Меню Рубрики

Лекция для подростков по профилактике наркомании и алкоголизма

В настоящее время наркомания достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет быстрыми темпами, поэтому очень важно своевременно принимать меры, которые помогут в борьбе с этим страшным явлением. Подобного рода проблема наносит серьезный вред всем членам современного общества. Наркомания является настоящей бедой для всех тех семей, которые уже успели с ней столкнуться. Есть перечень мер, с помощью которых можно предупредить появление этого заболевания.

Под наркоманией подразумевается заболевание, которое вызывается употреблением наркотических веществ – произошло от греческих слов «оцепенение» и «безумие, восторженность». Другими словами, под наркотической зависимостью подразумевается состояние человека, когда он постоянно думает о наркотических средствах и стремится заполнить их любыми способами, чтобы избавиться от психического дискомфорта и получить ощущения, которые кажутся ему приятными. В результате он с легкостью переступает границы морали – это приводит к разрушению семьи, общения с друзьями.

Традиционная биомедицинская модель наркомании в своей основе имеет эпидемиологию, которая характерна для инфекционных заболеваний. Носителями в соответствии с теорией принято считать конкретных индивидов. Если обобщить, то эта модель определяет заболевание следствием заражения человека. Современная действительность вынуждает пересмотреть ее принципы, т.к. часто паталогические состояния возникнут не из-за проникновения в организм инфекции. Сегодняшняя модель основывается на утверждении, что болезнь человека во многом зависит от его поведения.

Мероприятия по профилактике наркомании являются необходимостью, ведь она наносит существенный вред как наркоману, так и его близким. Наркотики являются ядом, который медленно разрушает мозг человека, его психику. За счет мозгового нарушения и дисфункции нервной системы начинают разрушаться внутренние органы. Люди, употребляющие кокаин и некоторые другие наркотики, живут не больше 4-х лет – нередко они погибают от разрыва сердца. Те, кто употребляют морфин, через 2-3 месяца теряют способность к умственной деятельности.

Все наркоманы испытывают серьезные проблемы со здоровьем (из-за низкого иммунитета) и поэтому долго не живут. Некоторые личности и вовсе в течение первых лет после приобщения к наркотикам, предпринимают попытки покончить с жизнью. Наркоман легко переступает все дозволенные черты, нередко становясь преступником. Личность больного становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего он с большой скоростью идет к своей гибели.

Ввиду того, что интересы наркомана сосредотачиваются исключительно на добыче и употреблении наркотических веществ, круг его общения сужается, в основном состоит из антисоциальных личностей. Наркоман постепенно теряет все: рабочее место, друзей, семью. Для общества он становится абсолютно бесполезным, поэтому общество стремится уменьшить рост наркомании и вернуться к полноценной жизни зависимых людей. Часто наркомана узнают по следующим признакам:

  • бессоннице, бледности;
  • застывшему, лишенному мимики лицу;
  • сухости слизистых оболочек;
  • частой зевоте, чиханию;
  • постоянно заложенному носу;
  • дрожащим рукам с воспаленными и исколотыми венами;
  • необычайно широким или узким зрачкам;
  • не реагирующих на изменение освещенности глазам.

Проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения наркотический зависимости, занимаются одновременно несколько социальных институтов. Все они подчинены одной главной цели – создать базу (информационную, правовую, силовую), с помощью которой можно максимально широко распространить информацию о вреде наркотиков и облегчить или избежать проблем, связанных с их употреблением:

  • профилактика наркомании среди молодежи, прежде всего, должна проводиться медицинскими учреждениями, т.к. это является не просто вредной привычкой, а настоящим заболеванием;
  • со стороны законодательных органов документально определяются способы борьбы с продажей и распространением наркотических препаратов;
  • силовые системы обеспечивают воплощение законодательных мер в жизнь с проведением специфических операций, направленных на остановку распространения веществ;
  • научными учреждениями создаются средства, с помощью которых можно вылечить человека от зависимости от химических веществ и определить лиц, которые имеют предрасположенной к такой зависимости.

Профилактика наркомании среди подростков – это вопрос, который непосредственным образом касается каждого, кто имеет прямое отношение к наркотическим веществам, т.е. входит в целевую группу. К ней относятся:

  • Подростки. Они очень часто попадают под воздействие лиц, которые предлагают наркотики на пробу. Их неустоявшаяся психика с легкостью подвергается внешнему воздействию. Отсутствие собственной и четкой точки зрения делает их сильно уязвимыми перед такого рода влиянием.
  • Лица, которые единожды попробовали наркотики и периодически проводили с ними эксперименты.
  • Созависимые. То есть люди, которые входят в социальное окружение наркоманов.
  • Лица, которые регулярно применяют психотропные вещества без назначения врача.
  • Занимающиеся проституцией, которые используют в своей деятельности наркотики.
  • Люди, которые имеют наркотическую зависимость на протяжении некоторого времени.

Одним из самых распространенных действенных способов профилактики приема запрещенных препаратов является использование мер, направленных на ограничение их распространения, проведение антиагитационных мероприятий. Их основная задача заключается в информировании людей, которые находятся в зоне риска, и тех, кто соприкасается с ними, о негативном влиянии всех видов препаратов на моральное, психологическое и физическое состояние человека. Сюда же включается и пропаганда ЗОЖ (здорового образа жизни).

В ходе профилактических мероприятий в учебных заведениях проводятся соответствующие лекции и занятия, демонстрируются художественные и документальные фильмы. Хорошая работа, проведенная среди подростков, дает ощутимые результаты, поэтому она должна проводиться в широких масштабах и постоянно. Информация по профилактике должна соответствовать нескольким требованиям:

  • не иметь оттенка безысходности, быть позитивной;
  • СМИ не должны показывать сцены употребления наркотиков;
  • любая публикация должна иметь информацию в понятном виде и рекомендации по профилактике употребления запрещенных препаратов;
  • подготовка материалов должна вестись только специалистами, то есть наркологами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, социальных работников.

Чтобы обеспечить активную работу, необходима соответствующая законодательная база. В связи с этим, прежде всего, требуется административная ответственность за употребление запрещенных средств и возможность обследования лиц, подозреваемых в наркомании. Сегодня существуют специальные сообщества анонимных наркоманов, члены которого помогают друг другу избавиться от этой зависимости.

