Меню Рубрики

Проведение классного часа по теме алкоголизм

презентация видеоролик и методическая разработка по теме

Классный час «Алкоголь и алкогольная зависимость»

Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

1. Ознакомить учащихся с материалами по истории развития алкоголизма, свидетельствующих о пагубных последствиях употребления спиртных напитков.

2. Воспитать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Сформировать знания, которые помогут учащимся укрепить свое здоровье. Привить активное отрицательное отношение к любым проявлениям пьянства, сформировать убеждение, что здоровье человека — личное и государственное богатство, а сохранение — его общественная задача.

3. Возбудить познавательный интерес учащихся к проблемам: влияния алкоголя на организм человека, алкоголь как враг здоровья, семьи, общества и д.р.

Методы: просмотр презентации и видеоролика, обсуждение, рассказ учителя, декламация стихотворений.

Продолжительность: 45 минут

Оснащение: мультимедиа, ноутбук, цифровой фотоаппарат.

Презентация «Алкоголь и алкогольная зависимость», видеоролик «Влияние алкоголя на организм».

  1. М.А. Алоева. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2003
  2. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками 7-11 кл. Занятия, игры, тесты. М.: «Первое сентября», 2005.
  3. В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986.

« Пьянство есть упражнение в безумии»
Пифагор.

1. Организация начала классного часа.

1.1. Сообщение темы и цели и задач классного часа.

Вступительное слово классного руководителя:

Здоровье – это бесценный дар. Берегите здоровье смолоду.

Помни, что для здоровья вредны: алкоголь, наркотики, курение…

Сегодня наш классный час посвящён алкоголю.

Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.

История изготовления спиртных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. На протяжении 13 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники Корана жестоко карались.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.

На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.

А что такое алкоголь? (ответы обучающихся)

Алкоголь – это этиловый спирт (бесцветная, летучая жидкость с характерным запахом и вкусом). Он используется в качестве растворителя, антифриза, дезинфицирующего средства, а также для поднятия настроения, обладает наркотическим действием, но официально не относится к наркотикам.

Как алкоголь влияет на организм?

Классный руководитель: При употреблении спиртных напитков (пива, вина, водки, коньяка, джина, рома, ликера и др.) содержащийся в них алкоголь начинает всасываться в кровь уже в ротовой полости. Однако большая его часть всасывается в тонком кишечнике. Алкоголь влияет на все системы организма, прежде всего на мозг. «Сжиганием» алкоголя «занимается» печень. У печени есть так называемая «разрешающая способность» – она окисляет всего 6 – 8 г алкоголя в 1 ч (20 г водки или кружку пива), преобразуя его в чрезвычайно опасный яд – ацетальдегид, который, в сою очередь, в организме здоровых людей моментально преобразуется в слабую уксусную кислоту и выводятся из него.

Предлагаю посмотреть видеоролик «Влияние алкоголя на организм»

Что такое алкогольное опьянение?

Алкогольное опьянение – состояние, возникающее в результате приема алкоголя и накопления его в организме. Накопление происходит в тех случаях, когда печень не справляется с окислением этилового спирта до уксусной кислоты и в организме накапливается большое количество яда (ацетальдегида).

Вопрос обучающимся: Почему люди пьют?

Обучающаяся читает стихотворение:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Перевод С. Я. Маршака)

Предлагаю посмотреть презентацию «Алкоголь и алкогольная зависимость» (обсуждение)

«Хмельное толкает людей на преступление,— писал Джек Лондон.— Мне сотни раз приходилось наблюдать, что люди делают во хмелю то, чего они никогда не сделали бы в трезвом состоянии. Затем преступление влекло за собой обычные последствия, и человек окончательно погибал. Мне иногда случалось посещать товарищей в тюрьме до их отправления на каторгу, и я не раз слышал обычную для них фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого никогда не сделал». А делались под влиянием хмельного подчас такие ужасные вещи, что при всей моей толстокожести даже мне приходилось содрогаться».

Установлено, что пьяными совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.

Человек должен отвечать за свои поступки, даже если он сильно пьян. Конечно, в состоянии опьянения он теряет самоконтроль, но это не снимает с него ответственности за содеянное. Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения не освобождается от уголовной ответственности.

«Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей»
Джек Лондон

Итог классного часа : Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!

Тема: « Алкоголь и алкогольная зависимость» очень актуальна. Казалось бы очень много различной информации о пагубном влиянии алкоголя на организм, однако меньше пьющих не становится, скорее всего их количество растёт. Среди молодёжи самым распространенным является «пивной»алкоголизм.

Алкоголизм — заболевание, которое развивается при длительном систематическом злоупотреблении спиртным и проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя. На этом этапе, как правило, уже очевиден серьезный ущерб, нанесенный пьянством: у человека возникают проблемы со здоровьем, назревают неприятности на работе, конфликты в семье. Вместе с ним страдают и его близкие. Однако он продолжает пить.

Для многих слово «алкоголик» ассоциируется с образом неопрятного бродяги, околачивающегося у железнодорожного вокзала с «поллитровкой» в кармане. Это, конечно, слишком узкое, одностороннее представление, не отражающее всей полноты и динамики картины. На ранних этапах развития зависимости человек (уже испытывающий заметную тягу к алкоголю и ежедневно прикладывающийся к бутылке) внешне может выглядеть вполне достойно — не хуже прочих. Он пока еще успешно справляется со своими служебными обязанностями. Правда, с каждым годом это дается ему все труднее. И если он не прекращает пить, то рано или поздно наступает момент, когда человек теряет способность оставаться полезным членом общества.

Такие мероприятия, которые имеют цель: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам, необходимо проводить как можно чаще. И если хоть один человек услышит и поймёт как плох алкоголь, значит мы работаем не зря.

