Меню Рубрики

Детский алкоголизм форма проявления девиантного поведения детей

Проблема и особенности детского алкоголизма. Причины и последствия детского алкоголизма. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Социально‑педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.

Проблема и особенности детского алкоголизма. Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально‑педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально‑экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта – продукта брожения различных растительных веществ – повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.

Изобретение водки относят к VI в., и оно приписывается монахам‑бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.

На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.

Этому способствовал ряд причин. Во‑первых , пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем. Во‑вторых , торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышленности и экспорта любой страны.

Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г. по сравнению с 1950 г. оно выросло в 10,4 раза. И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.

Особую тревогу вызывает приобщение подростков к пиву, которое, по сути, является алкогольным напитком. Широкая реклама пивных напитков в СМИ, доступность приобретения пивных напитков в каждом киоске, приобщает учащихся к употреблению этого напитка. Можно наблюдать такую картину, что школьники в большую перемену покупают пиво, пьют его и «закусывают» сигаретой.

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством .

Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

– быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее. Это объясняется анатомо‑физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка, в отличие от взрослого, богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;

– злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования, и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

– принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно;

– быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

– низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствуют: высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних и их товарищей; высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или средств для их приобретения; широкий набор поводов для употребления алкоголя; систематическое употребление алкогольных напитков.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль . Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

– большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев). Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;

– многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

– пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин «пьяная» мотивация);

– пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

– пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

– пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Причины и последствия детского алкоголизма. К проблеме детского алкоголизма обращались многие исследователи – представители разных наук: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их возрасту в виде таблицы:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8405 — | 8022 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
Математический факультет

« Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения »

Тема: «Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения»
План
Введение………………………………………………………. .…………….….……..3

    Характерные особенности и периоды детского алкоголизма …..…. 3-6
    Причины детского алкоголизма ……………………………….……….…6-9
    Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков . 9-10

Введение
Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одной из самых распространенных форм отклоняющегося поведения. Формированию хронического алкоголизма как прогрессирующего заболевания у взрослых предшествует довольно продолжительный период пьянства. В подростковом возрасте сформировавшийся хронический алкоголизм встречается редко, а наиболее актуальной проблемой является ранняя алкоголизация. Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

Характерные особенности и периоды детского алкоголизма
У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

      быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5 – 10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка, в отличие от взрослого, богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;
      злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;
      принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно;
      быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;
      низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних и их товарищей; высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или средств для их приобретения; широкий набор поводов для употребления алкоголя; систематическое употребление алкогольных напитков.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

      большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев). Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;
      многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);
      пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин «пьяная» мотивация);
      пьянство способствует созданию криминальной ситуации;
      пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;
      пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Выделяют три возрастных периода детского алкоголизма. Каждый из этих причин характеризуются рядом причин:

Раннее детство 0-3 года:
1. пьяное зачатие;
2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности;
3. потребление алкоголя в период кормления грудью;

Дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет:
1. педагогическая неграмотность родителей;
2. семейные алкогольные традиции;

Подростковый и юношеский возраст 9-18 лет:
1. неблагополучие семьи;
2. самоутверждение;
3. позитивная реклама в средствах массовой информации;
4. незанятость свободного времени;
5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;
6. психологические особенности личности;
7. уход от проблем.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.
Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка. Об отрицательном влиянии пьянства родителей на потомство знали еще в глубокой древности. Греческая мифология повествует, что богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромого бога Гефеста. Определенный интерес представляют произведения философов и врачей древности. Так, например, основоположник античной медицины Гиппократ виновниками идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических заболеваний считал родителей, употребляющих алкоголь в день зачатия. В Швейцарии в начале века были обследованы более 8 тысяч умственно отсталых детей, содержащихся в специальных домах-приютах. Оказалось, что все они зачаты родителями в период свадеб, карнавалов и других празднеств, сопровождающихся потреблением алкоголя.
Накопленные наукой данные показывают, насколько тяжелы последствия потребления спиртного беременной женщиной, так как при этом происходит непосредственный контакт развивающегося плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, как известно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией; однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловый спирт, плацента не обладает. Алкогольное отравление плода, особенно в первые три месяца, когда идет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит к различным аномалиям развития, иначе говоря, к уродствам: недоразвитию или полному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, незаращению твердого неба, дефектам развития половых органов, уменьшению размера головы, уплощению середины лица, короткому разрезу глазной щели и т. д.
Так как плод беззащитен перед алкоголем, он не может предотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в результате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.
Второй период — дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две — педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.
Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.
Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.
Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Обследование детей старшей группы детских садов показало, что они в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосознанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.
Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.
Третий период — подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Читайте также:  По каким признакам нарколог ставит диагноз алкоголизм

