Меню Рубрики

Комплексные меры по противодействию распространению алкоголизма

Приложение N 4. Подпрограмма «Комплексные меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма» на 2014-2016 годы

Красноярского края «Профилактика правонарушений
и укрепление общественного порядка и общественной

Подпрограмма
«Комплексные меры противодействия распространению
наркомании и алкоголизма» на 2014-2016 годы

«Комплексные меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма» на 2014-2016 годы (далее — подпрограмма)

Наименование государственной региональной программы, в рамках которой реализуется подпрограмма

«Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности»

Орган исполнительной власти Красноярского края и (или) иной главный распорядитель бюджетных средств, определенный в государственной региональной программе соисполнителем программы, реализующим настоящую подпрограмму (далее — исполнитель подпрограммы)

агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края

Цели и задачи подпрограммы

цель — сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков и злоупотребления алкоголем, снижение негативных социально-экономических последствий, вызванных распространением наркомании и алкоголизма в Красноярском крае;

1) формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, злоупотреблению алкоголем;

2) повышение уровня компетентности и квалификации специалистов, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и алкоголизма;

3) организация и проведение профилактических мероприятий;

4) развитие системы раннего выявления потребителей наркотиков;

5) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность;

6) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией, их реабилитации и ресоциализации;

7) проведение мониторинга наркоситуации в Красноярском крае

Целевые индикаторы подпрограммы

сохранение доли несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 8 до 19 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанных категорий лиц (не менее 60% ежегодно);

снижение первичной наркологической заболеваемости с 20,9 единиц на 100 000 населения в 2012 году до 18,5 единиц на 100 000 населения;

увеличение доли больных наркоманией, включенных в реабилитационные программы, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших основной курс лечения, с 14,6 процентов в 2012 году до 17,7 процентов в 2016 году

Сроки реализации подпрограммы

Объемы и источники финансирования

подпрограмма финансируется за счет средств краевого бюджета.

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 32 441,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год — 14 808,7 тыс. рублей,

2015 год — 15 041,5 тыс. рублей,

2016 год — 2 591,5 тыс. рублей;

в рамках следующих государственных программ Красноярского края:

«Развитие культуры» — 1 999,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год — 1 268,3 тыс. рублей,

2015 год — 730,9 тыс. рублей;

«Развитие системы социальной поддержки населения» — 647,8 тыс. рублей, в том числе
по годам:

2014 год — 327,7 тыс. рублей,

2015 год — 320,1 тыс. рублей;

«Развитие здравоохранения» — 22 323,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год — 11 225,9 тыс. рублей,

2015 год — 11 097,6 тыс. рублей;

«Молодежь Красноярского края в XXI веке» — 960,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год — 380,0 тыс. рублей,

2015 год — 380,0 тыс. рублей,

2016 год — 200,0 тыс. рублей;

«Содействие развитию гражданского общества» — 6 511,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год — 1 728,2 тыс. рублей,

2015 год — 2 391,5 тыс. рублей,

2016 год — 2 391,5 тыс. рублей

Система организации контроля за исполнением подпрограммы

контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляют:

служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края;

Счетная палата Красноярского края

2. Обоснование подпрограммы

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы

Незаконный оборот и немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (далее — наркотиков), а также пьянство и алкоголизм продолжают оставаться в Красноярском крае, как и в Российской Федерации в целом, одной из ведущих социально значимых проблем современного общества, определяющих необходимость постоянного и планомерного проведения всего комплекса антинаркотической работы.

Современное состояние проблемы распространения наркомании характеризуется сохранением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков опиоидной группы, стимуляторов амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, сопутствующим распространением ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов.

В Красноярском крае реализация государственной политики в сфере профилактики алкоголизма и наркомании обеспечивается посредством реализации целевых программ.

Так за период действия долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2010-2012 годы доля подростков и молодежи в возрасте от 8 до 19 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, составила более 65%, а их родителей — более 50%, на территории Красноярского края уничтожено свыше 7000 га очагов дикорастущей конопли, уровень компетенции и квалификации повысили 883 специалиста, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и алкоголизма, на 10,7% увеличилось количество больных наркоманией и алкоголизмом, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет. Реализация долгосрочных целевых программ позволила выстроить системную работу по практическому проведению комплексной индивидуально-профилактической работы с молодежью, раннему выявлению потребителей наркотиков, ежегодному уничтожению очагов дикорастущей наркосодержащей конопли на территориях, доступных подросткам и молодежи, реализации мер, направленных на организацию учреждений медико-социальной реабилитации.

