Меню Рубрики

Организация работы школы по профилактики алкоголизма и наркомании

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

  • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
  • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
  • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
  • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
  • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.

Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
  • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
  • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
  • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

– Центр медицинской профилактики;
– Центр по проблемам семьи – Кордея;
– Центр «Анти-СПИД»;
– Центральная библиотека;
– Городские поликлиники;
– Центр Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города.

Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.
Это:

– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с социальными педагогами;
д) с психологами;
е) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе;
– уроки здоровья;
– волонтёрские площадки;
– элективные курсы;
– классные часы.

Направление деятельности

1 Психологи – индивидуальное консультирование;
– оказание методической и практической помощи
в подготовке и проведении классных часов,
индивидуальных бесед;
– освещение результатов мероприятий и
работы психолога в целом
по профилактике алкоголизма,
наркомании, табакокурения в школе. 2. Социальные педагоги – исследование социально-педагогических условии в школе;
– оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних;
– изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних;
– формирование единой информационно-статистической базы по школе;
– проведение социальных исследований;
– индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. 3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
а) классно-урочную систему;
б) внеклассные мероприятия;
в) экскурсии.
– выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
– показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
– индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
– проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
– организация воспитательной работы в классе;
– пропаганда здорового образа жизни;
–организация поездок на турбазы. 4 Медицинские работники,
учителя физического воспитания. – оказание первой помощи при отравлении алкоголем, токсическими веществами, табаком;
– выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
– проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
– проведение дней здоровья;
– организация работы секций волейбола, баскетбола и др.
– организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками;
– проведение Дня борьбы с курением – 7 мая,
1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. 5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам. 6 Совет старшеклассников – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам.

Первый этап – организационный.

На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

Второй этапвнедренческий

Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

Третий этап

Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).

Составление программы Совещание административной группы в школе Проведение педагогического совета Проведение классных часов
Проведение общественного родительского собрания Проведение родительских собраний в школе Создание координационного совета по реализации программы
Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Научно-исследовательская работа учащихся

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя, игромании.
5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков, табака, алкоголя.
6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

Формы профилактической работы с классом.

Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:

– планом работы школы и класса;
– собранием учащихся класса;
– главным советом корпорации класса «пятерка»;
– родительским собранием, родительским комитетом.

источник

План мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, токсикомании и табакокурения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год
материал

Цель: формирование у учащихся школы негативного отношения к табакокурению, к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.

направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, токсикомании и табакокурения

среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

Цель: формирование у учащихся школы негативного отношения к табакокурению, к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.

  • Продолжить формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями.
  • Способствовать обеспечению условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий.
  • Систематизировать совместную работу с родителями, педагогами, медиками и общественностью по профилактике употребления употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий.
  • Продолжать работу по развитию информационного поля по профилактике употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий.
  • Продолжить развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны.

Мероприятия для реализации поставленных задач.

Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой и попечительством.

Сентябрь – октябрь (в течение года).

Классные руководители, социальный педагог.

Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учёт (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое тестирование и др.)

Сентябрь – октябрь (в течение года).

Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Вовлечение обучающихся, находящихся в группе риска в кружки, клубы, секции.

Контроль за внеурочной занятостью учащихся.

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог.

Корректировка картотеки индивидуального учёта подростков группы риска.

Сентябрь -октябрь (в течение года)

Социальный педагог, классные руководители

Проведение профилактических рейдов «Подросток».

Социальный педагог, классные руководители, специалисты КДН и ЗП при администрации Неклиновского района.

Размещение информационно-методических материалов на сайте школы.

Контроль за посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное информирование КНД и ЗП, ОПДН ОВД.

Социальный педагог, классные руководители

Лекторий «Подросток и закон» (7-11 кл.)

1-7 кл. «Мы за здоровый образ жизни»

Педагог изобразительного искусства

«Правонарушения и ответственность за них» (5-8 классы),

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»(9-11 класс)

Классные руководители, социальный педагог.

Цикл бесед о вреде наркотиков «Ты попал в беду» (8-11 классы)

Выпуск листовок, памяток по пропаганде ЗОЖ

Социальный педагог, педагог- психолог.

Круглый стол «Бездна, в которую надо заглянуть» (8- 9классы)

Социальный педагог, педагог- психолог.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Беседы с юношами и девушками по формированию сексуальной культуры (8-9 классы)

Квест «Баланс положительных и отрицательных сторон курения» (6 классы)

Социальный педагог, педагог- психолог.

Беседа «Правда и ложь об алкоголе» (6-9 классы)

Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни.

Социальный педагог, педагог- психолог.

просмотр видеофильмов по плану социального педагога (1-11 классы)

Беседы о вреде курения (5-9 классы)

Классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог.

Беседы о профилактике ВИЧ инфекции (8-11 кл.)

Социальный педагог, педагог- психолог, медицинский работник.

Проведение тематических классных часов:

«Горькие плоды «сладкой жизни» или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков»

В течение года (по запросу классных руководителей).

Социальный педагог, педагог- психолог.

Систематическое выявление учащихся, нарушающих Устав школы, Закон РФ «Об ограничении курения табака», Законы КО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в КО», «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних» другие нормативные акты, регулирующие поведение школьников и принятие мер воспитательного воздействия.

Классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог.

Семинары с элементами тренинга по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

Педагог – психолог, социальный педагог.

Тематические выставки литературы « О здоровом образе жизни».

2.1 Спортивно- оздоровительные мероприятия.

Зам. директора по ВР учителя физической культуры, классные руководители.

Спортивные соревнования (1-11 кл.)

В течение года (согласно общешкольному плану ВР)

Зам. директора по ВР учителя физической культуры, классные руководители.

«Организация занятий школьника по укреплению здоровья и привитию здорового образа жизни» (с приглашением специалистов)

В течение года (по запросу классных руководителей).

Социальный педагог, педагог- психолог.

1 классы «Адаптация первоклассника».

2-4 классы «Психология общения».

5 классы «Психофизическое развитие, адаптация учащихся переходного возраста».