Было решено провести классный час по теме: «Алкоголь и алкогольная зависимость», сформулированы цели и задачи классного часа.

Совместно с учащимися найдена подходящая литература по данной теме.

Нескольким обучающимся были розданы слова выступления и стихотворения.

Найдена подходящая презентация и видеоролик по теме « Алкоголь».

Заранее проведён конкурс рисунков об алкоголе и о его влиянии на организм, а на классном часе была продемонстрирована выставка творческих работ обучающихся и выставка книг и журналов об алкоголе.

Накануне была проведена репетиция и назначена дата проведения.

источник

объяснить учащимся о вреде алкоголизма на организм человека.

Классный час по теме: Скажи алкоголю «нет» !

-объяснить учащимся действие алкоголя на организм;

-познакомить с распространёнными мотивами и последствиями употребления алкоголя.

-способствовать выработке негативного отношения к употреблению алкоголя.

Я: Народная китайская мудрость гласит: «Путь длиной в тысячу шагов начинается с первого шага». И это относится к любому пути: в каждый момент перед тобой выбор — пойдёшь ты по пути разума или по дороге, которая приведёт тебя к бездне.

Тема нашего сегодняшнего классного часа: Скажи алкоголю «нет»!

Мы с вами обсудим такие вопросы как:

Что такое алкоголь? Как он воздействует на организм подростка? Каковы последствия этого воздействия? А также, каковы возможные способы решения жизненных проблем без употребления алкоголя? (Слайд 1 Алкоголь- злой дух

(Слайд 2 )Алкоголизм — это заболевание, развитие которого можно остановить, но излечить полностью невозможно. Один из его признаков — неконтролируемое желание употреблять алкоголь. Это прогрессирующая болезнь, и, если ее не остановить, результатом может быть потеря рассудка или смерть.

(Слайд 3 )Ежегодно от алкоголя погибают 98 тысяч человек — в это число входят заболевания, связанные с алкоголизмом, автомобильные катастрофы, самоубийства, убийства. Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет.

Широко распространено потребление алкоголя среди подростков в России. За последние 3 года заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла в 5 раз.

(Слайд 4,5 )В 8-м классе оно отмечено у 52% учащихся, в 9-м — у 70%, в 10—11-м — у 81%.

Я: Дайте свое определение понятий алкоголь, алкоголизм.

1 учащийся Алкоголь — это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском, водке.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов.

Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам.

2 учащийся. Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым состоянием организма: влечением к спиртному и деградацией личности.

Я: Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:

(Слайд 6) Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном.

Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. У человека развивается агрессивность. У него начинаются запои.

Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Человек пьет технические жидкости, одеколон. У него развиваются страхи, белая горячка.

Я: Ребята, вам приходилось видеть человека, находящегося в сильной степени опьянения?

— Какие чувства он у вас вызвал?

— Как он выглядит? Как себя ведёт? Какова его речь?

3 учащийся Отвращение, призрение, неприязнь. Неряшливость, грязной обуви, с трясущимися руками и с отёчной багровой физиономией, грубость, агрессивность. Речь несвязанная, маты.

Давайте посмотрим. (Видео – алкоголь песня)

Я: Алкоголизм, как правило, развивается после нескольких лет пьянства (иногда за 1-2 года).. У подростков, которые начинают употреблять алкоголь, зависимость развивается в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых. Подросток тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло — всё перепутывается в голове.

Классный руководитель: Есть много поводов для пьянства. А вот как об этом писал английский поэт Роберт Бернс: читает Цапов И.

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

и просто пьянство – без причин.

Я: Как вы считаете, действительно ли все перечисленное – повод для пьянства?

Существует миф: «Алкоголь- это полезно»

Предлагаемые суждения уч-ся 5:

Алкоголь вызывает аппетит

Алкоголь повышает работоспособность

Алкоголь понижает давление

Алкоголь помогает лечить простуду

(Слайд 9) : Опровержения мифа.

Я: Подростки часто употребляют пиво, джинтоники и считают, что эти спиртные напитки безвредны. Так ли это?

Учащийся 6: Пиво относится к особой категории слабых алкогольных напитков, от него не пьянеешь.

(Слайд 11) Русский писатель А. Данилевский утверждал: «Пивное пьянство, подобно водочному, приводит человека к глубоким расстройствам духовной и телесной сферы с тем различием, что эти расстройства наступают медленно.»

Подрастающий организм не замечает разлагающего действия на него алкоголя. (ролик- пиво): о вреде пива.

Я: Действительно, при употреблении небольшого количества алкоголя обычно настроение повышается, появляется чувство комфорта, люди становятся общительными, разговорчивыми. Но сколько непоправимых бед происходит в дальнейшем, а главное: вред своему здоровью.

(Слайд 12) Алкоголь оказывает пагубное влияние на все клетки организма человека. Проникнув в организм, алкоголь начинает вести свою разрушительную работу. Он обрушивается на органы пищеварения и кровообращения, на головной и спинной мозг. Алкоголь убивает: тысячи человек умирают ежегодно только лишь от алкогольного отравления. (Видео – органы)

Я: ВЫВОД: нет ни одного органа или системы алкоголика, которые не поражались бы при употреблении алкоголя. Вот к таким ужасным последствиям для здоровья человека приводит употребление спиртных напитков.

Я: Давайте подумаем, как избежать употребления спиртных напитков, попытаемся найти способы решения жизненных проблем без употребления алкоголя.

Ролевая игра «История друзей, произошедшая на дискотеке»

После окончания учебы группа ребят: Ира, Марина, Антон и Саша решили пойти на дискотеку и отпраздновать это событие. Антон предложил всем купить по баночке пива. Ребята согласились.

