Меню Рубрики

Проблема алкоголизма и наркомании в студенческой среде

Изучение основных методов воспитания устойчивого негативного отношения к алкоголизму и наркомании. Исследование проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде. Разработка практических рекомендаций по решению исследуемой проблемы среди молодежи.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

3. Графическое представление результатов исследования

4. Прогноз дальнейшего развития данной проблемы

5. Практические рекомендации по решению проблемы

В своем исследовании я хочу затронуть такую тему, как отношение к алкоголизму и наркомании молодежи, потому что именно эта проблема является одной из важнейших проблем общественного здоровья и здравоохранения не только в нашей стране, но и во всем мире. Легальный и нелегальный оборот психотропных веществ наносит колоссальный экономический и моральный ущерб государству. Государство постоянно проводило определенную профилактическую политику с целью уменьшения потребления психотропных веществ, включая принудительное лечение и его отмену при алкоголизме и наркомании в ХХ и ХХI вв. Разработка новых, более эффективных методов и форм деятельности здравоохранения в области профилактики наркологических заболеваний является одной из наиболее важных задач научных исследований. Однако анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков показывает их недостаточную эффективность. Поэтому организация системы комплексной профилактики наркологических заболеваний в условиях современной законодательной базы, на основании медико-социального исследования заболеваемости и распространенности алкоголизма и наркомании, является актуальной задачей здравоохранения в настоящее время.

Объект моего исследования является молодежь (студенты), так как именно молодежь чаще всего употребляет алкоголь и наркотики. Целью данного исследования я считаю — выявление проблемы алкоголизма и наркомании у молодежи.

Задачами данного исследования я считаю это: Воспитание устойчивого негативного отношения к алкоголизму и наркомании, создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию алкоголизма и наркомании среди молодежи, формировать позитивное отношение молодежи к здоровому образу жизни, совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков и алкогольных напитков, предоставить молодежи объективную информацию о последствиях наркомании, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии.

Сбор данных проводился у молодежи в возрасте от 18 до 26, потому что по статистическим данным именно в этом возрасте люди начинают употреблять алкоголь и пробовать наркотики. Способ проведения опроса очень простой это заполнение анкеты, место проведения опроса центр города , потому что именно в центре можно встретить много молодых людей.

Образец анкеты приведен ниже

Проблема алкоголизма и наркомании в студенческой среде

Инструкция к заполнению анкеты: Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте галочкой , или каким-либо другим условным обозначением тот ответ, к которому вы больше склонны, кроме того, вы можете предложить ответы не предусмотренные мной.

1) Употребляете ли вы алкоголь?

2) Вы начали употреблять алкоголь?

3)Вы употребляете алкоголь и если употребляете то как часто ?

4)Вы употребляете наркотики и если употребляете то как часто ?

5) Чувствуете ли вы особую тягу к алкоголю?

6) Были ли вы когда-нибудь сильно пьяным (плохо держались на ногах)?

7) Часто ли ваши неудачи заставляют вас прибегать к «бутылке»?

8) Как вы думаете, широкий доступ дешевых алкогольных напитков влияет на рост потребления алкоголя в среде студентов?

9) Есть ли по вашему мнению положительные стороны употребления алкоголя?

10) Если на вопрос 8 вы ответили да, тот какие?

11) По вашему мнению имеет ли смысл борьба с употреблением алкоголя среди студентов? Ваш ответ.

12) Вы пробовали наркотические препараты?

13) Какие виды наркотиков вы пробовали?

14) Что послужило поводом попробовать наркотическое средство?

— желание ощутить новые ощущения

15) В настоящее время вы употребляете наркотики?

16) Как часто вы их употребляете?

17) Если на вопрос 14 вы ответили «бросил(а)», то что послужило поводом?

18) Что могло бы заставить вас бросить употреблять наркотические средства?

19) Как по вашему мнению алкоголь и наркотики влияют на успеваемость студентов?

20) Как вы думаете, борьба с наркоманией имеет смысл?

В заключении сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

В данном исследовании мы добились поставленных целей и задач. В исследовании я выявила основные причины алкоголизма и наркомании у молодежи такие как:

1) Одна из причин алкоголизма — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего человека навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

2) Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Примеры пьющих актеров, а в основном, они играют положительные роли, наиболее действенная форма вовлечения в пьянство.

3) Завышенная плата за дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.) большинство молодежи испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью молодежь, как правило, начинают употреблять спиртные напитки и наркотики.

В данном исследовании я выявила, что 26% (7 парней) опрашиваемых мной парней никогда не употребляют алкоголь и 69% (18 парней) никогда не употребляли наркотиков, 46% (12 парней) употребляют алкоголь раз в месяц и чаще и 23% (6 парней) употребляют наркотики раз в месяц, 26%(7 парней) употребляют алкоголь раз в неделю и чаще и 8%(2 парней) употребляют наркотики раз в неделю. алкоголизм наркомания молодежь


В данном исследовании я выявила, что 68% (15 девушек) опрашиваемых мной девушек никогда не употребляют алкоголь и 72% (16 девушек) никогда не употребляли наркотиков, 23% (5 девушек) употребляют алкоголь раз в месяц и чаще и 13% (3 девушки) употребляют наркотики раз в месяц, 9%(2 девушки) употребляют алкоголь раз в неделю и чаще и 13%(2 девушки) употребляют наркотики раз в неделю.

Наркомания: ее общественная опасность. Рост наркомании среди учащейся молодежи: причины и тенденции. Реабилитация и социальная адаптация наркоманов. Технологии решения проблем наркомании среди молодежи в Алтайском краевом наркологическом диспансере.

автореферат [104,8 K], добавлен 21.11.2007

Причины и факторы распространения наркотиков среди молодежи. Профилактика наркомании с помощью общественности. Деятельность педагога по профилактике наркомании среди подростков. Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

курсовая работа [48,4 K], добавлен 18.12.2014

Наркомания как условие преступности в молодежной среде. Факторы, приводящие к наркозависимости в молодежной среде и их взаимосвязь с правонарушениями и преступлениями. Взаимосвязь преступности и наркомании. Профилактика наркотизма современной молодежи.

курсовая работа [213,7 K], добавлен 18.04.2013

История наркотиков и наркомании: несколько историй бывших наркоманов. Нормативные акты и свод правил для родителей. Пагубное влияние наркотиков на здоровье человека. Патологическое, коварное, необратимаое и негативное изменение в психике человека.

творческая работа [38,9 K], добавлен 24.01.2012

Изучение наркомании, как вида девиантного поведения подростков и молодежи. Причины развития и уровни наркотизации. Виды ответственности за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Работа классного руководителя с подростками-наркоманами.

дипломная работа [93,5 K], добавлен 17.08.2011

Характеристика главного направления деятельности «Службы социальной помощи молодежи» — организации профилактики наркомании в молодежной среде. Обоснование назначения программы и ее основных компонентов. Работа с учителями и организаторами досуга молодежи.

контрольная работа [30,8 K], добавлен 25.10.2010

Исследование положения молодой семьи в современном российском обществе. Выяснение основных ценностей студенческой молодежи. Выявление взглядов студентов на институциональные проблемы молодой семьи. Обзор готовности студенческой молодежи к созданию семей.

практическая работа [30,8 K], добавлен 19.04.2015

Понятия, причины, последствия наркомании и токсикомании. Социальная политика в России в отношении проблемы наркомании и токсикомании. Диагностическое исследование склонности учащихся старших классов к употреблению наркотических и токсических веществ.

курсовая работа [62,7 K], добавлен 12.05.2010

Проблемы социального развития молодежи в условиях риска. Выявление и изучение проблемы алкоголизма среди студентов медико-профилактического факультета. Изучение влияния примера семьи на распространенность употребления спиртных напитков среди молодежи.