6 классы «Социально-психологическая характеристика личности учащегося».

7 классы «Возрастные особенности подросткового периода».

8 классы « Подросток и родители».

9 классы «Поиск понимания в общении».

10 классы «Пора ранней юности».

11 классы «Взрослый, но всё ещё ребенок».

В течение года (по запросу классных руководителей).

Консультации родителей по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий.

В течение года (согласно плану социального педагога и педагога- психолога)

Социальный педагог, педагог- психолог.

Разработка рекомендаций для родителей «Что делать, если в дом пришла беда», «Создание дома, свободного от наркотиков».

Социальный педагог, педагог- психолог.

Семинары с элементами тренинга по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

Педагог – психолог, социальный педагог.

Анкетирование родителей «Здоровье в семье», «Детско- родительские отношения».

Социальный педагог, педагог- психолог.

4. Работа с педагогическим коллективом.

МО классных руководителей «Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки»

По плану МО кл. руководителей.

Зам. директора по ВР, педагог- психолог, социальный педагог.

Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов по нравственному и правовому воспитанию старшеклассников.

Педагог- психолог, социальный педагог.

Индивидуальное консультирование по вопросам профилактической работы с учащимися и родителями (законными представителями).

Педагог- психолог, социальный педагог.

В данной публикации приведён образец примерного плана по внедрению в школе олимпийского и паралимпийского образования.

Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди.

Данная работа направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и интересов; усиление ответственности родителей за выполнением своих обязанностей по воспита.

Реализация ФГОС НОО и подготовка к внедрению ФГОС ООО.

Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» — это комплексно-целевой проект по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об.

Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних&quot.

План работы с одаренными детьми включает перечень мероприятий на учебный год.

источник

руководителя МБОУ «СОШ № 15»

по реализации муниципальной программы

«Работа по профилактике наркомании

и раннему алкоголизму среди подростков»

«Люди победили чуму, малярию, тиф. Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем

обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну пришлось заглянуть » .

Наркомания является одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

В работе по профилактике наркомании мы стремимся к главной цели, выдвинутой в Концепции профилактической антинаркотической деятельности: объединить образовательные, социальные и медицинские меры в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, чтобы достичь общего результата: снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди молодежи и вовлечение их в наркогенную ситуацию и субкультуру.

Причину наркороста ученые видят в ухудшающемся положении семей. Семье принадлежит особое место в профилактике наркомании детей и подростков, поскольку одной из главных функций семьи является функция воспитания и социализации подрастающего поколения. Поэтому семья может способствовать приобщению детей к наркотическим и другим психоактивным веществам, а может и противостоять.

Было бы ошибочно считать, что наркомания – удел детей из неблагополучных семей. Результаты исследований показывают, что не менее 10-15% наркоманов – выходцы из весьма благополучных семей со средним и высоким достатком.

Актуальность темы тесно связана с проблемой: увлечение школьников табакокурением, алкоголем — бедой всей России. Проблема наркомании давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Перед опасностью вовлечения в употребление табака, алкоголя, наркотиков ребенка отходят на второй план многие другие педагогические заботы. Если смысл современной школы — создание образовательной среды, способствующей развитию ребенка, то табакокурение, алкоголизм и наркотизация пространства школьной жизнедеятельности ребенка гарантированно разрушает все другие педагогические усилия.

«Капля камень точит» и каплей, точащей камень становится воспитательная работа в школе по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения. Задача учителей, наставников проводить профилактическую работу, то есть делать своеобразную «прививку», чтобы вызвать желание не губить себя, а жить полноценной жизнью.

Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

В МБОУ «СОШ № 1 5 » не замечены случаи употребления наркотических средств в семьях, но мы проводим первичную профилактику со всеми категориями семей: здоровой, конфликтной, асоциальной, распавшейся. Следует подчеркнуть, что современная семья испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни. Поэтому она нуждается в получении квалифицированной помощи со стороны специалистов и педагогов образовательного учреждения.

Например, родителям надо знать, какую позицию в этом вопросе занимает государство, как с помощью законов регламентируется процесс воспитания и образования ребенка. На родительских собраниях, лекториях мы знакомим родителей с Законопроектом Республики Дагестан «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей» , Концепцией профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.) , Семейным кодексом РФ, другими нормативными документами. На уровне непосредственного взаимодействия с семьей по профилактике наркомании применяются такие виды работ как: семейное консультирование, коррекция семейных отношений, просвещение родителей.

Читайте также:  У тебя день рождения и алкоголизм картинка

Система работы по профилактике правонарушений школы представляет собой совокупность мероприятий обеспечивающих профилактику предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних:

— Обеспечение участников учебно-воспитательного процесса нормативно-правовой базой;

— Создание условий для качественного проведения мероприятий по профилактике правонарушений :

— Обеспечение полного охвата обучением детей школьного возраста;

Персональный контроль за посещением учебных занятий;

— Организация правового всеобуча;

Организация летнего отдыха, оздоровления;

— Организация досуга , занятости ;

— Взаимодействие всех служб школы: социально-педагогической, психологической, методической, медперсонала.

В вопросах, касающихся профилактики правонарушений мы пользуемся нормативно-правовой базой, регулирующей учебно-воспитательный процесс и позволяющей создать благоприятные условия для проведения качественной профилактической работы:

Закон РФ «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»

Комплексная программа воспитания на 2013-2016 годы

Административный кодекс РФ

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Региональная программа профилактики наркомании и наркобизнеса

«Региональная программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на 2013-2016 годы», Целевая программа

«Профилактика наркомании, беспризорности, безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних на 2013-2016годы».

