Меню Рубрики

Профилактика алкоголизма у подростков в деятельности социального педагога

Экспериментальная часть нашего исследования проводилась на базе 20 школы 9 классов, всего приняло участие 38 человек, из них 20 мальчиков и 18 девочек, социальный педагог.

В констатирующем эксперименте были выполненные следующие направления эксперимента:

1. Выявить склонность и мотивацию подростков к употреблению алкоголя.

2. Изучить профилактическую работу социального педагога школы и оценить ее эффективность.

Первая серия эксперимента заключалась в выявлении склонности подростков к употреблению алкоголя. Для этого мы использовали анкету, являющуюся социологическим исследованием.

Опрошено 38 школьников, в результате было выявлено, что из всех опрошенных подростков, спиртные напитки употребляют 28 человек (73, 7%), 10 человек не употребляет алкоголь на сегодняшний день (26,3%).

На вопрос: «Как часто употребляете алкоголь?» — 19 человек (67,8%) ответили: «Не часто»; 6 человека (21,4%) употребляют по праздникам; 3 человека (10,8%) — «Когда появляется желание».

Частота употребления алкоголя.

На вопрос: «С какой целью Вы употребляете алкоголь?» — 19 человек (67,8%) ответили: «Для веселья»; 3 человека (10,8%)- «Чтобы поддержать компанию»; 6 человека (21,4%) — «Чтобы расслабиться».

Мнение о вреде алкоголя среди подростков.

30 учащихся (79%) считает, что алкоголь вредит организму; 4 человека (10,5%) считает, что не вредит; 4 человека (10,5%) — не знает.

Подростки в основном предпочитают слабоалкогольные напитки (пиво, вино, джин) — 28 человек (73,7%).10 (26,3%) человек -не пробовали.

На вопрос: «Сколько Вам было лет, когда Вы впервые попробовали алкогольный напиток?» — 19 (67,8%) человек ответили, что 15-16 лет и 9 (32,2%) человек — 12-14 лет.

Таким образом, мы выявили, что подростков склонны к алкоголизации и, что проблема употребления спиртных напитков в подростковой среде весьма актуальна. В основном употребление спиртных напитков подростками происходит за компанию, предпочитая слабоалкогольные напитки, такие как пиво, джин, вино. Пьют подростки для того, чтобы расслабиться, чтобы поднять настроение, хотя и знают, что алкоголь вредит организму.

На выявление мотивации потребления алкоголя подростками, мы использовали опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПП В.Д. Завьялова) (см. Приложение 2).

Определенным преимуществом методики является направленность на мотивацию потребления — менее скрываемый фактор, чем количество и частота приема спиртных напитков.

Мы проводили это исследование на базе тех же 9 классов школы № 20 г.Шадринска. в группе исследования принимали участие 28 школьника (группа подростков употребляющих алкоголь). Результаты можно рассмотреть с помощью диаграммы 6.

В обследованной группе у 33 % подростков в основном преобладают традиционные (культурно распространенные) мотивы. Проба алкоголя у таких подростков совпадала с каким либо торжественным событием: День рождения, общенациональный или религиозный праздник, свадьба.

У 25% подростков выражены мотивы, отражающие подчинение групповому давлению. Такие подростки пьют для того, чтобы «быть как все», «почувствовать себя взрослым». Мотивы гиперактивации поведения преобладают у 8% подростков. Такие подростки пьют ради стремления повысить свою активность, жизненный тонус, усилить эффективность своего поведения, чтобы выйти из состояния скуки.

4% подростков принимают алкоголь для того, чтобы получить физическое и психологическое удовлетворение — гедонистическая мотивация.

Атарактические мотивы выявлены у 16% подростков употребление алкоголя обуславливается «желанием расслабиться», «поднять настроение», «от скуки», «просто захотелось».

У остальных подростков (14%) выявлены псевдокультурные мотивы, выражающие стремление человека приспособиться к нормам алкогольной микросреды.

Среди обследуемой группы подростков количество набранных баллов не превышает 35, следовательно, злоупотребления алкоголем у данной группы нет. Они пьют слабые алкогольные напитки (пиво, джин), поддаваясь групповому воздействию и для того чтобы повысить свой жизненный тонус, активность.

Вторая серия эксперимента направлена на изучение профилактической работы социального педагога школы и ее эффективности.

При изучении профилактической работы социального педагога по данной проблеме мы использовали методы: беседы с социальным педагогом, наблюдение за его деятельностью и проверка документации. Из всего изученного мы выделили, что основной акцент работы социального педагога в этом возрасте — это работа с группой через следующие направления деятельности:

1) профилактика причин и последствий алкоголизма.

Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе, это: умения формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников.

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает в роли арбитра; анкетирование; деловая игра; экскурсия; лекции; тренинги, уроки-конференции и т.д. (см. приложение 1,2, 3, 4, 5)

2) Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения подростка и помочь ему организовать содержательный досуг.

3) Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка, склонного к употреблению алкоголя.