Ира решила выпить пива, т.к. полученная ею «2» по математике испортила настроение.

Антон подумал, что выпив пива, он сможет высказать свои чувства Марине.

Саша посчитал, что пиво поможет ему танцевать без стеснения.

Марина — весёлая и озорная, решила поддержать своих друзей.

После выпитого ребят было не узнать.

У Иры к плохому настроению добавились головная боль и ужас от предстоящего разговора с родителями.

Антон, после выпитого, стал ревновать Марину, т.к. она стала вести себя раскованней и между ними развязалась ссора.

Саша стал посмешищем на дискотеке, т.к. музыку он не слышал и танцевал невпопад.

На поведение Марины обратили внимание сотрудники милиции и предложили ей направиться в милицию.

Вопрос: смог ли каждый из ребят решить свои проблемы?

Уч-ся 9: Никто не смог решить свои проблемы, а сделали еще хуже и создали больше проблем Да, алкоголь не решает проблемы. (Предлагают свои решения)…

Я: Очень часто молодых людей в пьянство втягивают друзья и знакомые. Давление ровесников — это принуждение, которому вы должны уметь противостоять. Принуждение, подражание кому-либо способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений и умение действовать самостоятельно.

Я: Существуют различные виды давления, которые принуждают вас делать то, что порой не хочется.

Давление друзей. Делается в дружеской форме — «Не хочешь попробовать?»

Косвенное, искушающее давление. Приглашение человека попробовать алкоголь без прямого давления: «Саша приглашает на вечеринку, большинство ребят там будут пить и курить».

Давление «дразнилок» и «кличек» — «Давай, не будь курицей (идиотом, маменькиным сынком). Попробуй».

Тяжёлое давление. -«Давай. Лучше выпей, или ты мне не друг». «Боишься? Ты — трус!»

Нужно смело и уверенно сказать «нет». Ребята, предложите свои варианты отказа от предложения друзей выпить.

Эта ерунда не для меня; Не сегодня и не сейчас; Есть занятия и покруче; Нет уж, у меня и так куча неприятностей; Мои мозги пока не лишние; Ты что, у меня аллергия; Я не хочу умственно отсталых детей; Я не тороплюсь в психиатрическую клинику.

Запомните: Кукловоды — манипуляторы одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Читайте также:  Женский алкоголизм и его последствия видео

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

(Слайд 15) Не бойся выглядеть недостаточно умным!

Не бойся выглядеть недостаточно смелым!

Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!

Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

(Слайд 16) В трудные минуты жизни вспоминайте слова Д. Лондона: «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно лёгкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъём, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинные представления о ценности вещей».

Слайд 17) (Ж.-Ж. Руссо считал, что «пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное».

(Слайд 18) Скажи алкоголю «нет»

Я думаю, что наш сегодняшний разговор не оставит никого из вас равнодушным к рассматриваемой проблеме, что он послужит толчком для размышлений о месте алкоголя в вашей жизни.

Помните: здоровье, радость жизни в ваших руках.

Пробовал ли ты алкогольные напитки (вино, водку, самогон)? ДА, НЕТ

Если нет, то хотел бы попробовать? ДА, НЕТ

Что тебя побудило побуждает к этому? (укажите все возможные варианты).

Потому что мне это нравиться.

Потому что мне приятно быть немного пьяным.

Потому что мои друзья тоже пьют.

Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей.

Потому что большинство взрослых тоже пьют.

Чтобы легче было общаться с другими людьми.

Чтобы придать себе смелости и уверенности.

Хотел бы ты, чтобы твоя будущая жена (муж) употребляли спиртные напитки? ДА, НЕТ

Будешь ли ты сам в будущем употреблять спиртные напитки? ДА, НЕТ, НИКОГДА.

Спасибо всем за участие в нашей беседе

источник

Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оформление: Презентация «Алкоголь и алкогольная зависимость», рисунки по теме «Здоровый образ жизни»; карточки с таблицей и листы для тестирования.

« Пьянство есть упражнение в безумии»
Пифагор.

Форма: устный журнал с элементами тренинга.

Слайд 1, 2. Учитель: Тема нашего классного часа «Алкоголь и алкогольная зависимость». Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Перевод С. Я. Маршака)

Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.

1 ученик. История изготовления спиртных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. На протяжении 13 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники Корана жестоко карались.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.

На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.

Учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

Тест «Сможете ли вы устоять»

Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

  1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
  2. Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
  3. Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
  4. Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
  5. Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
  6. Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
  7. Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
  8. Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
  9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
  10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.

Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы.

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.

Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?

2 ученик. Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.

3 ученик. Слайд 5. В народе говорится: « Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит». Для алкоголика характерно огрубление личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизические изменения. В начале пропадают те тонкие движения души, которые скрашивают отношения в семье. Пьяница уже не скажет никому ласкового слова. В последующем очерствение характера сопровождается грубостью и даже жестокостью. Пытаясь скрыть факт покупки вина, пьяница начинает лгать. Это ведет к потере уважения к пьянице как дома, так и на работе. Будучи раздраженными постоянными конфликтами с пьяницами, члены его семьи и коллектива сами становятся невыдержанными. Пьяница же снова ищет утешения от возникающих скандалов в вине. Образуется как бы порочный круг.

4 ученик. Слайд 6. Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:

  1. Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.
  2. Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.
  3. Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

1 ученик. Слайд 7. «Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты»,— писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Белая горячка — наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.

2 ученик. Слайд 8. У здорового ребенка не может влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство. Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т. д. Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для подростков, организм которых высоко чувствителен к токсическим веществам. Особенно ранима нервная система, головной мозг. А опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка.