Программа по противодействию эпидемии СПИДа в РД на 2011-2015годы

Основными направлениями в работе школы по профилактике правонарушений и предупреждению беспризорности являются:

Внеурочная занятость имеет практически 45% охват учащихся:

В школе действуют кружки, в которых занимаются 351 ученик. 100 учащихся посещают внешкольные заведения и порядка 120 учащихся составляют органы классного и школьного самоуправления, таким образом, практически все учащиеся школы имеют возможность реализовать свои творческие таланты в том или ином виде деятельности. В школе регулярно проводятся культурно-массовые воспитательные мероприятия, посвящённые знаменательным и праздничным датам, а также являющиеся традиционными в школе, они требуют длительной подготовки и определённого набора коммуникативных навыков, поэтому классные руководители стараются привлекать к этому виду деятельности учащихся, склонных к нарушениям, практика показывает, что такие дети часто оказываются довольно талантливыми: среди учащихся, склонных к правонарушениям в нашей школе, члены отряда ЮИД, и конечно же члены отряда «Юный Махачкалинец», обычно научившись реализовать свой творческий потенциал в русле полезном обществу, такие учащиеся быстро встают на путь исправления, и снимаются с учёта, наши учащиеся хорошо зарекомендовали себя в городских спортивных мероприятиях; все учащиеся, состоящие на учёте ВШК посещают кружки, секции или задействованы в классных органах самоуправления. Именно во внеурочной занятости мы видим один из путей решения так актуальной на сегодняшний день проблемы профилактики правонарушений.

Профилактическая работа с учащимися проводится через преподавание предметов учебного плана. Так, например, содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, литературы, ОБЖ, географии и других предметов дает богатый материал для антинаркотического воспитания учащихся. Профилактика наркомании в школе должна быть обязательной. Она должна осуществляться в доступной детям форме. Профилактика должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков. Профилактика наркомании, осуществляемая в назидательной и запугивающей манере вряд ли даст результат. Профилактика наркомании должна быть систематической, а не разовой акцией. Она должна носить массовый характер. Успешная профилактика наркомании может быть представлена в виде лекций, плакатов, бесед с подростками.

В этом учебном году с целью предупреждения правонарушений и преступлений; укрепления дисциплины среди учащихся школы, а также в целях расширения воспитательных возможностей школьной среды по вопросам предупреждения социально-опасных явлений была внедрена новая форма работы – «День профилактики правонарушений».

День профилактики правонарушений проводится один раз в четверть (обычно мы планируем этот день непосредственно перед началом каникул), план проведения дня Профилактики утверждается директором школы, а мероприятия этого Дня проводятся в тесном контакте с правоохранительными органами, общественными организациями, родительской общественностью, проводящими воспитательную, профилактическую работу с детьми. День профилактики позволяет разнообразить формы и методы профилактической работы с учащимися, направленной на предупреждение правонарушений. В план проведения профилактических мероприятий включаются такие формы работы, как тренинги, классные часы, открытый правовой лекторий, профилактические беседы, на этот день обычно приходится очередное заседание Совета профилактики, проводя очередной День профилактики в декабре, мы воспользовались услугами кинопроката, демонстрируя учащимся фильм об ответственности несовершеннолетних.

Работа по профилактике употребления психоактивных веществ , алкоголя и табакокурения в МБОУ «СОШ № 1 5 » проводится во всем ученическом коллективе с 1 по 11 класс. Важной особенностью является «скрытая профилактика», когда детям не говорится о вреде тех или иных видов негативных веществ, а активно пропагандируется здоровый образ жизни. Работа в данном направлении проводится в каждом возрастном звене, используются разнообразные формы и методы работы. Например, в начальных классах, работая над проблемой воспитания потребности в здоровом образе жизни, учителя учитывая их возрастные и психологические особенности, чаще всего используют сказочных героев, игровые ситуации, различные путешествия.

Ежедневно проводится работа с учащимися, пропускающими занятия, ведется строгий учет пропусков уроков, по результатам проводится индивидуальная работа с детьми (совет профилактики и т.п.)

Школа старается заинтересовать учащихся, с пользой организовать их досуг.

В МБОУ «СОШ № 15» была организована работа по подготовке и проведению акции « Спорт вместо наркотиков». Составленный план включал разнообразные спортивные и досуговые мероприятия. В рамках акции прошли спортивные соревнования «Веселые старты», шашечный и шахматный турниры, подвижные игры на свежем воздухе. С учащимися 7-9 классов было подготовлено выступление антибригады « В здоровом теле — здоровый дух» .

В целях реализации подпрограммы «Профилактика наркомании, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» в школе проведены мероприятия антинаркотической направленности:

в январе 2014 года проведено анкетирование учащихся 8-11 классов по вопросам приверженности к употреблению наркотиков и психоактивных веществ по теме: «Отношение молодежи к наркомании». Всего по школе в 8-11 кл – 130 учащихся. Анкетирование прошли – 127 учащихся. Выявлено, что из числа учащихся, прошедших анкетирование 100% учащихся относятся к употреблению наркотиков отрицательно. Информированы о пагубном влиянии наркотиков на здоровье – 100% опрошенных учащихся.

Учителем биологии Яндархановой Л.А. проведен круглый стол в 9-11 классах «Влияние наркотических веществ на организм человека».

18.01.2014 года проведены родительские собрания в 1-11, в повестку дня которых включен вопрос о профилактике наркомании «Как уберечь детей от беды?».

В школе проводился конкурс газет и плакатов «Я выбираю жизнь!». Лучшие работы выставлены на сайт школы.

В феврале проводились профилактические беседы со школьным врачом Ивановой Е. и инспектором ИДН Амирбековой С. И.

Учащиеся 7,8, 9 классов приняли участие в районном конкурсе рисунка «Выборы глазами ребенка». Учащиеся Ахмедов У.- 9а класс, Мамедова Х. – 8а, Юсупова Р. – 8 а класс подготовили очень интересные работы.

12.02.2014 года провели линейку «Скажем наркотикам нет!» в 5-8 классах, а 13.02.2014 года – «Мы за здоровый образ жизни!» в 9-11 классах. Присутствовали на линейке журналист газеты «Юная Махачкала» Остревная Любовь Константиновна, студенты ДГПУ, методисты ГБОУ ДОД РЦДЮТК. Фотоматериал выставлен на сайт школы.