курсовая работа [1016,9 K], добавлен 28.04.2015

Исторический аспект наркомании и проблемы наркомании в России. Причины появления наркозависимости. Первичная, вторичная и третичная профилактика наркомании. Принципы реабилитация наркозависимых. Правовое регулирование оказания наркологической помощи.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 11.03.2011

источник

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ»

Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сибирский политехнический техникум» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ » Выполнили: студенты группы 2БД преподаватель: Протас Г.и. 2013

Введение «Болезнь легче предупредить, чем лечить» — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи ( табакокурение , алкоголизм и наркомания). Итак, да здравствует профилактика. А какой она должна быть? К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании, алкоголизма и табакокурения до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого — крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. В большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией молодежной наркомании гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог — одним из главных участников превентивной политики. Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию — желания попробовать дурман. Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. Но психолого-педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Практически все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками. Объяснение этому простое. Во-первых, эффект воздействия всех этих веществ оказывается схожим, во-вторых, подросток быстро привыкает к тому, чтобы не решать свои проблемы, а скрываться от них при помощи дурмана.

Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих, наркоманов и алкоголизирующих подростков. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни — многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками .

Проблемы алкоголизма Алкоголизм как вид девиации является частью российской действительности. Ужасающим является тот факт, что социальная проблема стала распространяться не только среди взрослого населения, но и в самой уязвимой составной части общества — среди подростков. Эта проблема достигла таких масштабов, что необходимость ее детального изучения приобрела насущный характер. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации подростков. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции . Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли .

Алкоголь влияет на организм таким образом, что кровеносные сосуды расширяются. Появляется больший приток крови и ощущение эйфории. Когда алкоголя в крови становится меньше, сосуды суживаются, образуя повышенной давление, которое может закончиться летальным исходом, если вовремя не принять понижающие давление препараты, или, опять же, долю алкоголя. Алкоголь влияет абсолютно на все процессы и действия, которые происходят в жизни человека, и, по сути, которые и являются его жизнью. Злоупотребление алкоголем чаще всего становится причиной распада семьи, а также того, что дети в такой семье могут вырасти неполноценными как в плане умственного развития, так и в психологическом плане. Дети черпают знания о жизни и о поведении именно из окружающей среды. Даже если родители у него интеллигентные люди, живущие в достатке и воспитывающие своего ребенка в лучших традициях, нужно обязательно понимать еще и то, что кроме родителей ребенок смотрит телевизор и общается со сверстниками. В последнее время участились случаи детского алкоголизма, лечить которые не на много, но все же легче, чем у взрослых индивидуумов. Дети в большей степени поддаются внушению и влиянию на психику, которая еще полностью не успела сформироваться, и поэтому более гибкая и податливая .

Зависимость от алкоголя наступает очень быстро. Достаточно и одной бутылки пива, выпиваемой каждый вечер, для того, чтобы в дальнейшем организм уже не мог обходиться без установленной дозы. Если социальный психологический строй общества направлен на ведение трезвого образа жизни, то страдать алкоголизмом в нем будут исключительно те личности, которые не приемлют как сам строй, так и его установки. Но, тем не менее, это никак не повлияет на состояние и отношение остальных членов общества к алкоголю и его употреблению. Подростки, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в — 4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте. Если родители к тому же приобщают своих детей к употреблению алкоголя, риск возрастает. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.

Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что подростки начнут испытывать алкогольную зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками в зрелом возрасте. Молодые люди, начинающие пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не будет за девятнадцать. В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых подростки остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу подростку к алкоголю.

В Сибирском политехническом техникуме силами студентов группы 2БД были проведены следующие анкетные исследования по проблемам алкоголизма. Было проведено анкетирование среди студентов 1-4 курса, возраст от 16 лет до 22 лет. Было обработано 284 анкеты.

В анкетном исследование были предложены следующие вопросы: 1.Употребляете ли вы алкоголь? 2. Как часто употребляете? 3. Понравилось ли вам употреблять алкоголь? 4. Вы хотели бы, чтобы муж/жена употребляли алкоголь?

1.Употребляете ли вы алкоголь?

2. Как часто употребляете? Наименование 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Раз в неделю 20 чел. 42,5% 19 чел. 27,1% 6 чел. 10% 12 чел. 19,04% Каждый день 2 чел. 4,2% 4 чел. 5,8% 1 чел. 1% 5 чел. 8% Редко 20 чел. 42,5% 34 чел. 48,6% 27 чел. 49% 32 чел. 50,8% Никогда 5 чел. 10,7% 13 чел. 18,5% 21 чел. 40% 14 чел. 22,2%

3. Понравилось ли вам употреблять алкоголь? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Да 42 чел. 44,7% 28 чел. 38,3% 6 чел. 10% 38 чел. 60,3% Нет 52 чел. 55,3% 45 чел. 61,7% 49 чел. 90% 25 чел. 39,7%

4. Вы хотели бы, чтобы муж/жена употребляли алкоголь? 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Да 8 чел. 8,5% 6 чел. 8,4% 5 чел. 9% 3 чел. 4,8% Нет 86 чел. 91,5% 65 чел. 91,6% 50 чел. 91% 60 чел. 95,2%

П равила, благодаря которым в возрасте от 16 до 19 лет можно оградить себя от этой пагубной привычки: 1. н еобходимо знать всю правду про алкоголь и наш проект поможет в этом; 2. попробуй отстрочить употребление алкоголя, включая пиво, до наступления физической зрелости. Считается, что человек достигает физической зрелости тогда, когда он становится совершеннолетним, т.е. в возрасте 18 лет; 3. займись физическими упражнениями или любимым видом спорта, или спортивными танцами. От этого тройная польза: польза для здоровья; прекрасно проведешь свободное время; ты найдешь друзей, с которыми у тебя будут общие интересы, например, спорт; 4. если мучает жажда, выпей что-нибудь безалкогольное, даже если это будет стоить дороже, чем пиво. Помни: алкоголь выводит воду из организма, поэтому не может утолить жажду. Не пить алкогольные напитки — означает сделать выбор в пользу здоровья. Настоящие друзья должны это понимать и уважать твой выбор; 5. не трать деньги на пиво или другие алкогольные напитки. Лучше сохрани их и потрать на что-нибудь интересное, например, на модную одежду, новую компьютерную игру или на очередной поход в интернет-клуб, или на дискотеку; 6. не думай, что ты единственный, кто не хочет употреблять алкоголь. Таких людей много.

Читайте также:  Образец справка о кодировании от алкоголизма бесплатно

Проблемы табакокурения На данный момент курение среди подростков является одной из важнейших проблем здравоохранения и всего общества. По статистике в настоящее время в России курение среди подростков распространено повсеместно, в возрасте 15-17 лет курит каждый второй мальчик и каждая четвёртая девочка. Причём среди девочек курение в последнее время увеличилось в два раза. Курение среди подростков распространяется без всяких препятствий со стороны государства и общества. К курению относятся как к вредной привычке, которая не сильно опасна. С помощью фильмов и рекламы подросткам навязывается определённый стиль жизни, где нет места здоровому образу жизни. Все профилактические меры на фоне современной массовой культуры кажутся просто смешными.

Основные причины курения среди подростков: курящие родители, друзья; влияние и давление со стороны сверстников; подражание взрослым, друзьям и своим кумирам; снятие стресса; стремление выделится, выглядеть «круто»; желание казаться самостоятельным и взрослым; доступность сигарет; влияние рекламы; влияние кино и фильмов, в которых главные герои курят (подростки берут с них пример).

Вред курения для подростков Из-за постоянного раздражения глаз табачным дымом, постепенно снижается острота зрения. В результате пагубного воздействия никотина на сетчатку глаза происходит снижение чувствительности к свету, повышается внутриглазное давление. Со временем развивается глаукома; Ухудшается память. Экспериментально доказано, что курение (особенно в подростковом возрасте, когда память ещё формируется) значительно снижает объём памяти и скорость заучивания информации; Замедляется рост; Снижается мышечная сила, выносливость, замедляется реакция и координация движения; Истощаются нервные клетки; Нарушается работа эндокринной системы (угнетается работа щитовидной железы), Возникают различные поражения кожи: себорея, угри; Происходит изнашивание сердечной мышцы, что в будущем проявляется в виде различных проблем с сердцем: ишемической болезни, стенокардии, инфаркта; Курение сильно снижает работоспособность у подростков, они становятся вялыми и раздражительными .