Формы работы: беседа; лекции ( см. приложение 6)

4) Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. Включение элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Например, в курсе «Основы государства и права» можно предложить следующий раздел: « Лишение родительских прав вследствие злоупотребления алкоголем»; в курсе «История» могут быть такие темы, как « Спаивание колонизаторами отсталых народов с целью их порабощения»; в курсе «Биология» необходимо рассказать о влиянии алкоголя на все системы организма, например, темы: «Кровь и кровообращение»: вредное влияние употребления алкоголя на сердце и сосуды; «Нервная система. Органы чувств»: вредное влияние употребления спиртных напитков на нервную систему.

5)Посредническая деятельность социального педагога — подключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.

6) Работа с семьей. Оказание педагогической помощи родителям подростка употребляющего алкоголь. Учение их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.

7) Консультирование и индивидуальные беседы с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить и сориентировать его на совершение более осмысленные поступков, преодоление своих переживаний, страхом, победы над неуверенностью в общении с другими без употребления алкоголя.

8)Преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса; бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности многих навыков (счета, чтения, письма и др.).

При оценке эффективности профилактической работы, мы для этого среди этих же 9 классов (всего 38 человек) проводился опрос.

Опрос состоит из 2-х вопросов, также к ним прилагаются варианты ответа. Важным и основным моментом нашего исследования является определение разницы между проводимой работой социальным педагогом по профилактике алкоголизма и желанием детей участвовать в более интересных и занимательных профилактических мероприятиях. В качестве критерия определения разницы выбраны проводимая социальным педагогом работа по профилактике алкоголизма и интерес детей к таким мероприятиям.

При этом было выделено четыре уровня проводимой работы социальным педагогом и четыре уровня интереса подростков к тем или иным профилактическим мероприятиям (см. таблицу 1).

Подросткам был задан первый вопрос: какие мероприятия по профилактике алкоголизма с вами проводит социальный педагог?

На заданный вопрос подростки ответили, используя варианты:

а) отсутствие профилактических мероприятий;

б) беседы о здоровом образе жизни;

в) поездки в дом для детей-инвалидов, интернаты для детей;

г) беседы на темы, предложенные вами; беседы с проведением ролевых игр, «круглого стола», дискуссий, а также беседы с приглашением врачей-наркологов, юристов, работников милиции.

Мы сопоставили ответы, данные детьми, с таблицей и получили следующие результаты: большинство подростков на заданный вопрос дают вариант ответа под буквой «б»-19человек; 12 человека-вариант ответа под буквой «г»; 7 человек-вариант ответа под буквой «в»; нет варианта ответа под буквой «а».

Второй вопрос социологического опроса: Какие мероприятия вы бы хотели, чтобы с вами провел социальный педагог по профилактике алкоголизма?

На этот вопрос были даны подобные варианты ответов, что и в первом:

а) Меня не интересуют такие мероприятия;

б) Беседы о здоровом образе жизни;

в) Поездки в дом для детей-инвалидов, интернаты для детей;

г) беседы на темы, предложенные вами; беседы с проведением ролевых игр, «круглого стола», дискуссий, а также беседы с приглашением врачей-наркологов, юристов, работников милиции.

Ответы подростков на этот вопрос также составили с нижерасположенной таблицей 2.

Большинство подростков на заданный вопрос дают вариант ответа под буквой «г» -16 человек; 14 человека — вариант ответа под буквой «в»; 7 человека — вариант ответа под буквой «б»; нет варианта ответа под буквой «а».

Сравнив ответы первого и второго вопросов, видно, что мероприятия по профилактике алкоголизма социальным педагогом проводятся. Но это в основном однотипные беседы о здоровом образе жизни, как показывают ответы подростков по первому вопросу.

Проанализировав данные ответы на второй вопрос, можно сказать, что у большинства подростков очень высокий интерес к профилактическим мероприятиям, но не к скучным лекциям или беседам, а именно к беседам на темы, предложенные ими; к беседам с проведением ролевых игр, «круглого стола», дискуссий; к беседам с приглашением врачей-наркологов, юристов, работников милиции. Также значительное число подростков склоняются к варианту ответа «в» -это говорит о том, что детей интересует и живой пример того, какие последствия несет за собой употребление алкоголя.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальные педагоги в силу своего незнания или уделения меньшего внимания профилактике алкоголизма, используют однообразные методы в работе. Именно для этого мы разработали более широкий перечень форм и методов, которые может использовать социальный педагог в профилактической работе.

источник

Теоретическое обоснование проблемы профилактики алкогольной зависимости подростков. Формы по профилактике алкогольной зависимости подростков. Моделирование системы социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости подростков.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Актуальность исследования. На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем — возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести и алкоголизацию. Подростковый и детский алкоголизм стал серьезной проблемой в наши дни. В силу индивидуально-психологических и физиологических особенностей и психическая, и физическая зависимость от алкоголя у подростка вырабатываются гораздо быстрее. Излечиться от пагубной страсти подростку намного сложнее, чем взрослому, если, конечно, родители не забьют тревогу уже в самом начале заболевания. Это доказывает значимость осуществления профилактической работы в области предупреждения алкогольной зависимости.