Классные руководители 9а и 11а классов Абдурахманова З. К. и Шингарова С. Г. провели видеоуроки по темам: «Спид – смертельная угроза человечеству», «Как слово наше отзовется», «Право на жизнь».

1.03.2014 года в День иммунитета и Международной борьбы с наркобизнесом, в школе прошли уроки и классные часы, посвященные антинаркотическим мероприятиям.

3.03.2014 года Альбориева З. А. организовала книжную выставку «У бездны на краю». Во всех классах обновили информационные стенды.

21.03.2014 года учащиеся нашей школы примут участие в акции «Мы за здоровый образ жизни!». Учащиеся выступят с транспарантами, лозунгами, выражающими протест наркомании и пропагандирующими здоровый образ жизни.

Администрацией школы совместно с классными руководителями, с соц.педагогом Ибрагимовой Д.А., психологом школы Гасановой З.М. проводятся посещения на дому учащихся с целью защиты прав ребенка.

Ежемесячно согласно с планом воспитательной работы школы проводятся классные часы и внеклассные мероприятия в 1-11 классах, посвященные профилактике наркомании и вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.

Работа в данном направлении проводится постоянно и целенаправленно.

Свое выступление хочу закончить, цитируя словами А. С. Макаренко:

«Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

данная статья поможет в работе с учениками старшего класса

по профилактике наркомании в школе

Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.

Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.

Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.

Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

  1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
  1. поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  2. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  3. в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Для достижения поставленной цели в МОУ СОШ №6 п. Гончарка решаются следующие задачи :

1) определяется специфика наркомании как особого социально-психологического феномена;

2) выявляется социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

3) обосновывается система педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;

4) разрабатывается система педагогических средств, направленная на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

Читайте также:  У подростка алкоголизм развивается как болезнь гораздо быстрее

5) определяется круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Комплексность или согласованное взаимодействие

органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;

специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

органов управления образования ( региональном, муниципальном уровне).

Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

М н о г о а с п е к т н о с т ь: сочетание различных направлений профилактической работы:

социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;

анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике ведётся систематически, а для этого все принимаемые меры сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных на-

правления работы школы по профилактике наркомании:

общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

работа с детьми «группы риска»;

работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;

работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим составом:

подготовка учителей к ведению профилактической работы;

организационно-методическая антинаркотическая работа.

информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);

психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на региональном и муниципальном уровнях).

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь (начало месяца).

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

  1. определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
  1. выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
  2. сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;

2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;

подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;

подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: сентябрь – май.

Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;

3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, на-

учить их принимать ответственные решения;

5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

6) психотерапевтические занятия;

12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

1. Спортивное ток-шоу «Наркомания – эпидемия века».

2. Соревнования по массовым видам спорта:

«Я выбираю жизнь без наркотиков!»

«Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании»

«Умей сказать нет наркотикам»

«Волшебная страна здоровья»

«Опасность «пассивного курения»

«Эффективные методы отказа от курения»

«Препараты, применяемые против курения»

«Здоровый образ жизни – школа выживания»

«Профилактика вредных привычек»

5. Общешкольные мероприятия:

«День без вредных привычек»

«Молодежь против наркотиков»

6. Научно-исследовательские работы:

«Конфликт. Пути выхода из конфликта»

«Стресс и способы борьбы с ним»

«Исправь свое настроение сам»

«Как стать сильным и привлекательным»

«Как стать красивой и привлекательной»

8. Тематическая дискотека «Я взрослый!».

1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;

4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап: заключительный.

Время проведения: май (конец месяца).

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;

3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

1) анализ отчетной документации;

3) анонимное анкетирование.

Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;

2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;

3) определить динамику целевых групп.

1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;

2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

Основные составляющие системы

профилактики наркомании в школе и их взаимосвязь

Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).

Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).

Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).

Школьный психолог обеспечивает:

организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;

психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);

выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;

организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность:

за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;

систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного наркопоста.

Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделания».

Районная и городская наркологическая служба организует:

информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;

лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;

консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.

работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;

осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;

проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в школе;

обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе школы групп наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков;

организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотических веществ.

СМИ и Интернет: оказывают существенное влияние на характер молодежной моды и состояние молодежной культуры в целом. В связи с этим сегодня необходимо:

увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи;

обеспечить распространение антинаркотических материалов в сети «Интернет» путем создания тематических сайтов;

подключить к работе службу анонимного консультирования «Телефон доверия».

Наркомания сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:

проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;

родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;

организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической профилактической работы;

организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание групп родительской поддержки для «трудных» семей данной школы;

работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;

семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии реабилитации;

психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;

оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения;

консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации.

Значение системы работы школы по профилактике наркомании:

1) воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотических веществ;

2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;

3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;

4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;

5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.

источник

Детская наркомания остается одной из главных угроз для развития современного общества. В условиях нового времени, когда устои социально-экономической жизни претерпевают значительные изменения, наблюдается тенденция сознательного отказа подрастающего поколения от потребления алкоголя и табакокурения в пользу наркотических веществ, выявление факта принятия которых вызывает значительные трудности и таит, без преувеличения, смертельную угрозу. В связи с этим большое значение приобретает профилактика наркомании в учебных заведениях, предусматривающая реализацию различных направлений деятельности:

  • выявление социально-экономических предпосылок популяризации наркотиков;
  • диагностику отношения учащихся к психотропным веществам и практике их употребления;
  • повышение уровня осведомленности представителей психолого-педагогического коллектива в области профилактики наркомании посредством применения проверенных мер воздействия;
  • систематическое воспитание у учащихся строгих моральных установок, осознанного отказа от деструктивных привычек;
  • приобщение родительской общественности к реализации профилактических мер по предупреждению наркомании.

В отечественной педагогической практике проблеме развития зависимости от психотропных препаратов долгое время не уделялось должного внимания. Чтобы минимизировать масштабы опасного явления, приобретающего все больший размах, возникла необходимость осуществления комплексной профилактики наркомании в учебных заведениях, в первую очередь — в школах.