В анкетном исследование были предложены следующие вопросы: 1. Курите ли вы? 2. Сколько сигарет выкуриваете в день? 3. Курят ли в вашей семье? 4. Какие сигареты вы курите?

2. Сколько сигарет выкуриваете в день? Количество 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Ни одной 37 чел. 39% 17 чел. 51% 29 чел. 31% 18 чел. 56% 1-2 18 чел. 19% 3 чел. 12% 6 чел. 23% 11чел. 4% 3-10 30 чел. 32% 9 чел. 30% 16 чел. 15% 16 чел. 25,3% Больше (1пачка и более) 7 чел. 10% 6 чел. 21% 4 чел. 1% 8 чел. 12,7%

4. Какие сигареты вы курите?

Чтобы профилактика табакокурения среди подростков была полной, она должна проводиться в двух направлениях: Первичная профилактика табакокурения ; Вторичная профилактика табакокурения .

Первичная профилактика табакокурения Меры первичной профилактики направлены на предотвращение начала курения. Первичная профилактика табакокурения среди подростков должна осуществляться на уровне семьи и школы. В семье закладываются основы ведения здорового образа жизни, родители формируют у детей правильное (негативное) отношение к вредным привычкам. Школа также выполняет данные функции. На уровне школы должны проводиться не только просветительные мероприятия, рассказывающие о вреде курения, но и наглядные демонстрации последствий курения.

Вторичная профилактика табакокурения Данное направление профилактики способствует прекращению курения у тех подростков, которые уже курят. Чтобы меры вторичной профилактики оказались действенными нужно выявить индивидуальные особенности курения каждого конкретного подростка. Только после этого дальнейшая профилактическая работа будет эффективной. К методам вторичной профилактики можно отнести индивидуальную консультацию психолога и обучение подростков методам релаксации. На индивидуальной консультации психолог должен помочь подростку сформировать твёрдую мотивацию к отказу от курения. Знание методов релаксации поможет подростку руководить своим эмоциональным состоянием, научит расслабляться в различных стрессовых ситуациях. Это будет способствовать более лёгкому отвыканию от привычки – снимать эмоциональное напряжение курением. Также к методам вторичной профилактики относятся групповые тренинги-дискуссии, на которых подростки закрепляют полученную от психологов информацию (вести здоровый образ жизни, методы защиты от давления сверстников).

Говорят великие люди «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом» Л.Н.Толстой «Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека» И.М. Догель , русский фармаколог «Мне до боли жаль человеческого здоровья, цинично, бездумно переведенного в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты» Ф.Г. Углов «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой» И. Гёте «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто» Сократ «Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера» Д. Писарев

Проблема наркомании Самое страшное то, что прием наркотиков у современной молодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией. Кажется, будто у сегодняшних подростков не употреблять наркотики считается неприличным и не современным. Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь. По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчишек и 20% девчонок, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек! Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе и даже в школе. И делает он это исключительно из любопытства, наслушавшись о наркотическом «кайфе». Но молодой человек не может понять, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека.

Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных проблем, например, отсутствия радости жизни. Если подросток не находит в своей жизни ничего хорошего, он не доволен всем, что его окружает, он решается попробовать смертельное зелье как спасительное средство. Видя в наркотиках дорогу в мир наслаждений и радостной жизни, он не понимает, что выйти из этой иллюзии очень трудно, а порой даже невозможно. Признаки наркомании у подростков Первые «звоночки» проблемы наркомании среди подростков могут проявиться с 6-7 лет. Если родители обнаруживают, что ребенок в этом возрасте курит, это повод для серьезного беспокойства. Курение в таком юном возрасте говорит о том, что у ребенка есть склонность к наркотической зависимости. Поэтому родители не должны медлить, а сразу же обращаться к психологу, пока семью не постигла настоящая беда. Наркотическая зависимость может появиться даже после однократного приема наркотиков — этим и страшна наркомания. Первые признаки того, что подросток употребляет наркотические вещества, проявляются уже спустя неделю после начала их приема. О том, что губительный механизм запущен в действие, говорят появившиеся проблемы с учебой, конфликты с учителями, родителями и сверстниками, поздние приходы домой, прогулы школьных уроков. Подросток часто отсутствует дома, у него появляются новые, сомнительные знакомые, с которыми он ведет тайне разговоры.

Существуют также и физические признаки, указывающие на то, что подросток пристрастился к наркотикам: суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения; медленная и невнятная речь; нарушение координации движений; очень бледная кожа; плохая память и депрессивное состояние .

В анкетном исследование были предложены следующие вопросы: Есть ли, в вашем окружение люди, употребляющие наркотические вещества? 2. Чтобы вы предприняли, если бы ваш друг употреблял наркотические вещества? 3. Есть ли, смысл борьбы с наркоманией?

Есть ли, в вашем окружение люди, употребляющие наркотические вещества?

2. Чтобы вы предприняли, если бы ваш друг употреблял наркотические вещества? Наименование Количество студентов % Сообщил бы родителям 26 9,05 Поговорил бы с другом и предложил свою помощь 154 53,7 Посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер 63 22 Ничего бы не сделал 30 10,4 Сообщил бы классному руководителю 14 4,9

3. Есть ли, смысл борьбы с наркоманией?

Заключение Курение, алкоголизм, наркомания в современном мире слишком помолодели. Нет никакой гарантии, что еще вчера скромный и вежливый ребенок из благополучной семьи не превратится в наркомана или алкоголика. Но нужно стараться избежать этой проблемы. Что же следует делать, чтобы подросток не скатился на дно, превратившись в ненужного обществу наркомана, и не променял жизненные радости на иллюзию наркотического «волшебства»? Прежде всего, профилактика наркомании у подростков, как и других вредных привычек, сводится к личному примеру его родителей. То, что с ранних лет видит ребенок, он считает нормой жизни. Как родители относятся к курению, алкоголю, какие люди приходят в гости, как происходит общение и отмечание праздников – все это откладывается в сознании ребенка и формирует у него определенную модель поведения. Наркотики и спиртное многими подростками рассматриваются как способ расслабления и ухода от напрягающей действительности. Но задача родителей – противопоставить такому пагубному расслаблению другие способы решения проблем, и объяснить подростку, что уход в иллюзорный мир – это мгновенное наслаждение, и оно не стоит загубленной молодой жизни.

Большое значение в профилактике подростковой наркомании имеет влияние педагогов и средств массовой информации. Но простые лекции вряд ли впечатлят современную молодежь. Гораздо действеннее будет показ документального фильма, наглядно демонстрирующего все ужасы жизни наркоманов в ракурсе масштабной трагедии всей страны. Молодые люди должна понять, что наркомания среди подростков – это путь к вымиранию человечества. И такую проблему лучше не допускать, чем затем пытаться от нее избавиться. Если вы хотите уберечь своего ребенка от наркотиков, стройте свои отношения на доверии и искренности. Разговаривайте с подростком на серьезные темы о здоровье и жизни без вредных пристрастий. Объясняйте, что наркотики – всего лишь мишура, под которой оказывается пустота.

источник

Алкоголизм — это болезнь, характеризующаяся, прежде всего, болезненным влечением к алкоголю, употребление которого приводит к серьезным психическим и физическим расстройствам, нарушающим межличностные и общественные отношения. Термин «зависимость» в данном контексте означает совокупность поведенческих и физиологических симптомов, которые указывают на то, что у человека нарушен контроль над потреблением алкоголя, и он продолжает употреблять его, несмотря на неблагоприятные последствия.

Злоупотребление алкоголем имеет серьезные медицинские, социальные, психологические, юридические и экономические последствия. Оно обуславливает антисоциальное поведение, деградацию личности, ухудшение здоровья и генофонда нации. В состоянии алкогольного опьянения совершается большинство преступлений против личности. Пьянство и алкоголизм занимают третье место среди причин смертности населения страны.