Причины детского алкоголизма
Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений — важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.
Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:

      конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на добро. Протест бывает активным или пассивным. При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребенку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться;
      и т.д.

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    источник

    Понятия девиантного и делинквентного поведения детей.

    Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

    Наиболее распространенными сегодня формами девиантного и делинквентного поведения детей являются алкоголизм, наркомания, преступность.Алкоголизм –заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической и физической деградации личности, а также к алкогольным психозам.

    Психическая зависимость проявляется в том, что в сознании детей, злоупотребляющих алкоголем, постепенно начинают доминировать мысли о спиртном. Эти мысли принимают назойливый, навязчивый характер, формируется своеобразное алкогольное мировоззрение. Лишение же возможности продолжать пьянство вызывает угнетенное состояние, раздражительность, склонность к конфликтам. Физическая зависимость заключается в том, что непременным условием относительно нормального самочувствия алкоголика является поддержание в организме определенной концентрации алкогольного вещества. Его снижение немедленно вызывает нарушение функций многих органов и систем жизнедеятельности организма, т.е. комплекс расстройств, называемых в медицине абстинентным, или похмельным синдромом.

    На формирование алкоголизма влияет несколько факторов – наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования.

    Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма.

    Под физической зависимостью понимается состояние организма, характеризующееся развитием абстинентного синдрома при прекращении приема вещества, вызвавшего зависимость. Абстинентный синдром – комплекс специфических для каждого наркотического вещества болезненных симптомов (тошнота, рвота, головная боль, боли в суставах, мышцах, бессонница). Психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в приеме какого-либо вещества с тем, чтобы избежать нарушений психики, психологического дискомфорта, вызванных прекращением приема этого вещества, хотя и при отсутствии явления абстиненции.

    Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Как правило, это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные.

    Проституция (вступление в половую связь за плату) – одна из разновидностей половой деморализации. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:

    — род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

    — характер занятий – систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме;

    — мотив занятий – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

    Кроме того, что проституция – форма социального паразитизма, она способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа.

    Среди причин возникновения детской проституции можно назвать следующие: — наследственный фактор;

    — удовлетворение потребности в деньгах;

    — неблагополучная семья (эмоционально обезличенный или, наоборот, подавляющий ребенка тип взаимоотношений, отсутствие контроля со стороны родителей или жесткий характер контроля, низкий культурный уровень членов семьи);

    — подмена социальных норм антисоциальными;

    — неполная семья (отсутствие одного из родителей), наличие отчима или мачехи;

    — раннее приобщение к спиртным напиткам, сексуальные притязания со стороны взрослых;

    — недостаточная информированность подростка о половых отношениях.

    Проституция весьма тесно связана с преступностью. Ранняя половая распущенность как выражение пренебрежения к нравственным запретам общества способствует в психологическом плане возможности совершить преступление, катализатором выступает отрицательное окружение, привычка праздно проводить время, употреблять спиртные напитки.

    Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 3102 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    источник