Административному и педагогическому составу ОУ важно осознать, что на данный момент деятельность по информационному противостоянию популяризации наркотической зависимости приобрела стихийный характер. Многочисленные мероприятия, организуемые по инициативе представителей общественных организаций, психологов, врачей-наркологов, содержание которых находит отражение в воспитательной работы в школе, нет единой системы и последовательности. Как правило, детям предлагается однотипная и устаревшая информация, не вызывающая повышенного интереса, как следствие — воспринимаемая без должного внимания, а в худшем случае — оцениваемая как ошибочная и не соответствующая действительности. В свете этого усилия отдельных учителей-предметников, стремящихся раскрыть риски наркомании в рамках учебных дисциплин, носят эпизодический характер. Аналогичная ситуация складывается и организованными акциями, беседами, разъяснительными мероприятиями. Чтобы переломить ситуацию в корне и обеспечить высокую результативность профилактики наркомании в школе, педагогическому составу во главе с директором и его заместителем по воспитательной работе важно разработать единую систему слаженных действий, позволяющую держать ситуацию под контролем: своевременно выявлять предпосылки развития наркотической зависимости и оперативно оказывать помощь детям, столкнувшимся с этой проблемой.

Полезная информация об анкетировании школьников, которое проводится в рамках профилактики наркомании в образовательной организации, представлена в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

(обзор научно-правовой базы)

Залогом успешной деятельности по предупреждению зависимости является понимание педагогами уровня обознанности детей по теме, позволяющее искать методы эффективного воздействия и повсеместно реализовать профилактику наркомании в образовании. Исследования последних лет, проведенные независимыми мониторинговыми группами в разных регионах страны, позволили выявить, что для российских школьников характерны следующие черты:

  1. Высокий уровень информированности о наркогенных веществах и особенностях их применения. Среднестатистический школьник может назвать 3-4 вида наркотических веществ и жаргонных выражений, определяющих их формы (например, «колеса» — таблетки).
  2. Несформированность причинно-следственных связей по вопросам развития зависимости. Большинство детей не представляют, какие показатели психофизического состояния указывают не неспособность человека сознательно отказаться от приема того или иного препарата без обращения за квалифицированной помощью. Немаловажно, что вследствие возрастного фактора подростки склонны переоценивать свои силы, в том числе и в вопросах борьбы с зависимостью: множество несовершеннолетних разделяют убеждение, что смогут перестать принимать наркотики, как только посчитают это нужным, по сути тем самым отрицая понятие зависимости от психотропных веществ как таковое и утрачивая способность трезво оценивать риски.
  3. Высокий показатель обмена «наркогенной информацией» в ходе обсуждения популярных роликов, клипов, сериалов, фильмов, где часто иллюстрируется механизм действия наркотических веществ без демонстрации ломки и других опасных последствий.
  4. Мотивированность «попробовать все»: в ходе анонимного анкетирования более 10 % школьников признались, что готовы попробовать наркотик «если предложат», около 20 % — «если никто не узнает».
  5. Низкий уровень тревожности в отношении наркотической зависимости, обусловленный неверием в возможность реального контакта с проявлениями токсикологической зависимости в любой форме.

Ввиду ценностных установок детской аудитории ведение ошибочной информационно-разъяснительной политики по вопросам профилактики наркомании может привести к обратному эффекту: апелляция к эмоциям юных слушателей наравне с подачей разрозненных фактов грозит вместо формированием ценностных установок у школьников, гарантирующих сознательный отказ от приема психотропных средств, пробуждением нездорового интереса к теме. Профилактика наркомании в учебных заведениях должна вестись таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень информированности детей о рисках «первой пробы» и приобщить к участию во всеобщей антинаркотической кампании не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Особенностью просветительской деятельности, направленной на профилактику наркомании в образовательных организациях, является превентивный принцип. Ввиду высоких рисков, возникающих в процессе знакомства ребенка с психотропными веществами любого спектра действия, очень важно сделать все для того, чтобы оно не состоялось, разъясняя преимущества ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечивая возможности для организации насыщенного и увлекательного досуга. В свете этого можно выделить несколько направлений антинаркотической деятельности в школе, реализация которых будет осуществляться на протяжении учебного года в несколько этапов:

  1. Психолого-педагогическое — представляет собой совокупность информационно-интерактивных мер, направленных на разъяснение школьникам не только долгосрочного вреда от принятия психотропных средств (формирование зависимости, развитие болезней печени, возрастание риска ранней смерти), но и первичных проявлений наркотической зависимости, к числу которых относится угасание жизненных сил, снижение мотивированности, необходимость поиска наркотиков любыми средствами, утрата контакта с родными и близкими, потеря социальных и профессиональных перспектив. Ввиду того, что для большинства детей подросткового возраста, пребывающих в группе риска, характерен сознательный отказ от построения долгосрочных планов в пользу краткосрочных, а также фокусировка на внешних показателях успеха, именно последовательное психолого-педагогическое воздействие может оказать наибольший эффект в профилактической борьбе с наркоманией.
  2. Социально-педагогическое, базирующееся на идее создания в образовательной организации единой информационной среди антинаркотической направленности. С этой целью в ОУ должны систематически проводиться общешкольные мероприятия, находящие продолжение в классных часах, индивидуальных беседах, проектной деятельности по теме в составе инициативных групп. Дополнительно важно обеспечить функционирование школьной службы психологической поддержки, предоставляющей анонимные консультации, и разработку перечня санкций, применяемых к ученикам, пропагандирующим наркотические средства любой интенсивности действия.
  3. Организационно-методическое — направление профилактической деятельности по борьбе с наркоманией, в рамках которого создаются предпосылки для несения личной ответственности за здоровье и жизнь детей педагогами, представителями школьной администрации, родителями. Для этого инициируется проведение тематических родительских собраний, педсоветов, распространение соответствующих методических пособий, привлечение в качестве консультантов специалистов из профильных профилактических учреждений.
Читайте также:  У здоровой женщины есть брат больной алкоголизмом

Широта охвата антинаркотической деятельности по направлениям нередко провоцирует хаотичность распределения мероприятий в течение года, поэтому с целью рационализации процесса целесообразно выделить этапы работы по направлению, отраженные в таблице.