Проблема алкоголизма не обходит стороной и такую социальную категорию, как студенчество. Студенчество-это специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенческий возраст приходится на период молодости (18-25 лет.)

Согласно статистике исследований, проведенных в ВУЗах России, более 30% студентов употребляют алкоголь регулярно, в то время как количество студентов, не употребляющих алкоголь вообще, оценивается меньше, чем в 20 %. И хотя большинство студентов, исходя из статистических данных, употребляют алкоголь умеренно или эпизодически, что не несет серьезной угрозы их психическому и физическому здоровью, отрицать проблему алкоголизма среди студенчества, все же, нельзя.

Причины развития алкогольной зависимости среди молодежи, в том числе и студентов:

Генетические. Родственники, страдающие в прошлых поколениях алкоголизмом, увеличивают шансы на развитие пристрастия молодежи к алкоголю

Психологические. У людей с низкой самооценкой, склонных к депрессии, систематически сталкивающихся со стрессом, душевными переживаниями, вызванными одиночеством, недостатком или отсутствием общения, или другими важными проблемами, существует большая вероятность к возникновению проблем с алкоголем. Алкоголь может ложно срабатывать как успокоительное, затрагивая центральную нервную систему.

Семья. Семейные конфликты, непоследовательное воспитание, перегиб в воспитании, родительский пример в злоупотреблении алкоголем, всё это способствует пьянству среди молодых людей. Также стоит отметить, что важную роль в этом вопросе играет родительский контроль. Нередко случаются ситуации, когда молодые люди прибегают к систематическому употреблению алкоголя ввиду отсутствия контроля со стороны взрослых. Это, непосредственно, касается студентов, переехавших из родительского дома в общежитие или отдельную квартиру: студенты чувствуют полную независимость и вседозволенность, и, ввиду возрастных особенностей и интереса ко всему новому и неизведанному, прибегают к употреблению алкоголя.

Окружение.Молодые люди хотят чувствовать, что их приняли в компанию, в которой они не хотят отличаться от других. Согласно статистике, значительное количество людей впервые попробовали алкоголь именно «за компанию». Учитывая то, что алкоголь имеет способность дать иллюзию беззаботности, повысить настроение, дать человеку возможность почувствовать себя «своим» среди сверстников, существует немалая вероятность, что молодые люди снова будут прибегать к его употреблению.

Доступность спиртных напитков. Супермаркеты, небольшие магазины у дома и ларьки пестрят яркими баночками и бутылочками, привлекая внимание молодежи. Далеко не каждая торговая точка придерживается норм запрета продажи алкоголя несовершеннолетним. Поэтому даже школьник может купить себе бутылку пива или банку слабоалкогольного коктейля. Что касается студентов, это, в большинстве своем, люди, уже достигшие совершеннолетия, поэтому единственный механизм, способный удержать студента от употребления алкоголя- это собственная сознательность.

Однако, несмотря на осведомленность большинства студентов о том, что алкоголь наносит вред здоровью и наиболее значимыми факторами риска для них является отравление организма, заболевание печени и алкогольная зависимость, студенты продолжают его употреблять. Вместе с тем, более, чем половине опрошенных в ходе исследований студентов нравится состояние алкогольного опьянения. Речь идет не об умеренном или эпизодическом употреблении алкоголя, а о систематическом, порой неосознаваемом человеком влечении к спиртному, что может нанести существенный вред здоровью и послужить причиной серьезных проблем. Это ведет к необходимости усиления антиалкогольной пропаганды вообще, и в студенческой среде в частности.

Социально-педагогическая деятельность со студентами, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым, не хватает литературы о работе со студентами по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области.

Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена опытом, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

Основной акцент работы социального педагога со студентами – это работа с группой через следующие направления деятельности:

Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатами таких занятий, в процессе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников, должно являться формирование группового мнения. В ролевой игре, направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития студента, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основное социальное умение, которое может сформировать социальный педагог в студенческой группе, это умение четко формировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра; деловая игра; беседа.

Организация свободного времени студентов, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления студентами алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов по интересам, чтобы студенты могли выбрать себе занятие по душе.

Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогами, кураторами, направленное на формирование у студентов твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности молодого человека, злоупотребляющего алкоголем. Важно педагогам обращать внимание не только на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, но и на вред его в социальном плане — в плане взаимоотношений студентов с окружающим миром.

Таким образом, проблема алкоголизма для нашей страны сверхактуальна. Алкоголизм, являясь комплексной гуманитарной проблемой, затрагивает самые разные сферы жизни человека и общества, наносит огромный социальный ущерб: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень населения. Предпосылки и негативные последствия пристрастия к спиртному касаются самых различных социально-демографических групп, в том числе и студенчества. Являясь представителями разных половых, возрастных, профессиональных и других социальных общностей, зависимые от алкоголя все же объединены общей проблемой, накладывающей отпечаток на их жизнь, деятельность и отношения.

Решением вопроса алкогольной зависимости, наряду с медицинскими и социальными работниками занимается государство в целом, гражданское общество и различные общественные институты. Наиболее эффективным способом преодоления этой проблемы является активная профилактика алкоголизма и пропаганда здорового образа жизни, а также привлечение внимания населения к неоспоримой важности такой социально-значимой проблемы, как алкоголизм.

Как уже не раз упоминалось ранее, проблема алкогольной зависимости приобрела широкое распространение среди студентов. Тем не менее, социально-педагогическая деятельность по решению проблемы алкоголизма среди студентов способна обеспечивать положительную динамику и приводить к уменьшению уровня употребления алкогольных напитков, поэтому крайне важно для образовательных учреждений ответственно подходить к вопросу организации работы по преодолению алкогольной зависимости среди студентов.

Читайте также:  Образец договора на кодирование от алкоголизма

Егоров А. Ю. Рано начинающийся алкоголизм. Современное состояние проблемы. Вопросы наркологии. 2002: 2: 50-52;

Сидоров П. И., Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. – Архангельск: Изд. АГМД, 1999. – С. 306;

Кошкина, Е.А . Проблема алкоголизма и наркомании в России на современном этапе / Е.А. Кошкина / / Вопросы наркологии. − 2003. − №4. – 256 с.

источник

Мы, группа студентов горного факультета,приглашаем вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием,проводимым нами с целью изучения проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде.Нас интересует Ваше отношение к данной проблеме.

Анкета проводится анонимно.

Инструкция к заполнению анкеты.

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением квадратик, который находится рядом с тем вариантом ответа, который соответствует Вашему мнению. Кроме того Вы можете предложить ответы непредусмотренные нами.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

1.Употребляете ли вы алкоголь?

2.Вы начали употреблять алкоголь?

3.Как часто вы употребляете алкоголь?

¬ только по большим праздникам

¬ всякий раз когда появится повод

¬ всякий раз когда появится желание

4.С какой целью вы употребляете алкоголь?

5.Чувствуете ли вы особую тягу к алкоголю?

6.Часто ли ваши неудачи заставляют вас прибегать к Ібутылке І ?

7.Как вы думаете широкий доступ дешевых алкогольных напитков влияет на рост потребления алкоголя в среде студентов?

8.Есть ли по вашему мнению положительные стороны употребления алкоголя?

9.Если на вопрос 8 вы ответили Да,то какие?

10.По вашему мнению имеет ли смысл борьба с употреблением алкоголя среди студентов?

11.Вы пробовали наркотические препараты?

12.Какие виды наркотиков вы пробовали?

13.Что послужило поводом попробовать наркотическое средство?

¬ желание ощутить новые ощущения

14.В настоящее время вы употребляете наркотики?

15.Как часто вы их употребляете?

16.Если на вопрос 14 вы ответили Ібросил І то что послужило поводом?

17.Что могло бы заставить вас бросить употреблять наркотические средства?

18.Как по вашему мнению алкоголь и наркотики влияют на успеваемость студентов?

19.Как вы думаете борьба с наркоманией имеет смысл?

В заключение сообщите,пожалуйста,некоторые данные о себе.

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 9505 раз

Осипова Р. Г. Наркомания в молодежной среде: причины распространения и возможные методы профилактики // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 53-59.

