Меню Рубрики

Богдан т воронович алкоголизм природа лечение выздоровление

Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – 255 с.

Гринченко Н. А. Школьный антинаркотический спектакль. – Елец: Елецкий гос. пед. институт, 1997. – 37 с.

Колесов Д. В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.

Маюров А. Н. Заметки по поводу. / С. Шевердин. Люди. Идеи. Уроки. ч. II — Казань: МНАТ, 1997 — с. 9-18.

Маюров А. Н. Извлечения из Библии и Корана о вине, сикере, мейсире и пьян­стве. — Казань: МНАТ, 1998 — 27 с.

Маюров А. Н. и др. Дети с девиацией развития. / Под ред. O. В. Трошина. — Н. Новгород: НГПУ, 1998, т. 1 – 101 с.

Маюров А. Н. и др. Универсальный процесс диссоциации. / Под ред. O. B. Трошина — Н. Новгород: НГПУ, 1998, т. II – 112 с.

Маюров А. Н. и др. Нейро-психические девиации. Медико-биологическая интеграция. / Под ред. О. В. Трошина — Н. Новгород: НГПУ, 1998 — т. III — с. 106.

Маюров А. Н. и др. Кризонетика. Основы кризологической реабилитации. / Под ред. О. В. Трошина. — Н. Новгород: НГПУ, 1998 — 93 с.

Скотт Джозев. Антиалкогольное просвещение. – М.: Госс. гос. соц. институт, 1992. – 99 с.

Соловьев А. А. и др. Антиалкогольное гигиеническое воспитание школьников. — Кострома, 1988. — 24 с.

Стриж Э. Методические рекомендации для педагогов по противоалкогольной разъяснительной и воспитательной работе среди учащихся. — Таллинн: PC ДОБТ. 1986. — с.

Суровая правда об алкоголизме. — Душанбе: Информ, 1988. — 128 с.

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль, 1987. — 352 с.

Ткачевский Ю. М. Право и алкоголизм. — М.: МГУ, 1987. — 160 с.

Толкачев В. А. Теория и практика оптимализма — Мн.: «Финист», 1994. — 73 с.

Турапин В. Душа устала. — М.: Прометей, 1989. -126 с.