Молодежь, которая быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминальные дела, теряет семью и друзей, становясь потенциально опасной для окружающих. Объектами профилактических мероприятий считаются все те группы лиц, которые подвергаются риску появления зависимости от наркосодержащих веществ. К субъектам при этом относятся организации и лица, занимающиеся профилактическими работами и претворяющими их в жизнь. Субъектами являются:

  • Федеральная служба, которая занимается контролем за оборотом наркотиков на территории страны. Она осуществляет контроль и мониторинг всех антинаркотических мероприятий, участвует в разработке специальных программ и выполняет их внедрение на местах.
  • Государственный комитет РФ по антинаркотической работе и его территориальные подразделения. В обязанности этих субъектов входит осуществление контроля над проведением профилактических мер и их результативностью, включая координацию с участием СМИ (средств массовой информации) и прочих организаций.
  • Органы самоуправления, имеющие местное значение. Они помогают организовывать мероприятия, направленные на обеспечение досуга молодежи, развитие физкультуры, массового спорта.
  • Органы управления, относящиеся к системе здравоохранения. Благодаря им осуществляются работы, связанные с лечением, предупреждением, реабилитацией лиц, которые подвержены влиянию наркотиков.
  • Органы управления в образовательной системе. Они специализируются на организации и контроле над внеучебным временем молодежи, детей, проводят воспитательные работы и коррекцию поведения при помощи социальных центров.
  • Органы внутренних дел. Они контролируют ситуацию на рынке наркотиков, проводят операции по предупреждению их незаконного оборота.
  • Профильные учреждения и органы, специализирующиеся на управлении в системе соцзащиты населения. Их содействие направлено на защиту детей в случае, если они попадут в сложную ситуацию.

Необходимо давать реальную оценку ситуации с наркотиками, приняв во внимание процент тех, кто уже знаком с приемом наркотических средств. Сотрудники полиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию на прием запрещенных средства. Если подросток не хочет посещать наркологический диспансер и даже является лидером группы наркоманов, то в таком случае требуется принимать административные меры. Дополнительно нужно организовать консультирование по телефону. Своеобразным информационным мостом для людей становятся следующие службы:

  • Телефон поддержки для наркозависимых, работающий в круглосуточном режиме. На линии работают специалисты в области химической зависимости.
  • «Горячая линия». Цель этой службы заключается в информировании населения по вопросам наркомании и алкоголизма, предоставлении сведений о реабилитационных, лечебных учреждениях.
  • «Телефон доверия». Эта служба отличается от телефона поддержки тем, что тут отвечают на вопросы и дают рекомендации профессиональные психологи.

Без комплекса профилактических мероприятий среди молодых (особенно несовершеннолетних) лиц количество наркоманов будет только расти – это скажется на росте уровня преступности. Особенно важным является выявление лиц, которые уже пристрастились к наркотическим средствам, чтобы заболевание не усугубило их положение. Наркозависимые нередко становятся полностью потерянными для общества. Выделяют несколько видов профилактических работ, проводимых в основном с молодым поколением:

  • Общая. Эту разновидность считают самой массовой, и с ее помощью решается сразу несколько задач профилактики употребления наркотических средств. Для этой цели используется информационная пропаганда, включающая в себя донесение до населения методов, которые законодательная власть использует в борьбе с наркозависимостью и наркотическими средствами, информации о рисках при их употреблении, стимулированию молодежи к обращению в специальные службы помощи. Помимо этого, используется способ развития навыков у подростков, которые понадобятся им в дальнейшей жизни и при преодолении сложных ситуаций.
  • Выборочная. Этот вид работ направлен на тех представителей молодежи, которых считают «трудными» детьми. Они уже показывают свои поведенческие навыки и нередко оказывались в сложных ситуациях. Причина повышенного внимания к этой категории обуславливается тем, что приобщение к употреблению наркотиков часто встречается у таких молодых людей.
  • Симптоматическая. Профилактические меры этого вида направлены на лиц с опытом употребления наркотических средств, но которые еще не приобрели статус наркоманов. В социальном поведении они выделяются равнодушием к родителям, сужением круга своих интересов и тем, что были замечены в наркотических или алкогольных эксцессах.
  • В отношении инъекционных наркоманов (использующих уколы). Лица, являющиеся потребителями инъекционных наркотиков, редко попадают в сферу внимания органов здравоохранения. Опасность их состоит и в том, что они нередко становятся переносчиками разных заболеваний, например, гепатита С, СПИДА, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем.
  • Реабилитация. В отношении лиц, прошедших курс специального лечения, применяются реабилитационные методы, основанные на мотивации к здоровой жизни и помощи в профилактике срывов.

Профилактика употребления наркотиков является серьезным занятием, которое должно масштабно проводиться в школах и других учебных заведениях. Педагоги, социальные работники и психологи могут использовать всевозможные методы, которые направлены на то, чтобы отбить у людей юного возраста интерес и тягу к наркотикам. Особое значение имеют родители, которые должны дать правильное воспитание свои детям, т.е. направить их в нужное русло. В терминологии ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяют несколько видов профилактики:

Задача первичной профилактики заключается в предупреждении употребления наркотических средств. Молодежь при доступной информации и нужном подходе может сформировать свое мнение о наркомании. При этом выделяют четыре направления:

  • санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  • активная воспитательная работа, проводимая среди подростков, молодежи;
  • административно-законодательные меры;
  • общественная борьба, направленная на искоренение распространения, употребления наркотиков.

Этот вид профилактики направлен на раннее выявление всех тех лиц, которые употребляли психоактивные средства. Кроме того, сюда же относится и их лечение, предупреждение рецидивов, проведение поддерживающей терапии. При этом предрасположенность к наркомании можно определить с помощью целого ряда патохарактерологических особенностей личности. Особенную склонность к этому имеют подростки с истерическим, неустойчивым характером, терпимые к любым отклонениям от психических, социальных норм.

Задача третичного комплекса профилактических мер состоит из социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией. То есть следует восстановить здоровье людей, которые пострадали от этого заболевания, а затем помочь им снова приобщиться к обществу, труду. Важна поддержка родных и близких, особенно при личном контакте с ними.