Распространение токсикомании и наркомании в России за последние пятнадцать лет приняло катастрофические размеры. На состоявшейся недавно коллегии ФСКН России были приведены последние статистические данные о распространенности наркомании в России. Ежегодно в России умирают около 30.000 человек вследствие приема наркотических средств. Каждый год в стране выявляются 80.000 новых наркозависимых. Общее количество наркоманов от 2.000.000 до 2.500.000 человек в возрасте от 18 до 39 лет. Из них более 140 тысяч детей-подростков.

Но особую озабоченность вызывает употребление наркотиков молодежью, что становится одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества.

Между тем, несмотря на огромные масштабы этого явления, отечественная образовательная система все еще демонстрирует откровенную неспособность к системной и комплексной профилактической работе. В общеобразовательной школе учебно-воспитательный процесс ориентирован, прежде всего, на передачу учащимся теоретических знаний, формирование умений и навыков, связанных с определенным кругом учебных дисциплин. Что же касается проблем самопознания и самовоспитания, то они пока плохо осознаются участниками педагогического процесса, а попытки их разрешить носят, как правило, стихийный и бессистемный характер. Так что воспитание потребности в здоровом образе жизни больше декларируется, чем реализуется.

Причины наркомании, на наш взгляд, следующие: недооценка и замалчивание социальной опасности наркомании и токсикомании; плохо поставленная антинаркотическая пропаганда; отсутствие должного контроля за посевом и выращиванием наркотикосодержащих растений; несовершенство охраны и режима отпуска наркотических средств в аптеках, лечебных учреждениях и т.д.; недостатки в профилактической работе правоохранительных органов; несвоевременное раскрытие преступлений и изобличение всех виновных лиц; безынициативность и разрозненность действий местных правоохранительных органов, общественных организаций и медицинских учреждений, которые в течение многих лет не контролировали ситуацию, а порой просто игнорировали выполнение принятых постановлений по данному вопросу; распространенность пьянства; повсеместная продажа спиртных напитков; бездуховность и низкий уровень культуры части граждан и др.

Что же подталкивает подростков к тому, чтобы начать принимать наркотики? А причин порой бывает не так уж и мало. Молодые люди начинают употреблять наркотики часто из-за глубоких личных внутренних проблем: девушка отвернулась, кроссовки старые, неприятный разговор с родителями (для подростка это все серьезные проблемы). И в такой момент найдется «доброжелатель9raquo;, который «поможет9raquo; справиться с тяжелыми чувствами и мыслями — просто и легко — с помощью наркотика уйти от решения проблемы.

Некоторые начинают из любопытства: «Что же это такое, если о нем так много говорят и пишут?» Конечно, любопытство — это хорошая черта, и то, что дети хотят знать всё — это прекрасно. Но тем и опасно оно, что трудно управляемо. Многие школьники начинают потреблять наркотики не потому, что это нужно для организма, а потому, что есть мода на них. «Все, что модно — нам нужно». Это псевдоценность, и в ней нет позитивного переживания, а о последствиях они задумываться не хотят.

А иногда, чтобы просто поднять настроение; получить новые, необычные ощущения; вести себя раскованнее или чтобы не отстать от других и быть «как все». Все радуются, бесятся, смеются: «Смотри, как нам весело, присоединяйся и погружайся в наш мир. Ты не с нами, значит против нас, но тогда мы на тебя обидимся». И неважно, что выйти из «этого9raquo; мира не получится никогда. Но ради псевдодружбы, псевдосолидарности, псевдорадости подросток следует за «друзьями9raquo;, не понимая истинного значения группового давления, не в состоянии противостоять им или отказать.

Часто это протест против образа жизни, против существующих отношений (в частности в семье — между родителями и близкими людьми). Если взрослые не дают возможности ребенку быть самим собой, значит, ему с ними неуютно и некомфортно. И он обязательно будет искать в другом месте возможности чувствовать себя человеком и личностью. Где он найдет желаемое — непредсказуемо. Плохое поведение подростка — это ответная реакция ребенка на неправильные действия родителей, педагогов и близких.

А желание казаться взрослее?! Желание самоутвердиться и быть принятым в кругу общения (пусть даже такой ценой)?! Или просто потому, что их легко достать, а так как они существуют и рядом, так почему бы их и не попробовать? Тем более, что приобрести наркотики сейчас в нашей стране не так уж и трудно. Их пытаются распространять даже в школах. И первый раз их предлагают, как правило, бесплатно, а затем могут насильственно вовлекать и даже шантажировать.

Каждый родитель должен сделать все, чтобы предупредить беду или остановить её на начальном этапе . Если этот момент упустить, то может случиться так, что уже ни кто: ни сами, ни кто-то другой не сможет помочь подростку. Мы всегда должны помнить, что наша поддержка, наше понимание, наша помощь необходимы для ребенка. Все дети могут попасть в трудные ситуации или в ситуации искушения наркотиками (от этой беды не застрахован никто), неважно, откуда они — из богатой семьи, или из бедной, и где учатся. Это не просто, быть всегда с детьми, помогать решать им их проблемы, но когда у нас появляется и есть время — очень важно, ЧТО мы говорим своим детям и КАК слушаем их.

Дополнительной причиной наркомании является отсутствие разумных развлечений, которые иногда заменяются «нездоровой9quot; литературой, телепередачами, специфическими кинофильмами, в которых смакуются переживания наркоманов, их жизнь и приключения. Здесь уместно вспомнить английского писателя Томаса Де Квинси, который своей книгой «Исповедь английского опиофага» дал толчок развитию опиумной наркомании в Западной Европе, став, можно сказать, «отцом9raquo; европейских наркоманов.

Широко распространенной ошибкой является уверенность в том, что только материально обеспеченные и неустойчивые молодые люди могут стать наркоманами. Практика показывает, что наиболее способными к осмысленной организации свободного времени выявляются те подростки, чьи родители находятся на верхних ступенях социальной лестницы, поскольку у них увеличивается время обучения и подготовки к взрослой жизни. Неспособны и не приучены к серьезному анализу ситуации, подростки начинают не только перенимать конкретные недостатки, но, и отвергают прогрессивные идеи, здоровый образ жизни, культуру, правила поведения и т.п.

В последние годы получены данные о некоторой роли патологической наследственности наркомании. Во время обследования наркоманов часто проявляют наследственную отягощенность, от которой частично и зависит риск возникновения наркотической страсти, хоть это и не обязательно. Это, прежде всего конституциальная предрасположенность, врожденные признаки, определяющие характер и личностные особенности будущего наркомана. На таком фоне и развивается впоследствии наркомания. Этот фон влияет не только на причины, определяющие первое употребление наркотика. Но это не значит, что тот или иной человек обречен наркоманией с рождения. Наркоманами не рождаются. Наследственный фактор представляет собой лишь почву для развития пристрастия к наркотикам и формирование наркомании.

Неверно было бы полагать, что в настоящее время отсутствуют средства борьбы и предупреждения наркомании. Так, одним из наиболее эффективных и действенных мероприятий по ее профилактике является скринирование учащихся на наличие следов наркотических веществ в организме.

Правда, обращаясь к помощи скринирования, следует помнить, что, в соответствии с нормами российского законодательства, подобного рода процедура с несовершеннолетними может проводиться только при наличии соответствующей санкции правоохранительных органов или согласия родителей.

Надо сказать, что педагогически грамотная работа с родителями уже может стать профилактической мерой, позволяющей снизить уровень наркотизации учащихся.

Противники скринирования утверждают, впрочем, что данная процедура является нарушением прав человека, вмешательством в его личную жизнь. Особую же тревогу, по их мнению, вызывает возможность разглашения результатов исследования. Однако, на наш взгляд, невмешательство в данном случае представляется не только не правомерным, но и пагубным, поскольку может привести к огромному количеству искалеченных судеб, жизней молодых людей. Разумеется, результаты проверок не должны разглашаться или фиксироваться в каких-либо документах или характеристиках, которые ученик получает после окончания учебного заведения. Учебные заведения необходимо обязать нести полную ответственность за конфиденциальность полученных данных.