Как следствие, на сегодняшний день отмечается улучшение по отдельным показателям наркоситуации в Красноярском крае. В период 2010-2012 годов показатель первичной заболеваемости наркологическими расстройствами среди населения Красноярского края снизился по всем позициям — наркомания, токсикомания, зависимость от алкоголя, алкогольные психозы. Так, на протяжении последних 5 лет происходит снижение показателя первичной наркомании с 29,6 на 100 тысяч населения в 2009 году до 20,9 по состоянию на 01.01.2013. Общее количество зарегистрированных потребителей наркотиков снижается в Красноярском крае уже на протяжении последних 6 лет так же, как число зарегистрированных больных с алкогольной зависимостью, и составляет по состоянию на 01.01.2013 соответственно 6654 и 30147 человек. Несмотря на это показатели наркологических расстройств в Красноярском крае до настоящего времени превышают аналогичные показатели Российской Федерации. Наиболее сложная наркоситуация остается в городах Норильске, Красноярске, Дивногорске, Бородино, Минусинске, Сосновоборске, Ачинске, в Кежемском, Иланском, Уярском, Минусинском и других районах.

В течение 2012 года правоохранительными органами выявлено 5859 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что составляет 10% от общего количества выявленных преступлений, из незаконного оборота изъято 785 кг наркотиков. Вместе с тем официальная статистика не отражает уровень распространенности наркомании и наркопреступности в силу крайней латентности данного явления. Продолжают сохраняться основные угрозы в сфере незаконного оборота наркотиков:

увеличение численности лиц, вовлеченных в немедицинское потребление наркотиков;

широкое распространение в обществе терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотиков;

ввоз на территорию Красноярского края афганских опиатов, каннабиноидов из Республики Тыва и стран Центральной Азии, синтетических наркотиков из Европы;

использование внутренней сырьевой базы (очаги дикорастущей конопли);

немедицинское использование лекарственных средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены.

Очень высокой остается криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками. Свыше 90% потребителей наркотиков составляют потребители опиоидов, характерным для которых является ежедневное потребление наркотиков. Затраты такого наркопотребителя уже превышают 40 тыс. рублей в месяц. При этом в большинстве это люди, не имеющие постоянного источника заработка, что толкает их на совершение преступлений. По мнению экспертов, более 60% всех общеуголовных преступлений (кражи, грабежи, разбои и т.д.) совершаются именно потребителями наркотиков.

Вред, наносимый родственникам наркозависимых, людям, проживающим с ними в одном подъезде, одном доме, не поддается даже приблизительной оценке, но носит угрожающие масштабы, вызывает психологический и физический дискомфорт, чувства боязни за жизнь и здоровье детей. Нередки случаи, когда наркозависимые работают на предприятиях с техногенными производствами, водителями, машинистами, что представляет большую потенциальную угрозу безопасности населения Красноярского края.

Основные факторы, способствующие распространению наркомании, формируются в социальной сфере, среди них: отсутствие мотивации к труду и незанятость несовершеннолетних, рост «потребительских» настроений и ценностей, трудные жизненные обстоятельства и поляризация доходов различных социальных групп, — все это вызывает у части подростков и молодежи чувство протеста и агрессии, является причиной их вовлечения в незаконное потребление наркотиков.

Антинаркотическая политика в Красноярском крае реализуется посредством планирования данной работы в учреждениях, а также на основе долгосрочных (краевых) целевых антинаркотических программ, которые реализуются с 2007 года. Обобщенные результаты мониторинга за истекшие пять лет позволяют сделать вывод о принципиально правильном векторе организации антинаркотической работы в Красноярском крае и выбранной структуре долгосрочных (краевых) целевых антинаркотических программ. Так, наблюдается четкая тенденция к снижению количества молодежи, регулярно употребляющей психоактивные вещества, и увеличению никогда не употреблявших. Данные выводы подтверждаются показателями официальной наркологической статистики: за период с 2009 по 2012 годы наблюдается положительная динамика снижения показателей, характеризующих как первичную заболеваемость (на 29,4%), так и число зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами (на 26,2%).

Во избежание ухудшения наркоситуации в Красноярском крае необходимо постоянное и планомерное проведение всего комплекса антинаркотической работы с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, краевых государственных и муниципальных учреждений, общественных объединений и организаций, что предполагает необходимость принятия дополнительных мер и использование программно-целевого метода планирования.

Реализацию указанных дополнительных мер необходимо спланировать на долгосрочный период (до 2016 года) для обеспечения устойчивого снижения напряженности в сфере немедицинского потребления наркотиков и злоупотребления алкоголем.

2.2. Основные цели, задачи, этапы и сроки выполнения подпрограммы,
целевые индикаторы

Цель подпрограммы — создание условий, способствующих формированию здорового образа жизни и принятию превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий, вызванных распространением наркомании и алкоголизма в Красноярском крае.

1) формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, алкоголю;

2) повышение уровня компетентности и квалификации специалистов, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и алкоголизма;

3) организация и проведение профилактических мероприятий;

4) развитие системы раннего выявления потребителей наркотиков;

5) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность;

6) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;

7) проведение мониторинга наркоситуации.

Реализация мероприятий подпрограммы рассчитана на 3-летний период с 2014 по 2016 год:

Оценить эффективность реализации подпрограммы можно посредством следующих целевых индикаторов и показателей результативности (приложение N 1 к подпрограмме):

увеличение доли несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 8 до 19 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанных категорий лиц (не менее 60% ежегодно);

снижение первичной наркологической заболеваемости за период реализации программы с 20,9 единиц на 100 000 населения в 2012 году до 18,5 единиц на 100 000 населения;

увеличение доли больных наркоманией, включенных в реабилитационные мероприятия, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших основной курс лечения, с 14,6 процентов в 2012 году до 17,7 процентов в 2016 году.

2.3. Механизм реализации подпрограммы

Постановлением Правительства Красноярского края от 10 апреля 2015 г. N 167-П в пункт 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения

2.3.1. Финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Главными распорядителями бюджетных средств являются:

министерство здравоохранения Красноярского края;

министерство культуры Красноярского края;

министерство социальной политики Красноярского края;

агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края;

агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края.

Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2.3.2. Реализация мероприятий подпрограммы, предусмотренных пунктами 2.2.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.4.1, 2.6.1-2.6.6, 2.7.1, осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие здравоохранения», реализуемой министерством здравоохранения Красноярского края.

2.3.3. Реализация мероприятий подпрограммы, предусмотренных пунктом 2.1.1 осуществляется агентством печати и массовых коммуникаций Красноярского края в рамках государственной программы Красноярского края «Содействие развитию гражданского общества».

2.3.4. Реализация мероприятия подпрограммы, предусмотренного пунктом 2.2.1 осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки населения», реализуемой министерством социальной политики Красноярского края.

2.3.5. Реализация мероприятий подпрограммы, предусмотренных пунктами 2.2.2, 2.3.1-2.3.3, осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие культуры», реализуемой министерством культуры Красноярского края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 10 апреля 2015 г. N 167-П в пункт 2.3.6 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения

2.3.6. Реализация мероприятий подпрограммы, предусмотренных пунктами 2.1.2, 2.5.1, осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в XXI веке», реализуемой агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 10 апреля 2015 г. N 167-П в подраздел 2.4 раздела 2 настоящего Приложения внесены изменения

2.4. Организация управления подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения

Организация управления подпрограммой осуществляется агентством по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края.

Читайте также:  10000 советов как избавиться от алкоголизма

Министерство здравоохранения Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, министерство социальной политики Красноярского края, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края несут ответственность за выполнение мероприятий подпрограммы, по которым являются главными распорядителями средств, а также за целевое и эффективное расходование этих средств.

Министерство здравоохранения Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, министерство социальной политики Красноярского края, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края и агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края ежеквартально до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным, и по итогам года до 10 февраля очередного финансового года направляют в агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края отчеты о реализации мероприятий, исполнителями которых являются, и годовой отчет о ходе реализации подпрограммы для обобщения и передачи в министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, в министерство финансов Красноярского края и управление Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами.

Краевые государственные учреждения направляют отчеты в соответствии с соглашениями.

Контроль за соблюдением условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств краевого бюджета осуществляет служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

Счетная палата Красноярского края в соответствии с действующим законодательством осуществляет внешний государственный финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета на реализацию подпрограммы.

Управление Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами осуществляет разработку проекта подпрограммы и внесение изменений в действующую подпрограмму, координацию деятельности главных распорядителей бюджетных средств по мероприятиям подпрограммы в ходе ее реализации.

2.5. Оценка социально-экономической эффективности
от реализации подпрограммных мероприятий

Экономическая эффективность и результативность реализации подпрограммы зависят от степени достижения целевых показателей.

В результате реализации подпрограммы предполагается:

обеспечить участие (не менее 60% ежегодно) несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 8 до 19 лет в профилактических мероприятиях (примерно 230 тыс. человек);

охватить не менее 25% (ежегодно) родителей детей, обучающихся в учебных заведениях общего образования профилактическими антинаркотическими и антиалкогольными мероприятиями (примерно 70 тыс. человек);

повысить уровень компетентности и квалификацию 1200 специалистов, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и алкоголизма;

обеспечить не менее 2 604 480 прокатов профилактических видеороликов в местах массового пребывания людей;

обеспечить снижение первичной заболеваемости наркоманией на 9% (по 3% ежегодно);

увеличить долю больных наркоманией, прошедших реабилитацию после основного курса лечения, на 15% (по 5% ежегодно).