Социальные беды

На этом уроке ты: · углубляешь понимание понятий «опьяняющие вещества» и «опьянение»; · расширяешь свои знания о влиянии алкоголя на женщин, детей и преступления; · пытаешься решать вопросы наркотизма и формирования здорового образа жизни с людьми, наделенными властными полномочиями. Основные понятия темы: · опьяняющие вещества; · опьянение; · гортоновика; · трезвенник; · трезвенный веритист; · трезвость. ГОРТОНОВИКА- (лат. hortatio — разные виды речевых воздействий, nova — обновлять, изобретать) — новая наука, занимающаяся изучением возможностей благотворного влияния на человека целенаправленной речью. Важнейшая задача гортоновики — разработка новых методов благотворного влияния на людей с лечебной, воспитатель­ной, производственной и т. п. целями. Алкогольная и курительная про­блемы являются наиболее значительными и актуальными объектами изучения гортоновики. Методы избавления от алкоголизма и курения, а также рекомендуемые читателям методы самоизбавления и взаимоизбавления от алкоголизма — гортоновические. ОПЬЯНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА — это химические препараты, при употреблении которых в первую очередь страдает головной мозг потребителя, нарушается структура нейронов головного мозга, своеобразного материального носителя высших психических функций, капиллярный комплекс мозга, опиоидная система, которая гармонизирует душевное состояние человека и т. д. При этом более всего страдают высшие отделы головного мозга, затем глаза, печень, почки, легкие, сердце, и другие органы. Даже однократное употребление безобидного на первый взгляд вещества, допустим пива, может нанести непоправимый урон психическому и физическому здоровью, а при систематическом употреблении интенсивно начинает не только страдать, но ощутимо болеть и стареть организм, происходит деградация и распад личности. нарушается социальное благополучие потребителя. ЛЮБОЕ ОПЬЯНЕНИЕ – это отравление головного мозга опьяняющими веществами, в результате которого происходит торможение процессов в отделах головного мозга, поражение высших психических функций (мышления, внимания, памяти и др.), нарушение работы внутренних органов. Начальная стадия любого опьянения идентична алкогольному опьянению. Алкоголь является легитимным, хорошо изученным наркотически действующим веществом, которое широко распространено и активно употребляется населением. Из всех опьяняющих веществ он является одним из самых агрессивных. ТРЕЗВЕННИК — человек, не имеющий питейной запрограммированности и совершенно не употребляющий спиртное. ТРЕЗВЕННЫЙ ВЕРИТИСТ- носитель и пропагандист науч­ных истин о спиртных изделиях и последствиях их употребления. ТРЕЗВОСТЬ -нормальная, неотравляемая алкогольными изделиями жизнь отдельного человека, группы людей, общества или народа. Пометки на полях Алкоголизм и преступление – это два явления об­щественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом. И. Мержевский. Мержевский Иван Павлович (1838-1908) – русский психиатр и невропатолог. Алкоголь — поставщик людей для тюрем. А. Бодрираллар. Бодрираллар, Анри Жозеф Леон (1831-1892) – французский публицист. В бутылках я вижу ужасы, которые будут порожде­ны их содержимым: мне представляется, что передо мною склянки с уродцами, змеями и эмбрионами в ес­тественно-научном музее. Г. Гейне. Гейне, Генрих (1797-1856) — немецкий поэт, публицист, критик. Малейшие дозы спиртного уничтожают возможность возникновения счастливых мыслей, убивают их в зачатке. Г. Гельмгольц. Гельмгольц, Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894) – немецкий естествоиспытатель. Алкоголь — вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума. В. Данилевский. Данилевский Василий Яковлевич (1852-1939) – русский физиолог. Алкоголь превращает человека в убийцу и вора. Ч. Колтон. Колтон, Чарлз Калеб (1780-1832) – английский литератор, проповедник. В силу своих биологических особенностей женщины быстрее, нежели мужчины, привязываются к алкоголю. Они приобщаются к нему в силу своей повышенной эмоциональности в основном через слабоалкогольные изделия: шампанское, ликеры, вина, пиво и т. д. По мере роста потребления в мире алкогольного наркотика растет и уро­вень алкоголизации женщин. По данным науки, при приеме дозы алкоголя в количестве 7,8 г на килограмм веса, что приблизительно соответствует 1-1,25 л водки для взрослого человека, наступает смерть. Для детей смертельная доза в 4-5 раз меньше из расчета на килограмм веса. Для ребенка дошкольного возраста смертельная доза составляет 30-50 мл водки. Дети, как правило, приобщаются к алкоголю в семье. Из анамнеза страдающих алкоголизмом было установлено, что подавляющее их большинство (96,2%) приобщились к употреблению алкоголя в возрасте до 15 лет, а 31,8% в возрасте до 10 лет. Последним спиртное впервые дали ближайшие родственники. По данным исследова­ний, 82% детей в возрасте 5-6 лет говорят, что будут пить, когда станут взрослыми. При обследовании в начале 1980-х гг. 7372 учащихся средних школ ученые установили, что в возрасте 9-10 лет 50% мальчиков и 32% девочек уже познали вкус спиртного, в 14-15 лет 60% мальчиков и 43% девочек, а к 16-17 годам пробовали алкогольные изделия 84% юношей и 60% девушек. Исследования, проведенные ленинградской наркологической службой, показали, что 92% выпускников школ считают нормальным употребление алкоголя в их возрасте. В настоящее время до 80% случаев приобщения подростков к спиртным изделиям происходит дома, в семье. Статистика показывает: в возрасте до 16 лет начал пить каждый третий убийца, каждый второй вор и грабитель. Нередко мы слышим: «Пьяный за рулем — преступник». Почему пьющие водители автотранспорта чаще становятся виновниками дорожных происшествий? Под воздействием алкогольного яда у них теряется чувство опасности, затормаживаются нервные пpoцессы, что ведет к замедлению реакции. Под влиянием алкоголя происходит большинство преступлений. Почему? Алкогольный, наркотик, воздействуя на мозг, нарушает его функцию. В первую очередь страдает кора головного мозга, возникшая в ходе эволюции человека и отвечающая за мышление и проявления нравственности. Именно эта функция коры головного мозга отличает человека от животного. Вследствие наркотизации коры головного мозга теряет­ся контроль разума за действиями человека. На первый план в его поступках выходит эмоциональное восприятие действительности, причем преобладают отрицательные эмоций. Это порождает агрессивность, грубость, озлобленность и прочее. Информация для учителя: Учащимся необходимо понять, как функционирует де­мократическое общество и в чем может заключаться их доля ответственности за помощь обществу. Главной составной частью демократического правления является то, что каждый гражданин имеет право голоса. Одним из способов осуществления взрослыми своего права голоса, является голосование. Молодые люди тоже могут влиять на события, обсуждая то, что их заботит, с представителя­ми правительства. Учащиеся могут начать процесс приоб­щения к гражданственности, через общение с законода­телями и другими представителями власти. Учащиеся мо­гут начать этот процесс с вопросов представителям вла­сти по поводу законов о наркотиках и алкоголе. Напишите и вырежьте названия разных профессий и положите их в бумажный пакет. Пусть каждый ученик вытянет для себя одну бумажку с названием профессии из этого пакета. Скажите учащимся, что сейчас идет заседание городского собрания – чрезвычайная сессия – на котором вырабатывается «позиция» нашего города по отношению к алкоголю. Они должны написать один закон для каждого из первых наркотиков. Каждый учащийся должен отстаивать свою точку зрения с позиций доставшегося ему персонажа. Обсудите вопросы, по которым учащиеся хотели бы выразить свое мнение. Сосредоточьте внимание на вопросах, которые влияют на жизнь местного населения или всей нации (примеры: предложения, касающиеся того, как вести борьбу с алкоголем в данном районе/городе, как привести в порядок торговую зону, где взять денег на оборудование новой игровой площадки). Можно задать следующие вопросы: · Какие в стране существуют законы, касающиеся употребления алкоголя? · Почему у нас имеются эти законы? · Есть ли законы об управлении автомобилем в нетрезвом состоянии? · Что полагается за их нарушение? · Какие законы регламентируют употребление табачных изделий? · Могут ли учащиеся купить алкогольные изделия? · Какие существуют правила в школе в отношении пива? Пусть учащиеся назовут лиц, которые могли бы повлиять на решение какой-либо проблемы (например, директор школы, редактор газеты, президент, депутат, губернатор, мэр). Обсудите роль каждого из них в решении проблем. Раздайте каждому ученику по бланку письма, который можно было бы использовать для обращения к тому или иному должностному лицу. Попросите каждого учащегося написать краткое письмо кому-либо из представителей власти с выражением озабоченности по поводу определенной проблемы и с предложениями ее решения. Соберите и отправьте готовые письма. Подготовьте доску объявлений с экземплярами писем или именами и адресами людей, которым учащиеся направили письма. Продемонстрируйте ответы, полученные от адресатов. Упражнения в учебной группе Класс подразделяется на мелкие подгруппы, которые выполняют общее задание самостоятельно, а затем результаты сравниваются и обсуждаются в общей дискуссии. Таким образом можно уточнить упражнения с различными целевыми установками: 1. Усилить осознание обучающимися разнообразия факторов, связанных с употреблением алкоголя. Перечисление самих факторов, объяснение их сущности и последствий для человека и его семьи, — содержательная стороны упражнения. 2. Демонстрировать взаимосвязи и комплексный эффект причин и следствий употребления алкоголя. 3. Развить способности обучаемых распознавать наличие алкогольных проблем, даже если клиенты о них не говорят. 4. Усилить осознание обучаемыми ранних признаков алкогольных проблем и их способности к выявлению взаимосвязей между этими проблемами. Первая из этих задач решается в малых группах в форме составления сценария беседы с клиентом. Вторая задача решается в форме ролевой игры на фоне всей группы, когда в беседе предстоит выяснить не менее 10 признаков наличия у клиента алкогольных проблем. Информация для размышлений · В начале века были проведены опыты по изучению влияния ал­коголе на поведение и способности детей. Были отобраны 25 учени­ков в возрасте от 7 до 15 лет, все они были вполне здоровы и хорошо учились. Детям в зависимости от возраста давали 1-2 рюмки вина и наблюдали за ними на уроках. Сразу после приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость, свободнее держались в поступках и на словах. Они быстрее читали, но в письме отмечалась неровность почерка, в арифметических действиях они допускали грубые ошибки. Выучивание наизусть давалось труднее. Характерно, что 13-15-летние мальчики были не в состоянии передавать своими словами содержание прочитанного. В то же время у всех изменялся характер: дети становились непослушными, дерзкими, с повышенным самомнением. · По данным научных исследований; употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно. · Употребление алкогольных изделий в подростковом возрасте нередко способствует появлению или заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость отчужденность. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя ста­новится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения. · Мотивы употребления алкоголя подростками: а) нравится, приятно — 45,1-60,6%; б) влияние компании ровесников — 1l,2-22,5%; в) снятие напряжения — 12-15,4%; Формы прио6щения к алкоголю: а) в кругу родных (родители, родственники); б) в кругу друзей. Родители приобщают детей к выпивке в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к алкоголю в кругу друзей происходит в более старшем возрасте. · По статистике, мальчики в 4 раза чаще пробуют спиртное в раннем возрасте, нежели девочки. Приобщение к алкоголю девочек протекает медленнее. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, знакомятся с алкоголем, в более старшем возрасте происходит у них и наибольшее приобщение к употреблению спиртного в 15-!6 лет (у мальчиков в 13-14 лет). · До 11-летнего возраста первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для «аппетита», «лечат» вином, а то и сам ребенок из любопытства пробует спиртное. В более старшем возрасте мотивами и, первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, день рождения, прием гостей и т. д. С 14-15 лет появляются такие доводы, как «неудобно отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и прочее. · 91% семей, где подростки часто употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи. · Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, процент неполных семей и повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у не потребляющих. · По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки. · Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, встречается 5,7% семей, в которых употребляют алкоголь оба родителя, 58,1% семей, в которых употребляет спиртное только отец, и нет ни одной семьи, в которой вообще бы не употреблялись алкогольные изделия. · По статистике, 53% подростков, часто употребляющих алкоголь, лишены внимания и контроля со стороны родителей. · В 54,1% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, родители имеют только начальное или неполное среднее образование. · 76,9% подростков, употребляющих алкоголь, учатся плохо, 23% посредственно и только около 1,5% успевают чуть выше среднего уровня. · Около половины подростков, употребляющих алкоголь, читают мало книг, причем 19% из них не читают книг вообще. И это в тот возрастной период, когда интенсивность чтения у человека наи­большая. По 5-6 книг в месяц читают 5,7% подростков, но по содержанию это приключенческо-детективное чтение. · В 1953 году Джеймс Олдс и его коллеги вживляли электроды в мозг крыс. Крысы научались нажимать на рычаг, чтобы получать раздражение. Однажды научившись, они продолжали это делать с частотой несколько тысяч раз в час в течение десяти часов. Поскольку крыса трудилась с таким упорством, ее поведение означало, что ей «нравится» ощущение, вызываемое такой стимуляцией. Соответствующие области стали называть «центрами удовольствия». · В 1960 году душевое потребление алкоголя составило 3 литра в год. В это время прирост национального дохода составил 11-12%. К 1982 году душевое потребление алкоголя составило 12 литров. При таком массовом производстве и продаже алкоголя мы, по словам его апологетов, должны были разбогатеть и национальный доход должен был бы увеличиться в 4 раза. Он же снизился почти в 6 раз, составив всего 2%, и продолжает падать. Поэтому алкоголь губителен не только для пьющих граждан, он разоряет общество и государство. · Опыт России 1914 года показал, что уже через 3-4 недели после .введения «сухого закона» освободились камеры в полицейских участках, практически исчезло как явление хулиганство и т. д. · Около 60-90% преступлений совершается, людьми, находящимися в нетрезвом состоянии. · Ежегодный прирост алкогольной преступности в 1990-е годы ХХ в. составлял свыше 1,5%. · По данным ВОЗ, в разных странах мира от 15 до 90% заключенных-рецидивистов страдают алкоголизмом. · На основании данных выборочных исследований по 15 экономически развитым странам установлено, что ежегодный уровень хронического алкоголизма увеличился с 0,3 в 1900-1929 гг. и 3,3 в 1930-1940 гг. до 12,3 в 1955-1975 гг., то есть за 75 лет вырос в 40 раз. Если в конце XIX – начале ХХ вв. на 10 мужчин-алкоголиков приходилась одна женщина-алкоголичка, то позднее это соотношение стало 6:1, а ныне 3,6:1. · Новейшие исследования показали, что вредные последствия употребления алкоголя отцами более сильно отражается на дочерях, нежели на сыновьях. · Девушки, женщины спиваются в 3-4 раза быстрее, нежели юноши, мужчины. Значительно быстрее спиваются дети пьющих родителей, особенно девочки, девушки. · Психическая деградация женщин происходит в 3-5 раз быстрее, чем у мужчин. · По данным американских авторов, среди женщин, обратившихся за медицинской помощью в связи с невротическим состоянием, у 71,2% невроз был обусловлен пьянством мужа, а по данным отечественных ученых, у 2/3 жен, страдающих алкоголизмом, обнаруживаются те или иные признаки неврологических состояний, причем, 1/3 из них нуждается в госпитализации. · Германские ученые доказали, что при прочих равных условиях в возрасте, комплекции, количестве выпитого женский мозг поражается алкоголем в два с лишним раза быстрее мужского. · Если мужчина выпивает от 60 до 120 г алкоголя, то он рискует в 5 сильнее, чем непьющий, а женщина в 250 раз. · По данным московских ученых, почти 90% женщин считают невозможной встречу с мужчиной и физическую близость с ним без употребления алкоголя.
Читайте также:  Проблема алкоголизма среди молодежи и решения проблемы

· Около 60% осужденных за грабеж и разбой совершили эти преступления именно с целью добыть денег на выпивку.

