличие от здоровых детей у олигофренов можно было наблюдать настройку на низкие частоты световых мельканий.Отсутствие у олигофренов перестройки на высокие ритмы световых мельканий и наличие перестройки на низкие частоты световых мельканий служат показателем сниженного уровня функциональной подвижности мозга у детей-олигофренов. Исследование особенностей высшей нервной деятельности детей-олигофренов проводилось В. И. Лубовским. В результате проведенных исследований, в которых была применена двигательная условно-рефлекторная методика с речевым подкреплением, у детей-олигофренов удалось установить наличие ряда патологических изменений высшей нервной деятельности.Изучая патологию высшей нервной деятельности, И. П. Павлов придавал большое значение нарушениям подвижности нервных процессов. И. П. Павлов обратил особое внимание на персеверации при различных психических заболеваниях и расценил их как проявление нарушения подвижности нервных процессов, патологическую инертность. О важнейшей роли параметра подвижности в высшей нервной деятельности говорят результаты ряда сравнительно-физиологических исследований (Л. Г. Воронин, Д. А. Бирюков и др.).В этих исследованиях было показано, что совершенствование общих свойств центральной нервной системы в эволюционном аспекте в наибольшей мере идет по линии увеличения подвижности нервных процессов. Результаты исследований высшей нервной деятельности детей-олигофренов и многочисленные клинические факты дают основание считать, что нарушение подвижности нервных процессов является тем патологическим изменением высшей нервной деятельности, которое тормозит возможность складывания сложных функциональных систем и тем самым лежит, в основе ведущего симптома при олигофрении.

вторичную (экзогенную, церебропатическую) формы микроцефалии. Микроцефалия может возникать при облучении плода рентгеновскими лучами. Среди умственно отсталых детей микроцефалия составляет около 10% Наследственная форма микроцефалии генетически неоднородна и может наследоваться по доминантному, аутосомно-рецессивному и сцепленному с полом типу (G. Koch, Р. Paine). Психическое недоразвитие обычно имеет равномерный характер и достигает глубоких степеней (имбецильности и идиотии). Вторичная (церебропатическая) форма микроцефалии встречается значительночаще. Причиной ее возникновения могут быть внутриутробно перенесенные инфекции, воздействие на эмбрион и плод токсических вредностей, тяжелая родовая травма и другие экзогенные факторы. Клинические проявления при вторичной микроцефалии имеют ряд особенностей. При нерезком уменьшении размеров черепа деформации его могут носить более грубый характер. Отмечается более глубокое психическое недоразвитие, которое нередко сочетается с судорожными припадками и другими дополнительными, в том числе с очаговыми неврологическими, симптомами. Эти больные могут отставать в росте и весе, иметь диспропорциональне телосложение. Гипотиреоидные формы олигофрении(кретинизм).Гипотиреозы являются наиболее распространенными эндокринными расстройствами, при которых обнаруживается психическое недоразвитие. Этиологические факторы гипотиреозов многообразны. Принято выделять наследственные (семейные и спорадические)формы заболевания, наследующиеся по рецессивному типу, а также экзогенные, причиной которых являются различные внешние вредности, воздействующие во внутриутробном или раннем постнатальном периодах: дефицит йода, заболевания гипофиза, щитовидной железы, аутоиммунные процессы, различные инфекции, интоксикации и др. У девочек заболевание отмечается значительно чаще .В основе патогенеза гипотиреоза лежит нарушение синтеза и недостаточное поступление в организм гормонов щитовидной железы, что клинически проявляется в развитии зоба, отставании физического и психического развития, нарушении формировании скелета и других органов. Щитовидная железа уменьшена в размерах или увеличена вследствие гиперкомпенсаторной гипертрофии. Клинические проявления различных форм гипотиреоза сходны. Больные с раннего возраста отстают в физическом развитии. Характерны малый рост, диспропорциональность телосложения: коренастое туловище, короткая толстая шея, короткие конечности, широкие кисти и стопы. Отмечаются многообразные дисплазии строения: череп увеличен, брахицефальной формы, лоб низкий, переносье запавшее, гипертелоризм, деформация ушных раковин, утолщение губ, увеличение языка, задержка развития зубов.В неврологическом статусе при гипотиреозах чаще выявляется общая мышечная гипотония и вегетативная дистония.Психическое недоразвитие при гипотиреозах достигает различной степени — от легкой дебильности до идиотии (Г. Е. Сухарева). Особенностью психического недоразвития является наличие психоэндокринного синдрома (Е. Вleuler). У больных отмечаются снижение влечений, замедленность психических процессов, слабость побуждений, двигательная заторможенность, бедность мимики, монотонность речи, расстройства настроения.Диагностика заболевания и дифференциация различных форм гипотиреоза основывается на клинических признаках и результатах функциональных проб с радиоактивным йодом: определение йода, связанного с белком, йода, экстрагируемого бутанолом, йодтирозина в крови и моче (Л. О. Бадалян и др.). В ряде случаев применение тиреоидина предупреждает развитие тяжелых дефектов психического и физического развития.