Злоупотребление наркотическими веществами необходимо обязательно распознавать, во-первых, потому, что дети, употребляющие наркотики, часто уверены в возможности скрыть эту пагубную привычку. Именно такая возможность нередко является одним из основных аргументов, с помощью которого распространители наркотиков приобщают к наркомании молодых людей. По их словам «преимущество9quot; употребления наркотиков, по сравнению с алкоголем, например, состоит в том, что они «не пахнут», и, если молодой человек попробует наркотическое вещество, никто об этом не узнает. Так что проведение скринирования лишает наркодиллеров столь «ходового9quot; аргумента.

Во-вторых, скринирование может стать эффективным способом профилактики наркомании: ожидание внезапной проверки на наличие наркотиков в организме способно не только остановить начинающего наркомана, но и, кроме того, дать удобный повод отказаться от предложения попробовать зелье.

Необходимость проверки на наркотики в учебном заведении можно установить путем предварительного анонимного анкетирования, на основе рассказов учащихся об использовании наркотиков, сообщений учителей и других школьных работников об употреблении учениками наркотических средств, сообщений об использовании наркотиков от родителей, общественных организаций, при обнаружении в школьных туалетах сопутствующих наркотических принадлежностей и т. п.

Следует, вместе с тем, подчеркнуть, что скринирование не дает стопроцентного, с точки зрения точности, результата (например, применение определенных лекарств может дать такую же реакцию, как и употребление некоторых наркотиков), поэтому каждый положительный анализ должен получить лабораторное подтверждение, после чего нарколог делает заключение — является ли данный ученик потребителем наркотиков, или этот результат связан с применением лекарств.

Впрочем, проверка на наркотики в школах, как представляется, должна рассматриваться только как один из компонентов более широкой программы педагогической профилактики употребления психоактивных веществ.

Для эффективной борьбы с наркоманией необходима комплексная работа, охватывающая все уровни педагогического процесса: от теоретических разработок новейших методик до их внедрения практическими специалистами, в том числе социальными педагогами, медицинскими работниками, юристами. Но именно школа должна стать инициатором и основным организатором профилактических мероприятий.

Конкретизируя актуальные направления профилактической работы с современной молодежью, мы подчеркиваем необходимость ее системности, широкомасштабности, цикличности, выделяем общий и частные уровни, которые предполагают охват следующих направлений.

Общий уровень педагогической профилактической работы:

1) реализация внятной государственной молодежной политики, организация просоциального досуга подрастающего поколения, прогнозируемость инновационных введений в обучении;

2) актуализация роли нравственного воспитания с учетом многопрофильного профилактического компонента в рамках воспитательной системы учреждения;

3) опора при разработке профилактической федеральной программы на результаты прогрессивного отечественного и зарубежного опыта;

4) поднятие престижа труда педагога (учителя, социального педагога, педагога-психолога) при привлечении в образовательные учреждения специалистов смежных профессий (правоведов, консультантов-наркологов и проч.);

5) обеспечение информационной безопасности молодежи.

Частный уровень педагогической профилактической работы:

1) профилактика потребления психоактивных веществ;

2) профилактика правонарушений и преступлений;

3) профилактика вовлечения детей и молодежи в деструктивные структуры: неформальные молодежные объединения, религиозные секты, криминальные группировки.

Об употреблении наркотиков с высокой степенью достоверности можно узнать с помощью экспресс-тестов. Для этой процедуры используются бумажные полоски с наклеенной на них промокательной бумагой, пропитанной в определенных местах химическими и белковыми составами. Раствор наркотика (моча, пот) поднимается вверх по этой «промокашке9quot; и вступает в серию последовательных реакций. В результате в определенных местах происходит окрашивание. Реакции являются очень чувствительными: в моче, например, скрининг-тест улавливает следы опиатов через пять суток после однократного приема. Приобрести скрининг-тесты можно в любой аптеке. Для проведения скрининговых исследований возможно изготовление полосок сразу на несколько групп наркотических веществ.

Перед осуществлением программы проверки на наркотики, родители и педагогический коллектив должны быть уверены, что для этого есть все необходимые условия, в частности, обеспечены: доступность специалиста-нарколога — для определения характера и степени наркотизации; возможность получения медицинской помощи — для учащихся с потенциально серьезными наркотическими проблемами; оказание юридической помощи — для решения спорных вопросов; поддержка родителей и всего школьного педагогического коллектива; финансовая поддержка — для закупки скрининг-тестов и т.п.

Социальные педагоги и психологи должны уметь профессионально объяснить родителям, что конкретно показывает скрининг-тест и что необходимо делать, если у ребенка он дает положительную реакцию на наличие наркотика или метаболита наркотика в организме.

Опытно-экспериментальная работа по скринированию наркомании среди учащихся общеобразовательных школ, на наш взгляд, должна наглядно продемонстрировать эффективность применения данного метода педагогической профилактики.

На гораздо поздних этапах принятия наркотиков, на наш взгляд, должна быть совершенна другая политика: человек имеет право принимать наркотики, и безусловно имеет право на наркотики, когда от них зависит его физическое существование или, скажем так, безболезненное существование. Но при этом никто не имеет право давать другому человеку наркотики (это будет квалифицироваться как покушение на убийство), переносить наркотики (перенос особо опасных веществ и подготовка к покушению на убийство), а также и создавать условия способствующие потреблению наркотиков (пособничество попытке нанести себе вред).

Предлагаемое решение таково: в специализированных медицинских учреждениях гражданам бесплатно выдаются любые наркотики, оказывается психологическая помощь, предоставляется место для приема наркотика и пребывания на период его действия. Вынести наркотик за пределы учреждения должно быть невозможно, а его потребление возможно только на месте, под наблюдением врача. Психологического давления в этих учреждениях быть не должно. Тут главное осознать, что наркоман тяжело болен и выдать ему его “лекарство9rdquo; в человеческих условиях, чтобы он не чувствовал дискомфорта приходя за дозой в учреждение. Обслуживание должно быть бесплатное, но с заведением личной медицинской карты.

Безусловно, в том же самом учреждении наркоману должна предлагаться и помощь, если он хочет уменьшить или полностью прекратить прием наркотиков. Если человек прошел курс детоксикации, то он сразу должен иметь доступ к специальной службе, задача которой помочь ему пройти курс социальной реабилитации и интегрироваться обратно в общество. Человеку дается выбор, он остается наедине с выбором, а роль государства – избавить его от физической боли и ужаса ломки, доставить ему то, без чего его физическое существование уже невозможно.

Но эти учреждения ни в коем случае не выдают наркотики тем, кто хочет попробовать их в первый раз. Для таких людей устраивается встреча с теми, кто может рассказать им, что такое наркотическая зависимость.

Важно отметить, что эти медицинские учреждения будут выдавать чистые и правильно дозируемые наркотики, и уж конечно свободные от СПИДа и гепатита, ведь наркоманы часто заражаются этими болезнями через наркотики, а потом разносят болезнь по всей стране, заражая и тех, кто считал, что наркотики не имеют к ним никакого отношения. Если человеку необходимо что-то чтобы прожить день, то несправедливо, что ему приходится покупать это в темноте, на черном рынке, у преступников, да еще и разбавленное всякой отравой типа крысиного яда. А если бы инсулин нужно было так покупать, или другие необходимые для жизни препараты?

Читайте также:  Образец искового заявления для принудительного лечения от алкоголизма

Создание таких медицинских учреждений позволит решить главнейшую проблему: наркодельцам больше не будет выгодно бесплатно подсаживать людей на наркотик: ведь наркозависимый всегда сможет получить этот наркотик бесплатно. И конечно никто не будет покупать наркотики у дилеров, разве только чтобы попробовать в первый раз.