3 ученик. Слайд 9. Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно – транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения. Чем же объясняется повышение риска аварий, у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения? Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зеленого цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух, поэтому за рулем автомобиля, за пультом управления станком или прибором не может быть] места людям, склонным к употреблению вина. По нашему законодательству, уже сам факт пьянства водителя автотранспорта влечет уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления. Но разве не источник повышенной опасности пьяный пешеход, неожиданно появляющийся перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. Водитель, как правило, старается спасти лезущего под колеса нарушителя уличного движения. Но водитель зачастую губит других прохожих, заезжая, например, на тротуар или врезаясь в другую машину с людьми. В любом случае пьяный на дороге — помеха движению и источник аварий!

Слайд 10. «Хмельное толкает людей на преступление,— писал Джек Лондон.— Мне сотни раз приходилось наблюдать, что люди делают во хмелю то, чего они никогда не сделали бы в трезвом состоянии. Затем преступление влекло за собой обычные последствия, и человек окончательно погибал. Мне иногда случалось посещать товарищей в тюрьме до их отправления на каторгу, и я не раз слышал обычную для них фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого никогда не сделал». А делались под влиянием хмельного подчас такие ужасные вещи, что при всей моей толстокожести даже мне приходилось содрогаться».

Установлено, что пьяными совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.

Человек должен отвечать за свои поступки, даже если он сильно пьян. Конечно, в состоянии опьянения он теряет самоконтроль, но это не снимает с него ответственности за содеянное. Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения не освобождается от уголовной ответственности.

4 ученик. Слайд 11. «Алкоголь, — писал И. П. Павлов,- гораздо больше горя причиняет, чем радости, всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло из-за него!» Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Это умственное оскудение очень ярко описал Сергей Есенин в поэме «Черный человек»:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль , как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Слайд 12. Как любому химическому яду, наркотику, алкоголю свойствен собственный тип отравления, специфическое воздействие на личность. При этом у многих людей, страдающих алкоголизмом, появляются сходные черты, подобно тому, как это бывает при психических заболеваниях, имеющих характерные симптомы. Для алкоголиков типично ограничение круга, их интересов, концентрация внимания на удовлетворении желания выпить. В этом отношении алкоголики похожи друг на друга, как родные братья и сестры.

Слайд 13. Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100 самоубийц – половина алкоголики.

1 ученик. Слайд 14. Алкоголь парализует волю, так необходимую спортсмену в процессе подготовки и проведения соревнований. Известен случай, когда сильнейшая восьмерка гребцов английского клуба намного опередила своих соперников, выйдя в финал. В честь этого спортсмены позволили себе выпить по бокалу шампанского на приеме у мэра. Ио на следующий день они неожиданно резко сдали свои позиции и едва удержались на третьем месте, хотя по всем показателям могли претендовать на лидерство. Известный футболист А. Старостин пишет в своих воспоминаниях: «Кружка пива — ведро пота. Так принято говорить среди футболистов. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо на тренировках пролить ведро пота. Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц».

Читайте также:  Женский алкоголизм и его последствия фото

2 ученик. Слайд 15. Пьянство породило целую систему диких питейных обычаев. Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую,—
Просят, давят, жмут «Друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!
А ты сможешь сказать «нет» ?

Учитель. Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Запомните: Кукловоды — манипуляторы одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не
добьется. Иногда могут сказать: «Ты что — дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

  • Не бойся выглядеть недостаточно умным!
  • Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

3 ученик. Давайте проверим :Что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.

Проставьте на листе по вертикали числа от 1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения. Если ты считаешь утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пиши слово «верно», если ложным – «неверно».

  1. Алкоголь является нарковеществом.
  2. Большинство алкоголиков — пропащие люди и лентяи.
  3. Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
  4. Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
  5. На равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.
  6. Алкоголики пьют ежедневно.
  7. Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
  8. Алкоголь не повышает температуру тела.
  9. Алкоголь — это стимулирующее, возбуждающее средство.

А теперь сравните ваши ответы с правильными:

  1. верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
  2. неверно. Около 95-98% алкоголиков — обычные люди, которые работают, имеют семьи.
  3. верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
  4. неверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
  5. неверно. Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др..
  6. неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
  7. неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
  8. верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
  9. неверно. Алкоголь — это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.

4 ученик. Слайд 16. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей» Джек Лондон.

Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!

  1. М.А. Алоева. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2003
  2. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками 7-11 кл. Занятия, игры, тесты. М.: «Первое сентября», 2005.
  3. В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986.

источник

Цели: расширить представление детей о вредном воздействии алкоголя; формировать негативное отношение к алкогольным напиткам, алкоголизму; побуждать детей к активному сопротивлению вредным привычкам, к самопознанию, саморазвитию; развивать коммуникативные навыки и умения.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: распределить роли: врачи (3 ученика), провокатор (1). Обеспечить их текстами.

Оформление: написать на доске тему, эпиграфы, цифры.

II. Информационный блок «Алкогольный яд».

III. Творческие задания по теме «»Дорогие» алкоголики».

IV. Дебаты по теме «Муравьиный урок».

V. Упражнение «Умей сказать «нет»».

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа — алкоголизм. Алкогольные напитки сейчас льются рекой, пьют их даже дети. От пьянства в стране ежегодно гибнет 40 тысяч граждан России — это в 3 раза больше наших потерь за всю афганскую войну.

Знаете ли вы об этих цифрах? Считаете ли вы, что эти цифры имеют к вам отношение? Считаете ли вы, что нужно проводить борьбу с алкоголизмом? Совместим ли алкоголизм со здоровым образом жизни? (Совместим при культурном употреблении, при соблюдении чувства меры.)