· Около 20% бытовых, 46% уличных и до 18% производственных травм связаны с опьянением.

· По всем видам хулиганства, от мелкого до особо злостного с применением оружия свыше 90% преступлений совершено пьяными. Более 85% драк и ссор возникает на почве пьянства.

· На 1990 год в России 549 тыс. человек находились в исправительно-трудовых колониях разного режима, 124 тыс. в тюрьмах и 85 тыс. в спецкомендатурах при стройках народного хозяйства. В исправительно-трудовых колониях России находилось свыше 20 тыс. женщин.

· В 1985 г. наблюдался самый высокий уровень преступности за последние 20 лет. После антиалкогольных постановлений в 1986-1987 гг. общая преступность снизилась на четверть, а по тяжким преступ­лениям на треть. В 1988-1989 гг. уровень преступности вернулся к пиковым показателям 1985 г. Именно к этому времени уровень потребления алкогольных изделий почти достиг уровня 1985 г.

· В 1993-1994 гг. 43,5 тыс. детей стали жертвами преступлений, совершенных своими родителями. Ежегодно только в г. Москве в больницы поступает до 80 изувеченных детей, попавших под тяже­лую родительскую руку. Физическое наказание в качестве воспитательной меры используют, по данным анонимных опросов, 60% родителей.

· Среди детей в возрасте до 14 лет ежегодно отмечается около двух миллионов семейно-бытовых травм. Ежегодно убегают из дома около 50 тыс. детей. По данным МВД РФ число беспризорных детей в стране приближается к миллиону.

· Темпы роста правонарушений среди несовершеннолетних в 15 раз опережают общие показатели роста числа преступлений. По данным Генпрокуратуры, за 1991-1994 гг. число убийств, совершенных ма­лолетними, удвоилось. В целом же в 1996 г. в тех или иных преступлениях участвовало свыше 200 тыс. маленьких сограждан (в 1987 г. чуть более 100 тыс.).

Вопросы и задания:

1. Как ты сможешь повлиять на отрезвление своих сверстников?

2. Что бы ты сказал своему Президенту, окажись с ним за одним обеденным столом?

3. Отправь заготовленные в классе письма руководителям города, района, области, края, республики, округа, страны.

Домашнее чтение

Я был на мусульманской свадьбе,

В ауле том, на той пирушке!

В тарелке он растер окурок,

И пяткой — рюмку по паркету.

Сказал, насупив брови хмуро:

«К чертям! Пусть враг глотает это!»

В номере 5 журнала «Знамя» за 1987 год напечатаны «Беседы с палачом» польского литератора К. Мочарского. Волею случая К. Мочарский оказался в одной тюремной камере с приближенным Гитлера фашистским генералом Штроопом. Вот откровения гене­рала:

«В беседах и при разработке планов в этой области в штабе рейхсфюрера СС мы проявляли озабоченность активностью натурального прироста коренного населения. Существовали различные планы решения этой проблемы. У меня был свой собственный вариант, но посвящать вас в его детали я не буду».

«Я неоднократно думал, что за вариант замышлял Штрооп по ограничению прироста населения Украины? Однако, кроме расстрелов, убийств, выселения за Урал, истребления голодом я ничего другого предложить был не в состоянии. Через какое-то время, когда мы рассуждали на другие темы, я узнал о штрооповом методе геноцида в рассрочку.

А именно, мы говорили о наркомании и алкоголизме. Штрооп, как я уже упоминал, являлся сторонником умеренного потребления крепких напитков, у него был также свой взгляд на употребление вина разными народами. О французах он говорил, что это страна «винных алкоголиков», которые страдают национальным недугом – циррозом печени. Англосаксы, по его мнению, постоянно хлещут виски. «Черчилль вечно был под газом. Поляки, русские, украинцы и скандинавы — это потребители водки».

— А почему бы украинцам не дать вволю водки, раз они жить без нее не могут? — изрек он однажды. — Кроме того, им надо разрешить петь: тут они действительно мастера. А если бы водка, высокоградусная водка стоила гроши и продавалась на каж­дом шагу, украинцы только благодарили бы нас за общедоступность такого рода удовольствий».

Мочарский далее заключает:

«План , Штроопа заключался в том, чтобы споить украинский народ (и другие народы Советского Союза), доведя его в пределах двух-трех поколений до деградации».

Мочарский говорил Штроопу: у них много книг, они любят читать. Книги будут поддерживать в славянах дух свободолюбия и разума.

Штрооп и на это имел свои планы. Он говорил, что мы бы водку обменивали им за книги, и таким образом, быстро бы лишили источника разума и высоких стремлений.

Так гитлеровцы замышляли окончательно решить так называемый русский вопрос.

Ныне Штроопу вторит депутат Шмелев, призывающий открыть все шлюзы для спиртного. И не то странно, что находятся люди, желающие такой судьбы славянским народам; странно, что Шмелев находит у многих поддержку и более того — пользуется нашим, доверием и даже высоким почтением.

Алкоголь: мифы и реальность

Мифы Реальность
1. Алкоголь — пищевой продукт. 1. Согласно решению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), еще в 1975 году алкоголь был признан наркотиком, подрывающим человеческое здоровье.
2. Умеренное потребление алкоголя полезно для здоровья и безопасно для общества. 2. Специалисты ВОЗ предупреждают: не существует минимального порога, ниже которого алкоголь можно употреблять без риска. Алкоголь вызывает зависимость, рак и хронические заболевания печени, может приводить к несчастным случаям в быту, на производстве и на дорогах, а также к рискованному сексуальному поведению, самоубийствам, семейным проблемам, насилию и преступлениям. Эксперты ВОЗ считают, что концепция умеренных доз для улучшения здоровья в значительной мере инспирирована в ком­мерческих целях.
3. Употребление алкоголя снижает риск сердечно-сосудистых заболева­ний. 3. Специалисты ВОЗ считают: «Существуют иные способы снижения риска сердечно-сосудистых заболевании: избегайте курения, занимайтесь физической деятельностью, ешьте меньше жиров. Те, кто уже предпринимают эти меры предосторожности, вряд ли смогут еще больше снизить свой риск с помощью небольших выпивок».
4. Алкоголь излечивает от простуды. 4. При простудных заболеваниях, особенно гриппе, прежде всего страдает головной мозг. Дополнительный удар по мозгу приводит к ухудшению состояния больного.
5. Алкоголь согревает. 5. Подавляющее большинство тех, кто отморозил пальцы, конечности, а то и насмерть замерз, были в состоянии алкогольного опьянения. Спиртное действует на сосудо-двигательный центр так, что приводит к расширению мелких, поверхностных сосудов и усиливает теплоотда­чу. Человеку кажется, что ему стало тепло, в то время как его организм переохлаждается.
6. Спиртное и баня излечивают многие болезни 6. При высоких температурах повышается нагрузка на сердце. Но когда к этой нагрузке добавляется еще и алкогольная нагрузка, то провоцируется острая сердечная недостаточность, отек мозга и легких. В медицине известно немало случаев, когда любителям совмещать баню и спиртное пришлось заплатить за это жизнью.
7. Пиво, сухое вино, шампанское менее вредны, чем крепкие изделия. 7. Формула этилового спирта во всех алкогольных изделиях одна. «Замаскированность» же алкоголя в изделиях приводит к тому, что их употребляют чаще и в больших объемах. Юношеский алкоголизм нередко начинается с: пива, а женский — с вина. Во Франции цирроз печени занимает третье место в структуре смертности мужчин. Ежегодные потери от алкоголя там равны потерям от ядерного взрыва над Хиросимой.
8. Алкоголь выводит из организма радионуклиды, алкоголь помогает выжить при радиационной опасности. 8. Ученые исследовали эту проблему и установили, что алкоголь, накладываясь на радиационное поражение, усиливает его, что «алкоголь не может служить не профилактическим, ни лечебным средством». Эта провокация возникла в секретных американских материалах после того, как в 1942 году в СССР было принято решение о создании атомного оружия. Результаты известны. Так, к моменту аварии на Чернобыльской АЭС, 40% обслуживающего персонала были алкоголиками.
9. Алкоголь увеличивает потенцию. 9. Исследования показали, что под влиянием алкоголя потенция, наоборот, снижается. Разгадка легенды в том, что алкоголь снимает барьеры, растормаживающие поведение. Однако еще Шекспир писал, что «алкоголь увеличивает возбуждение, но затрудняет исполнение».
10. Пьянство -извечная русская традиция. 10. Исследования историков показывают, что в старину на Руси пили лишь меды и квасы. В средневековье брагу варили лишь по великим праздникам. Спаивание народа началось при Иване Грозном, когда появились первые царевы кабаки для «пополнения царской казны». Но еще при Петре самым крепким изделием была водка крепостью всего 16 градусов. С появлением промышленного производства водки (XIX в.) появился алкоголизм. Но благодаря сопротивлению спаивания, с 1914 по 1921 год в России удерживалась трезвость. Новая полна спаивания началась в начале 60-х годов ХХ столетия, что историки связывают с реализацией плана Даллеса по разложению СССР изнутри. Среднемирового уровня употребления (5 литров) Россия достигла лишь к середине 60-х годов. А в настоящее время размах пьянства и алкоголизма признан беспрецедентным за всю историю России. По официальным источникам, на душу населения в России приходится более 15 литров абсолютного алкоголя в год. Специалисты считают, что фактически пьем 25 литров. Ситуация признана как алкогенетическая катастрофа.