    Алкоголизм — разновидность наркомании, болезненное пристрастие к употреблению этилового спирта (этилового алкоголя, этанола). Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супруские, семейные неурядицы, неприятности на работе. Стадии развития алкоголизма Бытовое пьянство — Для этого этапа хар-ны: способность контролировать количество выпитого; способность отказаться от употреб. алкоголя, если этого требуют обстоятельства; невозможность употреб. алкоголя в течение неск. дней после большого количества выпитого. Для 1 стадии алкоголизма типичны: исчезновение рвотной реакции на алкоголь, неспособность контролировать количество выпитого, так называемая алкогольная амнезии. Для 2 стадии алкоголизма типичны: употреб. спиртного в неимоверных количествах; опохмеление; позже появл. запои; отсутствие сонливости при опьянении. Для 3 стадии алкоголизма типичны: общая деградация, неухоженная внешность, готовность пить в любой обстановке, частое употребление суррогатов. Причины детского алкоголизма различны, но все они указывают на недостаточное внимание взрослых к подрастающему поколению. Такими причинами могут быть: Попытки ребенка самоутвердиться среди старших товарищей; Желание ребенка уйти от проблем, какими являются неприятности в школе, ссоры с родителями и непонимание с их стороны, первая влюбленность,; Зависимость от улицы, когда в семье нет возможности выплеснуть свои эмоции, выпивки «за компанию»; Наличие свободных, неконтролируемых денег, на которые можно купить горячительные напитки; Алкоголизм родителей.даже эпизодическое употребление алкоголя в детском возрасте явл. для организма стрессом. Это сразу же отражается на психике подростка, его поведении, учебе, взаимоотношениях с родителями и сверстниками. Особенность детского алкоголизма в том, что он развивается значительно быстрее, чем у взрослых, и имеет более тяжкие последствия.

    40 Причины и последствия детского алкоголизма.причинами могут быть:Попытки ребенка самоутвердиться среди старших товарищей; Желание ребенка уйти от проблем, какими являются неприятности в школе, ссоры с родителями и непонимание с их стороны, первая влюбленность, недоразумения в общении со сверстниками, потеря чего-либо значимого (например, смерть любимого животного); Зависимость от улицы, когда в семье нет возможности выплеснуть свои эмоции, выпивки «за компанию»; Наличие свободных, неконтролируемых денег, на которые можно купить горячительные напитки;Алкоголизм родителей. Последствия детского алкоголизма ухудшение здоровья и умственных способностей. При систематическом употреблении спиртного у детей быстро нарастает непереносимость алкоголя и формируется похмельный синдром. Характер ребенка заметно меняется, в нем проявляются черты психопатии – повышенная возбудимость, вспыльчивость, агрессивность. Или наоборот – ребенок становится менее активным, безынициативным, апатичным, заметно снижается его интеллектуальная деятельность, ухудшается успеваемость

    41 Уровни развития алкогольной зависимости у детей.
    Начальный уровень хар-ся единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употребления алкоголя следующие: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца. Уровень эпизодического употребления алкоголя хар-ся знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца. Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. На данном этапе выявляется склонность, но еще не зависимость от алкоголя. Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения. Психическая зависимость формируется в течение 1,5 лет. необходимы медицинские меры — обращение и лечение у нарколога. Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    источник

    Алкоголь фактически вошел в жизнь нашего общества, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, а также решения личных проблем Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами, находящимися в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.

    Количество статистически установленных органами внутренних дел лиц, систематически совершающих на почве злоупотребления алкоголем противоправные действия и поступки, колеблется от 10 млн до 12 млн человек, что составляет 7—8% взрослого населения.

    Главный показатель алкоголизации—потребление алкоголя в расчете на душу населения — увеличился за минувшее столетие в 3,8 раза и достиг 13 л абсолютного алкоголя (чистого спирта). В свою очередь, согласно данным ВОЗ, потребление алкоголя свыше 8 л на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, поскольку при таком положении детей с психическими и физическими отклонениями рождается больше, чем здоровых 2 .

    Существует несколько определений алкоголизма.

    С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся непреодолимым влечением человека к спиртным напиткам.

    С социальной позиции алкоголизм — это форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением человека к спиртному и последующей деградацией личности

    Различают алкоголизм бытовой, хронический и осложненный.

    Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.

    Рассмотрим основные степени алкоголизма.

    Первичный алкоголизм проявляется как генетически вызванная болезнь. Первичный алкоголик испытывает сильное влечение к питью и ставит пьянство выше других занятий.

    Вторичный алкоголизм связан с серьезными психическими расстройствами, предшествующими проблемам, обусловленным алкоголем. Основные психические проблемы — это эмоциональное расстройство или антисоциальное расстройство личности, которые характеризуются эйфорией, гиперактивностью, иногда сопровождаются иллюзиями и галлюцинациями.