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Несмотря на осуществляемую деятельность учебно-воспитательного характера, статистика фиксирует небывалый рост числа курящих и алкоголизирующих подростков. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12, 5 лет, а среди девочек до 12, 9 лет. В целом 61, 6% мальчиков-подростков знакомы и употребляют спиртные напитки. Отмечено, что раннее употребление алкоголя наносит необратимый вред психическому и физическому здоровью личности. С распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни — многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья детей, молодежи и нации в целом. При употреблении алкоголя школьниками быстрыми темпами формируется алкогольная зависимость. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками[18, с. 125-126].

Степень научной разработанности проблемы. Изучение особенностей влияния алкоголя на организм имеет давние научные традиции. Механизм формирования алкогольной зависимости у подростков описан в исследованиях таких авторов как Н. И. Григорьев, А. М. Коровин, В. Ю. Завьялов, И. Г. Ураков, М. С. Попова, О. Л. Романова, Т. И. Петракова, У. Брем, Р. Мос и других. Как нарушение процесса социализации, алкоголизация рассматривается такими известными российскими учеными, как А. А. Александров, Г. М. Андреева, С. А. Беличева, И. С. Кон, В. Т. Кондрашенко, Г. Ф. Кумарина, И. А. Невский, А. Б. Серых, Е. С. Скворцова. Психолого-педагогические исследования профилактики ранней алкоголизации подростков проведены С. А. Бадмаевым, С. А. Беличевой, А. П. Горбачевой, Т. К. Зуевой, И. В. Иванниковой, И. И. Кауненко, В. П. Кащенко, Ю. А. Клейбергом, A. C. Меликсетяном, И. А. Невским, В. А. Поповым, З. Д. Раевской, О. Л. Романовой и другими. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов: В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, Т. П. Гуриной, Д. В. Колесова, A. B. Мудрика, Л. П. Федоренко. Медицинский аспект проблемы отражен в работах A. A. Вдовиченко, В. В. Ковалева, А. Е. Личко. Проблеме проявления отклоняющихся форм поведения подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю. Р. Вишневского, И. А. Горьковой, Г. А. Гурко, И. А. Двойменного, А. Н. Елизарова, E. H. Заборовой, В. А. Лелекова, A. B. Меренкова, В. Д. Москаленко, Г. П. Орлова, Б. С. Павлова. Влияние школьной среды в процессе социализации подростка, а также ее роль в профилактике ранней алкоголизации и табакокурения учащихся, представлены в работах Б. Н. Алмазова, B. C. Афанасьева, Г. Ф. Кумарина, В. В. Лозового, И. А. Невского, В. Г. Степанова.

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию вредных привычек личности, проблема ранней подростковой алкоголизации требует разработки системы педагогической профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждения здорового образа жизни. Все более осознается противоречие между необходимостью педагогической профилактики возникновения ранней алкоголизации у подростков и неразработанностью системы педагогических профилактических воздействий по преодолению этих явлений.

Читайте также:  Адреса кодирование от алкоголизма в костанае

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность по профилактикеалкогольной зависимости подростков.

Предмет исследования: формы социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости подростков.

Цель исследования: теоретически обосновать проблему профилактики алкогольной зависимости подростков, отобрать формыпо профилактике алкогольной зависимости подростков, и смоделировать систему социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости подростков.

Гипотеза исследования. Статистика фиксирует небывалый рост числа алкоголизирующих подростков. Проникая в различные сферы нашей жизни, алкоголь оказывает всё более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества. Всё это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества — семьи. Существенный вклад в деятельности по профилактике алкогольной зависимости подростков может внести социальный педагог. Вместе с тем, не все социальные педагоги владеют в должной мере формами и методами профилактики алкоголизма подростков. Однако, социально-педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости подростков может быть успешна, если:

— конкретизирована сущность и структура ключевых понятий;

— раскрыты особенности алкогольной зависимости подростков;

— выявлена сущность профилактики алкогольной зависимости подростков;

— подобраны формы социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости подростков;

— дана характеристика выборки и методов исследования;

— смоделирована система социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости подростков.

1. На основе теоретического анализа педагогической, психологической, социальной и методической литературы раскрыть сущность и структуру ключевых понятий.

2. Раскрыть особенности алкогольной зависимости подростков.

3. Выявить сущность профилактики алкогольной зависимости подростков.

4. Подобрать формы социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости подростков.

5. Дать характеристику выборки и методов исследования.

6. Смоделировать систему социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости подростков.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

1. Теоретические основы проблемы профилактики алкогольной зависимости подростков

1.1 Особенности алкогольной зависимости подростков

Подростковый возраст и рискованное поведение — это почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым и быстрым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, лёгкость в общении, отвлечься от своих проблем. Проблема алкоголизма имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, знание и учет которых способствует принятию эффективных мер по ее преодолению.

Понятие «алкоголизм» включает себя два основных критерия: медицинский и социальный. С медицинской точки зрения, алкоголизм рассматривается как — заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях — стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией. С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [9, с. 6-8].

Алкогольная зависимость развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время алкоголизм принято рассматривать как прогрессирующий болезненный процесс, что позволяет выделить три стадии его развития.

Первая стадия алкогольной зависимостиформируется постепенно. Для неё характерны такие признаки как: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к нему, частичные нарушения памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому.