И вот тут начинается самое интересное. Сегодня непонятно, продается ли наркотик человеку, жизнь которого зависит от следующей дозы либо он продается человеку, который в первый раз хочет попробовать наркотики. Если же будут созданы центры по обслуживанию наркоманов, то тогда станет возможным ввести закон, что любой перенос тяжелых наркотиков для любых целей и любым человеком вне центра распределения наркотиков является серьезнейшим преступлением. Любой человек, пойманный с тяжелыми наркотиками на улице будет по определению классифицироваться как тот, кто хотел передать эти наркотики человеку, который их до этого не употреблял. А такому человеку можно давать срок, сравнимый со сроком, дающимся за преднамеренное убийство. Таким образом, в стране можно ввести очень суровые законы за обладание наркотиками и за их продажу. Продажа наркотиков станет очень невыгодным бизнесом и это приведет к полному уничтожению черного рынка тяжелых наркотиков, но без того, чтобы сотни тысяч уже существующих наркоманов начали корчится в ломках и умирать.

Так как наркозависимые у дилеров покупать не будут, а будут употреблять наркотики в учреждениях, каждый факт “несанкционированного9rdquo; потребления высветится как прожектором. А это значит — можно проводить расследование, каким путем наркотики на улице попали к наркоману. Употребление наркотиков вне учреждения — это преступление, а выход из учреждения в состоянии наркотического опьянения невозможен. А это значит, что наркоман будет сидеть, пока он не укажет на дилера, а дилер будет сидеть, пока не умрет.

То же самое относится к самостоятельному приготовлению наркотиков для личного употребления. Изготовление наркотических препаратов и употребление наркотических препаратов (за исключением случаев, когда они прописаны врачом) на территории Российской Федерации должно быть разрешено только и исключительно в специальных учреждениях. Все остальное должно считаться тяжким уголовным преступлением.

Если сейчас продажа наркотиков — обычное явление, потому что армия наркозависимых уже не может без дозы, то в этом случае продажа будет так же заметна как прогуливание по улице слона. Если факт потребления вне учреждения — это уголовное преступление, то будет разрушен и ритуал потребления наркотиков, станут невозможными наркотические вечеринки, разрушится наркотическая субкультура на дискотеках и молодежных вечеринках. Главная задача — отделить мирок людей, употребляющих наркотики, от тех, кто их не употребляет.

Иными словами, предлагаемая система в десятки раз суровее и непримиримее к наркотикам, чем та, что существует сегодня. Она мгновенно не просто теоретически переводит в разряд преступников дилеров и содержателей наркопритонов, но за ухо подводит их к дверям тюрьмы, причем производство наркотиков и привлечение к их употреблению должны караться весьма длительными сроками заключения, вплоть до пожизненного. Осужденные по наркотикам должны содержаться отдельно, чтобы эта культура не распространялась по каналам преступного мира. Мы думаем, что эта программа может полностью остановить поток наркотиков в Россию.

Тот же самый подход применим и к алкоголю. Обычные сорта водки, вина и пива должны стоить столько, сколько стоит их качественное и широкомасштабное производство внутри страны (то есть очень дешево). Алкоголизм не должен разрушать финансы семьи алкоголика, это делает выход из алкогольной зависимости еще более трудным, а жизнь алкоголика — еще более беспросветной. Алкоголизм — это болезнь, и надо предлагать лечение или наименее болезненное течение болезни, а не мстить, и тем более не грабить, пользуясь безвыходным положением больного. Об этом следует сказать особо. Импортная водка или любая водка класса “люкс9rdquo; может стоить хоть сто долларов, то есть государство вправе взимать акциз, налог — что угодно. Но простая водка хорошего качества должна быть очень дешевой, и не приносить выгоды государству. Это лекарство для больных, и на нем нельзя наживаться. А допускать “самопальную9rdquo; водку или самогон только потому, что она дешевле государственной — это преступление, тем более что делается это не по глупости, а чтобы набить карманы преступников за счет горя людей. (Еще более глупо делать это государству, которое должно действительно брать на себя обязательство реально лечить отравленных самогоном людей и давать достойные пенсии ослепшим от него людям).

Если государство будет само наживаться на продаже алкоголя, то, какое обвинение оно может предъявить тому, кто наживается на продаже героина?

Наркоман и алкоголик свою дозу знают, и они ее всегда достанут, сколько бы она ни стоила, потому что альтернатива для них хуже смерти. Поэтому надо сделать так, чтобы наркоману и алкоголику, чтобы достать свою дозу, не приходилось продавать квартиру (в которой живет не только он, но и его жена и дети) и обогащать этим наркодельцов. Ведь самый большой ущерб обществу, да и самому наркозависимому, происходит не от самого потребления, а от того, что происходит “до и после” потребления: человеку нужно доставать наркотик, а это сопряжено либо с преступлением, либо с опасностью для себя и других, когда человек не контролирует себя. Потребление также сопровождается полным разорением зависимого, разрушением его семейных и социальных отношений, то есть переводит личную проблему в общественную.

Человек, замеченный в алкоголизме или наркомании, должен объявляться хронически и тяжело больным. Государство должно предоставить ему возможность излечения по методу двенадцати шагов, платить такому человеку пенсию по инвалидности, но также лишать такого человека (до полного излечения), избирательного права и права на некоторые виды работ. Нам очень важно перевести питье из разряда первейшего русского веселья в разряд приема лекарства от тяжелой хронической болезни. Другого пути уничтожить субкультуру зависимости просто нет.

Проведение профилактических мероприятий по предупреждению развития наркотизма и наркомании не может быть обеспечено усилиями только медицинской службы. Необходима совместная деятельность врачей, педагогов, правоохранительных органов, широкой общественности. Следует признать, что до настоящего времени не выработано единой стратегии по данной проблеме. Мы считаем медицинскую пропаганду в школе основным средством профилактики наркомании. Профилактика наркомании должна стать эффективным инструментом просвещения. Должна использоваться лекционная работа для профилактики наркомании в школе, художественные и документальные фильмы. Хорошая профилактика подростковой наркомании в школе приносит ощутимые результаты. Профилактика наркомании должна проводиться широко и постоянно.

В России, как и в Европе должна успешно работать программа по развитию у подростков социально-психологической компетентности и осознанности поступков. Так же активно задействована программа обучения жизненным навыкам и умения принимать ответственные решения. Обе программы показали свою высокую эффективность и направлены на выработку у подростков умения предупреждать возникающие проблемы, отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, а также на развитие собственной защищенности. Хочется надеяться, что и у нас в стране в сфере профилактики наркомании найдут широкое применение подобные программы, при содействии общественных организаций и финансировании со стороны правительства.

Средства массовой информации так же должны участвовать в пропаганде недопустимости потребления наркотических средств и их использования в немедицинских целях в соответствии с законодательством.

По-нашему мнению, в целях профилактики наркомании и токсикомании на территории области возможно осуществление следующих мер:

— пропаганда здорового образа жизни, распространение знаний об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;

— участие в разработке и реализации областных программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

— развитие сети учреждений, оказывающих наркологическую помощь социально неустойчивым категориям населения;

— своевременное оказание специализированной медицинской помощи лицам, больным наркоманией;

— пропаганда здорового образа жизни;

— консультирование специалистов государственных и муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании;

— разработка рекомендаций и методических указаний по профилактике наркомании и токсикомании;

— привлечение в установленном порядке научных учреждений, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем профилактики наркомании и токсикомании;

— проведение конференций, совещаний, симпозиумов и встреч, круглых столов, организация выставок и других мероприятий по вопросам профилактики наркомании и токсикомании в молодежной среде;

— информирование органов внутренних дел в установленном законом порядке о лицах, осуществляющих употребление, незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, производство, сбыт или пересылку наркотических средств, склонение к употреблению наркотических средств.

На наш взгляд, семейные программы должны предполагать внешние вмешательства специалистов в семейную социализацию с целью антинаркотической профилактики на трех уровнях:

1) расширение знаний: просвещение родителей по вопросам, связанным с ПАВ, с функционированием семьи, с подростковым этапом развития ребенка;

2) поддержка желания и готовности членов семьи взаимодействовать друг с другом по новым правилам;

3) расширение поведенческого репертуара, формирование более продуктивных навыков и привычек в семейном общении.