    Реактивный алкоголизм наблюдается у больных, которые начали злоупотреблять алкоголем вскоре после пережитых серьезных кризисов. У них нет предшествующих психических расстройств и перед началом потребления алкоголя не было проблем.

    Особенность пьянства и алкоголизма как форм девиантного поведения состоит в том, что эти явления предопределяют связанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, жестокость, насилие, самоубийства.

    Особенно тревожными факторами являются раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.

    В России насчитывается более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80-85% из них школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений, в том числе 3,8% — пьют систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически.

    Читайте также:  Поздравляю у вас день рождения и алкоголизм

    У детей и подростков алкоголизм имеет рад характерных особенностей:

    • быстрое привыкание к спиртным напиткам;

    • принятие ребенком или подростком больших доз алкоголя;

    • быстрое развитие запойного пьянства;

    • низкая эффективность лечения.

    На формирование алкоголизма влияет множество факторов, среди которых главные — наследственность, индивидуальные качества личности и воздействие окружающей среды.

    К факторам, способствующим алкоголизации подрастающего поколения, можно отнести следующие.

    1. Дети и подростки в большинстве случаев приобщаются к алкоголю через членов своей семьи. Причем это необязательно семьи алкоголиков или пьяниц. Программирование предпочтительного отношения к алкоголю как к обязательному элементу любого праздничного застолья начинается с самого раннего возраста внутри семьи.

    2. Низкий уровень материального положения членов семьи и их образования.

    3. Усиленные притязания подростков на взрослость. Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством раскрепощения, самоутверждения, решения проблем.

    4. Распространению алкоголизма среди подрастающего поколения способствует и популяризация алкоголя в кинофильмах и телевизионных передачах.

    5. Пример сверстников — одна из значимых причин детского и подросткового алкоголизма. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из благополучных семей приводит детей к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом времяпрепровождения является выпивка.

    6. Сейчас выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводит к формированию у последних таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность и неподготовленность к жизни Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности ведет к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным выходом из трудных ситуаций.

    Последствия же алкоголя с точки зрения наносимого им вреда подрастающему поколению можно разделить на четыре группы:

    • социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

    • социально-психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей, духовное и нравственное разрушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т. д.);

    • криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других людей, создание благоприятных

    _ условий для криминализации и виктимизации и т. д.);

    • физические (наносится вред здоровью не только людей, злоупотребляющих алкоголем, но и будущих поколений).

    В последние годы наблюдается рост алкоголизма среди женщин.

    Алкоголизм — это болезнь не одного человека, а семейная, поскольку все члены семьи так или иначе чувствуют на себе последствия алкогольной зависимости. Такая семья не выполняет свои основные функции, в ней не реализуются потребности личности: нарушаются семейные планы; члены семьи не уделяют должного внимания друг другу, большую часть времени испытывая тревогу, беспокойство, равнодушие или вину; жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения — деспотичностью, жестокостью и равнодушием.

    Одним из основных качеств алкогольной семьи является отрицание реальности, что один из ее членов (или несколько) является алкоголиком. Из-за нежелания признать этот факт, а также стыда и замешательства члены семьи воздвигают вокруг себя стену молчания и эмоциональной холодности.

    Возникает внешняя отдаленность членов семьи от всего остального мира. Так как пьянство осуждается обществом, дети и другие члены семьи алкоголика стараются не приглашать к себе друзей и не делиться ни с кем своими проблемами. Кроме того, они это вынуждены делать и из-за боязни непредвиденных обстоятельств, создаваемых непредсказуемым поведением алкоголика, поэтому им обычно трудно устанавливать и поддерживать близкие отношения с другими людьми.

    У всех членов семьи алкоголика, как правило, низкая самооценка, поскольку система отношений, сложившаяся в подобной семье, организована таким образом, что все «непьющие» члены семьи считают себя виновными в том, что в ней происходит.

    Однако члены алкогольной семьи не знают или слабо представляют, как живут здоровые, нормальные семьи.

    Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Созависимостъ — это личностное чувство, развивающееся у членов семьи алкоголиков в результате длительной подверженности стрессу и сконцентрированности на проблемах алкоголика вплоть до самоотречения и игнорирования своих обязанностей по отношению к детям и другим членам семьи Созависимые супруги не знают, где кончается личность одного из них и начинается личность другого. Жены алкоголиков так поглощены ответственностью за своего супруга, что утрачивают собственное «я», подавляют свои потребности и чувства, как бы «замораживают» их, это помогает им переносить эмоциональную боль. Несмотря на постоянные конфликты, ссоры, скандалы, негативные переживания, созависимые супруги тесно связаны эмоционально, и, несмотря на то что отношения между ними дисгармоничны, разрушительны для обоих, супруги не могут их прекратить.

    Таким образом, если в семье один из супругов болен алкоголизмом, то второй — болен созависимостью. Сходство алкоголизма и созависимости проявляется в том, что и то, и другое, являясь болезненным состоянием, приводит к деградации морального облика человека, к возникновению нарушений в эмоциональной, психической и соматической сферах.

    источник

    Девиантное поведение — это нарушение социальных норм.

    Оно обрело в последнее время массовый характер, что сделало данную проблему предметом исследования социологов, социальных психологов, медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов.

    Девиантное поведение имеет общие причины для всех:

    • социальное неравенство;
    • морально-этический фактор, выражающийся в низком морально-нравственном уровне, бездуховности общества;
    • окружающая среда с нейтрально-благосклонным отношением к девиантному поведению;
    • неблагоприятные условия воспитания в семье.

    Человечеству опьяняющие напитки известны с давних пор. Они изготавливались из растений. Употребление этих напитков было частью религиозных ритуалов, сопровождающих празднества. Относительно дешевый способ изготовления крепких напитков был освоен в $XVI$ веке. Негативные перемены наметились после открытия промышленного способа выработки этилового спирта. Данное открытие породило массовое потребление алкоголя, и в $XVIII$ веке пьянство приобрело широкий размах в Европе. В этот же период времени в России входит в употребление такой напиток, как водка. В $XX$ веке значительно усугубляется такая сложная проблема для человеческой цивилизации — алкоголизм.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Алкоголь стал элементом определенных социальных ритуалов. При этом такая социокультурная ситуация достаточно дорого обходится нашему обществу. Статистические данные – яркое подтверждение этому: в состоянии опьянения совершается 90% хулиганских действий, $90\%$ изнасилований, примерно $40\%$ иных преступлений.

    Мотивами для употребления алкоголя чаще всего становятся: развлечение, воздействие окружающих людей, соблюдение традиций, праздники, семейные неурядицы, а также неприятности на работе.

    Изучение аспектов потребления алкоголя и последствий его употребления является достаточно сложным. Об алкогольном положении и его динамике судят по трем группам социологических показателей:

    • уровень потребления алкоголя на душу населения, структура потребления;
    • характеристики массового поведения, которое является следствием потребления спиртного;
    • ущерб, причиненный пьянством экономике и обществу.

    Уровень потребления алкоголя можно рассматривать только наряду с данными о структуре потребления. Также необходимо учитывать регулярность и длительность потребления, взаимосвязь с приемом пищи.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Важно учитывать специфику распределения общего объема потребленного алкоголя:

    • численность и состав групп пьющих, непьющих и пьющих умеренно;
    • распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами;
    • распределение потребления алкоголя по возрастным группам;
    • другие социально-демографические признаки.

    Поведение в социокультурных и этнических группах при одинаковой степени опьянения и его оценка существенно различаются. Данные характеристики составляют понятие модели алкогольного потребления.

    Алкогольная зависимость формируется на протяжении определенного времени и определяется сложными изменениями, проходящими в организме пьющего человека. Влечение к употреблению спиртного проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к принятию алкоголя, «потирание рук», приподнятый эмоциональный фон. Чем дольше человек употребляет алкоголь, тем меньше удовольствия он получает от его употребления.

    На формирование алкогольной зависимости влияет несколько факторов: наследственность, особенности характера, специфические свойства личности и окружающая среда. К факторам способствующим алкоголизации относятся также низкий уровень материального благосостояния и образование.

    Развитие алкоголизма у подростков провоцирует раннее приобщение к употреблению алкоголя и формирование «алкогольного мышления». При наличии у человека олегофрении и врожденных физических или психических заболеваний, алкоголь играет роль компенсирующего фактора, позволяющего «сгладить» дефекты личности.