Представители наркологической службы должны проводить в школах и ВУЗах семинары по обучению педагогов простым приемам выявления разных видов опьянения, формированию у молодежи настороженности к этой проблеме. Нужны рассказы о реальных медицинских и социальных случаях наркомании, которые привели к тяжким последствиям. Очень убедительны сообщения о смертельных исходах, тяжелых отравлениях, ранах от употребления больших доз наркотических веществ. Нужно акцентировать внимание учащихся на пагубном влиянии наркотиков на интеллект, физическое развитие, потомство.

Профилактика употребления наркотических средств в школе даст возможность уберечь ребенка от негативного влияния сверстников, которые уже страдают наркоманией. Лекции должны включать в себя подробную информацию о том, что такое наркомания, ее вреде, негативных последствиях и т.п. Педагоги должны воспитывать своих учеников так, чтоб они могли своими силами избавляться от проблем психологического рода и трудностей в жизни без употребления наркотических веществ. Соответствующие лекции и уроки помогут:

  • сформировать у молодежи ценности общечеловеческого типа;
  • привить подросткам навыки здорового времяпровождения;
  • сформировать навыки защиты психологического характера от возможного вовлечения в антисоциальное времяпровождение.

Лекции являются популярной профилактической методикой, приносящей пользу, в ходе которой учащиеся выслушивают интересные рассказы о наркотиках и их вреде. Педагоги описывают состояние, которое испытывает наркоман при очередной дозе. Ученики могут сконцентрировать на этом внимание, что повлечет за собой отрицательные последствия. В связи с этим беседу рекомендуется строить в дискуссионной форме. Дополнительно проводят открытые занятия, организовывают творческие проекты на данную тематику.

В силах педагога – организовывать каждую неделю классные часы. На мероприятие можно пригласить сотрудников полиции, медиков. Специалисты выскажут учащимся компетентное мнение на тему наркомании. Один классный час принесет существенный эффект, при том что эта мера отнимет немного времени. При проведении классных часов используются средства наглядного характера: плакаты, макеты. Чтобы материал лучше закреплялся, эти пособия ребята должны изготавливать самостоятельно. Дополнительно демонстрируются документальные ролики о вреде наркомании.

Чтобы эффект от работы со школьниками был максимальным, педагоги проводят беседы с родителями. Многие отцы и матери рассматривают наркоманию в качестве проблемы, которая не коснется их школьника. Некоторые родители считают школу рассадником наркотической заразы – данное мнение небезосновательно. При этом не все взрослые имеют необходимые знания по этой специфической тематике, из-за чего они не проводят с ребенком беседы воспитательного характера.

Читайте также:  Анкета по определения уровня знаний об алкоголизме

Педагогам важно проводить беседы с родителями учащихся, объясняя им то, как общаться с детьми и какие ценности нужно прививать им. Направления этой деятельность следующие:

  • создание благополучной среды, где присутствует нетерпимость к вредным привычкам;
  • формирование активного семейного отношения к пропаганде наркотических средств;
  • предупредительные меры по недопущению пристрастия учащегося к этим веществам.

Педагоги и школьные психологи при работе с родителями должны рассказать им о тех особенностях психологии, которые присутствуют у молодежи, а также объяснить, как действовать во время семейных ссор. Нередко конфликты в семье становятся причиной употребления наркотических средств ребенком. Взаимодействие с родителями организовывают специалисты по воспитательной работе, классные руководители, психологи – у каждого работника собственные задачи. Руководство школы координирует и контролирует такую антинаркотическую пропаганду.

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

Производство, хранение и употребление наркотиков уголовно наказуемо. А есть некоторые вещества, которые на официальном производстве не производятся, такие как: героин, анаша, экстази и другие. Узаконенные наркотические препараты применяются в медицинских целях и назначаются исключительно врачами, которые отвечают за каждый грамм, а то и миллиграмм наркотического вещества.

Наркомания — это болезнь, характеризующаяся неудержимым влечением (мания) к наркотикам, вызывающая тягу к повторному применению, физическую и психическую зависимость. Наркоманы, соответственно, это больные люди, которые неудержимо увлечены употреблением наркотиков.

Психическая зависимость к наркотику у наркомана можно сравнить с голодом. Если нормальный человек испытывает голод к пище, то после употребления пищи голод утоляется и человек чувствует удовольствие. Наркоман тоже испытывает дискомфорт в отсутствии наркотика, и получает удовольствие после принятия этого вещества.

Физическая зависимость к наркотику у наркомана — это невозможность организма нормально функционировать без наркотика. Точно также как организм не может обходиться без витаминов, участвующих в обмене веществ организма, например, без витамина «С» выпадают зубы, волосы. Без витамина «А» нарушается зрение, останавливается рост. Также организм наркомана при физической зависимости от наркотиков не может правильно работать: нарушается работа сердца, вплоть до остановки, останавливается дыхание, из-за нарушения мозговой активности появляется тяжелейшая депрессия, часто заканчивающаяся самоубийством.

Как же действует на человека наркотическое вещество?

Наш организм устроен таким образом, что наш мозг сам может вырабатывать наркотическое вещество. Как это происходит? Мы ставим какую-то цель, прорабатываем план ее достижения, преодолеваем препятствия, в это время думаем, догоняем, обгоняем. И, наконец, достигаем нашу цель, получая при этом огромное удовольствие. Факт получения удовольствия и означает, что в этот момент наш мозг выделил небольшое количество наркотика (безопасное для нашего организма). Выделяется, например, такое вещество как эндорфин или естественный гормон удовольствия. То есть природой награда за трудности предусмотрена в виде получения удовлетворения от успеха; и все мы знаем, чем выше цель, тем приятнее нам становится, когда мы ее достигаем.

В свою очередь любой наркотик, содержащий похожие по действию на центр удовольствия вещества, позволяет наркоману достичь удовольствия бесплатно. Ему не надо ставить долговременные цели, пыхтеть, упираться, делать ошибки, исправлять их. Таким образом, наркотик, введенный извне, нарушает цепочку действий, ориентированных на достижение цели. Предусмотренная природой награда за трудности наркоману уже не нужна. Наркоману становится не интересен сам процесс жизни, попросту пропадают все стимулы жизни, кроме одного стимула — получить новую дозу наркотика, гарантирующего получение бесплатного удовольствия.