Классный руководитель. Что же такое алкоголь и в чем его коварные свойства? Точку зрения медицины изложат (имена, фамилии).

Врач 1. В справочнике по токсическим веществам (токсическим — значит ядовитым) говорится, что алкоголь — это винный спирт. По действию на организм он относится к наркотикам. И обладает всеми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении — привыкание и потребность в нем. Винный спирт — яд, который поражает все органы, но особо пагубное влияние он оказывает на сердце, печень, центральную нервную систему. А еще алкоголь поражает мозг, лишает человека ума. Недаром еще Пифагор говорил, что «пьянство есть упражнение в безумстве». В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения признала: «Алкоголь — наркотический яд». Но в России алкоголь пока не признан наркотиком, и этот яд круглосуточно и свободно продается даже в гастрономических магазинах, в киосках и ларьках. К алкогольным изделиям относятся: пиво, вино, водка, спирт, самогон, чача, брага и другие напитки, имеющие крепость от 1,5 и более градусов в своем составе.

Врач 2. Чем больше алкоголя поступит в организм, тем больше отравляется мозг. В зависимости от уровня отравления мозга различают б степеней опьянения.

Первая степень — слабое опьянение. Признаки его — дурашливость, подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.

Вторая степень — буйность. Для нее характерны повышенная раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам.

Третья степень — параличность — нарушается координация движений, иногда пьяный не может самостоятельно передвигаться.

Четвертая степень — безумность, безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, способность думать нарушена, в крайнем случае полностью утрачивается.

Пятая степень — усыпленность — алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.

Шестая степень — наркозность — алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.

Врач 3. Как происходит привыкание к алкоголю? Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь. Она развивается, если человек долго и регулярно принимал алкогольные напитки. Признаки алкоголизма: неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости и деградация личности. Привыкание к яду происходит постепенно. Первая проба, как правило, сопровождается защитной реакцией: рвота, тошнота — так организм борется с отравой. Постепенно увеличивается доза, организм привыкает, появляется влечение к алкоголю. Различают три стадии алкоголизма. На последней, третьей стадии, происходит распад личности, человек полностью теряет контроль над собой, пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон, у него могут возникнуть белая горячка, другие алкогольные психозы. Особенно быстро алкоголизм развивается у женщин. В народе говорят: «Муж пьет — полдома горит, жена пьет — весь дом горит». Женщина-алкоголик теряет все женские черты, в ней погибает даже материнский инстинкт — она престает заботиться о своих детях. Дети и подростки в 3-4 раза быстрее привыкают к алкоголю. Их организм еще слаб, и они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя.

Классный руководитель. Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же он опасен? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Представьте себе, что вам нужно убедить разные слои населения отказаться от алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить.

Первая группа покажет, чем опасен алкоголь на транспорте.

Вторая группа покажет опасность алкоголя на производстве.

Третья группа раскроет опасность алкоголя для семьи, детей.

Четвертая группа покажет связь алкоголя с преступностью.

Подберите примеры и сделайте вывод, почему опасно употребление алкоголя именно в этой области?

(В течение 5-7 минут дети готовятся.)

Первая группа:

— Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге.

— Пьяный пассажир может получить травму, может травмировать других (например, в метро упасть с эскалатора).

— Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах.

— Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет неуправляемой.

— На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обладать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать виновником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавших. Алкоголизм дорого обходится на транспорте.

Вторая группа:

— Пьяный строитель может упасть с верхнего этажа, может плохо выполнить работу, что приведет к разрушению здания, к аварии.

— Пьяный рабочий, который делает самолеты, корабли, машины, сделает что-то не так, от этого пострадают люди.

— Пьяный на заводе может получить травму, может повредить станки, оборудование, это влетит заводу в копеечку.

— А если пьяница окажется работником атомной станции — даже страшно представить, что может произойти!

— Современное производство насыщено сложной техникой, пьющий человек может заснуть на рабочем месте, может потерять сознание, по его вине пропадет труд многих людей. Алкоголизм на производстве — это большие затраты.

Третья группа:

— Алкоголики в семье — это настоящее бедствие. Они не занимаются воспитание своих детей, подают им плохой пример. Алкоголиков часто лишают родительских прав, а детей отдают в интернаты.

— Не повезло тем, у кого соседи алкоголики. Это постоянные пьянки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности.

— Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.

— Алкоголики могут устроить пожар в доме, взрыв газа или другую аварию.

— Жить в одном доме с алкоголиком — несладко. Семье приходится постоянно терпеть лишения, отказывать себе в самом необходимом ради дорогой слабости своего близкого.

Четвертая группа:

— Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж.

— В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время которых не контролируют агрессию. Такие драки часто заканчиваются убийствами.

— По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как преступления.

— Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опьянение усугубляет вину.

— Алкоголь пробуждает в человеке чувство эйфории, ложной уверенности в себе, желания рисковать. Это толкает людей на преступления, за которые приходится платить: деньгами, свободой, кому-то — собственной жизнью.

Классный руководитель. Очень хорошей иллюстрацией убийственного действия алкоголя может служить пример из мира животных. Он взят из книги знаменитого зоолога Г. Шовена «От пчелы до гориллы». Оказывается, муравьи тоже могут стать алкоголиками, если в их муравейнике поселятся жучки-ломехузы. Муравьи их кормят и даже позволяют поедать собственный расплод. И все почему? Личинки этих жуков выделяют жидкость, которая для муравьев является наркотиком. Муравьи жадно слизывают эту жидкость, постепенно привыкая к яду. Через некоторое время они уже перестают выполнять свои трудовые обязанности и даже теряют способность передвигаться, а из их личинок выходят муравьи-уроды. Вскоре гнездо вырождается и исчезает, а жучки-ломехузы отправляются искать себе новую кормушку. Можно ли считать эту историю иллюстрацией к проблемам нашего общества? Прошу отвечать «да» или «нет». (Ответы детей.)