Алкоголь и другие наркотические вещества. – Н. Новгород, 1994. – 130 с.

Аникин С. С. Трезвенное воспитание – основа психолого-педагогической профилактики наркотизма в школах и других учебных заведениях. – Красноярск: клуб «Здоровая семья», 2002. – 179 с.

Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – 255 с.

Дроздов И. В. Геннадий Шичко и его метод. – Л., 1991. – 160 с.

Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 175 с.

Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. – М.: Просвещение, 1987. – 80 с.

Колесов Д. В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.

Колесов Д. В., Казаков Л. Х., Плешкова Г. В. Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников. – Пособие для учителя. – М., 1992. – 86 с.

Колесов Д. В., Мельников Г. В. Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения ее эффективности. – М.: Знание, 1988. – 64 с.

Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск: Беларусь, 1988. – 207 с.

Константинов А. А. Антиалкогольное воспитание молодежи. История. Опыт. Проблемы. – Пермь: Знание, 1988.

Красновидова С. С. Горько! Очень горько! – Л.: Лениздат, 1987. – 60 с.

Красновидова С. С. Содержание и формы антиалкогольного воспитания учащихся. – Л.: АПН СССР, 1985. – 16 с.

Красновидова С. С. Содержание и формы антиалкогольной пропаганды среди учащихся. – Л.: АПН СССР, 1985. – 32 с.

Маюров А. Н. Программа учебного курса «Психолого-педагогическая профилактика наркотизма у девиантных детей». – Н. Новгород: МУНФ, IVES, МАФР, 1999 – 34 с.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей ред. проф. А. Н. Маюрова. Вып. 5. – Н. Новгород, МУ, МНАТ, IVES и др., 1998 – 80 с.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей ред. проф. А. Н. Маюрова. Вып. VI. – Н. Новгород, МУ, МНАТ, ИСБВ и др., 1999 – 65 с.

Маюров А. Н. Боец-Казань: МНАТ, 1999 – 12 с.

Скотт Д. Антиалкогольное просвещение. – М.: Росс. гос. соц. институт, 1992. – 99 с.

Семейные проблемы

На этом уроке ты: · получаешь представление о здоровой и дисфункциональной семье; · осмысливаешь проблемы семейного пьянства и алкоголизма; · размышляешь о путях отрезвления; · учишься тестированию. Основные понятия темы: · настроенность; · программа; · убеждение. НАСТРОЕННОСТЬ — психологический настрой организма, приводящий механизмы сознания для принятия решения и действия. ПРОГРАММА — психологическая установка для осуществления действия (что? где? как. ); неосознаваемое личностью состояние готовности к опреде­ленной деятельности, выражающей содержание нашего сознания. УБЕЖДЕНИЕ — твердые, основанные на определенных познаниях, уста­новившиеся взгляды, отражающие сплав знаний и жизненного опыта. Убеж­дения бывают истинные и ложные. К ложным относится уверенность в том, что употребление спиртного оправдано, нормально и даже неизбежно в нашей жизни. Убеждения трудно одолеть наказанием, требованием. Пометки на полях Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым. И. Гете. Гете, Иоганн Вольфганг (1749-1832) – немецкий поэт, мыслитель, ученый. Трезвому совестно то, что не совестно пьяному. Этими словами высказана существенная, основная при­чина, по которой люди прибегают к одурманивающим веществам. Л. Толстой. Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, кото­рый с новой верной стороны освещает для него все явления жизни. Л. Толстой. Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – русский писатель. Трезвость кладет дрова в печку, мясо — в кастрю­лю, хлеб — на стол, кредит — государству, деньги — в кошелек, силу — в тело, одежду — на спину, ум – в голову, довольство — в семью. Б. Франклин. Франклин, Бенджамин (1706-1790) – американский политический деятель, ученый. Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятых: голод, чума и вой­на. У. Гладстон. Гладстон, Уильям Юарт (1809-1898) – английский государственный деятель и писатель. Алкоголизм — это порождение варварства — мерт­вой хваткой держит человечество со времен седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Д. Лондон. Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены. Но обещания его лживы: физическая сила, которую оно обещает, призрачна, душевный подъем обманчив. Д. Лондон. Лондон (Джон Гриффит Лондон), Джек (1876-1916) – американский писатель. Здоровая семья Семья является основной ячейкой общества и имеет решающее значение для его существования. Здоровая семья та, которая: — обеспечивает существование и развитие ее членов; — удовлетворяет эмоциональные запросы своих членов; — обеспечивает баланс между самостоятельностью и зависимостью; — учит нормам поведения в обществе, здоровому и трезвому образу жизни; — обеспечивает развитие и адаптацию каждого члена, включая родителей; — является местом, где развивается чувство собственного «Я». В здоровой, так называемой функциональной семье обязательны 5 свобод: 1. свобода восприятия того, что имеет место быть здесь и сейчас, а не того, что было или что должно быть; 2. свобода мыслить так, как умею, а не так, как требуется; 3. свобода чувствовать то, что чувствуешь, а не то, что следует чувствовать; 4. свобода желаний и выбора того, что хочу, а не того, что нужно хотеть; 5. свобода самовыражения, а не исполнение заданной роли или постоянная забота о безопасности. Большинство алкогольных проблем все еще остаются в рамках семьи. Стрессовое давление потенциального алкоголика на семейные отношения прорывается наружу различными путями: то дети проговорятся о семейных раздорах, то жена активно взывает о помощи, или же испытывает собственные патологические реакции, вследствие постоянного напряжения от проживания с пьяницей в одной квартире, иногда вся семейная система разваливается на части, или же ее функции становятся настолько несогласованными, что требуется профессиональная помощь, вмешательство. Сговор в целях сохранения сора в избе, покрывательство пьющего, привыкание к этому в семье ради ее сохра
Читайте также:  Проблема алкоголизма среди детей и подростков

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

В этом разделе размещена популярная литература о способах лечения алкоголизма, о самопомощи при алкоголизме, о жизни после излечения алкоголизма и др. Все книги рассчитаны на простого читателя, не имеющего специального образования. Могут быть полезны людям, страдающим алкоголизмом, их близким и родственникам, просто интересующимся проблемой алкоголизма.

Приглашаем также в разделы сайта:

Одна из базовых книг сообщества «Анонимные Алкоголики». В отличие от самой книги «Анонимные Алкоголики», тут не излагается концепция программы излечения от алкоголизма «12 Шагов». Книга «Жить Трезвым» посвящена методам, как оставаться трезвым. В этой книги обобщен практический опыт движения АА в способах поддержания трезвости.

Автор этой книги, практикующий врач-нарколог, с большим опытом работы, попытался рассказать некоторые общие правила, пользуясь которыми, больным удавалось получить трезвость. Книга будет полезна и тем, что участвует в судьбе алкоголика. Этим людям будет легче понять, как можно помочь этим больным.