Вы должны знать, что ничего бесплатного в мире нет! И наркоман, все равно расплачивается за взятое в кредит удовольствие. Наркоман превращается в больное голодное животное, которое постоянно добывает себе пищу — наркотик. Это своего рода кара за бесплатный кайф, выражающаяся в отключении от реального мира и невозможности просто существовать без наркотиков.

Что же может противостоять наркомании, токсикомании и алкоголизму?

Это дружба! Если тебе сегодня хорошо, у тебя прекрасное настроение, посмотри вокруг, поищи своих друзей. Может быть, кто-то из них не совсем хорошо себя чувствует? Поговори с ним просто так, на отвлеченную тему, в некоторые моменты достаточно отвлечь человека и он примет нужное расположение духа. Ведь самое тяжелое, это остаться одному со своими проблемами. В это время кажется, что твоя проблема самая проблемная; уход в себя — самая частая причина запивания, занюхивания, закуривания. Каждый должен знать, особенно подростки, что они могут обратиться в трудную минуту к своим преподавателям, к родителям или заменяющим их людям. В мире еще не было и нет человека, кто бы решил свою проблему путем употребления наркотиков, токсических веществ или алкоголя!

Как нужно отказываться, если тебе предлагают понюхать, покурить, выпить или того хуже уколоться.

Во-первых, нужно помнить, что наркоманов, алкоголиков и токсикоманов очень плохая смысловая память. Поэтому нужно спокойно коротко ответить ему: «нет». Можно использовать ничего не значащие фразы, типа: «мне нужно в туалет», «меня ждет мама», «я иду в магазин» или другие. А наркоман, алкоголик или токсикоман тут же забудет эту ситуацию.

Во-вторых, не надо у таких людей вызывать своим ответом какие-то эмоции. Например, не надо его учить, обзывать, то есть стремиться вести себя с ним так, чтобы не вызвать у него эмоцию, связанную с вами. Так как эмоции, особенно злость, ненависть, обиду они смогут запомнить, потому что память у них больше эмоциональная.

  • Если Вы хотите правильно развиваться и физически, и психически, то Вы должны подумать об этом сейчас…
  • Если Вы хотите воспитать здоровых детей, помните что наркоманы, алкоголики не могут воспитать здоровое поколение…
  • Если Вы хотите увидеть внуков, а это признак долголетия, то Вы должны знать что алкоголики, наркоманы и токсикоманы не живут долго…

На государственном уровне вышел закон, налагающий ограничения при поступлении на работу и на учебу по тем видам профессий, которые предусматривают работу на высоте выше 2 этажа, вождение любого вида транспорта, работу с точной аппаратурой, с электронагревательными приборами, управление персоналом, обучение людей. То есть люди, употребляющие спиртные напитки, наркотики или токсические вещества смогут работать лишь грузчиками или дворниками. С этим законом нельзя не согласиться. Ведь никто не хотел бы ехать в автобусе, управляемым наркоманом, выполнять указания начальникаалкоголика, жить в доме, построенным токсикоманом

источник

Анна Цыбанёва
Психологический тренинг для подростков «Мы выбираем жизнь! А вы?» по профилактике наркозависимости

Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.

— выяснить уровень информированности подростков по проблеме;

— дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков, возможных стратегиях поведения;

— обучить способам сопротивления негативному давлению со стороны сверстников.

Форма проведения: психологический тренинг.

Оборудование: бланк регистрации, ручки, планшеты, непрозрачная коробочка, игрушка, карточки двух цветов по 15-20 шт., доска, 2 плаката в виде человеческих фигур.

1. Введение. Знакомство. Ожидания участников. (10 мин.)

2. Принятие правил работы. (5 мин)

3. Актуальность проблемы. (10 мин.)

Употребление психоактивных веществ (ПАВ, включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ — подростки.

Несколько лет назад появилось повальное увлечение молодежи спайсами – курительными смесями, которые, как утверждали продавцы, абсолютно безвредны для здоровья. Якобы они не являются наркотическими веществами и не дают того эффекта, который люди ждут от приема наркотиков.

Читайте также:  Анкета по социологии на тему алкоголизма среди молодежи

Спайс – это химия, а химию можно отнести уже к тяжелым наркотикам и вред наносимый курением спайса в разы больше. Не занимайтесь самообманом. На сегодняшний день вред от курения спайса можно даже не ставить под сомнение.

4. Оценка уровня информированности. Дискуссия. (20 мин.)

Ведущий просить ответить группу на вопросы:

1. Существует и проблема наркомании в нашем обществе?

2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

3. Насколько это явление опасно для подростков и молодёжи?

4. Если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на наше общество в целом?

Вывод: Эта проблема важна как для самого подростка так и людей, которых он знает.

Цель: выяснить и обсудить мотивы начала потребления наркотиков.

Материалы: непрозрачная коробочка, морковка.

Психолог кладет в непрозрачную коробочку или мешочек игрушку. Участникам говорят, что то, что там лежит – «нельзя», «плохо», «запрещено», не объясняя причин. Коробочку кладет посередине круга. При этом психолог говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.

Обычно больше половины участников выражают своё любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке это «плохо», «нельзя», но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.

После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины употребления наркотиков.

Вывод: практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет.

Сейчас, на примере одного «опыта», мы рассмотрим жизнь двух людей и то, как они повели себя в схожих сложных ситуациях.

Для «опыта» вам понадобится:

• Два пластиковых прозрачных стакана

• Палочка, чтобы всё перемешать

К началу урока должны быть приготовлены два стакана, наполовину наполненные обычной водой, в один из которых добавляется хлорка (желательно в таблетках – это самый сильный концентрат, и она наиболее сильно даёт нужный результат, а в другой – меньше одной капли зелёнки, для того, чтобы вода окрасилась в светло-зелёный цвет. Перед началом занятия на столе также должны лежать наполненные йодом шприц и палочка.

Психолог берёт в руки стаканчики, показывает их учащимся и говорит: представим, что это – два человека, например два парня (или две девочки, назовём их Саша и Лёша (во всех играх и предметных уроках желательно употреблять редко встречающиеся имена, которые вероятнее всего не носят учащиеся в данной группе, им по 16 лет (желательно говорить примерный возраст учащихся, чтобы они понимали, что это их ровесники, такие же ребята, как и они). Они живут в одном районе, учатся в одной школе, их семьи имеют одинаковый достаток. НО) между ними есть одно различие: этот (показываете на стаканчик с прозрачной водой) имеет свои жизненные принципы, знает свою цель и идёт к ней, а этот (показываете на другого) – не имеет твёрдых жизненных принципов, взглядов, убеждений. Он делает так, как все, плывёт по течению.