Специфика подпрограммы и ее ярко выраженный социально-профилактический характер предопределяют в качестве эффекта от реализации подпрограммных мероприятий предотвращение вовлечения в немедицинское употребление наркотиков, формирование негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков. Также реализация подпрограммы позволит создать необходимые условия для увеличения доходов бюджета за счет исключения работоспособных граждан из сферы незаконного потребления наркотиков и злоупотребления алкоголем, а также за счет недопущения отвлечения финансовых средств из экономики края в нелегальный оборот наркотиков. Реализация подпрограммы, в силу ее специфики и ярко выраженного социально-профилактического характера, окажет значительное влияние на стабильность в обществе, здоровье населения края, демографические показатели, обеспечит дальнейшее совершенствование форм и методов организации профилактики наркомании, противодействия ее распространению.

2.6. Система подпрограммных мероприятий

Система подпрограммных мероприятий приведена в приложении N 2 к подпрограмме.

2.7. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Источником финансирования мероприятий подпрограммы являются средства краевого бюджета.

Общий объем целевого финансирования подпрограммы составляет 32 441,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год — 14 808,7 тыс. рублей,

2015 год — 15 041,5 тыс. рублей,

2016 год — 2 591,5 тыс. рублей;

в рамках следующих государственных программ Красноярского края:

«Развитие культуры» — 1 999,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год — 1 268,3 тыс. рублей,

2015 год — 730,9 тыс. рублей;

2014 год — 327,7 тыс. рублей,

2015 год — 320,1 тыс. рублей;

«Развитие здравоохранения» — 22 323,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год — 11 225,9 тыс. рублей,

2015 год — 11 097,6 тыс. рублей;

2014 год — 380,0 тыс. рублей,

2015 год — 380,0 тыс. рублей,

2016 год — 200,0 тыс. рублей;

2014 год — 1 728,2 тыс. рублей,

2015 год — 2 391,5 тыс. рублей,

2016 год — 2 391,5 тыс. рублей.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

источник

Интернет-портал Brositpitlegko.ru предлагает узнать, как решить проблему пьянства и предотвратить эту беду. Рассмотрим методы профилактики употребления алкоголя.

Профилактика употребления алкоголя имеет чрезвычайную важность для общества. Ежегодно в России из-за злоупотребления спиртным преждевременно покидают жизнь около полумиллиона человек. Четверть всех смертей, так или иначе, связана с алкоголем. Пьянство — причина 30 % летальных исходов среди мужчин и 15 % — среди женщин.

Почему необходимо уделять достаточно внимания профилактике употребления алкоголя? Продолжительность жизни мужчин в нашей стране меньше аналогичных показателей таких малоразвитых стран, как Гондурас, Бангладеш, Мавритания, Йемен и др. При текущем уровне смертности, согласно прогнозам, лишь 42 % юношей в возрасте 20 лет имеют шанс дожить до 60 лет.

Главная проблема состоит в том, что большинство пьющих не относят себя к алкоголикам. Они полагают, что употребляют горячительные напитки в меру и в любой момент могут это прекратить.

Профилактика приема алкоголя должна учитывать, что большинство алкозависимых считают себя полноценными здоровыми людьми. Длительное пьянство приводит к потере критического взгляда на вещи, человек начинает думать, что окружающие слишком требовательны к нему.

Проблема алкоголизма и пьянства состоит в том, что человек теряет способность признаться даже самому себе, что он алкоголик и нуждается в помощи. Поэтому профилактика должна «пробивать» все эти уровни защиты, достигая своей цели. По этой причине превентивные меры делятся на несколько уровней.

Вы много раз слышали, что заболевание проще предупредить, чем потом лечить, верно? В отношении алкоголизма это утверждении тоже верно. Меры профилактики алкозависимости направлены на следующее:

  • формирование в сознании людей негативного отношения к алкоголю. Это касается всех слоев населения и разных возрастных групп;
  • пропаганду здорового образа жизни, который исключает распитие спиртного;
  • выявление лиц группы риска по отношению к алкоголизму и ведение активной профилактики пьянства среди них (дети родителей-алкоголиков, конфликтные семьи с низким уровнем дохода);
  • увеличение защиты от алкогольной зависимости (забота о моральном и материальном благополучии семей, а также физическом, интеллектуальном и психическом развитии).

Профилактика употребления алкоголя имеет два уровня:

  1. Общегосударственный. Проводится в масштабах государства. Такие меры профилактики алкоголизма включают в себя законодательные, медико-социальные и административные мероприятия.
  2. Личностный. Этот уровень включает меры профилактики алкоголизма для отдельно взятого человека. Они предполагают проведение специальных лекций, бесед, выпуск антиалкогольных телепередач, программ на радио и печатной продукции.