Проявления психологической зависимости, формирующиеся в детстве, во многом определяют весь жизненный путь человека и могут служить невидимым двигателем поступков и выбора. Информация, изложенная в книге, поможет сделать вашу жизнь более осознанной и свободной, а профессионалам — пополнить свои знания и представления о самой распространенной форме психологических нарушений. Книга предназначена для широкого круга читателей и для специалистов.

Предлагаемая Вашему вниманию книга – «Остаться трезвым – Руководство по профилактике срыва» является попыткой обновления модели профилактики срыва с помощью новой информации, появившейся с момента издания нашей предыдущей книги. Это также попытка донести непосредственно до Вас, членов сообщества выздоравливающих, жизненно важную информацию, в которой речь идёт о выборе между жизнью и смертью – между трезвостью и срывом.

Эта публикация является своеобразным приглашением к изучению сути причин, приводящих к алкогольной зависимости, и основ выздоровления. Она даст читателю возможность глубже понять проблемы, связанные с собственной болезнью или алкоголизмом близких людей, поможет в обретении зрелой трезвости.

Эта книга об алкогольном срыве, о том, что он из себя представляет и как его можно предотвратить. Срыв – сложный процесс, у него много аспектов, и чтобы предотвратить его, необходимо понять процесс выздоровления и что происходит, когда выздоровление является частичным. Автор описывает нормальный процесс выздоровления и показывает, что препятствует полному выздоровлению.

Книга, которую Вы держите в руках, адресована в равной степени как тем, кто сталкивается с проблемой алкоголизма или других зависимостей среди своих близких, друзей или знакомых, так и всем тем, кто имеет дело с этими заболеваниями в рамках своих профессиональных обязанностей, а именно: врачам, психологам, психотерапевтам, учителям, духовным лицам, полицейским, руководителям учреждений и организаций и др.

Теренс Т. Горский предлагает реальные шаги, которые можно предпринять, чтобы предотвратить рецидивы и продолжить развитие собственной личности. Эта брошюра, описывающая шесть развивающих друг друга этапов восстановления личности по Горскому, показывает опасные признаки срыва и дает действенный план для достижения полноценной, независимой от химических веществ жизни.

Брошюра «Мой алкоголизм» представляет собой вариант библио­психотерапии (лечение печатным словом). Предназначена для лечения начальных форм болезни и профилактики алкоголизма, для формирования критичного отношения к своему состоянию и болезни. Может использоваться врачами психиатрами-наркологами как пособие, как примерная схема по преодолению алкогольной анозогнозии (неузнавание у себя болезни) и формированию установки на трезвость приемами рациональной (рассудочной) психотерапии.

В течение семнадцати лет, работая консультантом по химической зависимости, я наблюдал борьбу многих людей, которые пытались выздоравливать от этой болезни. Некоторые люди искали трезвость с помощью Двенадцатишаговых Программ Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов. Другие обращались к терапии. Многие люди искали преимущества обоих методов. Были и другие, которые пытались проделать это в одиночестве. Я видел многих людей, которые успешно достигли продолжительного выздоровления . Некоторые много раз срывались, пока не пришли к трезвости. Многие сдались в отчаянии и, возможно, умерли от своей болезни. Цель этой книги — показать вам примеры, взятые из тысяч историй выздоровления, которые я видел в развитии. Также она поможет мне понять опыт выздоровления, прожитый мной лично. Моя цель — объяснить процесс выздоровления, как я его понимаю. Я хочу, чтобы вы поняли, как он работает, и что, по моему мнению, должен сделать химически зависимый человек, чтобы перейти от активной зависимости к трезвости.

Что делать, когда употребление алкоголя остановлено, стабильная трезвость приобретена, а жизнь так и не приносит удовлетворение? Книга о жизни после обретения устойчивой трезвости.

Из предисловия переводчика: «Недавно по воле Судьбы в мои руки попали статьи этого сборника. Готовя их к изданию, я сознательно нарушаю авторские права, не намереваясь получать никаких разрешений на издание. У меня есть единственное оправдание: если знания помогут Вам, мой читатель, обрести и сохранить трезвость, как они помогли мне, — я обязан дать Вам эту возможность, даже вопреки меркантильным интересам других людей. И уж во всяком случае я не наживусь на этом издании»

Вскоре после публикации книги о выздоровлении Стадии 2 «Жизнь после преодоления зависимости» я пришел к убеждению, что необходимо продол­жение — взаимоотношения Стадии-2. В своей предыдущей книге, наряду с остальным, я хотел донести до читателя, что интимность и взаимоотноше­ния являются наиважнейшей частью всего процесса выздоровления. Та книга заканчивалась главой о взаимоотношениях, но я понял, что этот пред­мет заслуживает более подробного внимания.

Вот как проводилась профилактика алкоголизма в еще дореволюционной России (1913 год). И на мой взгляд, все очень довольно толково.

Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – 255 с.

Гринченко Н. А. Школьный антинаркотический спектакль. – Елец: Елецкий гос. пед. институт, 1997. – 37 с.

Колесов Д. В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.

Маюров А. Н. Заметки по поводу. / С. Шевердин. Люди. Идеи. Уроки. ч. II — Казань: МНАТ, 1997 — с. 9-18.

Маюров А. Н. Извлечения из Библии и Корана о вине, сикере, мейсире и пьян­стве. — Казань: МНАТ, 1998 — 27 с.

Маюров А. Н. и др. Дети с девиацией развития. / Под ред. O. В. Трошина. — Н. Новгород: НГПУ, 1998, т. 1 – 101 с.

Маюров А. Н. и др. Универсальный процесс диссоциации. / Под ред. O. B. Трошина — Н. Новгород: НГПУ, 1998, т. II – 112 с.

Маюров А. Н. и др. Нейро-психические девиации. Медико-биологическая интеграция. / Под ред. О. В. Трошина — Н. Новгород: НГПУ, 1998 — т. III — с. 106.

Маюров А. Н. и др. Кризонетика. Основы кризологической реабилитации. / Под ред. О. В. Трошина. — Н. Новгород: НГПУ, 1998 — 93 с.

Скотт Джозев. Антиалкогольное просвещение. – М.: Госс. гос. соц. институт, 1992. – 99 с.

Соловьев А. А. и др. Антиалкогольное гигиеническое воспитание школьников. — Кострома, 1988. — 24 с.

Стриж Э. Методические рекомендации для педагогов по противоалкогольной разъяснительной и воспитательной работе среди учащихся. — Таллинн: PC ДОБТ. 1986. — с.

Суровая правда об алкоголизме. — Душанбе: Информ, 1988. — 128 с.

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль, 1987. — 352 с.

Ткачевский Ю. М. Право и алкоголизм. — М.: МГУ, 1987. — 160 с.

Толкачев В. А. Теория и практика оптимализма — Мн.: «Финист», 1994. — 73 с.

Турапин В. Душа устала. — М.: Прометей, 1989. -126 с.

Социальные беды

· Около 60% осужденных за грабеж и разбой совершили эти преступления именно с целью добыть денег на выпивку.

· Около 20% бытовых, 46% уличных и до 18% производственных травм связаны с опьянением.

· По всем видам хулиганства, от мелкого до особо злостного с применением оружия свыше 90% преступлений совершено пьяными. Более 85% драк и ссор возникает на почве пьянства.

· На 1990 год в России 549 тыс. человек находились в исправительно-трудовых колониях разного режима, 124 тыс. в тюрьмах и 85 тыс. в спецкомендатурах при стройках народного хозяйства. В исправительно-трудовых колониях России находилось свыше 20 тыс. женщин.

· В 1985 г. наблюдался самый высокий уровень преступности за последние 20 лет. После антиалкогольных постановлений в 1986-1987 гг. общая преступность снизилась на четверть, а по тяжким преступ­лениям на треть. В 1988-1989 гг. уровень преступности вернулся к пиковым показателям 1985 г. Именно к этому времени уровень потребления алкогольных изделий почти достиг уровня 1985 г.

· В 1993-1994 гг. 43,5 тыс. детей стали жертвами преступлений, совершенных своими родителями. Ежегодно только в г. Москве в больницы поступает до 80 изувеченных детей, попавших под тяже­лую родительскую руку. Физическое наказание в качестве воспитательной меры используют, по данным анонимных опросов, 60% родителей.

· Среди детей в возрасте до 14 лет ежегодно отмечается около двух миллионов семейно-бытовых травм. Ежегодно убегают из дома около 50 тыс. детей. По данным МВД РФ число беспризорных детей в стране приближается к миллиону.