    У молодежи алкоголь выступает средством раскрепощения и преодоления застенчивости.

    Алкоголизм – заболевание поступательное, которое начинается с бытового пьянства и заканчивается в наркологической клинике. Для алкоголика доза спиртного для получения удовольствия увеличивается в два-три раза по сравнению с начальной нормой. Далее влечение к алкоголю становится физиологической зависимостью, переносимость алкоголя достигает максимума, а страсть к алкоголю обретает патологический характер. Постепенно в организме человека запускается необратимый процесс, спирт становится необходим для обменных процессов. На последней стадии алкогольной зависимости порог толерантности снижается на столько, что человеку достаточно кружки пива для хмеля. Спиртное становится основным жизненным приоритетом.

    К сожалению, наша исправительно-трудовая система не исправляет, а карает человека. Именно в таких учреждениях завершается формирование девиантного поведения вызванного алкоголем.

    Вначале девиантное поведение, вызванное алкоголем, носит немотивированный характер. Человек хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий и неумения правильно определить свою социальную роль, он не может этого сделать.

    Основным средством социального контроля является удовлетворение различных потребностей и интересов людей, склонных к алкоголизму и девиантному поведению.

    Борьба общества с алкоголизмом ведется в двух направлениях. Одно из них — воспрепятствование доступности алкогольных напитков, сокращение уровня их производства и продажи, повышение цен на спиртные напитки, ужесточение наказаний за нарушение ограничений, запретов. Второе направление — уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социально-экономических условий жизни, рост в обществе культуры и духовности, распространение информации о вреде алкоголя и формирование у граждан безалкогольного стереотипа поведения.

    Проблема преодоления пьянства и алкоголизма включает в себя множество аспектов разной направленности: экономический, культурный, психологический, социальный, демографический, юридический и медицинский. Только с учетом всех аспектов возможно успешное решение данной проблемы.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    источник

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    «Алкоголизм как форма девиантного поведения»

    2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного

    3. Основные причины девиантного поведения

    4. Алкоголизм как форма девиантного поведения

    Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,

    приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

    Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. “Социальная норма, — отмечает Я.И. Гилинский, — определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.

    Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах,

    традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в

    быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие правильную работу человеческой машины”.

    Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: “Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?”. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому, по сути, выводу: “Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать,

    интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать”.

    Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком

    положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

    2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения

    Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

    Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно

    подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в.

    Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием

    чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.

    В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

    Читайте также:  Правда ли что женский алкоголизм не лечится

    Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально

    развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» — люди с несущественными отклонениями.

    Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного

    мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К. видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными.

    Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии. Каковы же причины девиации? В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

    Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач,

    подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

    Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

    Теория аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной

    причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения американцев к такой цели, как достижение богатства.

    Первый тип поведения — «конформность» — предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.

    Второй тип девиантного поведения — «инновация» — предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.

    Третий тип — «ритуализм» — предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

    Четвертый тип — «ретретизм» — предполагает отрицание и цели, и

    средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне

    общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

    Пятый тип — «бунт» — предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

    Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.

    Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

    Модальная личность — статистически более распространенный тип

    отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они — основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

    3. Основные причины девиантного поведения

    Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп “риска”:

    Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас

    нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

    Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

    Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к

    девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

    Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

    4. Алкоголизм как форма девиантного поведения

    С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблему алкоголизма.

    Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных

    ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

    Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий

    представляет большую сложность. По каким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в- третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

    Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.

    В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два

    направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков,

    сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение

    карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

    История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

    Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.

    На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

    Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к

    спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

    Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным

    физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь

    выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

    Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления

    застенчивости, от которой страдают многие подростки.

    Алкоголизм — это поступательное заболевание, оно начинается с бытового

    пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля.

    Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

    Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

    Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются

    отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научноготворчества).

    Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные

    нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны.

    Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

    Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая

    В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное

    положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.

    1. Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998.

    2. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юридическая литература,1989.

    3. Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах. Москва, 1989г

    4. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. Москва, «Юридическая литература», 1988г

    источник