Кто не определился? (Дети поднимают руки.)

Итак, мнения разделились. У нас есть группа «Да» и группа «Нет». Предлагаю провести дебаты. Дебаты — это обсуждение вопроса с двух противоположных позиций. Побеждает в дебатах тот, кто более убедительно, доказательно отстаивал свою точку зрения. Оценивать результаты дебатов будут те, кто еще не определился. Приглашаю к доске группу экспертов (называет имена 5-6учеников).

Напоминаю вопрос. Можно ли считать историю из мира животных иллюстрацией к проблеме алкоголизма? Постарайтесь в течение 5 минут выдвинуть по 3 аргумента в защиту своей позиции. (Дети обсуждают.)

Обсуждение закончилось. Слушаем аргументы группы «Да». (Дети приводят аргументы.)

Теперь слушаем, что скажет группа «Нет». (Дети приводят аргументы.)

Даю еще 5 минут на то, чтобы найти контраргументы, которые могут опровергнуть точку зрения соперников. (Дети обсуждают.)

Обсуждение закончилось. Свои контраргументы выдвигает группа «Нет». Только не все сразу, а по одному. (Дети высказываются.)

Что скажет в ответ группа «Да»?

(Учитель предоставляет слово группам, следя за тем, чтобы от каждой группы выступил только один ученик.)

И в заключение — слово представителям групп: изменилась ли их позиция под влиянием аргументов соперников?

Примерные аргументы группы «Да»

Примерные контраргументы группы «Нет»

— Да, только в качестве жучков выступают алкогольные напитки или те, кто их производит.

— Но человек может не обращать на них внимания, у него для этого есть разум.

— Да, алкоголики тоже перестают заботиться о своем потомстве.

— Алкоголик может излечиться, в нем может проснуться совесть.

— Да, у алкоголиков тоже рождаются неполноценные дети, которые не могут работать на благо общества.

— Но могут родиться и совершенно нормальные дети, они могут попасть в детдом, а потом еще и о своих непутевых родителях позаботятся!

Примерные аргументы группы «Нет»

Примерные контраргументы группы «Да»

— Нет, человек более сложное существо, он может сознательно прекратить употребление алкоголя.

— Это случается очень редко.

— Люди столетиями пьют, и общество не развалилось, как муравейник.

— Но оно движется к этому, просто по муравьиному времени развал произошел быстрее.

— Нет, человек может регулировать потребление алкоголя, соблюдать меру.

— Соблюдение меры только немножко отдалит развязку, все равно происходит отравление алкоголем.

Примерные аргументы группы «Да»

Примерные контраргументы группы «Нет»

— Пример с муравейником показателен для человеческого общества, но, действительно, у человека есть разум, и он может вовремя остановиться.

— У человека действительно силен разум, но не всегда он им руководствуется. Поэтому пример из жизни животных нужно принимать во внимание.

Читайте также:  Женский алкоголизм и его последствия для организма

Дебаты закончились. Что скажет группа экспертов? Мнение какой группы было более убедительным? (Эксперты высказываются.)

Классный руководитель. Дебаты — это хорошая тренировка в умении отстаивать свою позицию, защищать свою точку зрения. Это умение очень пригодится, когда нужно будет удержать себя от алкоголя. Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Им не хотелось пробовать, и ощущения были малоприятные, но все-таки они поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему же они так себя вели? Да потому, что боялись показаться слабыми, отсталыми, несовременными, боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: «Да, я боюсь за свое здоровье, да, я маменькин сынок, да, я еще маленький, да, я дурак». Или же повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет». И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно самостоятельный, сильный человек. Сейчас мы потренируемся в умении говорить «нет». [Имя, фамилия) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпивку. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?

(Дети поднимают руки, выходят к доске.)

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь.

(Провокатор со стаканом подходит к детям, предлагает выпить, дети отвечают отказом.)

— Ну что, слабо? Боишься выпить?

— Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

— Выпей! Ты уже не маленький!

— Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

(Упражнение можно повторить с другой группой детей.)

Классный руководитель. Но самый лучший способ избежать таких провокаций — не ходить туда, где предлагают выпить.

Классный руководитель. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей». Так писал об алкоголе американский писатель Джек Лондон. У людей всегда имеются проблемы, но алкоголь и другие наркотики их не разрешают, а скорее порождают новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди! Я от всей души желаю вам научиться самим решать свои проблемы и не искать легких путей.

Классный руководитель. Что нового вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше отношение к алкоголю? Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать выпивку? (Ответы детей.)

1. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья: 7-11 классы. М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Неотложная помощь при острых отравлениях: Справочник по токсикологии. М., 1977.

источник

Цель часа общения: расширение представлений несовершеннолетних о вреде алкогольных напитков; развитие критического мышления к происходящим вокруг явлениям, воспитание нетерпимости к алкоголю.

Час общения по профилактике употребления алкоголя

Цель: профилактика употребления спиртных напитков среди несовершеннолетних.

Задачи: расширить представления несовершеннолетних о вреде алкогольных напитков; развить критическое мышление к происходящим вокруг явлениям, воспитать нетерпимость к алкоголю.

Форма проведения: час общения.

Оформление: электронная презентация по теме.