Профилактика приема алкоголя также классифицируется:

Этот комплекс мероприятий направлен на то, чтобы оградить от риска тех, кто еще не столкнулся с проблемой алкозависимости. Меры первичной профилактики служат для того, чтобы предотвратить на раннем этапе причины, способствующие развитию алкоголизма. Лучшим возрастом для такой тактики является младший и средний.

Главная цель первичной профилактики — предупредить развитие зависимости от алкоголя и ее губительных последствий. Для этого используются следующие пути:

  • формирование и усиление мотивации человека на позитивные изменения в собственной жизни и среде, с которой он взаимодействует;
  • поддержка процесса осознания индивидом самого себя, познания поведенческих и эмоциональных проявлений своей личности;
  • усиление адаптационных возможностей человека для противодействия факторам, вызывающим алкозавсимость;
  • уменьшение факторов риска алкоголизации, как мера профилактики алкоголизма;
  • развитие у человека навыков управления всеми аспектами своей жизни (поведением, самосознанием);
  • развитие социально-поддерживающего процесса.

Контингент воздействия для первичной профилактики зависимости от алкоголя — дети и подростки (школьники), учащаяся молодежь, родители, учителя, участники подростковых и молодежных коллективов и групп. Также в состав целевой группы превентивных мероприятий входят дети, не посещающие школу, не имеющие родителей и постоянного места жительства и т. п.

Социальные и педагогические мероприятия включают:

  • работу средств массовой информации;
  • антиалкогольное обучение;
  • организацию детско-подростковой и молодежной активности, как альтернативы употреблению спиртного;
  • учреждение социально-поддерживающих систем (соцслужбы, клубы для молодежи и пр.);
  • организация антиалкогольных акций;
  • работа сектора ювенальной юстиции.

К психологическим технологиям профилактики употребления алкоголя относятся:

  • развитие личностных ресурсов человека;
  • формирование персональной и социальной компетентности;
  • развитие адаптивных форм поведения;
  • содействие формированию семьи.

Медицинские меры профилактики алкоголизма касаются поиска генетических и биологических маркеров группы риска и их коррекция на медицинском уровне.

Этот уровень предполагает работу с людьми, которые уже употребляют спиртное. Вторичная профилактика злоупотребления алкоголем включает в себя мероприятия по раскрытию неблагополучия личности, которое связано с ее алкоголизацией. Также она предусматривает оказание комплексной поддержки в форме клинической беседы, кабинетов анонимной социально-психологической помощи, работы с семьей и окружением алкоголика и др.

Цель вторичной профилактики пристрастия к алкоголю — коррекция дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения человека для формирования модели здорового поведения. Контингент воздействия — дети, подростки, молодежь, взрослые (в том числе организованные и неорганизованные группы), семьи.

Социальные и педагогические меры вторичной профилактики алкоголизма подразумевают:

  • создание мотивации на полный отказ от употребления спиртного;
  • формирование стремления изменить свое поведение.

Психологические методы профилактики тяги к алкоголю:

  • помощь в осознании человеком собственного эмоционального состояния;
  • помощь в понимании формирующейся алкогольной зависимости как проблемы личности;
  • осознание, анализ и развитие личностных ресурсов для преодоления алкозависимости.

Медицинские мероприятия в рамках вторичной профилактики пьянства и алкоголизма включают работу по нормализации физического и психического развития. Также предусматривается установление физиологического и биохимического равновесия в организме человека.

На этом этапе работа педагогов, медиков и психологов направлена на помощь людям, выздоравливающим от алкозависмости. Контингент воздействия комплекса мероприятий по профилактике зависимости — лица, зависимые от алкоголя. Им необходимо помочь обрести мотивацию на отказ от спиртного и для следования здоровому образу жизни. Профилактика пристрастия к алкоголю включает работу с семьями больных, а также создание групп самопомощи и взаимопомощи. Другими словами, развитие социально-поддерживающей сети.

На этом этапе профилактики влечения к алкоголю используются психологические и педагогические стратегии:

  • создание социально-поддерживающей и развивающей среды;
  • формирование мотивации для отказа от спиртного и изменения поведения.

Среди мер третичной профилактики алкоголизма выделяются психологические технологии, которые помогают:

  • осознать личные цели и пути их достижения;
  • признать наличие факта патологического влечения к спиртному и зависимости;
  • изменить жизненный стиль на здоровый;
  • улучшить коммуникативную и социальную компетентность человека;
  • развить личностные ресурсы для борьбы с зависимостью.