Поскольку они живут в одном районе, то встречаются с одинаковыми трудностями. Так, вот этому (показываете на стакан с зеленоватой водой, а в другую берёте шприц с йодом) «толпа» с района предлагает: «Слушай! Давай с нами курнёшь травы (ситуации можно придумывать свои, в зависимости от специфики слушающей вас аудитории). Бесплатно, Витёк всех угощает!» (прыскаете из шприца в стакан некоторое количество йода, вода становится мутной, темнеет – т. е. йод символизирует негативное давление сверстников). Он соглашается: «А почему бы и нет… Ведь все это делают и, всё равно, заняться нечем». (Размешивайте помутневшую воду палочкой). Видите? Что с ним происходит? (обычно ребята здесь дают приблизительно правильный ответ). Да, он портится. Его личность ломается, он начинает деградировать. Всё те же парни предлагают ему: «Слушай, Лёх, пойдём на дискотеку в «Плазму» (хорошо упоминать название диско-клубов, которые известны, популярны в вашем городе – для большей актуальности). Там сегодня все! Такие девчонки! Ты ещё ТАКОГО) не пробовал, и он соглашается: «Конечно, ведь в жизни надо всё попробовать, зачем терять удовольствие? (добавляете ещё йода в стакан). Что происходит? – Поскольку он не имеет своих твёрдых убеждений и правильных жизненных целей, он ещё больше портится».

Ставите на стол первый стакан и берёте стакан с хлоркой: Что происходит с этим человеком? Всё та же компания предлагает ему: «Давай ширнёмся!», он говорит: «Простите, но у меня свои планы. Тем более что мне нравятся мои мозги такими, как они есть. Я не хочу быть тормозом или умереть в 30 лет». Слушай, Сань, пошли с нами: сегодня классная тусня, и девчонки. такого ты ещё не пробовал!». – «Спасибо, но у меня спортивная секция» и т. д. При каждом поводе (для первого и второго юноши это должны быть одни и те же ситуации, чтобы показать, как по-разному можно реагировать на одни и те же предложения) добавляете в стакан с хлоркой йод, но он каждый раз уничтожается раствором. Вот! Видите? Тот парень имеет твёрдые жизненные принципы, поэтому никакой встречный ветер не может сломить его. Такие ситуации будут его гнуть, но никогда не сломят – в нём есть крепкий внутренний стержень.

Вывод: каждому из вас решать, человеком с какими жизненными принципами быть: будут ли вас подстраивать под себя обстоятельства, все «прелести» и соблазны мира, или же вы будите использовать любые трудности для своей пользы и пользы своих близких.

…И такой человек (с твёрдыми жизненными принципами – показываете на стакан с хлоркой, общаясь с таким (берёте в другую руку стакан с тёмной водой, может повлиять на него (добавляете немного хлорированной воды в воду с йодом, и она становится светлой – «человек очищается»). То есть человек без твёрдых жизненных принципов становится лучше, начинает их приобретать. В свою очередь, человек бесхребетный в этом плане, на человека с правильными убеждениями повлиять не может (выливаете грязную воду в хлорированную и становится очевидным, что грязная вода снова очищается).

7. Приобретение практических навыков. (30 мин.)

Участники делятся на 2 команды.

1 Команда. Выстроить модель поведения и характеристики человека с твёрдыми жизненными принципами, который знает и идёт к своей цели. Какие перспективы в жизни перед ним открываются.

2 Команда. Выстроить модель поведения и характеристики человека не имеющего твёрдых жизненных принципов, он делает как все, плывёт по течению. Какие перспективы в жизни перед ним открываются.

Презентация командами моделей поведения и жизненных перспектив человека с твёрдыми жизненными принципами и человека, не имеющего твёрдых жизненных принципов.

8. Завершение работы. (5 мин.)

На этом этапе подводятся итоги (выводы по выбору модели поведения человека с твёрдыми жизненными принципами). Высказывания участников в кругу.

Я думаю, что наш сегодняшний разговор не оставил никого из вас равнодушным к рассматриваемой проблеме, что он послужит толчком для размышлений.

1. Лепешова Е. М. Развитие личности школьника. Работа со словарём психологических качеств. – М.: Генезис, 2007. – 120 с.

2. Программа профилактики негативных явлений в молодёжной среде «Жизненные ориентиры». Авторы-составители: Кушнирук С. Н., Батищева Л. А., Пертятько В. В., Журавлёва О. В., Мазаев В. Э., Сочи, 2007г. -85с.

3. Сборник методических, информационных материалов для проведения информационно-пропагандистской работы антинаркотической направленности. Учебно-методичекие материалы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами для образовательных учреждений, работников образования. Часть 2.

4. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путём. Стереотипное издание ГУП «Медицина для вас», Москва 2003г.

Психологический тренинг «Как сохранить душевное здоровье педагогов» 1 Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ» (объединение) Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут.

Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее» Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии,.

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Подготовила: старший воспитатель Панюкова А. И. Цель: Создание благоприятных.

Психологический тренинг для педагогов «Вместе мы — сила!» В рамках Недели психологии предполагалось проведение локальных мероприятий на уровне образовательного учреждения. Среди мероприятий, реализуемых.

Психологический тренинг для воспитателей «Дружный коллектив» Тренинг «Дружный коллектив» Баландина Наталья Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №271» г. Перми Задачи: • Создание положительного.

Психологический тренинг на сплочение коллектива инвалидов старше 18 лет Тренинг на сплочение в коллектив инвалидов старше 18 лет. Цель: формировать навык сплочения и группового взаимодействия. Задачи: развитие.

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!» Чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению с воспитанниками, педагогу важно.

Социально — психологический тренинг «Вместе весело шагать» СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «Вместе весело шагать». Цель: Способствовать психическому и личностному росту детей, их самопознанию.

Эколого-психологический тренинг Эколого-психологический тренинг В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий.

Эколого-психологический тренинг Что такое эколого-психологический тренинг? Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи: Формирование,.