В результате систематического пьянства постепенно снижается чувствительность организма к алкоголю. Подросток начинает употреблять спиртное в 2-3 раза больше, чем прежде. Изменяется и характер опьянения. Вместо эйфории, приподнятости настроения появляются несвойственные им ранее грубость, подозрительность, злобность, агрессивность. Почти постоянным становится выпадение из памяти некоторых эпизодов, относящихся к состоянию опьянения.

На этой стадии для подростков вне состояния опьянения характерны: повышенная раздражительность, несдержанность, гнев. Им трудно сосредоточить внимание, что влечёт за собой повышенную отвлекаемость, рассеянность и плохое запоминание, следовательно — неудачи в учёбе. Их выводят из себя обычные раздражители: ход часов, шорох бумаги и прочее. Сон обычно нарушен, и сопровождается кошмарными сновидениями.

На второй стадии наблюдаются следующие признаки: патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер, утрачивается не только количественный, но и ситуационный самоконтроль, потребность в психическом и физическом комфорте, формируется синдром похмелье и всё более заметными становятся признаки изменения личности.

Третья стадия характеризуется уменьшением стойкости к алкоголю, усилением физической зависимости от алкоголя, углубляющейся деградации личности.

У части подростков наблюдаются судорожные припадки. Происходит процесс ослабоумливания, только уже необратимый. Для подростков характерны: апатия, безынициативность, выраженный эгоизм, психическая, физическая слабость. Аппетит и половое влечение отсутствуют или резко снижены [7, с. 23-26].

Такова картина алкоголизма, которую как нельзя точно охарактеризовал еще в прошлом веке великий русский писатель Л. Н. Толстой: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи, и что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство» [16, с. 47].

М. А. Галагузова в качестве основных характерных особенностей подросткового алкоголизма выделяет:

быстрое привыкание к спиртным напиткам. Всё это объясняется тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая ее у тканей организма;

злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

принятие ребенком больших доз алкоголя. Принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно;

быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу и характерно стремление к полному опьянению — только в этом случае выпивка расценивается как удачная;

низкая эффективность лечения. Употребление алкоголя включается в структуру потребностей [3, с. 229].

Последствия злоупотребления алкоголем для здоровья и социального статуса человека свидетельствуют, что оно представляет серьезную социальную опасность. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ослабляет самоконтроль, что ведет к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, увеличению смертности от дорожно-транспортных происшествий, снижению производительности труда, ухудшению состояния экономики.

Структура ключевых понятий

Знания о негативном воздействии алкоголя

Пропаганда здорового образа жизни

Таким образом, можно выделить совокупность внутренних и внешних условий, влияющих на формирование у молодого человека предрасположенности к алкоголю: низкая стрессоустойчивость, любопытство, последствия травм, заболеваний, педагогическая запущенность и отсутствие навыков конструктивного решения проблем и конфликтов. То есть в действиях молодого человека невозможно найти одну единственную причину, один мотив, один специфический смысл. Существует огромное количество предпосылок, которые вынуждают личность принимать самостоятельные ответственные решения. При таких условиях только многоплановая профилактика будет являться надежным фактором устойчивости молодежи к алкоголю.

1.2 Сущность профилактики алкогольной зависимости подростков

Личность формируется с детства. Поэтому профилактикой алкоголизма необходимо начинать заниматься, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

Социально-педагогическую профилактику нельзя свести к обычным назиданиям и поучениям. Конечно, молодому человеку нужно знать о последствиях наркотизации, уметь реально оценивать опасность знакомства с алкоголем и выбирать правильную схему поведения в ситуации алкогольного заражения. Но для того, чтобы понять, как алкоголь влияет на здоровье, детям и подросткам нужно иметь представление об устройстве и работе человеческого организма. При этом важно, чтобы молодой человек понимал, насколько совершенно его тело, организм, какие потенциальные возможности таятся в каждом из нас. Следовательно, социально-педагогическая профилактика — это еще и формирование культуры здоровья детей [5, c. 273-275].

Молодой человек должен осознавать, что его здоровье, жизнь — это то, что он получил от прошлых поколений, и то, что он спустя время должен передать грядущим. А это значит, что забота о здоровье приобретает новый смысл.

Социально-педагогическая профилактика напрямую связана и с формированием у подростков их социальной компетенции. Если молодой человек умеет реализовывать свои потребности в общении, любви, получении удовольствия адекватными способами, то ему нет необходимости прибегать к помощи алкоголя. Задача взрослого — научить своих подопечных законам общения, умению избегать и преодолевать конфликтные ситуации, управлять своими эмоциями, прогнозировать результаты своего поведения и многому, многому другому — тому, что можно обозначить как «искусство жизни».

Таким образом, социально-педагогическая профилактика оказывается тесно связанной с очень многими направлениями формирования личности молодого человека и должна охватывать все факторы социализации ребенка. Именно поэтому мы предлагаем рассматривать 3 уровня организации модели педагогической профилактики — макроуровень (рассматриваемый в рамках целого государства), мезоуровень (действующий на уровне региона), микроуровень (включающий в себя ближайшую среду обитания несовершеннолетнего) [10, c. 23-25].

Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:

— Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье.

— Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.

— Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками [10, с. 46-47].