Название и время реализации, значение этапа

Диагностический (начало учебного года).

Проведение диагностики позволяет выявить актуальный уровень вовлеченности школьников в проблему наркомании и выделить две группы учащихся, нуждающихся в наблюдении и помощи:

  • имеющих опыт употребления наркотических средств;
  • демонстрирующих положительное отношение к употреблению наркотиков, но пока не имеющих возможность удовлетворить любопытство.

Ключевой целью диагностического этапа является выявление тенденций по употреблению наркотиков в пределах конкретной школы. Для этого необходимо:

  1. Определить показатели реальной информированности детей о наркотиках.
  2. Очертить круг факторов, провоцирующих готовность к употреблению наркотических средств.
  3. Выделить группы детей для дальнейшей работы.

Организационно-практический (реализуется на протяжении учебного года).

Реализация широкого круга воспитательных мер, направленных на профилактику наркомании в школе, призвана сформировать у учащихся потребность в ведении здорового и активного образа жизни, осознании персональной ответственности за состояние здоровья, повышения уровень психосоциальной устойчивости до уровня, достаточного для сопротивления негативным социальным веяниям.

В рамках ведения обширной антинаркотической пропаганды педагогам необходимо:

  1. Предоставить школьникам объективную и актуальную информацию о различных психотропных веществах, механизмы их влияния на организм человека.
  2. Способствовать проведению открытого диалога по вопросам наркотической зависимости и сопутствующих проблемах (психологическая неустойчивость, поиск места в жизни).
  3. Учить школьников критически осмысливать социальные тенденции и свои отношения с другими людьми.
  4. Формировать предпосылки для готовности осуществления значимого выбора.
  5. Укреплять взаимодействие со специализированными организациями, привлекая представителей последних к ведению просветительской деятельности в ОУ.

Заключительный этап (май-июнь).

В конце учебного года целесообразно обобщить и систематизировать информацию по антинаркотической деятельности, накопленную в течение учебных месяцев, определить показатели эффективности работы по направлению и осуществить перспективное планирование по профилактике наркомании в школе на будущий год.

Цели и задачи Методы ведения, аналитической, психолого-педагогической и разъяснительной работы по профилактике наркомании в образовательных организациях
Общешкольная деятельность по профилактике наркотической зависимости ежегодно должна начинаться с изучения данных актуальных социологических исследований, тематических информационных сводок, представляемых российскими и международными специализированными центрами. Дополнительно проводится анонимное анкетирование школьников, которое может быть заменено другими методами мониторинга.
Формирование значимых ценностных установок и практических навыков, способствующих сознательному отказу от дегустации наркотиков, требует применения информационных, прикладных и конструктивно-позитивных методов через реализацию широкого комплекса форм деятельности. Для обеспечения высоких показателей результативности работы по направлению следует организовывать профилактические беседы, лекции, семинары, конференции, психологические практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии, массовые мероприятия, показы видеолекций, инициировать проектную деятельность.
С целью выявления показателей эффективности реализуемой антинаркотической работы, педагогам рекомендуется выявить наличие у учащихся изменение личностной позиции касательно практики приема психотропных средств, а также зафиксировать основные трудности, с которыми пришлось столкнуться в течение года. Оптимальным организационным решением, позволяющим отследить показатели прогресса, является проведение итого анкетирования с последующим сравнением результатов с данными, полученными в начале года. Дополнительно можно провести опросы детей из «группы риска», разъяснительные беседы, анализ имеющейся отчетной документации.

Важным условием обеспечения высокой результативности профилактики наркомании в образовательных учреждениях является следование ряду принципов, позволяющих создать доверительную атмосферу между участниками учебно-образовательного процесса, в условиях которой могут свободно обсуждаться острые вопросы. К числу таких ценностных установок относятся принципы:

  1. Параллельности. Основные компоненты антинаркотической деятельности должны находить отражение во всех аспектах учебно-воспитательного процесса и применяться по отношению ко всем его участникам без исключения.
  2. Полисубъектности. В информационной борьбе с наркоманией нет «лишних людей», поэтому к проведению разъяснительных мероприятий рекомендуется привлекать педагогов, психологов, врачей, консультантов центров общественной помощи, родителей, а также лиц, сумевших успешно преодолеть зависимость и готовых поделиться своей жизненной историей.
  3. Цикличности. Профилактические методы рекомендуется последовательно реализовывать в течение учебного года, а также в каникулярное время, повторяя цикл информационных работ из года в год с целью формирования у учащихся личностных установок по неприятию наркозависимости.
  4. Комплексности. В рамках профилактической активности важно применять меры первичной и вторичной профилактики ввиду наличия в биографии некоторых школьников практики потребления наркотических веществ и эпизодов девиантного поведения, грозящего развитием зависимости в будущем.
  5. Разноуровневости. Профилактику наркомании в учебных заведениях следует подкреплять семейным воспитанием и индивидуальным воздействием, поэтому для снижения рисков потребления детьми наркотических средств важно обеспечить тесный контакт между школой и родителями, организациями дополнительного образования, психологической службой с целью создания единой информационно-просветительской площадки.
  6. Информационной полноты. Педагогам, ведущим разъяснительную деятельность, рекомендуется предоставлять максимально полные данные о положительном и отрицательном воздействии различных психотропных веществ с учетом возрастных потребностей школьников. Намеренное опускание или замалчивание отдельных фактов может привести к возникновению информационных пустот, служащих благотворной почвой для возникновения стереотипов или вызывающих полной отрицание всей полученной информации.
  7. Тематической актуальности. Явление наркотической зависимости тесно связано с различными аспектами межличностных отношений (наркотики как «лекарство» от стресса, средства сексуального принуждения и т.д.), поэтому их влияние должно рассматриваться в совокупности с этими факторами.
  8. Действенности и интерактивности. При выборе методов и форм работы педагогам рекомендуется отдавать предпочтение активным способам взаимодействия, позволяющим одновременно взаимодействовать как можно с большим количество участников (моделирование сценок, конференция, «мозговой штурм», «открытый микрофон»).
  9. Психологической комфортности. Инициатором мероприятий, направленных на профилактику наркомании в школе, важно предусмотреть возможность корректировки их содержания, времени и специфики проведения с учетом пожеланий участников образовательного процесса и сделать все возможное для создания доверительной атмосферы.