· Темпы роста правонарушений среди несовершеннолетних в 15 раз опережают общие показатели роста числа преступлений. По данным Генпрокуратуры, за 1991-1994 гг. число убийств, совершенных ма­лолетними, удвоилось. В целом же в 1996 г. в тех или иных преступлениях участвовало свыше 200 тыс. маленьких сограждан (в 1987 г. чуть более 100 тыс.).

Вопросы и задания:

1. Как ты сможешь повлиять на отрезвление своих сверстников?

2. Что бы ты сказал своему Президенту, окажись с ним за одним обеденным столом?

3. Отправь заготовленные в классе письма руководителям города, района, области, края, республики, округа, страны.

Домашнее чтение

Я был на мусульманской свадьбе,

В ауле том, на той пирушке!

В тарелке он растер окурок,

И пяткой — рюмку по паркету.

Сказал, насупив брови хмуро:

«К чертям! Пусть враг глотает это!»

В номере 5 журнала «Знамя» за 1987 год напечатаны «Беседы с палачом» польского литератора К. Мочарского. Волею случая К. Мочарский оказался в одной тюремной камере с приближенным Гитлера фашистским генералом Штроопом. Вот откровения гене­рала:

«В беседах и при разработке планов в этой области в штабе рейхсфюрера СС мы проявляли озабоченность активностью натурального прироста коренного населения. Существовали различные планы решения этой проблемы. У меня был свой собственный вариант, но посвящать вас в его детали я не буду».

«Я неоднократно думал, что за вариант замышлял Штрооп по ограничению прироста населения Украины? Однако, кроме расстрелов, убийств, выселения за Урал, истребления голодом я ничего другого предложить был не в состоянии. Через какое-то время, когда мы рассуждали на другие темы, я узнал о штрооповом методе геноцида в рассрочку.

А именно, мы говорили о наркомании и алкоголизме. Штрооп, как я уже упоминал, являлся сторонником умеренного потребления крепких напитков, у него был также свой взгляд на употребление вина разными народами. О французах он говорил, что это страна «винных алкоголиков», которые страдают национальным недугом – циррозом печени. Англосаксы, по его мнению, постоянно хлещут виски. «Черчилль вечно был под газом. Поляки, русские, украинцы и скандинавы — это потребители водки».

— А почему бы украинцам не дать вволю водки, раз они жить без нее не могут? — изрек он однажды. — Кроме того, им надо разрешить петь: тут они действительно мастера. А если бы водка, высокоградусная водка стоила гроши и продавалась на каж­дом шагу, украинцы только благодарили бы нас за общедоступность такого рода удовольствий».

Мочарский далее заключает:

«План , Штроопа заключался в том, чтобы споить украинский народ (и другие народы Советского Союза), доведя его в пределах двух-трех поколений до деградации».

Мочарский говорил Штроопу: у них много книг, они любят читать. Книги будут поддерживать в славянах дух свободолюбия и разума.

Штрооп и на это имел свои планы. Он говорил, что мы бы водку обменивали им за книги, и таким образом, быстро бы лишили источника разума и высоких стремлений.

Так гитлеровцы замышляли окончательно решить так называемый русский вопрос.

Ныне Штроопу вторит депутат Шмелев, призывающий открыть все шлюзы для спиртного. И не то странно, что находятся люди, желающие такой судьбы славянским народам; странно, что Шмелев находит у многих поддержку и более того — пользуется нашим, доверием и даже высоким почтением.

Алкоголь: мифы и реальность

Перевод с польского В.И. Лусников.

-8
Книга рассчитана как на специалистов в области химической зависимости, так и на более широкий круг читателей. Ее автор -доктор медицинских наук Богдан Т. Воронович, директор Центра терапии зависимостей Института психиатрии и неврологии в Варшаве — многие годы посвятил лечению алкоголизма и других зависимостей и обладает огромным опытом в этой области.
Эта публикация является своеобразным приглашением к изучению сути причин, приводящих к алкогольной зависимости, и основ выздоровления. Она даст возможность читателю глубже понять проблемы, связанные с собственной болезнью или алкоголизмом близких людей, поможет в обретении зрелой трезвости.
000 «ИИЦ Информ-12» 109180, г. Москва, ул. Б. Якиманка, д. 25-27/2 ЛР № 064939 от 20.01.1997 г. Отпечатано в ЗАО «Красногорская типография» 143400, г. Красногорск, Коммунальный квартал, 2. Заказ № 1361. Тираж 3000 экз.

ГЛАВА 1.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ. 4
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АЛКОГОЛЕМ. 27
ГЛАВА 3. ПОМОЩЬ ЛИЦАМ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ. 72
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 118
ПРИЛОЖЕНИЕ. 138
КАК ПРОХОДИТЬ ШАГ ПЕРВЫЙ. 141
ПОЧЕМУ НАМ НУЖЕН ШАГ ВТОРОЙ. 146
ТРЕТИЙ ШАГ- ЭТО ШАГ ДЕЙСТВИЯ. 152
КАК ПРОХОДИТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ АНОНИМНЫХ
АЛКОГОЛИКОВ. 157
Вопросники Центра терапии зависимостей. 174

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ИСТОРИЯ АЛКОГОЛЯ
Антропологические исследования позволяют утверждать, что алкоголь был спутником человека с самого возникновения цивилизации: вначале в качестве вспомогательного средства для функционирования организма (например, для избавления от чувства страха, для расслабления и снятия напряжения), затем он обрел социальную функцию (для облегчения контактов, общения, как элемент народных и церковных обрядов) и даже политическую и экономическую функции.
Само слово «алкоголь» происходит скорее всего от арабских слов «аль-кухл» (мелкий, мягкий порошок) или «аль-гоуль» (злой дух).
Первые алкогольные напитки появились чисто случайно и непреднамеренно в результате процесса ферментации винограда (вино) и ячменного зерна (пиво). Культура виноградарства (а затем и виноделия) возникла, вероятнее всего, в Передней Азии на территории, расположенной между Кавказом, Черным и Каспийским морями, около 6.000 лет до н.э. Несколько позднее она проникла в Месопотамию и Египет. Об этом свидетельствует клинопись V века до н.э., найденная в Месопотамии, а также египетские папирусы, относящиеся примерно к 3.500 году до н.э. Доподлинно известно, что властелин острова Крит (примерно в 2.400 году до н.э.) ввел налог на вино.
В кодексе Хаммурапи (Вавилон), написанном до 2000 года до н.э., можно прочесть, что «если жрица, не живущая в святом доме, откроет винную лавку и войдет в оную, то ее следует предать огню». Из других источников известно, что за 1000 лет до н.э. виноград выращивали в северной Греции и Италии, а в IV веке до н.э. он попадает в Западную, а затем и в Центральную и Восточную Европу. Процесс дистилляции, дающий возможность получать алкогольные напитки гораздо крепче пива и вина, был изобретен позже. Однозначно трудно сказать, кто и когда получил впервые чистый алкоголь (дистиллят). Вполне возможно, что этим секретом владели жрецы древнего Египта, которые во время религиозных обрядов поливали алкоголем влажные головные уборы и зажигали их. Горящий алкоголь создавал вокруг головы огненный ореол, вид которого помогал заставить людей принести жертву богу. Из письменных источников также известно, что Аристотель был посвящен в тайну чистого алкоголя, получая его путем перегонки вина («огненное вино»). Не подлежит сомнению, что способ получения чистого алкоголя в Европе был известен уже в VIII веке нашей эры. Сначала его получали из пшеницы, а с середины XVIII века и из картофеля.
Во второй половине XVIII века французский врач Арнольд де Виллянова впервые применил алкоголь в медицине в качестве обезболивающего и антисептического средства, а также от морской болезни.
СВОЙСТВА И МЕТАБОЛИЗМ АЛКОГОЛЯ
Алкалоидами называется группа органических химических соединений, производных углеводорода, которая включает, наряду с этиловым спиртом (этанолом), метанол, пропанол, бутанол и т.д. В пищу употребляют только этиловый спирт в виде водки, коньяка, виски и т.п. (среднее содержание спирта равно 40-50%), вина (содержание спирта 10-20%) и пива (содержание алкоголя 3-7%). Остальные разновидности алкоголя являются для человеческого организма более токсичными соединениями. По причине подобия по вкусу и внешнему виду часто путают этиловый спирт (этанол) с метиловым (метанол). Последний используется главным образом в промышленности в качестве растворителя и поэтому легко доступен. Употребление метанола вызывает ослабление зрения и даже полную его потерю, а также значительное ухудшение слуха. Случается, что даже после употребления от 30 до 100 миллилитров метанола наступает летальный исход, вызванный поражением дыхательного центра головного мозга.
Этиловый спирт (этанол) — это прозрачная жидкость, удельный вес которой меньше веса воды, с характерным запахом и обжигающая на вкус. В нормальных условиях он имеется в организме человека в качестве физиологического алкоголя, не превышающего уровня 0,15 промилле.
Поступление в кровь происходит сразу после попадания алкоголя в организм человека, то есть в полость рта. Скорость всасывания зависит от темпа продвижения пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку и кишечник. Кишечник- это место, где алкоголь в наибольшем количестве попадает в кровь, в то время как самый большой его уровень содержится в слюне, моче, крови, желчи и спинномозговой жидкости.
По прошествии 1,5 часов после употребления уровень алкоголя и крови мужчин весом около 70 кг равен:
пиво 300 мл — 0,3%? 1500 мл -1,32%?
вино 200 мл — 0,4%? 600 мл — 1,20%? 900мл -0,7%?