Социально-педагогическая профилактика включает в себя 3 этапа профилактики алкоголизма: первичный — профилактика алкоголизма в общепринятом значении этого слова; вторичный — активное выявление больных и лечение; третичный — мероприятия, ориентированные на период после проведенного противоалкогольного лечения.

Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:

— направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;

— направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь [11, с. 152].

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе со школьниками, склонными к употреблению спиртных напитков:

1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьника, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

3. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4. Деятельность по социальной реабилитации школьника, имеющего алкогольную, психическую или физическую зависимость;

5. Посредническую деятельность между школьником и окружающего его социума по преодолению явлений дезадаптации[16, с. 102].

Социально-педагогическая деятельность при профилактике алкоголизма предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога — диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения школьников к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя; изучение и оценивание разных особенностей его личности; выявление информации о семье школьника; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию; определение алкогольных лидеров; изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на школьника микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяются стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлечение его в процесс алкоголизации и определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть профилактика, коррекция, реабилитация и комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция — прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности со школьником склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция — образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же методов ее осуществления; определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Читайте также:  Адреса кодирования от алкоголизма в нижневартовске

Четвертая функция — правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав школьника.

Пятая функция — организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития школьника, склонного к алкоголизму.

Шестая функция — коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации.

Седьмая функция — предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

— советника, информирующего семью о важности возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогический совет.

— консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного характера, а так же вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам решения проблемных жизненных ситуация, по вопросам воспитания детей в семье.

— защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей, учителей, ближайшего окружения[2, с. 20-24].

Основной акцент работы социального педагога с подростками- это работа с группой через следующие направления деятельности:

1. Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.

2. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое.

3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем. Важно для социального педагога обращать внимание на сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане — в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром.

4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни, отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

5. Посредническая деятельность социального педагога- подключение к профессиональной работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников ближайших предприятий, общественности.

6. Преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков[4, с. 253].

Таким образом, деятельность социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков — это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы, а также, использование различных форм и методов, применяемые в профилактической работе, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, — это все делает профилактическую работу намного эффективней.

1.3 Формы социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости подростков

В своей профилактической работе с подростками социальный педагог использует различные методы и формы.

Один из самых распространенных методов изучения учащихся является беседа. Если ее цель, лишь получение каких-то сведений, то это интервью. Беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга. Это специально подготовленный разговор между социальным педагогом и подростком.

Лекция. Это самая популярная среди взрослых и самая нелюбимая среди учащихся форма педагогической профилактики. Прежде всего, использовать лекцию как самостоятельную форму целесообразно при работе со старшими подростками, способными воспринимать большой объем информации на слух. Для учеников начальной школы и младших подростков лучше предложить мини-лекции (продолжительность которых не более 10-15 мин), являющиеся составляющими тренинга, ролевой игры и т. п.

При выборе темы выступления следует учитывать интересы самой аудитории. Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей от пробы наркотиков. Ведь такие «художественные преувеличения» способны вызвать недоверие аудитории к лектору, пробудить сомнения в его компетентности.

Следует избегать и еще одной крайности — избыточной информации. Нередко лектор для того, чтобы завоевать аудиторию, старается рассказать абсолютно все, что ему известно по данной проблеме, забывая о том, что далеко не каждая информация интересна и полезна слушателям. Полностью должны быть исключены сведения, касающиеся технологии использования и способов приготовления спиртных напитков, т. е. все то, что может спровоцировать знакомство с алкоголем.

Не нужно злоупотреблять статистическими данными, поскольку «устрашающие» цифры вместо тревоги, ощущения опасности у подростка могут вызвать прямо противоположную реакцию: «все уже попробовали, а я еще нет». Использование статистики более целесообразно во время выступления перед взрослой аудиторией — родителями, педагогами.

В своем выступлении следует избегать обилия специальных терминов, стараясь обходиться минимумом. Выступление не должно быть слишком «наукообразным». Безусловно, подготовка лекторов-учащихся оказывается для педагога гораздо более трудной задачей, чем подготовка собственной лекции. Необходимо, чтобы выступающие не только обладали определенными ораторскими способностями, но и были авторитетными для своей аудитории, могли интересно и доступно преподнести материал [13, c. 57].

Опросы учащихся. Анкетирование — широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. При организации педагогической профилактики анкетирование учащихся выполняет целый ряд важных функций. Во-первых, при помощи опросов можно определить актуальность профилактики как таковой для конкретной группы детей. Во-вторых, полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики — на что прежде всего следует обратить внимание: на борьбу с употреблением спиртных напитков. В-третьих, результаты анкетирования могут служить показателем эффективности работы педагога. Для этого сравниваются данные опроса, проведенного перед началом реализации программы, и данные, полученные при ее завершении.

Прежде чем разрабатывать анкету, необходимо четко сформулировать цель исследования — что конкретно предполагается выявить (уровень распространения различных форм алкоголизма в школе, представления детей об аспектах проблемы, перечень причин, заставляющих молодых людей обращаться к спиртным напиткам).