II. Информационный блок «Влияние алкоголя на организм».

III. Выполнение задания по теме «Почему нельзя употреблять алкоголь?»

IV. Результаты анкетирования студентов.

V. Упражнение «Умей сказать «нет»».

(На экране чередой проявляются фотографии пьяных людей различных профессий, взятые из интернета)

Здравствуйте, уважаемые студенты. Какие эмоции у вас вызывают данные фотографии? (ответы обучающихся)

Мне кажется, что вы догадались, что сегодняшний час общения посвящен одной из проблем современного общества – стремлению людей разных возрастов употребить алкогольные напитки. Пьяный человек очень неприятен окружающим. Скажите, пожалуйста, почему люди пьют? Или кто-то заставляет людей пить?

Возможные ответы обучающихся:

— лечебная доза для аппетита,

— отметить праздник (новоселье, день рождения, свадьба) или успех в делах.

Но для снятия стресса, для согрева есть другие возможности, а праздники весело отмечаются песнями, танцами, абсолютно без алкоголя.

II. Информационный блок «Влияние алкоголя на организм» (рассказ одного из обучающихся)

По действию на организм он относится к наркотикам. И обладает всеми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении — привыкание и потребность в нем. Алкоголь, то есть этиловый спирт — это яд, который поражает все органы, но особо пагубное влияние он оказывает на сердце, печень, центральную нервную систему. Алкоголь поражает мозг, лишает человека ума. Недаром В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения признала: «Алкоголь — наркотический яд». Но в России алкоголь пока не признан наркотиком, и этот яд круглосуточно и свободно продается даже в гастрономических магазинах. К алкогольным изделиям относятся: пиво, вино, водка, спирт, самогон, чача, брага и другие напитки, имеющие крепость от 1,5 и более градусов в своем составе. Также этиловый спирт производится кустарным способом под названием «самогон».

Наиболее чувствительна к алкоголю нервная система. Он нарушает согласованность в процессах возбуждения и торможения, значит, нарушается координация движений, тормозится мыслительный процесс, возможны провалы памяти. Происходит разрушение нервных клеток, расстройство памяти, сна, психических процессов. Частое употребление алкоголи вызывает жировое перерождение сердечной мышцы. Разрушает печень, возникает неизлечимое заболевание — цирроз, алкогольный гепатит, печень теряет барьерную функцию. Под действием алкоголя разрушается слизистая желудка, кишечника, возникает гастрит, язва. У пьющих людей этиловый спирт изменяет строение почек – вызывает гибель почечных клубочков. Нарушает деятельность половых желез. Это только некоторые изменения в организме человека.

О воздействии малых доз алкоголя на живые организмы говорит следующий рассказ. В истории нашей страны существовал так называемый период «сухого закона», когда приобрести алкогольные напитки было трудно. Не смотря на запрет производить их кустарным способом, бабушка в одном из сел решила тайком произвести самогон. Горячительную жидкость она спрятала, а отходы производства — зерно (не пропадать же добру) вскормила гусям. Через час она видит, что все гуси лежат, не двигаются. «Умерли», — подумала она. Но прежде чем похоронить, решила ощипала перья, затем унесла в овраг. По стечению обстоятельств, ей пришлось немедленно вернуться домой, не похоронив гусей. Ближе к вечеру свершилось чудо – перед воротами стояли голые гуси, все живые и здоровые.

III. Выполнение задания по теме «Почему нельзя употреблять алкоголь?»

Еще Пифагор говорил, что «пьянство есть упражнение в безумстве». Алкоголь, вечный спутник человечества, был и воспет, и проклят классиками. Существуют целые тома изречений за и против этого несложного органического вещества – этилового спирта.

Поведение человека на разных стадиях опьянения различна. Но даже после употребления всего 30 граммов водки нарушается координация движений, изменяется эмоциональный фон, человек становится легковозбудимым, появляется ложное чувство эйфории… Выпивший человек, не задумавшись, может сесть за руль, встать за станок, взять в руки медицинский шприц… Что дальше?

Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же он опасен? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах.

Представьте себе, что вам нужно убедить ваших знакомых отказаться от употребления алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить. Для этого мы разделимся на малые группы (по цвету). Каждая группа получит небольшое задание. (В группах выбираются руководитель, секретарь и оратор, остальные члены команды активные участники обсуждения.) В течение 7 минут группы должны успеть обсудить и сформулировать ответ. Прошу подойти к вопросам очень серьезно.

Рассказать, чем опасно употребление спиртного медсестрой на рабочем месте.

Раскрыть опасность алкоголя для семьи, детей.

На примерах из жизни подтвердить, как алкоголь влияет на поведение 14-18-летних юношей и девушек.

Многие наши студенты 3-4 курса получают водительские права. Поясните, почему нельзя сесть за руль даже чуть-чуть выпившим.

Чем опасна работа выпившего человека за станком, с различным оборудованием и орудиями труда.

Показать связь алкоголя с преступностью. (Можно использовать интернет-источники)

— Измененное поведение медсестры вызывает недоверие и отказ пациентов от назначенного лечения;

— Медсестра может легко перепутать препараты для уколов, инъекций, что чревато гибелью человека;

— Медсестра может легко перепутать назначения разных пациентов;

— Она не может правильно выполнить манипуляции;

— Пьющий человек аморален, все его потребности сводятся к добыче спиртного, потребности членов семьи ему глубоко безразличны. Не занимается воспитанием детей. Алкоголиков часто лишают родительских прав, а детей отдают в интернаты.

— Пьяный человек — это постоянные пьянки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности. Дети уходят из дома, встают на путь преступлений.

— Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.

— Алкоголики могут устроить пожар в доме, взрыв газа или другую аварию.

— Семье приходится постоянно терпеть лишения, отказывать себе в самом необходимом ради дорогой слабости своего близкого;

— Древнегреческий писатель Плутарх говорил: «пьяницы рождают пьяниц».