Читайте также:  Проблема алкоголизма и ее социальные последствия

Исследование, проведенное фирмой «Ситроен» (особенно полезно для водителей)

(Журнал «Мотор», №39, 1992 г.)
Женщины (55 кг) уровень алкоголя в крови

Мужчины (75 кг) Уровень алкоголя в крови

40 г виски, джина, водки (40%)

Разница в уровне алкоголя в крови у мужчин и женщин, несмотря на одинаковое количество выпитого алкоголя, обусловлена различным содержанием жидкости по отношению к массе тела (у женщин оно равно 60%, у мужчин — около 70%).
Риск попасть в автокатастрофу в зависимости от уровня алкоголя в крови увеличивается (согласно некоторым данным):
— в 7 раз при уровне 0,5-1,0%?
— в 31 раз при уровне 1,0-1,5%?
— в 128 раз при уровне свыше 1,5%?.
В процессе метаболизма алкоголя принимают участие:
— система окисления (окисление алкоголя и окисление альдегида),
— микросомальная система окисления,
— каталаза и неоксидазные метаболические пути (путем соединения с серной и глюкуроновой кислотой, а также этерификацией жирных кислот).
ВЫВЕДЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ИЗ ОРГАНИЗМА
Метаболизм этанола происходит в среднем со скоростью 100 мг на килограмм массы тела в час.
В неподвижном состоянии выведение осуществляется в количестве 2-10% алкоголя в час, главным образом через почки и дыхательные пути.
Количество граммов 100%-го алкоголя, сжигаемого в течение часа, примерно равно:
-у мужчин- 0,1х вес (кг)
— у женщин — 0,1 х вес (кг) -1
Количество и вид потребляемого алкогольного напитка

Ориентировочное время: часы, минуты

0,5 л пива. SO г чистой «одни или 200 г (стакан) «ина

Основываясь на вышеприведенных данных, можно определить минимальное время от употребления алкоголя до момента, когда его уровень в крови снизится до 0,2 промилле.

Приведенные данные ориентировочны. Для многих лиц, исходя из их индивидуальных особенностей, эти данные могут увеличиваться по времени. Даже по прошествии указанного в i «блице времени алкоголь продолжает оставаться в организме и нарушать его функции.
Новейшие исследования показывают, что нарушение функций организма, особенно важных при работе, связанной с быстрой реакцией, точностью и сосредоточенным вниманием, проявляется еще некоторое время даже после полного удаления алкоголя из организма.
АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ. ТИПИЧНЫЕ И НЕТИПИЧНЫЕ СЛУЧАИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ
Простое алкогольное опьянение является наиболее часто помечающейся формой отравления этанолом и вызывает физиологическую реакцию организма на принятую им дозу алкоголя. Реакция зависит не только от количества алкоголя, скорости его потребления и веса человека, но также от индивидуальной восприимчивости и общего психофизического состояния. На первое место выходят проявления, вызванные токсичным воздействием алкоголя на центральную нервную систему.
В Польше действуют следующие юридические нормы:
1. Состояние легкого опьянения устанавливается в том случае, если уровень алкоголя в крови составляет от 0,2 до 0,5 промилле.
2. Состояние опьянения констатируется, когда уровень алкоголя в крови превышает 0,5 промилле’.
Несмотря на огромную разницу в поведении, после обычного употребления алкоголя, можно обнаружить множество схожих черт в состоянии человека. Уже после употребления 50-100 г вина или бутылок пива наблюдаются нарушения психических процессов, пия и координации движений. В этом случае уровень алкоголя в крови может превысить нормы трезвости, то есть 0,5 промилле.
При уровне алкоголя 0,5-1,0 промилле обнаруживаются первые признаки легкого опьянения. Появляется психомоторное возбуждение, снижается способность контроля за поведением. Выпивший человек чувствует себя уверенней, легче вступает в контакт с окружающими, его охватывает чувство беззаботности.
При уровне алкоголя 2-2,5 промилле уже явно проявляются признаки опьянения. Нарушается функция зрения (зрачки слабо реагируют на свет). Вместе с этим повышается возбудимость, все в большей степени проявляется нарушение координации движений. Речь становится более бедной. Выпивший становится буйным и сварливым. Его поведение становится непредсказуемым по отношению к окружающим, часто проявляются импульсивные действия (в том числе сексуальные), возникают вспышки агрессии.
При уровне алкоголя 3,5-4,0 промилле налицо признаки тяжелого опьянения. Речь превращается в невразумительное бормотание. Движения становятся все более не координированными и вялыми. Человек приобретает «палубную» походку, широко расставляя ноги для сохранения равновесия, охотно принимает сидячее и лежачее положение, не раз бессильно падает. У него наблюдается пониженное кровяное давление, а также понижение температуры тела. Налицо снижение сухожильных рефлексов, провалы памяти (вплоть до полной ее потери).
Уровень алкоголя в крови

легкое нарушение координации движений и зрения, чувство эйфории и снижение самоконтроля, незначительное нарушение равновесия

нарушение равновесия и координации движений, снижение болевой чувствительности. учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, повышенная раздражительность, снижение толерантности

значительное нарушение равновесия и координации движений, агрессивное поведение, сексуальное возбуждение, нарушение психических процессов, расстройство умственной деятельности (логические ошибки, принятие ошибочных оценок и решений и т.п.)

нарушение речи. заметная медлительность и нарушение равновесия («морская» походка, падение и хватание за предметы), повышенная сонливость и заметное снижение контроля за собственным поведением

глубокий сон, нарушение деятельности дыхательных и опорно-двигательных центров, возможность поражения этих центров, возникает угроза для жизни.

В зависимости от уровня алкоголя в крови эти нарушения выглядят следующим образом
0,3 промилле

хуже различаются формы предметов, оказавшихся в поле зрения: происходит снижение способности наблюдать движущиеся источники света:

время привыкания зрения к темноте после ослепления ярким светом увеличивается на

В этой фазе возможен смертельный исход, например, в случае удушения остатками пищи и собственным языком.