Затем определяется аудитория, с которой будут работать исследователи: пол, возраст опрашиваемых, а также их число. Понятно, что характеристики аудитории зависят от цели исследования. Это может быть вся школа, отдельный класс, определенная возрастная группа.

При подготовке исследования следует выбрать форму анкеты: закрытую (варианты ответов предлагаются заранее), полуоткрытую (отвечающий может выбрать уже готовый вариант ответа или предложить свой), открытую (отвечающий предлагает свои ответы).

В зависимости от содержания вопросы анкеты условно могут быть разделены на диагностирующие и аналитические. Диагностирующие вопросы предполагают выявление конкретных характеристик наркогенной ситуации в школьном коллективе (число учащихся, имеющих опыт употребления алкоголя, источники, из которых учащиеся получают одурманивающие вещества, и т. п.).

Аналитические вопросы направлены на изучение отношения подростков к различным аспектам молодежного наркотизма (специфика оценок, представление о допустимости использования наркогенных веществ, отношение к людям, использующим одурманивающие вещества). Полученные данные помогают сформулировать содержание профилактической работы, могут стать непосредственным материалом для обсуждения школьниками, родителями, учителями на круглых столах, в дискуссионных клубах и т. п.

В зависимости от формы выделяют прямые и косвенные, альтернативные и поливариантные вопросы.

Прямой вопрос формулируется в личной форме — он обращен к самому отвечающему. Формулировка косвенного вопроса направлена не на респондента, а на какую-то социальную группу, с которой он связан. Косвенные формулировки помогают получить достоверные результаты при выяснении наиболее острых вопросов, касающихся опыта применения одурманивающих веществ. Альтернативные вопросы содержат несколько вариантов ответа, однако отвечающий должен выбрать только один из них. Поливариантные вопросы напоминают «меню»: из перечня вариантов опрашиваемый может выбрать несколько. При составлении анкеты рядом с вопросами, имеющими набор ответов, обязательно должно быть указание, сколько позиций разрешается указать [6, c. 73-80].

Каждая анкета должна обязательно иметь инструкцию. Она содержит обращение к отвечающему, формулировку цели исследования (отвечающий должен понять, для чего нужны его ответы), последовательность работы с анкетой (прочитать, выбрать, подчеркнуть или обвести и т. п.), а также благодарность респонденту за участие в анкетировании.

Следует подчеркнуть конфиденциальность анкетирования — в инструкции отмечается, что никто, кроме исследователя, не будет читать анкеты, индивидуальные результаты не будут сообщаться окружающим. Не нужно просить отвечающих подписать анкету. При использовании закрытого варианта анкет обращается внимание на невозможность установления авторства по почерку, а следовательно, и «безопасность» искренних ответов.

Независимо от конечной задачи исследования после его проведения следует обязательно уделить время обсуждению проблемы в целом, а также ситуации, сложившейся в конкретном коллективе. Это может быть беседа, дискуссионный клуб, подготовленный информационный листок и т. п. Главное, чтобы подростки убедились — их работа над анкетами оказалась нужной, полезной, а также задумались над тем, почему важна профилактика наркомании [15, c. 207-211].

Тренинговые занятия. Это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе таких занятий успешно решаются многие проблемы развития личности подростка, которые педагогу не удается решить каким-то иным путем.

В ходе тренинговых занятий учащиеся получают полезный опыт межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки. А это значит, что повышается его устойчивость к наркогенному соблазну, отпадает необходимость в обращении к одурманиванию как способу решения проблем общения.

Важная задача тренинга — развитие функции саморефлексии. Участники получают возможность глубже осознать свои личностные качества и найти способ их выразить, проявить. Это имеет большое значение для подростков, большинство из которых с раннего детства привыкают жить, пользуясь внешней оценкой родителей, учителей, друзей и др. Внешнее оценивание делает их особенно уязвимыми к негативному давлению среды, в том числе и наркогенному [17, c. 65-68].

Участие в тренинговых занятиях добровольное. Ни в коем случае нельзя принуждать подростка, даже если вы убеждены в том, что тренинг ему жизненно необходим.

Безусловным требованием проведения тренинговых занятий является полная уверенность участников в том, что их высказывания, поведение не станут предметом для обсуждения за пределами группы. Аудио- или видеозапись занятия проводится только с разрешения членов группы. Это условие особенно важно для работы с трудными подростками, из семей зависимых или имеющих свой опыт употребления алкоголя [4, c. 48-55].

Ролевые игры. Ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению) и эффективные поведенческие схемы в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью одурманивания, оказывается чрезвычайно полезной. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять Функцию внутреннего антинаркогенного барьера. Ролевые игры оказываются эффективными и при работе с детьми, уже использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая их дальнейшее наркогенное заражение.

Ролевая игра имеет определенную структуру. Начало игры предполагает обсуждение с участниками ее содержания и актуальности. Дети должны иметь представление о том, какие поведенческие навыки будут отрабатываться в ходе игры, как они могут быть использованы в повседневной жизни [1, c. 112-117].

Проекты. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность и может использоваться при организации педагогической профилактики. В этом случае сведения, оценки, установки детям не навязываются взрослыми, они сами формируют их в ходе реализации проекта. Существуют различные виды проектов [12, c. 217-227].