источник

Антинаркотическая лекция для подростков «Чей это выбор?». Профилактика употребления психо активных веществ среди школьников и студентов

  • Рассмотреть человека, как целостную личность, состоящую из различных сфер;
  • Выяснить причины приводящие людей к употреблению и злоупотреблению психо активных веществ;
  • Рассмотреть зависимость от наркотиков и алкоголя, как комплексное заболевание приводящее к негативным последствиям во всех сферах жизни;
  • Увидеть личную ответственность за свой выбор и жизнь.

Начнем с того, что определимся с таким огромным понятием, как человек и его здоровье. Как Вы думаете, из каких сфер состоит целостная личность человека и его жизнь?

Мы видим, что жизнь человека имеет множество аспектов, и мы можем разделить ее на четыре основные сферы: биологическую, психологическую, социальную и духовную.

Это отражено в определении такого понятия, как здоровье. По определению В.О.З. (Всемирной Организации Здравоохранения):

«Здоровье, это полное биологическое, психологическое, социальное и духовное благополучие личности, а не просто отсутствие заболеваний».

Мы видим, что у каждого из нас существует множество потребностей, которые нужно удовлетворять.

Телу нужны воздух, еда и сон. Психике различные чувства, умение проживать и выражать их. Всем сферам нужна пища. Пища для души и тела. Интелектуальная пища и психологическая…

Эта тема наиболее полно расскрыта в работах такого ученого, как Абрахам Маслоу. Давайте рассмотрим кратко его «Пирамиду потребностей».

Изначально, еще находясь в утробе матери, мы целиком и полностью зависим от нее. Мы растем, формируемся, используя питательные вещества, что дает нам мать. Рождаясь, мы попадаем в большой и неуютный мир, попадаем в зависимость от еды, воздуха, других значимых людей, тепла и комфорта. Чем больше мы вырастаем, тем большее количество зависимостей окружает нас в повседневной жизни. Следовательно, мы зависимы изначально! От момента нашего зачатия и до последнего вздоха, так как трудно представить себе человека, который бы смог выжить без удовлетворения элементарных потребностей в воде, пищи, воздухе, сексе. О том же самом нам говорит и так называемая «Пирамида Маслоу».

Краткая справка

Новаторство исследований А. Маслоу, состояло в том, что он стал изучать не патологические, не здоровые личности, в отличии от большинства своих коллег, а личности которые полностью реализовались в жизни. Успешные и процветающие, внесшие огромный вклад в развитие человечества.

Именно изучение здоровых личностей позволило разработать ему иерархию удовлетворения потребностей, на которую опирались эти личности в процессе своего развития. Постепенно, удовлетворяя свои потребности, эти люди достигали невероятных достижений в своей жизни. Получая от нее полнейшее удовлетворение, и практически не нуждались в искусственном стимулировании извне.

1.К первичным потребностям Маслоу отнес потребности, без которых человек попросту бы погиб. Так называемые витальные потребности, (от латинского «Жизнь»). Потребность в пище, воздухе, воде и сексе. Секс важен, так как без него возникновение человека попросту невозможно. Без их удовлетворения, каждый из нас попросту бы погиб как физиологический организм.

2. К вторичным потребностям Маслоу отнес потребность в безопасности. Потребность в защите, жилье, тепле, одежде, возможности защищать свою территорию и отстаивать свои границы. Для каждого из нас важно иметь одежду, очаг, защищенное помещения, в котором он является хозяином и может не опасаться вторжение на свою территорию.

3. К следующему, третьему пункту в этой иерархии Маслоу отнес социальные потребности. Возможность состояться как уважаемый человек, как профессионал в своем деле, получить признание семьи, родителей, общества, занимать важное положение и влиять на развитие своего социума. Будь то совет дома или Государственная дума.

Стать значимым в глазах других имеет огромное значение для каждого из нас. От этого напрямую зависят и самоуважение и самооценка человека.

4. К четвертому этапу в иерархии Маслоу отнес самореализацию личности. Когда все предыдущие потребности полностью удовлетворены, у человека появляется возможность реализовывать себя в творчестве. И оно может быть разнообразным. Культурные потребности, хобби, развитие своего творческого потенциала. Нет ни одного человека, в котором не было бы изначально заложено потенциала. Развитие талантов, развитие чувства прекрасного и гармонии присуще каждому.

Читайте также:  Анкетирование отношение студентов к алкоголизму и наркомании

5. И, к верховным, стоящим во главе пирамиды потребностей, относятся потребности в духовной жизни. Быть частью чего — то намного большего, чем сам человек. Некой глобальной идеи, превышающей все допустимые рамки. Исповедовать и разделять с другими некие моральные и нравственные ценности. Верить в нечто чудесное и необъяснимое. В сказочное, любящее и заботливое. И соответственно жить, применяя эти принципы в своей жизни.

Если вписать в эту пирамиду человека, то можно легко представить, как он постепенно распрямляется, постепенно удовлетворяя свои потребности снизу вверх. Для человека в принципе достаточно чтобы были удовлетворены витальные и духовные потребности. Это позволяет стоять человеку. Вера в нечто большее и все, что необходимо для выживания, достаточно, чтобы личность могла жить, постепенно восполняя пробелы в других сферах.

В дальнейшем мы еще вернемся к удовлетворению этих потребностей, когда будем обсуждать причины, которые приводят человека к употреблению химически активных веществ.

Еще одним важным моментом в нашей жизни является постоянное стремление вернуть себе равновесие. Абсолютно все в мире СИСТЕМЫ стремятся к равновесию. Если мы возьмем маятник, с подвешенным к нему на веревочке грузом, то некоторое время, покачавшись, он вернется в равновесие. Если воздействовать на него через какое то время, то маятник опять выйдет из равновесия, но через время вернется обратно.

Человек это тоже сложная система, и с ним происходит то же самое. Каждый из нас стремится приемлемыми для него способами вернуть себе равновесие.

Говоря о равновесии, мы имеем в виду такое состояние души, психики, социального благополучия и физического здоровья, в котором человек активен и способен принимать адекватные решения, и приводить их в исполнение. Ничего общего с «обломовщиной» и праздным прозябанием это состояние не имеет.