Отвечают Александра Фокина, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н. и Виктория Ярцева, юрист-редактор системы «Образование»

Для подросткового возраста, когда для большинства детей становится актуальной профилактика наркомании в образовательной среде, характерно резко изменение поведения, повышенная эмоциональность или, напротив, замкнутость, что усложняет возможность своевременного выявления факта знакомства с психоактивными веществами. В свете этого важным моментом становится не только работа на опережение, но и проработка глубинных возрастных проблем, неспособность разрешить которые заставляет ребенка искать возможность ухода от реальности.

Среди методов и форм воздействия, показавших наибольшую эффективность в сфере ведения антинаркотической пропаганды, хочется выделить следующие:

  1. Групповые и индивидуальные информационные формы работы с детьми (беседы, тренинги, дискуссии, ролевые игры).
  2. Мероприятия просветительской направленности, организуемые для школьников, их родителей и учителей.
  3. Шефство (поддержка детей «группы риска»).
  4. Альтернативное воспитание (организация содержательного и интересного досуга).

Ключевой формой профилактического взаимодействия с детьми школьного возраста для большинства педагогов остается беседа (групповая или индивидуальная), в ходе которой можно наиболее полно представить показатель риска, возникающий в случае приема наркотических средств по немедицинским показателям, и уровень ответственности, установленный действующим законодательством для несовершеннолетних, принимающих психоактивные вещества, и их близких. При условии, что педагогу известны особенности личности воспитуемого, в беседу, проводимую в рамках профилактики наркомании в образовательной среде, рекомендуется включить следующие компоненты:

  1. Элемент испуга. Многолетние исследования личности людей, страдающих от наркотической зависимости, позволили выявить, что среди множества чувств, которые можно противопоставить удовольствию от принятия наркогенных средств, наиболее действенным является страх. При условии, что в качестве примеров будут представлены близкие для воспитуемого, а не разрозненные случаи из мировой практики, можно достичь сознательного отказа ребенка от наркомании. Подросткам, прибывающим в плену иллюзий и уже имевших опыт потребления наркотиков, можно показать видеозаписи ломки иди другого девиантного поведения наркоманов «со стажем», чтобы пробить брешь стереотипных убеждений. Главное — отказаться от сознательного чрезмерного запугивания субъекта профилактического воздействия, ведь в противном факте можно добиться противоположного эффекта.
  2. Обращение к эгоистическим чувствам. В данном случае речь идет не только об обязанностях подрастающего гражданина перед обществом, но и перед близкими, друзьями и семьей.
  3. Метод дискредитации «магии наркотиков», подразумевающий использование большого объема проверенной фактической информации, которая должна нести эффект шока.
  4. Привлечение экспертов — специалистов профильных центров, психологов, врачей, а также наркоманов, сумевших преодолеть зависимость. При работе с подростками важно помнить, что в силу возраста большинство школьников склонно подвергать сомнению и переосмысливать многие полученные факты, в особенности полученные от лиц, которые по той или иной причине могутт казаться некомпетентными в конкретном вопросе. Так, последствия приема ПАВ, озвученные сверстником, могут оказаться более «ценными», чем информация, рассказанная педагогам. Эксперты, имеющие большой опыт работы с трудными подростками, способны оказать неоценимую помощь педагогическому составу школы по вопросам профилактики наркомании в образовательной среде.

Что касается организации общения подростков с лицами, ранее страдавшими от наркотической зависимости, то здесь следует проявить максимальную бдительность. С одной стороны, жизненная история конкретного человека может произвести сильно впечатление на ребенка, заставив переосмыслить стереотипные убеждения о безвредности ПАВ, с другой — пример возвращения к нормальной жизни после периода полного кафа может спровоцировать нежелательные размышления о преувеличенной опасности наркомании.

Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Взаимодействие с родителями обучающихся для достижения образовательных результатов в ОО».

Комплексная система антинаркотического просвещения в школе предусматривает последовательное доведение до ведома учащихся пагубного воздействия наркогенных препаратов на психоэмоциональное состояние человека. Помимо общешкольных тематических мероприятий, важно максимально эффективно использовать образовательную деятельность. Так, на уроках биологии и химии следует уделить особое внимание механизму действия наркотиков на все системы организма, а во время уроков правовой грамотности — рассмотреть криминогенный аспект проблемы наркомании, в рамках занятий литературным чтением — ознакомиться с тематическими повестями и рассказами (А. Андреева «Стайер», В. Липатова «Серая мышь», И. Уканов «Вождь бедствий», Ю. Сбитиева «Ловцы», Г. Немченко «Не совсем научная фантастика»).

В условиях главенствующей роли семьи в процессах воспитания классным руководителям следует уделять особое внимание детям, причисляемым к «группе риска», — испытывающим значительные сложности в условиях подростковой адаптации, проявляющих нездоровый интерес к вопросам наркотической зависимости. Задача педагога заключается не в слепом поучении, а демонстрации множества альтернативных мнений. Работа по направлению предусматривает последовательное выполнение ряда действий:

  1. Выявление школьников «группы риска» посредством ведения наблюдений, определение уровня их педагогической запущенности, изучение личных трудностей и интересов.
  2. Установление уровня вовлеченности каждого «трудного» ребенка в семейную и школьную жизнь, оценивание возможности приобщения к общественно полезной или кружковой деятельности, в том числе организации мероприятий по профилактике наркомании в образовательном учреждении.
  3. Определение социальных групп, с которыми контактирует учащийся, с последующим выявлением уровня их влияние.
  4. Отслеживание учебных интересов и трудностей школьника для оказания своевременной помощи.
  5. Установление тесного взаимодействия с представителями семей «трудных» детей с целью оказания взаимопомощи по вопросам воспитания.
  6. Обеспечение ненавязчивого контроля за досуговой деятельностью школьников, чье поведение грозит формированием наркотической зависимости.