— Рано появляется зависимость от спиртного. Начинают требовать от окружающих деньги на спиртное;

— Агрессивное поведение; постоянные драки, увечья; часто поднимают руки на родителей;

— Бросают учебу, уходят из дома;

— Часто начинают употреблять наркотики.

— Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге;

— Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах;

— Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет неуправляемой;

— На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обладать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать виновником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавших.

— Пьяный на заводе может получить травму, может повредить станки, оборудование, это влетит заводу в копеечку;

— Пьяный строитель может упасть с верхнего этажа, может плохо выполнить работу, что приведет к разрушению здания, к аварии;

— Пьяный рабочий, который делает различные механизмы, сложную технику, сделает что-то не так, от этого пострадают люди; будут большие убытки;

— Пьющий человек может заснуть на рабочем месте, может потерять сознание, по его вине пропадет труд многих людей. Алкоголизм на производстве — это большие затраты.

— Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж;

— В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время которых не контролируют агрессию, такие драки часто заканчиваются убийствами;

— По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как преступления.

— Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опьянение усугубляет вину;

— Слышали, что алкоголь пробуждает в человеке чувство эйфории, ложной уверенности в себе, желания рисковать. Это толкает людей на преступления, за которые приходится платить: деньгами, свободой, кому-то — собственной жизнью.

IV. Результаты анкетирования студентов

Наши студенты, … провели анкетирование среди обучающихся 15-18 лет с целью выявления приобщения к алкоголю. Они познакомят вас с результатами.

Употребляли вы когда-нибудь алкогольные напитки (шампанское, пиво, вино…)

Б) какой алкогольный напиток?

В) при каких обстоятельствах?

Г) вам понравились ощущения от распития напитка?

4. Как часто вы употребляете спиртное? (- раз в неделю, — раз в месяц, -очень редко, раз в 3 месяца, -не употребляю вообще)

5. Как вы думаете, повлияло ли на ваш организм выпитое (шампанское, вино, пиво …)

6. Как вы считаете, с какого возраста можно пить пиво?

7. Как бы вы изменили политику страны в области продажи алкогольной продукции?

8. Есть ли среди ваших близких родственников злоупотребляющие алкоголем люди?

Результаты оказались такими:

Из опрошенных 62 студентов не попробовали разные алкогольные напитки только 2 человека. 50% из употребивших еще в начальных классах впервые попробовали с накрытого стола после ухода гостей, им спиртное абсолютно не понравилось; 4% — пробовали молодое пиво в лечебных целях для лечения фурункулов (как народное средство), 22% — пробовали спиртное (пиво) на праздниках, массовых гуляниях в 14-15 лет (с первого раза вкус не понравился).

В настоящее время никто из опрошенных не признался в употреблении спиртных напитков.

Наши студенты считают, что употребление пива или шампанского 2 раза в год на организм никак не влияют. Но они понимают, что пить алкогольные напитки до 18 лет не нужно. Только 1 человек уверен в том, что вино и другие низкоалкогольные напитки не могут принести вред организму. 75% опрошенных никак не изменили бы политику страны в области продажи алкогольной продукции, 20% не продавали бы алкогольные напитки людям, не достигшим 20 лет, 5% считают, что пиво можно продавать и лицам, достигшим 16 лет.

Среди знакомых 100% опрошенных нет злоупотребляющих алкоголем.

V. Упражнение «Умей сказать «нет»»

Большинство людей начинают употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Среди наших студентов тоже есть такие. Хотя и не хотели пробовать, но все же поддались на уговоры и попробовали. Почему они так себя вели? Да потому, что боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: «Да, я не пью»; «Да, я, маленький»; «Да, я дурак», «Мне плохо от спиртного, даже от пива». Или повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет». И приставшие к вам с алкоголем люди оставят вас в покое. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно, самостоятельный, сильный человек.

Сейчас мы потренируемся в умении сказать «нет». Один из вас (имя) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпить. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?

(Разыгрывается ситуация. Провокатор с банкой пива подходит к юношам, предлагает выпить, они отвечают отказом).

— Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

— Выпей, ты уже не маленький!

— Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

Вывод: самый лучший способ избежать таких провокаций – не ходить туда, где предлагают выпить.

Уважаемые студенты! Помните, что в кодексе об административных правонарушениях заложены нормы, предусматривающие ответственность за распитие и появлении несовершеннолетних в нетрезвом виде. Таких подростков ставят на учет в КДН. Если подростку нет 16 лет, то санкции применяются к его родителям за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Статья за распитие алкоголя несовершеннолетними, влечет за собой административную ответственность родителей несовершеннолетнего. Она может выражаться в форме штрафа на сумму от 1 500 до 2 000 рублей. Помимо административной ответственности подросток будет подвергнут постановке на учет в полиции, создающий в последующем ряд проблем и ограничений. Также лицо будет подвергнуто принудительному учету в наркологическом диспансере. Родители подростка в обязательном порядке получат уведомления по месту работы, а подросток, допустивший нарушение, — по месту учебы.

Употребление алкогольных напитков вызывает множество неприятностей и со здоровьем и в отношениях с окружающими людьми! Давайте любить себя, ценить свое здоровье, и помнить, что мир прекрасен и без алкоголя.

Что нового вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше отношение к алкоголю? Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать выпивку? (Ответы обучающихся)

Использованная литература и интернет-источники:

Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. Москва, «Юридическая литература», 1998 г. — 124 с.

Бабанян Э.А., Пятов М.Д. Профилактика алкоголизма. Москва, «Медицина», 2000 г., — 321 с.

Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11 классах. (Серия «Сердце отдаю детям»). Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс», 2004. – 384 с.

источник