Достаточно много сил воздействует на нас извне, выводя из равновесия. Проблемы в семье и на работе, необходимость приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, бороться за свое существование, получать одобрение от других, заботиться об окружающих. Тысячи других задач, которые ежедневно ставит перед нами жизнь. И для того, чтобы возвращать себе равновесие в таких условиях, человеку требуется очень много сил и ресурсов.

Приходится решать эти задачи, преодолевать трудности, расти духовно и физически. Проживать болезненные и рутинные чувства. Напрягаться. Завоевывать свое место под Солнцем. Конкурировать с другими людьми и поднимать свою самооценку. И каждый выбирает наиболее доступные и приемлемые для него способы адаптации.

Теперь, когда мы немного поговорили о том, кто такой человек, о его потребностях и способах его адаптации, переходим к следующей теме нашего семинара, в котором попытаемся разобратся для чего люди употребляет наркотики и алкоголь.

  • чтобы было хорошо, для кайфа, чтобы было весело;
  • так легче общаться;
  • от горя, забыться;
  • чтобы танцевать, чтобы быть веселее и «круче»;
  • просто, чтобы испытать, что это такое;
  • уйти от боли;
  • за компанию, чтобы расслабиться;
  • для смелости, для энергии;
  • уйти в другие миры;
  • и многое другое.
  • они боятся за свою жизнь, здоровье;
  • они боятся проблем, родителей и милиции;
  • у них есть принципы и убеждения;
  • иногда этого не делают, потому что нет денег — но это временно.

Мы с вами живем в таком мире, где причин для того, чтобы употреблять наркотики, гораздо больше, чем причин, чтобы их не употреблять.

. и это страшно .

ни один наркоман или алкоголик, погибающий в притоне или общественном туалете от передозировки, не планировал для себя такого, когда вводил себе первую дозу или затягивался первым «косяком».

  • в жизни надо все попробовать;
  • один раз не страшно;
  • я буду контролировать себя;
  • я сильный, буду держать себя в руках;
  • те, кто стали наркоманами — слабые и безвольные;
  • а мне все по-фигу;
  • ведь друг сказал, что он колет, и все о’кей;
  • чем я хуже других;
  • а гори оно все огнем;
  • когда почувствую, что начинается зависимость — брошу;
  • от этого вещества зависимости не бывает.

А возможно, он не думал вообще .

Мы говорим о веществах, действующих на мозг и вызывающих привыкание.

Химические вещества, изменяющие состояние сознания, ЭТО:

  • Психоактивные вещества (ПАВ);
  • Наркотики и наркотические вещества (конопля тоже);
  • Алкоголь (пиво тоже);
  • Некоторые лекарственные средства;
  • Токсические вещества (клей и бензин тоже).

Их употребление:

  • затрагивает самые разные социальные слои населения;
  • один из способов получения удовольствия;
  • вызывает зависимость;
  • связано с риском для жизни.

Все это — вещества, изменяющие состояние сознания.

Употребление любого из них может искалечить человеческую жизнь и даже убить!

  • В течении жизни человек испытывает различные эмоции: радость, страх, печаль и др. Эмоции сопровождаются физиологическими изменениями (учащение сердцебиения, задержка дыхания, влажность кожи, дрожь и т.п.);
  • Каждый раз, когда мы что-то делаем, думаем, чувствуем, в нервной системе происходят физиологические изменения. От нейрона к нейрону передаются импульсы, начинается выделение биологически активных веществ — нейромедиаторов;
  • Человеку свойственно получать удовольствие. У него, как у всех млекопитающих, существует «центр удовольствия», который находится в мозге.

В норме колебания эмоционального состояния человека незначительны. Центральная нервная система поддерживает баланс нейромедиаторов. НО! Если в организм попадают ПАВ (т.е. психоактивные вещества, помнишь?), происходят резкие изменения. Если интересно, какие — читай дальше.

Есть еще люди с врожденным деффицитом удовлетворенности

Как об этом стало известно? Об этом нам расскажет история о Джеймсе Олдсе!

Краткая справка. Джеймс Олдс. Нейрофизиолог.

В 1953 году, проводя эксперименты по изучению функций отдельных частей мозга, Олдс вводил в мозг крысы электроды и подавал слабые разряды тока. Наблюдая, как это отражается на ее поведении. И однажды по чистой случайности, он обнаружил такой участок в мозге, раздражение которого вызывало у крысы состояние эйфории. В последствии этот участок мозга был назван «Центром удовлетворенности». Место, где вырабатывались дофамин, серотонин и другие вещества, отвечающие за преодоление стрессов человеком и за возвращение ему равновесия.

Олдс пошел дальше. Он при помощи не хитрого устройства позволил крысе самой стимулировать этот центр. И крыса стала делать это все чаще и чаще. Нужно отметить, что крысы — достаточно социализированные существа с четкой структурой и иерархией власти, с распределением ролей в своей популяции. Как только крыса получила возможность доставлять себе приятные ощущения при помощи стимуляции центра удовлетворенности, она перестала есть, обращать внимание на страх и боль, на особей противоположного пола, перестала быть социально активной. В конце концов, она просто ежесекундно стимулировала этот участок мозга, пока не погибла от истощения. Ничего не могло оторвать ее от этого. Для нее это и была «таблетка», которая в одну секунду решала все ее проблемы. Самым доступным и быстрым способом вернуть себе равновесие.

Точно по такому же принципу развивается зависимая форма поведения. Рано, или поздно, человек перестает интересоваться другими сферами жизни, и все больше времени проводит за «любимым занятием». За тем, что доставляет ему наибольшие переживания неги и радости и возвращает к душевному покою и гармонии.

Зависимый человек употреблением обманывает себя и пытается, не прилагая усилий, удовлетворить все свои потребности одновременно. Либо они его попросту перестают интересовать. Становятся лишними.

Это все равно, что подложить под компас кусок железа. Компас перестает работать и вместо верного направления, показывает не верное. Так и с наркотиками и алкоголем. Человек перестает реально оценивать себя и окружающий мир и живет в мире иллюзий. Постепенно теряя ориентиры все больше!

В шкале приоритетов и ценностей на первое место выходит зависимое поведение либо объект зависимости.

Человек склонен верить своему опыту. А его искаженный опыт в данном случае говорит ему о том, что когда он употребляет, ему, пусть на время, но становиться лучше. И в этом и заключается «бесплатный сыр в этой мышеловке».