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблемы, предмет и объект исследования, цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Реализация исследовательского проекта обычно не растягивается на многие месяцы (сроки обычно ограничиваются несколькими неделями). Так, к примеру, подростки могут проводить экспериментальную работу по выявлению особенностей влияния алкоголя на различные жизненные функции растений (рост, формирование плодов, сроки созревания и т. п.), организовать опрос среди своих сверстников для изучения наркогенной ситуации в школе.

Читайте также:  Адреса кодированья от алкоголизма в гомели

Информационно-просветительские проекты направлены на сбор информации о каком-либо аспекте явления и знакомстве с этой информацией различных адресных групп (сверстников, младших школьников, родителей, жителей своего микрорайона и т. п.). Основная цель информационного проекта — повысить уровень компетентности адресной группы по определенному аспекту проблемы. Очень важно учитывать реальный интерес адресной группы к представляемой информации, ее практическую значимость, а также доступность и привлекательность.

Творческие проекты. При их разработке, как правило, определяется конечный результат деятельности, однако подробный сценарий каждого из этапов не расписывается. К творческим проектам могут быть отнесены организация и выпуск журнала, посвященного проблемам здорового образа жизни, съемка видеофильма, организация дискуссионного клуба и т. д. При реализации творческого проекта заранее распределяются роли его участников, а структура совместной деятельности развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.

Для того чтобы определить актуальный для обсуждения материал, педагог может воспользоваться помощью экспертов инициативной группы, которая будет помогать ему готовить обсуждение.

Схема подготовки круглого стола может выглядеть следующим образом. Прежде всего формулируются тема и вопросы, которые предлагаются для обсуждения. Они вывешиваются на стенде за несколько дней до проведения круглого стола так, чтобы все участники были осведомлены о его тематике. Между членами инициативной группы могут быть заранее распределены роли. Несколько человек представляют пресс-клуб — их задача фиксировать все высказывания и затем подготовить пресс-лист по итогам обсуждения. На круглом столе могут присутствовать адвокат и прокурор, знакомящие аудиторию с фактами «за» и «против» тех или иных аспектов наркотизма. В ходе обсуждения может использоваться материал, полученный социологами в ходе опроса. Социологи могут также подготовить и статистические данные, касающиеся круга обсуждаемых проблем [14, с. 98]

Таким образом, анализ накопленного опыта в области социально-педагогической профилактики, безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование педагогом даже самых эффективных вариантов вряд ли целесообразно. Ведь каждый из нас сталкивается с конкретными проблемами, обусловленными возрастом воспитанников, наличием или отсутствием у них опыта употребления спиртных напитков, особенностями отношения к аспектам проблемы. Для решения конкретных задач необходима разработка своей модели педагогической профилактики. И тут особое значение приобретает вопрос выбора адекватных форм и методов организации работы. От того, насколько верным он будет, во многом зависит и успех всей социально-педагогической деятельности педагога по профилактике алкогольной зависимости подростков.

В настоящее время число молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, продолжает непрерывно возрастать. При этом сегодня вряд ли можно найти подростка, который бы не знал об опасности алкоголя. Алкогольная зависимость — это хроническое заболевание, развивающееся в результате длительного употребления алкоголя и проявляющееся патологическим влечением к употреблению спиртного, психотическими эпизодами, разнообразными нарушениями деятельности внутренних органов и деградацией личности в конечных стадиях заболевания.

Алкогольная зависимость подростков имеет ряд характерных особенностей:

— быстрое привыкание к спиртным напиткам

— злокачественное течение болезни

— принятие ребенком больших доз алкоголя

— быстрое развитие запойного пьянства

— низкая эффективность лечения.

Социально-педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости подростков включает в себя 3 основных структурных блока:

первичная профилактика, направленная на предупреждение реального приобщения подростков к одурманиванию;

вторичная профилактика, предотвращающая развитие алкоголизации у несовершеннолетних, имеющих опыт употребления спиртных напитков;

третичная профилактика — педагогическая реабилитация подростков со сформированной зависимостью.

Успех деятельности социального педагога по профилактике алкогольной зависимости подростков зависит от выбора адекватных форм и методов организации работы. Глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных методов, сопоставление полученных с их помощью результатов позволит наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении него наиболее действенные формы и методы индивидуального подхода. В профилактической работе с подростками у социального педагога множество форм и методов — это лекция, беседа, проекты, анкетирование, тренинги. Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности.

2. Моделирование системы социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости подростков

2.1 Характеристика выборки и методов исследования

В исследовании принимали участие школьники 11 класса, из них 5 девушек и 5 юношей. Наш выбор был обусловлен тем, что это выпускные классы и в них обучаются отдельные школьники, замеченные в употреблении спиртного. По статистке в этом возрасте наиболее часто подростки приобщаются к алкоголю. С целью выявления уровня знаний школьников об алкогольной зависимости нами был проведен тест, состоящий из 13 вопросов, разработанный А. Н. Маюровым [8, c. 98]. Для выявления уровня сформированности алкогольной зависимости были проведены скрининг — анкеты, также разработанные А. Н. Маюровым [8, c. 112].