церебральных опухолей с лобной локализацией, для интоксикационных психозов, травматических поражений мозга.При апатико-абулическом синдроме в рамках олигофрений отмечаются эмоциональная бедность, общая вялость, бездеятельность, медлительность, скованность, замедленная реакция на все окружающее, низкая способность к психическому напряжению, психомоторная заторможенность, слабость побуждений, аспонтанность, астрессовость. Для дисфорического синдрома характерна триада: а) тоскливо-злобная окраска настроения; б) истероформные включения; в) преобладание депрессивного аффекта, нередко с ипохондрическими компонентами. В целом для олигофренических дисфорий при их возникновении характерно недостаточно четкое восприятие окружающего мира. В некоторых случаях на высоте эмоционального напряжения встречаются истерические припадки или сужение сознания, склонность к сверхценным образованием и даже рудиментарным бредовым построениям — обычно непродолжительным, исчезающим по мере уменьшения аффективного напряжения.

6. Нарушения поведения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Дезадаптивное поведение, включаясь в картину нарушения при интеллектуальной недостаточности, вторично обусловливается негативными особенностями аффективной сферы и недостаточностью социальной компетентности умственно отсталых подростков. Преодоление негативного влияния этих факторов в подростковом возрасте возможно на путях реализации системы методов и приемов коррекционно-психологической работы, направленной как на самого ребенка, так и на его микро- и макросоциальное окружение.Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие отклонений в психофизическом развитии школьников отрицательно влияет на развитие познавательной сферы и межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними, а также к нарушениям поведения, проблемам в их социально-педагогической адаптации и реабилитации.Проблема исследования порождена противоречием между необходимостью оказания своевременной психолого-педагогической помощи учащимся с интеллектуальной недостаточностью и наличием стойких негативных стереотипов, распространенных в клинической, социально-педагогической и психологической практике, в отношении возможностей психолого-педагогической коррекции социально-дезадаптивного поведения детей указанной категории.Исходя из положения Л.С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, формирование нормативного (социально-приемлемого) поведения у умственно отсталых школьников протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося ребенка. Основываясь на это положение нами была разработана методика формирования социальной компетентности умственно отсталых учащихся, которая может быть использована для совершенствования содержания и методов психологической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Определено направление деятельности психологов и педагогов по нормализации поведения учащихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида.

7. Дифференциальный диагноз олигофрении и тяжелых нарушений речи. Роль патопсихологических исследований.В СТЕПЕНИ ДЕБИЛЬНОСТИХарактерным для них является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у умственно отсталых детей лепет отмечается в период от 12 до 24 месяцев (И. В. Карлин, М. Стразулла).По мнению Касселя, Шлезингера, М. Зеемана, у умственно отсталых детей с дебильностью первые слова появляются позднее 3 лет. Исследования И. В. Карлина и М. Стразуллы показали, что первые слова у этих детей появляются в период от 2,5 до 5 лет. (В норме появление первых слов у детей от 10 до 18 месяцев).Значительное отставание отмечается у умственно отсталых детей в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речью у них более длительный, чем у нормальных детей.Развитие моторики, в том числе и речевой, у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль.Анализируя особенности речи у умственно отсталых школьников, В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности.Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому умственно отсталые дети с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами (например, сложноподчиненными предложениями с придаточными цели, причины и др.).В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетичес-кой деятельности у них затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно и качественно иначе, чем нормальные дети, усваивают они закономерности языка.Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата, обусловливающие ринолалию, механическую дислалию, локальное органическое поражение подкорковых отделов головного мозга, приводящее к возникновению органического заикания, дизартрии.Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения. Сенсомоторный уровень речи у этих детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства школьников происходит коррекция нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровня, полное устранение дефектов фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время семантический и языковой уровни развития у этих детей не достигают нормы.Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.Выделяются две группы олигофрении (Г. Е. Сухарева, Р. А. Белова-Давид): 1) олигофрения с недоразвитием речи; 2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются,

охраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы. Патопсихология — раздел медицинской психологии, имеющий клиническиприкладное значение. Патопсихология изучает психические расстройства психологическими и в первую очередь экспериментальнопсихологическими методами.Основные задачи патопсихологического исследования:1.Уточнение особенностей наблюдающихся у больного психических расстройств для дифференциальной диагностики (обнаружение расстройств мышления и эффективности, характерных для шизофрении или эпилепсии либо позволяющих отличить психопатию от психопэтоподобно протекающей шизофрении; выявление типичных для органических деменций расстройств пзмяти, интеллектуальной деятельности, речи, гнозиса, праксиса и т. д.).2.Установление степени выраженности психического дефекта, особенно важное при решении вопросов судебной, военной и трудовой психиатрической экспертизы (например, вынесение экспертного решения по поводу совершившего правонарушение больного, страдзющего эпилепсией, в зависимости от глубины интеллектуального снижения; определение уровня интеллектуальной деятельности призываемого на военную службу; установление инвалидности в зависимости от сохранности уровня интеллектуальномнестических процессов у больного церебральным атеросклерозом; установление уровня интеллектуальной деятельности ребенка и решение на медикопедагогической комиссии вопроса о том, должен он учиться в обычной школе или вспомогательной — для умственно отсталых детей).3.Получение объективных данных для оценки эффективности лечения психически больных и характеристики воздействия того или иного терапевтического метода.

источник