Даже понимая клеточные механизмы на уровне нейробиологии, мы не можем до конца понять, как формируются наши чувства и эмоции . Тем не менее, мы действительно испытываем настоящий страх, восторг или грусть в то время, как в мозге идут биохимические процессы, регулирующие эмоции.

Этап 1.Первые опыты.

Для этого этапа характерно:

  • Естественное любопытство, желание просто «попробовать»;
  • Активный поиск новых видов «кайфа»;
  • Неумение сказать НЕТ;
  • Трудности с пониманием собственных границ;
  • Попадение под влияние различных мифов о химических веществах;
  • Страх прослыть «белой вороной» или «маменьким сынком»;
  • Неосознанное желание убежать от сложностей жизни (или осознанное);
  • Наплевательское отношение к себе и своей жизни, «пофигизм» как мировоззрение;
  • Желание сделать свою жизнь интересной и наполненной;
  • Незнание того, как на самом деле действуют ПАВ на психику и организм человека.

График болезни, 1 этап:

Необычайно высокий пик ощущений в организме, «кайф». Первые дозы ПАВ вызывают резкий сбой нейрохимического баланса головного мозга. Очень важно, что ПАВ не сами вызывают удовольствие непосредственно, а заставляют организм активизировать свои ресурсы.

Человеку дан сейф — запас удовольствия. Им можно пользоваться всю жизнь понемногу, а можно «взломать» сейф и выгрести целую охапку «кайфа». Не скоро придет в себя «ограбленный» банк.

Есть два пути после первых опытов:

  1. 1.Полностью прекратить употребление:
    Около 50 % людей так и поступают.
  2. 2.Продолжают употребление, что неминуемо ведет к переходу на следующий этап развития зависимости от ПАВ.
  3. 3.Третьего не дано. УВЫ

Этап 2.Начинает нравиться.

Для этого этапа характерно:

  • Осознанное желание получить «кайф» при помощи ПАВ;
  • Планирование употребления;
  • Поиск разумных оправданий употребления;
  • Поиск «подходящей компании»;
  • ПАВ становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха;
  • ПАВ начинают инпользоваться как:
    — средство против «комплексов»;
    — лекарство от стресса;
    — способ общения;
    — спутник сексуальных отношений;
  • Формируется особая «тусовка» — свои ПАВ, своя музыка, стиль одежды, юмор.

Зависимость — болезнь привыкания. Организм привыкает к определенной дозе и требует большей для получения удовольствия.

Закон дозы: Если человек продолжает употреблять вещества, изменяющие состояние сознания (ПАВ), он переходит с меньших доз на большие, и с менее сильных веществ на более сильные.

Если человек не прекращает употребление, начинается следующая стадия развития ЗАВИСИМОСТИ.

Для этого этапа болезни характерно:

  • Проблемы со здоровьем (похмелье, ломка, неприятные ощущения после употребления, инфекционные заболевани);
  • Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал);
  • Неразборчивость в сексе (венерические заболевания, нежелательная беременность, проблемы в отношениях);
  • Скандалы в семье;
  • Проблемы с учебой, неприятности в школе;
  • Финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег);
  • Конфликты с друзьями;
  • Основной круг общения — те, кто употребляет ПАВ;
  • Кофликты с законом, приводы в милицию.

График болезни, 3 этап:

Возникает физическая зависимость. Наркотик не приносит желаемого удовольствия, а употребляется для приведения организма в нормальное состояние.

Возникающие проблемы служат оправданием дальнейшего употребления. Употребление вызывает новые проблемы. Причина и следствие меняются местами. Круг замыкается!

Этап 4. Употребление становится целью.

Для этого этапа характерно:

  • Употребление ради употребления;
  • Постоянная потребность в ПАВ;
  • Использование крайних средств в поисках дозы;
  • Разрушение нравственных ценностей;
  • Апатия и нежелание жить, утрата смысла существования;
  • Попытки самоубийства;
  • Серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний;
  • Разрыв с семьей, друзьями, обществом.

График болезни, 4 этап:

Глубокие физиологические изменения. Употребление веществ для того, чтобы прожить этот день. Мозг разучился самостоятельно регулировать нейрохимический баланс и не может воспринимать окружающий мир без очередной дозы.

Если зависимый останавливается на каком –то этапе, а затем начинает употреблять вновь, он ВСЕГДА(!) начинает именно с той точки на графике, где остановился. Это обусловленно патогенезом заболеваня.

Патогенез – механизм развития болезни.

Химическая зависимость от алкоголя и наркотиков, это:

  • Первичное – не является следствием других заболеваний;
  • Прогрессирующее – по мере употребления ситуация только ухудшается;
  • Неизлечимое – нет способов изменить реакцию организма на вещества: ( дефицит удовлетворенности, расщепление веществ печенью, потеря контроля над употреблением);
  • Хроническое — не проходящее со временем. Даже после длительной ремиссии, начав употреблять, человек возвращается в тот момент, в котором прекратил употребление;
  • Смертельное – без лечения приводит к преждевременной смерти. Криминальная хроника. Косвенная причина смертности.

Абсолютное большинство химически зависимых погибают по разным причинам. По некоторым данным 98 из 100.

Погибают на всех стадиях. Даже на первой. Стадия не имеет большого значения. Контроль над собой и жизнью утрачивается и под небольшим колличеством веществ.

САМОЕ ВАЖНОЕ!

Любое химичесое вещество самостоятельно в ваш организм не попадет. Употреблять или отказаться от первой дозы, пройти лечение и жить, или продолжать убивать себя?

Согласны — употребление многих психоактивных веществ может быть привлекательным.Но ты уже знаешь, что оно влечет за собой…

Если в результате употребления ПАВ у человека появляются проблемы в любой из сфер жизни (тело, разум, эмоции, душа, отношения с людьми), и если человек не может прекратить употребление, или прекращает, но снова «срывается», — это Зависимость!

Сможешь ли ты отазаться? Даже если это трудно!

Круглосуточная горячая линия помощи наркозависимым » href=’http://www.withoutdrugs.ru//img/hotline.png’ >Чтобы получить подробную консультацию по любому
вопросу достаточно позвонить по телефону горячей линии:

источник