Медицинская профилактика алкоголизма включает медикаментозную поддержку на соответствующих этапах преодоления алкозависимости. Также она направлена на нормализацию психофизического состояния, физиологического и биохимического равновесия в организме человека.

Аллен Карр предложил методику, которая используется людьми вне зависимости от того, насколько их коснулась проблема злоупотребления спиртного. «Легкий способ бросить пить» полезен родителям школьников и молодежи, он применим на этапе первичной профилактики тяги к алкоголю.

Книга является мощным мотивирующим фактором для пьющих, и помогает им отказаться от пагубной привычки. Это пособие можно и нужно применять на этапе вторичной профилактики зависимости от алкоголя.

Уже ведя здоровый и трезвый образ жизни и перечитывая книгу, вы укрепляете свою стойкость и уверенность в правильно сделанном выборе. Так что методика А. Карра работает и на третичном этапе профилактики влечения к алкоголю.

Секрет книги кроется в простом и доступном языке изложения, помогающем составить в голове реальную картину вещей и понять, что алкоголь ничего не дает человеку, отнимая возможность прожить долгую и счастливую жизнь.

Хотите знать о признаках абстинентного синдрома? Мы расскажем!

Информация о признаках белой горячки — на сайте.

источник

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

Читайте также:  1985 постановление цк кпсс о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

  • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
  • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
  • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
  • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
  • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.

Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
  • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
  • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
  • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

– Центр медицинской профилактики;
– Центр по проблемам семьи – Кордея;
– Центр «Анти-СПИД»;
– Центральная библиотека;
– Городские поликлиники;
– Центр Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города.

Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.
Это:

– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с социальными педагогами;
д) с психологами;
е) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе;
– уроки здоровья;
– волонтёрские площадки;
– элективные курсы;
– классные часы.

Направление деятельности

1 Психологи – индивидуальное консультирование;
– оказание методической и практической помощи
в подготовке и проведении классных часов,
индивидуальных бесед;
– освещение результатов мероприятий и
работы психолога в целом
по профилактике алкоголизма,
наркомании, табакокурения в школе. 2. Социальные педагоги – исследование социально-педагогических условии в школе;
– оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних;
– изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних;
– формирование единой информационно-статистической базы по школе;
– проведение социальных исследований;
– индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. 3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
а) классно-урочную систему;
б) внеклассные мероприятия;
в) экскурсии.
– выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
– показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
– индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
– проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
– организация воспитательной работы в классе;
– пропаганда здорового образа жизни;
–организация поездок на турбазы. 4 Медицинские работники,
учителя физического воспитания. – оказание первой помощи при отравлении алкоголем, токсическими веществами, табаком;
– выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
– проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
– проведение дней здоровья;
– организация работы секций волейбола, баскетбола и др.
– организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками;
– проведение Дня борьбы с курением – 7 мая,
1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. 5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам. 6 Совет старшеклассников – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам.

Первый этап – организационный.

На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

Второй этапвнедренческий

Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

Третий этап

Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).

Составление программы Совещание административной группы в школе Проведение педагогического совета Проведение классных часов
Проведение общественного родительского собрания Проведение родительских собраний в школе Создание координационного совета по реализации программы
Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Научно-исследовательская работа учащихся

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя, игромании.
5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков, табака, алкоголя.
6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

Формы профилактической работы с классом.

Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:

– планом работы школы и класса;
– собранием учащихся класса;
– главным советом корпорации класса «пятерка»;
– родительским собранием, родительским комитетом.

источник

КОНЦЕПЦИЯ реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2009 г. № 2128-р

I. Общие положения

Настоящая Концепция определяет цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

Реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее — алкогольная продукция), улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № Пр-2426, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права в области охраны здоровья населения и с учетом российского и международного опыта.

II. Современная ситуация в Российской Федерации, связанная со злоупотреблением алкогольной продукцией

История производства и потребления алкогольной продукции, охватывающая период от дореволюционной России до настоящего времени, свидетельствует о том, что увеличение потребления алкогольной продукции и изменение структуры ее потребления в сторону более крепкой алкогольной продукции происходили из-за отсутствия единых подходов государства к регулированию производства и оборота алкогольной продукции, смещению приоритетов в сферу экономических интересов в ущерб охране здоровья населения.

В России в 1914 — 1917 годах по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции — 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения, но с середины 1970-х годов началось существенное увеличение ее потребления. К началу 1990-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза.

Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год.

По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 миллионов человек и возникновения 4 процентов болезней во всем мире ежегодно.

В настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, — более 75 тысяч человек в год.

В структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь (безводный спирт) на душу населения в год) более половины приходится на водку и ликероводочные изделия.