Значимой формой профилактики наркомании в школе является альтернативное воспитание — организация содержательной досуговой деятельности детей, направленная на минимизацию пространства для формирования девиантного поведения. Участие в конференциях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях, волонтерской деятельности позволяет обеспечить тесное взаимодействие ученика, испытывающего проблемы с адаптацией, со стремительно меняющимся социумом, а также способствует развитию коммуникативных и организаторских навыков, толерантности, повышает уверенность в себе. Под руководством умелого педагога дети развивают способность к самоконтролю и критическому мышлению, что позволяет обеспечить формирование правильных ценностных установок, обеспечить защиту личных интересов ребенка даже при контакте с неблагонадежными лицами, пропагандирующими употребление наркотиков.

Нивеляция привлекательности психоактивных веществ в глазах подрастающего поколения требует систематической и слаженной работы, поэтому для достижения высокого уровня результативности профилактики наркомании в образовании необходимо тесное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса и родителей:

  1. Директор школы и его заместители осуществляют координацию системы антинаркотической разъяснительной деятельности в школе.
  2. Учителя-предметники по возможности проводят профилактику наркомании во время образовательной деятельности.
  3. Педагоги, выполняющие обязанности классных руководителей, организовывают внеклассные информационные мероприятия, при содействии представителей ПМПК ведут первичную работу с детьми «группы риска», взаимодействуют с представителями семей по вопросам пропаганды вреда ПАВ.
  4. Школьный врач консультирует участников образовательного процесса по вопросам первичных признаков развития наркотической зависимости, принимает участие в беседах, психологических обследованиях, разработке профилактических мероприятий.
  5. Школьный психолог с целью разрушения мифов о привлекательности наркомании проводит различные развивающие мероприятия в групповом и индивидуальном порядке, оказывает психологическую поддержку детям, столкнувшимися с проявлении наркомании, в том числе в анонимном порядке, инициирует организацию ежегодного анкетирования с последующим выделением «групп риска», содействует налаживанию контактов с профильными специалистами за пределами школы, если в этом возникает необходимость.
  6. Социальный педагог привлекает к работе по профилактике наркомании в образовании представителей специализированных организаций, участвует в организации содержательного досуга школьников, активно взаимодействует со школьным психологом.
  7. Органы ученического самоуправления ответственны за организацию волонтерского движения, направленного на противостояние наркотикам, участие в проведении общешкольных опросов и социальных акций.
  8. Библиотека служит информационной базой для ведения разъяснительной работы профилактической направленности.
  9. Система дополнительного образования создает альтернативу «ничегонеделанью», грозящему приобщению учащихся к социально неблагополучным компаниям, посредством организации интересных, увлекательных и полезных вариантов досуговой активности.
  10. Центры повышения квалификации работников образования организуют лекции, семинары, конференции для педагогов и социальных работников по вопросам ведения эффективных антинаркотических компаний на школьном уровне.
  11. От представителей семей ожидается всестороннее содействие школе в вопросах разъяснения опасности наркотической зависимости, контроля состояния детей (особенно в условиях часто повторяющихся эпизодов девиантного поведения), готовности при необходимости содействовать с классным руководителем, представителями ПМПК и уполномоченных служб.

Система профилактики наркомании в образовании будет неполной без привлечения к работе педагогов, школьных психологов консультантов общественных организаций, работающих с наркоманами и «трудными» подростками во многих городах и регионах страны (благотворительный фонд «НАН» («Нет алкоголизму и наркомании»), «Родители против наркотиков» и другие), а также представителей городских и районных наркологических служб, готовых вести обширную информационно-просветительскую, лекционную и консультативную работу со всеми участниками образовательного процесса. В случаях утраты контролем над ситуацией или выявления опасных лиц, пропагандирующих употребление наркотиков и распространяющих ПАВ за пределами школы, целесообразно обращение в правоохранительные органы, представители которых проведут правовое консультирование несовершеннолетних и их родителей по вопросам ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ, обеспечат условия для постановки лиц, чье поведение не поддается коррекции, на первичный профилактический учет.

В условиях необходимости поддержания тесного контакта с учащимися проведение тематических классных часов является действенным методом профилактики наркомании в учебных заведениях. Вместе с тем многие педагоги, взявшие на себя обязанность классного руководства, испытывают трудности при обсуждении наркогенной опасности с подростками, большинство из которых интересуются темой и систематически черпают знания (порой ошибочные!) из непроверенных онлайн-источников. Чтобы обеспечить конструктивный диалог, педагогу следует заблаговременно узнать как можно больше информации о различных аспектах проблемы наркомании: например, уточнить статистические показатели зависимости в регионе, стране, мире, популярные типы наркотических веществ и механизм их воздействия на организм, предпосылки приобщения лица к практике наркомании, стереотипы о ПАВ, особенности государственной политики по направлению.

Чтобы создать атмосферу доверительного общения, лектору не следует апеллировать к угрозам и запретам — в противном случае не избежать агрессии и непринятия информации со стороны проблемных детей, наибольшим образом нуждающимся в антинаркотической профилактике. Тактика преувеличения опасности или презентации информации о наркотических средствах в качестве сенсации также окажется ошибочной ввиду высокого уровня обознанности школьников в вопросах формирования зависимости, чему способствует содержание доступных онлайн-роликов, популярных фильмов и сериалов, откровений наркоманов.

Профилактика наркомании в учебных заведениях во время классного часа предусматривает ведение откровенной беседы без выхода за рамки информации, уже известной школьников. Поэтому в преддверии мероприятия рекомендуется провести анонимное анкетирование, при необходимости — разъяснительные беседы с родителями, многие из которых сохраняют веру в неспособность любимого чада познакомиться с любыми видами наркотиков, как следствие — могут посчитать антинаркотическую пропаганду бессмысленной и даже опасной.

источник