источник

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. Для этого, прежде всего, необходимо индивидуальное изучение подростков [17, c.219]:

  • 1. Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей.
  • 2. Выявление недостатков его личности и организма.
  • 3. Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

На первом этапе работы (первое полугодие) социальный педагог должен составить самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним, его родителями, наблюдают за его поведением.

На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком. Третий этап изучения — определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия [9, c.98]].

Первое условие комплексного подхода — оценка его развития в условиях общения, познания и труда. Второе условие — сравнительная оценка развития учащегося и условий его микросреды. Третье условие — сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения (деятельности) учащегося.

Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе — схеме. Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.

Желательно, чтобы уже при первом знакомстве с учащимся беседа была активно воздействующей на него. Пять главных условий определяют успех беседы [17, c.31]:

  • 1. Четкая постановка цели.
  • 2. Правильный выбор места и времени беседы.
  • 3. Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.
  • 4. Умение не только говорить, но и слушать.
  • 5. Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.

Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных условиях его деятельности и поведения. Основные условия эффективности наблюдения как метода изучения учащегося [29, c.65]:

  • 1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких — то отдельных сторон личности.
  • 2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.
  • 3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка, размышление над фактами, сравнение и сопоставление их [1].

В этом отношении большое значение имеет ведение педагогического дневника. Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности: официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов технического творчества, разных поделок, результатов художественного творчества — рисунков, картин, стихов и др.

Итак, основными задачами профилактики в данном возрасте являются:

Овладение достоверной информацией о влиянии вредных привычек (алкоголя) на организм человека;

Умение противостоять давлению сверстников;

Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек [23, c.65].

Основной акцент работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков осуществляется по следующим направлениям [5]:

  • 1. Профилактика причин и последствий алкоголизма с помощью групповых дискуссий на темы алкоголизма; проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе. Основные социальные умения, которые сможет сформировать педагог, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа.
  • 2. Организация свободного времени подростков, так как бессодержательный досуг является фактором риска в употреблении алкоголя. Для этого социальный педагог должен знать интересы, увлечения склонности подростка. Важно организовывать групповые формы досуга, занятия спортом.
  • 3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом должно быть направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений. Важно обращать внимание не только на вред употребления алкоголя на здоровье, сколько на вред его в социальном плане — взаимоотношении ребенка с окружающим миром.
  • 4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательной программой учащихся социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла.
  • 5. Посредническая деятельность социального педагога — подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.
  • 6. Преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной освоенности многих учебных навыков.

В своей профилактической работе с подростками социальный педагог использует различные формы.

Анкетирование — широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. Чаще всего он применяется, когда надо получить большое число нужных сведений. Однако для максимальной эффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные [12, c.187].

Должна быть четко определена цель анкетирования. Необходимо ясно представить, что должно быть получено в результате такого опроса, кого надо опросить, сколько должно быть анкетируемых. Вопросы должны формулироваться предельно понятно; недопустимо их разное толкование.

Текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскрывающую цели данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.

Один из самых распространенных методов изучения учащихся — беседа. Если ее цель — лишь получение каких — то сведений — это интервью. Один спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия. Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга. Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия на них, подразумевается специально подготовленный, а иногда и случайно возникший, но целесообразно построенный разговор между социальным педагогом и подростком [19, c.219].

При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия — один из них. Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы лишь выявляют какую — то особенность отдельного учащегося или коллектива, но не играют активной педагогической роли.

В профилактической работе с подростками у социального педагога множество других форм, кроме перечисленных выше, — это лекции, семинары, конференции, акции, тренинги и т.д.

Акции. Они ценны для подростков только тем, что вход на дискотеки и концерты по случаю акций бывает бесплатным или оплачивается чисто символически. Ни один подросток после акций или дискотек еще не принял решение о том, будет ли он употреблять или нет. Хотя организация времени и досуга подростков — тоже важный момент профилактики.

Тренинги бывают разными: хорошими и плохими, эффективными и неэффективными, глупыми и «прикольными». Есть другие группы, на которых подростки разыгрывают сценки, ролевые игры, за сюжет которых берут собственные ситуации жизни. Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности по вопросам: причины и признаки алкоголизма; места обращения за помощью, как вести себя с родителями, если ребенок-алкоголик и как не стать алкоголиком [25, c.51].

Важными здесь являются два момента: не запугать подростка и его родителей и не пробудить интерес к алкоголю [4, c.32]. Во-первых, подростки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего, и эти ожидания в какой — то степени зависят от социальной обстановки, в которой они живут. Взрослым достаточно делиться своими переживаниями, выслушивая мнения подростка, показывая, таким образом, готовность сотрудничать и уважение к их мнению. Во-вторых, внимание на подростка надо обращать не только тогда, когда он что-то натворил или заболел. Это провокация. Это приглашение к вечной болезни и вечному хулиганству, что успешно совмещает в себе наркомания. Подростки, несмотря на внешнее отчуждение от взрослых, все еще прислушиваются к их мнению, а иногда общение с ними становится для них жизненно важным [5, c.82]. Итак, для проведения антиалкогольной профилактики стоит помнить следующее:

Работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков — это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе — это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т.д. И, конечно, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу намного эффективной.

источник