При уровне алкоголя более 4 промилле может наступить тяжелое нарушение деятельности центральной нервной системы (кома). Потеря памяти проявляется в виде беспробудного сна. Если нарушение деятельности центральной нервной системы захватывает дыхательный центр, то наступает смертельный исход вследствие торможения его деятельности.
Показатель смертельного исхода при тяжелых отравлениях этиловым спиртом достигает порой 2,5%, и может увеличиваться вдвое в случаях так называемых смешанных отравлений (алкоголь + таблетки). При отравлениях непищевым спиртом смертельный исход превышает 20%.
Приведенная ниже таблица позволяет легче запомнить признаки отравления в зависимости от уровня алкоголя в крови.
Иногда реакцией организма на небольшую дозу алкоголя может быть состояние так называемого патологического опьянения, что является кратковременным и проходящим психическим заболеванием. Встречаются два вида патологического опьянения. Один похож на коллапс, а другой отличается психическими нарушениями (появление галлюцинаций, видений, призраков). Подобное состояние может продолжаться в течение нескольких часов. В это время человек производит впечатление трезвой личности, тем не менее его поведение является результатом болезни, чему также сопутствует сильное чувство страха. Поведение несет в себе черты «бешенства» или агрессии. Это состояние неожиданно заканчивается так называемым «терминальным» сном и оставляет после себя забвение событий и переживаний.
В период так называемого осложненного опьянения встречается изменение поведения в сторону сильного моторного возбуждения пропорционально выпитому количеству алкоголя. Тем не менее, дело не доходит до столь глубокого разрыва контакта с действительностью, как в случае патологического опьянения. Часто поведение отражает скрытые и зачастую неосознанные личностные качества, например, склонность к агрессии.
Сложная форма простого опьянения характеризуется двухфазовым процессом. Она может проявиться, когда на лицо, находящееся в нетрезвом состоянии, оказывает сильное влияние фактор психического шока (например, сильная боль, вызванная ударом). В это время состояние опьянения может в значительной мере усилиться, и на первый план выступает сильное возбуждение с агрессией.
Другой патологической реакцией на алкоголь может быть состояние глубокой депрессии, сопровождающееся неожиданными и часто удающимися попытками самоубийства.
Несколько иначе стоит оценивать встречающееся у нетрезвых людей агрессивное поведение, направленное против самого себя (например, нанесение увечья самому себе). В нем нет ничего общего с настоящими попытками самоубийства. Агрессивное поведение характерно для лиц с ярко выраженными личностными особенностями и часто является их «стилем жизни». Они применяют то для шантажа окружающих с целью чего-либо добиться от них. Однако порой случается, что подобное демонстративное поведение может случайно привести и к трагической развязке.
Непредвиденная реакция после употребления алкоголя часто является следствием смешанного опьянения, возникающего в результате взаимодействия алкоголя с лекарствами или другими химическими средствами.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПЬЮТ?
По сей день не найдено однозначного ответа на вопрос: почему одни люди пьют больше, а другие меньше, почему одни становятся алкоголиками, а другие нет, хотя пьют одинаково. Предпринималась не одна попытка найти ответ на эти злободневные вопросы.
Если мы зададим эти вопросы группе людей, представляющей все слои общества, то получим такие ответы:
— чтобы расслабиться,
— чтобы лучше себя чувствовать,
— чтобы сгладить стрессовую ситуацию в доме,
— чтобы избежать депрессии (сгладить ее симптомы),
— чтобы взбодриться, когда устал,
— алкоголь помогает уснуть,
— чтобы не скучать,
— чтобы удовлетворить желание,
— потому что предлагают,
— так принято,
— чтобы не быть «белой вороной»,
— в виде протеста (против родителей, начальства и т.п.),
— чтобы хорошенько повеселиться,
— потому что вкусно,
— чтобы похмелиться,
— потому что я зависим от алкоголя,
— чтобы чувствовать себя сильным,
— если бы не было алкоголя, то не пил бы,
— просто так, беспричинно. и т.д., и т.п.
Несмотря на различие ответов, все же можно предпринять попытку найти какие-то объединяющие мотивы, по которым люди употребляют алкоголь. Люди пьют, чтобы снять напряжение, повысить свою самооценку, загладить чувство вины, отдохнуть и повеселиться, а также с целью манипулирования (например, агрессивное поведение или различные глупые выходки в пьяном состоянии легче прощаются, нежели совершенные в трезвом виде).
По мнению Ю.Щепаньского, люди пьют, чтобы убежать от действительности, по традиции, по праздникам, для храбрости и по причине наличия алкогольной зависимости.
А.Кемпиньский писал о «неврастеническом» стиле выпивки (для снятия напряжения и раздражения), «контактном» (для лучшего контакта с другими людьми), «вакханальном» (чтобы напиться и забыться), «героическом» (для того, чтобы почувствовать себя сильным) и «самоубийственном».
Другие исследователи мотивов пития различают три повода для выпивки, встречающиеся чаще других:
1. «спасительный» (чтобы забыться, снять напряжение, поднять настроение и расслабиться);
2. «компанейский» (по случаю встречи, за компанию, за дружбу);
3. «в поисках удовольствия» (удовольствие от вкусовых качеств алкоголя или уверенность, что алкоголь полезен и улучшает здоровье).
Вместе с тем можно назвать факторы, не позволяющие человеку выпивать. Это физиологическая реакция на алкоголь, финансовые трудности, занятость другими делами, неодобрение со стороны окружения (друзей, близких, коллег), приоритет эстетики над гедонизмом, участие в религиозных сектах или клубах, где существует запрет на алкоголь, и прочее.
Не подлежит никакому сомнению тот факт, что на процесс развития зависимости существенно влияет степень зрелости организма и центральной нервной системы (в первую очередь, головного мозга). Данные исследований говорят, что важную роль играет возраст, в котором началось употребление алкоголя. Лица, начавшие интенсивно пить до 20-ти лет, могут стать зависимыми уже через несколько месяцев. В возрасте от 20-ти до 25-ти лет требуется 3-4 года, а после 25-ти лет для обретения алкогольной зависимости необходимо от нескольких до десятка лет пития.
Биологический фактор
Обследования алкогольных семей, их близких родственников, а также усыновленных детей алкоголиков позволяют выдвинуть гипотезу о том, что биологический фактор играет определенную роль в образовании алкогольной зависимости (см. главу «Дети алкоголиков»). Уже в 40-х годах были предприняты попытки выделить понятие «семейный алкоголизм», который проявляется у людей, чьи родственники злоупотребляют алкоголем. Не подлежит сомнению, что наследуется биологическая (биохимическая) основа, на которой может развиться зависимость, и, следовательно, может иметь место наследственная предрасположенность к зависимости. Проводились исследования, результаты которых свидетельствуют, что примерно у 60% зависимых от психоактивных веществ лиц среди их ближайших родственников обнаружены случаи зависимости.
В последние годы появились научные исследования по определению генов, ответственных за предрасположенность к зависимости. Они устанавливают взаимосвязь между алкогольной зависимостью и генами, имеющимися в хромосоме 13, в хромосоме «Y», геном, кодирующим один из дофаминовых рецепторов. Были даже предприняты попытки использовать эту информацию в целях профилактики (обследование детей и предупреждение о биологической предрасположенности к зависимости). Обращалось внимание на электроэнцефалограмму (ЭЭГ), так как отмечалась закономерность волны РЗОО (РЗ). По мнению некоторых ученых, РЗОО можно рассматривать в качестве нейрофизиологического индикатора проявления алкоголизма. Но это пока только гипотеза.
Гораздо легче заметить, что разные люди по-разному реагируют на алкоголь. Некоторые чувствуют себя отлично, у них поднимается настроение, а другие — наоборот: им становится плохо (падает настроение, мучает головная боль, одолевает сонливость). По данным обследований у 30-45% азиатов после употребления алкоголя наступает покраснение лица, тошнота, головная боль. Само собой разумеется, что одни постараются повторить и вернуть при помощи алкоголя состояние эйфории, другие (как упомянутые выше азиаты) постараются избежать повторной выпивки.
Различные реакции на алкоголь существуют из-за биохимических особенностей организма, и это связано с дифференциацией энзимов альдегид-дегидрогеназы (АШН).Улиц со слабыми энзимами ALDH ацетиловый альдегид метаболизируется не в полной мере. Будучи в избыточном состоянии, он соединяется с биогенными аминами, в результате чего возникают алкалоиды, оказывающие сильнейшее влияние на деятельность центральной нервной системы.
Новые соединения (производные тетрагидроизохинолина (THIQ) и тетрагидробетакарболина (ТНВС) и салолинол (SAL), вероятнее всего, играют существенную роль в появлении алкогольной зависимости. Их воздействие вызывает алкогольную тягу. Механизм этого явления заключается, по всей видимости, в раздражении структур мозга, называемых «центрами награды» или системой «позитивной поддержки», находящихся в районе бокового подхолмья лимбических структур мозга. Раздражение этих участков вызывает у подопытных животных явственные симптомы удовольствия и стремление повторить их. Подтверждением этому служит тот факт, что, когда в диагностических или лечебных целях пациентам были подключены электроды, они чувствовали блаженство, расслабление, прекрасное настроение (во время стимуляции отдельных участков мозга). В США вводили THIQ в целях эксперимента в организм обезьян. Как показали исследования, обезьяны в качестве предложенного питья (вода и алкоголь) безошибочно выбирали алкоголь и пили его с охотой и в большом количестве.
Социальный фактор
Широкое распространение проблем, связанных с алкоголем, неотделимо от обычаев и представлений общества об алкоголе, то есть связано с культурой общества. Можно встретить общественные культуры, полностью отрицающие алкоголь (некоторые разновидности протестантизма в Европе и США, а также ислам), культуры, в целом не одобряющие алкоголь, но терпимо относящиеся к индивидуальным его приверженцам (как это имеет место в Польше и Голландии), культуры, признающие потребление алкоголя, но в то же время строго контролирующие его распространение (как, например, еврейская культура), и так называемые «пьяные культуры».
Особую роль играет семейная обстановка, которая способна как увеличивать, так и уменьшать риск возникновения зависимости. Отсюда столь существенно значение, которое приписывают так называемому социальному наследству, состоящему в повторении во взрослой жизни норм и обычаев родительского дома. Вместе с тем доказано, что алкоголики чаще всего вырастают в семьях, где один или оба родителя были алкоголиками, или же в семьях, где господствовало полное воздержание. Этот факт можно интерпретировать таким образом, что ни одна из упомянутых семей не была знакома с моделью культурного потребления алкоголя.

источник