В Российской Федерации с 1998 года наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво.

Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции.

Потребление такой алкогольной продукции приводит к физиологической потребности ежедневного ее потребления.

В России с 1992 года в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в стране.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией.

Злоупотребление алкогольной продукцией стало основной причиной стремительного накопления демографических и социальных проблем в России с середины 1960-х годов.

В современной России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.

Причины смерти от злоупотребления алкогольной продукцией заключаются не только в случайных алкогольных отравлениях. В большинстве случаев смертельный исход происходит от несчастных случаев и насилия, в меньшей части — от сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, которые развились в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления — убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта.

Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа родителей от детей и лишения родительских прав. У воспитанников детских домов достаточно часто наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.

Высокий уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества разводов в семьях и «омоложения» алкоголизма.

Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди вредят не только своему образованию, но и своей карьере, профессиональному будущему, в целом национальной экономике.

Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию страны. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Читайте также:  25 кадр для кодирования от алкоголизма

Злоупотребление алкогольной продукцией вызывает особенно высокий уровень смертности среди мужчин 40 — 60 лет, которые в этом возрасте обладают наиболее ценными профессиональными навыками. Их преждевременный уход из жизни наносит ущерб трудовым ресурсам, обладающим профессиональным опытом, снижает объем инвестиций в человеческий капитал.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения.

Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.

III. Цели и задачи реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Целями реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:

  • значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;
  • повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией;
  • повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

Достижение указанных целей базируется на следующих принципах:

  • обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка;
  • взаимодействие органов государственной власти, общественных организаций и религиозных объединений, представителей бизнеса и граждан, не связанных с алкогольной индустрией;
  • информационная открытость результатов проведения мер, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией.

Приоритетными задачами в реализации поставленных целей являются:

  • создание системы мониторинга и анализа динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией;
  • изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции;
  • переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни;
  • формирование нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией;
  • разработка и внедрение программ:
  • профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и возникновения алкогольной зависимости;
  • информирования населения о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией;
  • создания стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством;
  • совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и больным алкоголизмом;
  • привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;
  • организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции;
  • повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности, обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской местности;
  • противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, в том числе путем повышения эффективности регулирования алкогольного рынка;
  • применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи;
  • создание механизмов применения мер социальной ответственности к производителям алкогольной продукции.

IV. Информационное обеспечение реализации Концепции

Информационное обеспечение реализации определенных настоящей Концепцией целей и задач предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения, данных социологических и медицинских исследований, а также информации правоохранительных органов о состоянии преступности, возникающей на почве злоупотребления алкогольной продукцией.

Для получения достоверных сведений из указанных источников предусматривается создание единой системы государственного статистического наблюдения за потреблением алкогольной продукции населением страны, в том числе молодежью, на основе современных информационных технологий и с учетом международного опыта.

Также необходимо обеспечить информационную поддержку проведения реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, увеличить выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, наладить разработку и осуществлять популяризацию учебных программ, проводить широкое информирование населения о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией, о мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие алкогольной продукции на здоровье человека.

Кроме того, необходимо разработать нормативную правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая разработку и реализацию специальных медиапроектов для различных групп населения (молодежь, работники сферы образования, женщины, политики и руководящие работники) с использованием средств коммуникации (почта, пресса, телевидение, радио, транзитная антиреклама, сеть Интернет, открытая консультативная телефонная линия и т. п.).

V. Меры по реализации государственной политикипо снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией ипрофилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Мерами по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:

  • организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки существующих или новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкогольной продукцией;
  • разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп;
  • пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;
  • укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции;
  • включение в основные и дополнительные общеобразовательные программы тематических вопросов по профилактике употребления алкогольной продукции среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
  • обеспечение широкой доступности лечебно-профилактических программ, нацеленных на семью;
  • совершенствование и развитие организации оказания медицинской наркологической помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом;
  • создание реабилитационных и психологических центров по профилактике алкоголизма для работы с населением, особенно с молодежью, в том числе центров по подготовке специалистов-психологов;
  • разработка и реализация мер антиалкогольной политики в местах работы граждан, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости;
  • осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта;
  • разработка и принятие технических регламентов о требованиях к безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени;
  • ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи;
  • запрещение использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами;
  • ограничение проведения нацеленных на содействие потреблению алкогольной продукции мероприятий, в том числе винных, пивных фестивалей и конкурсов;
  • в целях формирования культуры потребления алкогольной продукции создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских качественных вин;
  • усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний;
  • разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции;
  • принятие мер по поддержке общественных и религиозных организаций в пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие злоупотреблению алкогольной продукцией;
  • совершенствование системы мониторинга потребления алкогольной продукции и оценки эффективности реализации мер государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией;
  • разработка и осуществление субъектами Российской Федерации региональных программ (пилотных проектов) в целях реализации настоящей Концепции.