Необходимо разрабатывать профилактические программы, в которых объектом воздействия выступает семья как группа, а содержание не сводится к информированию о признаках регулярного употребления ПАВ.

Например, семейная программа — проект «Подготовка к годам, свободным от наркотиков». Она адресована родителям подростков и направлена на укрепление их родительской позиции и усиление защитных факторов семьи. В основу программы заложены технологии усиления семейных привязанностей с тем, чтобы они превысили дружеские связи в компании ровесников и сохранили интегрированность подростка в семье.

По сути, программа обучает родителей проводить семейные обсуждения важных проблем и таким образом руководить семьей и ребенком. Темы занятий: обзор семейных и индивидуальных факторов риска употребления ПАВ; формулирование четких семейных ожиданий относительно алкоголя и наркотиков; факторы риска, связанные с компанией друзей; управление семейным конфликтом; укрепление семейных связей. В конце каждого занятия родителям предлагается применить материал обучения в ежедневной практике, проведя встречу со всеми членами семьи.

Или проект- «Программа укрепления семьи». Родителей и детей обучают совместной игре с использованием таких средств обратной связи, как тренерская поддержка и запись на видеокамеру. Цель программы — улучшить семейное окружение ребенка и одновременно компенсировать дефициты его социализации. Эта программа может служить примером избирательных программ: участников отбирают не на основании их запросов или диагноза, а по объективным показаниям, на основании выявленных факторов риска для благоприятного развития ребенка. Такие программы уместны в социальном обслуживании «проблемных9quot; семей с детьми, обратившихся за помощью в консультации, центры психологической помощи и т.п.

Направленные профилактические программы адресованы дисфункциональным семьям с множественными рисками: школьная неуспеваемость, правонарушения, проблемное поведение или употребление ПАВ — у ребенка, физическое или сексуальное насилие над ребенком, пренебрежение его потребностями или другие нарушения — у родителей. Многие направленные программы, помимо профилактических моментов, включают лечение. В рамках одной семьи лечение одного члена может оказаться профилактикой для другого, или наоборот, профилактическое воздействие на семью может благотворно сказаться на здоровье больного.

Итак, решая задачи социально-педагогической помощи семье в школе или в учреждении социального обслуживания семей с детьми, необходимо:

1) улучшить семейные отношения: снизить конфликтность, улучшить коммуникацию, увеличить продолжительность совместного времяпрепровождения, усилить планирование и организованность в семье; 2) усовершенствовать навыки родительства: повысить позитивное внимание к ребенку, усилить эмпатию по отношению к нему, уменьшить проявления психической и физической агрессии — наказания, усилить эффективную дисциплину; 3) развить у ребенка спектр необходимых социальных навыков: усилить коммуникативные навыки, навыки контроля над гневом и навыки отказа в общении с ровесниками, улучшить его способность распознавания эмоций, ослабить агрессивность и поведенческие проблемы, повысить самооценку и снизить интерес к ПАВ.

В настоящее время возрастает роль семейной социализации подрастающего поколения, однако при этом семья во многом утратила по разным причинам свои функции и растеряла навыки поддержки ребенка и помощи ему в процессе интеграции в общество.

Родители в массе своей ориентируются, в основном, на интуицию в вопросах воспитания, в том числе воспитания антинаркотического. Отсутствуют институты подготовки к ответственному родительству и «повышения квалификации» родителей. Учреждения образования в какой-то мере выполняют функции наставников и советчиков родителей в вопросах воспитания, но, в основном, для родителей детей в младших классах. Однако и это школа не считает своей прямой обязанностью. Кроме того, во многих случаях школа транслирует опыт и приемы авторитарного воспитания в семье.

Жесткий стиль отношений к ребенку имеет место не только в неблагополучных и дисфункциональных семьях, но и в «нормальных9quot;. Причины этого лежат в «вынужденном9quot; или «стереотипном9quot; родительстве, а также в недостаточной квалификации родителей, для которых критерием хорошего воспитания являются только контроль и требовательность. Вместе с тем, исследования убедительно показывают тесную взаимозависимость между родительским стилем воспитания, структурой семьи и коммуникативными навыками — с одной стороны, и привязанностью к семье, авторитетом родителей и самочувствием детей, их удовлетворенностью своей семьей — с другой. Доказано, что разобщенность поколений в семье, холодные, отстраненные отношения приводят к девиациям в поведении детей, нарушениям их психического здоровья, снижению адаптационных возможностей подростков, которые могут выражаться в злоупотреблении ПАВ.

При разработке программ семейного профилактического вмешательства в нашей стране представляется необходимым сменить ориентиры профилактической работы с «касания9quot; на «вмешательство9quot;, с просвещения на обучение, с консультирования на сопровождение. Нужно преодолеть методологический разрыв в практике программирования, когда врачи и психологи констатируют неблагополучие подростка в обычной семье, а программы разрабатываются преимущественно для детей группы риска. Следует отказаться от узковедомственного подхода при разработке программ, объединить педагогов, психологов, психиатров-наркологов, превентологов и специалистов по социальной работе в рамках одного проекта и четко ориентировать его на целевую группу, хорошо представляя себе ее потребности. Передача знаний должна сочетаться с мотивационной работой, направленной на привлечение родителей к сотрудничеству и удержание их в программе, на изменения в семье и формирование навыков желаемого поведения. Содержанием занятий должна быть не только и не столько наркологическая тематика, но главным образом вопросы внутрисемейного воспитания: правила, привычки, структура общения, стиль родительства, баланс сочетания контроля с доверием, распределение обязанностей и принятие совместных решений и др. При этом удельный вес практических занятий, тренингов, дискуссий как в параллельных группах детей и родителей, так и в общей группе родителей с детьми должен быть резко повышен. Необходим мониторинг с целью коррекции и развития программы. Большое значение имеют продуманный дизайн проекта и его техническая оснащенность, обеспечивающая хорошую обратную связь (пособия, раздаточные материалы, аудио- и видеозапись и т.п.), а также информационная и административная поддержка.

При соблюдении всех этих условий можно надеяться, что семейные профилактические программы в скором времени смогут занять заметное место в системе противодействия росту наркотизации среди несовершеннолетних.

В России должно осуществляться вовлечение родителей в профилактику наркомании родительскими объединениями при поддержке специалистов по социальной работе. Именно в этих кругах будет особенно остро осознаваться противоречие, из которого каждый родитель должен найти выход самостоятельно: как найти грань между развитием самостоятельности у ребенка и целенаправленным включением его в систему общественных нормативов, как убедительно показать подростку связь между «надо9quot; и «хочу9quot;, как одновременно обеспечить свободу для развития и обозначить границы этой свободы. В стране, на наш взгляд, должны появиться группы самопомощи: родители, озабоченные сходными проблемами (например, пробы наркотиков) будут регулярно собираться для обмена опытом и обсуждения своих трудностей в «группе равных». Дискуссией руководит специалист, в задачи которого входит помочь участникам раскрыться, осознать свои трудности и попросить совета у группы, а также сплотить группу и обеспечить внимание к чужим проблемам, активизировав собственный опыт.

В современных условиях профилактика распространения и употребления наркотиков в России приобретает особую актуальность. Она должна быть отнесена к числу наиболее важных, приоритетных задач, стоящих перед государством и гражданским обществом. Их выполнение является чрезвычайно сложным делом, т.к. требует изучения накопленного мирового опыта борьбы с наркоманией и наркотизацией, поиска новых, современных подходов в преодолении этих негативных явлений, объединения усилий науки и практики, согласованности действий всех государственных органов, учреждений, различных организаций и фондов. Нельзя демонстративно не замечать факта того, что к наркотикам сегодня приобщены не только дети, подростки, юношество из асоциальной среды, но и учащиеся из благополучных семей в силу своей психологической незрелости, незащищенности, некомпетентности.

В.А. Попов. «Наркоситуация в России как социально-педагогическая проблема»2011г.

Колесова Л.С. «Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции»

Л.Н. Рыбакова, В.Е. Пелипас «Зарубежный опыт привлечения семьи к участию в антинаркотической профилактике»

источник