VI. Механизм реализации Концепции

Механизм реализации настоящей Концепции предусматривает применение программно-целевого метода.

На федеральном уровне реализацию целей и задач настоящей Концепции предусматривается обеспечивать путем осуществления разработки ведомственных программ в сферах регулирования производства и оборота алкогольной продукции, здравоохранения и социального развития, развития физической культуры и спорта.

Наряду с этим в рамках нормативного правового регулирования алкогольного рынка предусматривается обеспечение качества, безопасности алкогольной продукции и противодействия реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, а также усиление правоохранительной деятельности в части выявления правонарушений и преступлений.

Осуществление межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению эффективности государственного регулирования алкогольного рынка возложено на Правительственную комиссию по регулированию алкогольного рынка, образованную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 856.

Мониторинг хода реализации задач, определенных настоящей Концепцией, предусматривается осуществлять путем анализа данных сводной межведомственной отчетности.

Также предусматривается обеспечить широкую поддержку общественным и религиозным организациям в проведении ими мероприятий по пропаганде и реализации инициатив, направленных на борьбу со злоупотреблением алкогольной продукции.

На уровне субъектов Российской Федерации предусматривается осуществить разработку и реализацию региональных программ (пилотных проектов) с учетом специфики традиций употребления алкогольной продукции и масштабности алкоголизации различных слоев населения.

В социальной сфере на основе инициатив общественных и религиозных организаций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов, специализированных общественных фондов, в том числе ассоциированных с международными организациями.

VII. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Реализацию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации предусматривается проводить в два этапа.

На первом этапе (2010 — 2012 годы) предполагается создать условия для уменьшения остроты сложившейся негативной ситуации, сформировать правовую, организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.

Созданные условия позволят реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления алкогольной продукции, в том числе осуществить основную часть мероприятий по внесению в законодательство Российской Федерации изменений в части:

  • ужесточения требований к розничной продаже алкогольной продукции (в том числе слабоалкогольной);
  • усиления ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая продажу алкогольной продукции несовершеннолетним;
  • увеличения акциза на этиловый спирт и алкогольную продукцию в целях снижения их ценовой доступности;
  • установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.

Кроме того, на первом этапе предусматривается разработка специальных мер по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.

В субъектах Российской Федерации предусматривается разработать региональные программы, направленные на снижение объемов потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций) и в соответствии с мероприятиями, реализуемыми в сфере образования и здравоохранения.

Реализация региональных программ должна обеспечить сокращение уровня распространенности распития алкогольной продукции в общественных местах, особенно в местах проведения досуга и осуществления спортивных мероприятий, а также в семьях.

Важным результатом выполнения мероприятий первого этапа реализации настоящей Концепции будет снижение уровня смертности населения в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

На втором этапе (2013 — 2020 годы) предусматривается продолжение выполнения мероприятий по сокращению уровня потребления алкогольной продукции. Основными мероприятиями данного этапа будут реализация программ по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры, осуществление специальных мер по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, обеспечение эффективной профилактики возникновения алкогольной зависимости в отношении лиц (их семей), которые употребляют алкогольную продукцию в объемах, опасных возникновением такой зависимости.

В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности регулирования алкогольного рынка и противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции доля нелегально произведенной алкогольной продукции должна быть значительно снижена.

К 2020 году предусматривается значительно сократить потребление алкогольной продукции населением, особенно детьми и молодежью, а также снизить уровень смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

Реализация второго этапа позволит обеспечить устойчивую тенденцию к закреплению достигнутых результатов и дальнейшее развитие программ, направленных на снижение уровня потребления алкогольной продукции на основе научно обоснованных критериев.

В рамках реализации Концепции предусматривается продолжить реализацию на федеральном уровне общего образования в части основных и дополнительных образовательных программ, касающихся формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе профилактики употребления алкогольной продукцией учащимися и воспитанниками образовательных учреждений.

Индикаторами достижения результатов реализации настоящей Концепции являются:

  • на первом этапе (2010 — 2012 годы):
  • снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 процентов;
  • снижение уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции при общем существенном снижении уровня потребления алкогольной продукции;
  • повышение уровня вовлечения детей и молодежи в занятия спортом;

на втором этапе (2013 — 2020 годы):

  • ликвидация нелегального алкогольного рынка;
  • снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции;
  • снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, включая алкогольные психозы;
  • снижение уровня смертности, связанной с острым отравлением алкогольной продукцией.

источник