Меню Рубрики

Влияние алкоголизма родителей на развитие плода

В наши дни пагубное влияние алкоголя на эмбриональное развитие плода ни у кого не вызывает сомнений, ведь уже в конце 60-х годов прошлого века врачи стали замечать, что дети родителей, злоупотреблявших спиртными напитками, чаще рождаются с пороками развития и специфичным комплексом уродств.

Если женщина во время беременности пила алкоголь, то, скорее всего, она не задумывалась о риске, которому подвергла своего еще не рожденного малыша. Между тем, употребление даже незначительной дозы может привести к невынашиванию, рождению маловесного плода, а в худшем случае – к развитию фетального алкогольного синдрома или ФАС.

Алкоголь и продукты его распада, например, ацетальдегид, с кровотоком будущей мамы попадают в плаценту, откуда напрямую поступают в организм зародыша. Нормальное кровоснабжение плаценты нарушается, а шансы на выкидыш или кровоизлияние в плаценте многократно возрастают.

Нарушенное кровоснабжение неизбежно приводит к кислородному голоданию, плод на всех стадиях развития недополучает питательные вещества, а это приводит, как минимум, к задержке в умственном и физическом развитии эмбриона. Причем это еще не все. Влияние алкоголя на развитие зародыша очень коварно, ведь последствия такого действия могут проявиться спустя многие годы после рождения малыша.

Научные исследования последних лет доказали, что негативный эффект того, что женщина во время беременности пила алкоголь, часто проявляется в пубертатный период у подростков. Во время полового созревания идет огромная гормональная нагрузка на все системы ребенка, его организм «перенастраивается» на новый этап жизни. Получается так, что психика подростка не выдерживает, и спокойный и послушный ребенок вдруг превращается в неуправляемого, наглого и ленивого сорванца. Родители в растерянности и не могут понять причин такого внезапного превращения, а они лежат на поверхности. Все генетические поломки, которые стали результатом влияния алкоголя на развитие зародыша, запустились с наступлением гормональной перестройки детского организма.

Последние данные Института медицины США свидетельствуют о том, что из-за употребления женщинами алкоголя во время беременности, на свет ежегодно рождается примерно 12 000 детей с синдромом ФАС. Наши медицинские заведения не называют никаких цифр по этому поводу, но и самостоятельно не трудно догадаться о текущем положении дел в России, тем более по уровню употребления алкоголя наша страна, как это ни печально, уже давно в лидерах.

Взгляд на подрастающее поколение, на его умственное и физическое развитие без научных трудов говорит об истинном положении дел. Женщины, страдающие алкоголизмом, в 40% случаев рожают детей с синдромом ФАС.

Среди причин, вызывающих умственное отставание у детей, алкогольный синдром развития стоит на первом месте. Избежать пагубного влияния алкоголя на развитие зародыша очень просто – будущей маме не нужно пить спиртные напитки. Принятие алкоголя оказывает негативное влияние на всех стадиях развития эмбриона, поэтому нет такого органа, который бы не пострадал и избежал каких-либо последствий. Уже на этапе закладки некоторые органы формируются с нарушениями, особенно страдают сердце, печень, почки и центральная нервная система. После рождения такие дети плохо прибавляют в весе, позже начинают ходить и отстают в речевом развитии.

Влияние алкоголя на развитие плода не ограничивается психическими расстройствами или патологиями внутренних органов. Дети матерей-алкоголичек похожи друг на друга и внешне. Вот основные признаки детей с синдромом ФАС:

  • Короткий нос, вздернутый вверх;
  • Узкие глазные щели;
  • Увеличенное расстояние от носа до верхней губы.

Алкогольный синдром неизлечим, он остается на всю жизнь, поэтому не стоит рисковать, и лучше полностью отказаться от любых доз алкоголя, как в первом, так и в последнем триместре беременности.

Случается так, что будущая мама отлично осведомлена об отрицательном влиянии алкоголя на развитие зародыша, но узнает о том, что беременна значительно позже, чем бросает употреблять «горячительные» напитки. Да, так бывает, но это жизнь, в которой далеко не каждая женщина может спланировать зачатие за несколько месяцев до его фактического наступления.

Медицине неизвестно точного влияния алкоголя на эмбриональное развитие плода на самых ранних сроках беременности, поэтому лучше отказаться от него полностью еще до беременности. Если же вы не планировали зачатие, но забеременели, то необходимо прекратить прием любых спиртных напитков сразу же после того, как стало известно о беременности. Не употребляйте их вплоть до окончания периода лактации. Лишь в этом случае можно с уверенностью сказать, что вы действительно любите своего малыша и желаете ему здоровой и счастливой взрослой жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

источник

Женщина во время беременности должна думать не только о себе. Одна из её важных задач в этот период — забота о здоровье будущих детей. К сожалению, некоторые женщины не готовы отказываться от своих привычек, среди которых зачастую распитие спиртных напитков. Как влияет употребление алкоголя на развитие зародыша с момента его зачатия до рождения. В какой момент такое поведение будущей мамы может быть особенно опасным для малыша.

Довольно часто можно встретить информацию, что беременной женщине немного алкоголя не повредит. Речь идёт о красном вине, которое улучшает аппетит и повышает уровень гемоглобина. Но почему-то в этой ситуации умалчивают о том, а можно ли этот самый алкоголь эмбриону. Ведь будущий малыш получает питание от мамы, а значит, женщина делит полученную дозу спиртного с ребёнком. И если для взрослого человека это количество алкоголя вообще незаметно, то для плода с маленьким весом такая порция огромна. Полученные отравляющие вещества могут привести к гибели эмбриона.

Любое количество спиртного может спровоцировать развитие алкогольного синдрома плода. Основные последствия внутриутробного алкоголизма:

  • маленький вес;
  • непропорциональное телосложение;
  • недоразвитость головного мозга;
  • челюстно-лицевые дефекты (короткая верхняя губа, косоглазие, паралич мышц верхнего века и т.д.);
  • маленькая голова, скошенный затылок;
  • низкий или чрезмерно высокий рост, несоответствующий весу;
  • недоразвитость суставов, деформация грудной клетки;
  • отсутствие пальцев на конечностях;
  • аномальное формирование органов (чаще всего порок сердца).

Это лишь малый перечень тех нарушений, которые влечёт за собой необдуманное употребление алкоголя.

Нет какой-либо допустимой дозы. Любое количество спиртного может нанести непоправимый вред будущему ребёнку. Женщина, которая хочет родить здорового малыша, должна полностью отказаться от спиртных напитков ещё на этапе планирования беременности.

Этот период эмбрионального развития условно делят её на два:

  1. Первые 12 дней с момента зачатия.
  2. С 13-го дня до завершения 1-го триместра.

Влияние алкоголя на плод в каждый из этих временных отрезков будет различаться. В первые дни, когда яйцеклетка начинает деление и движение к матке, небольшое количество спиртного никак не подействует на будущего ребёнка. Но при условии, что изначально клетка была здорова. Главная опасность в этот период — закупорка труб, по которым клетка движется. Зародыш может застрять, в результате чего беременность будет признана внематочной.

На 5-ый день эмбрион, попавший в матку, особенно уязвим. Если с этого момента и до 12-13 дня беременная женщина выпьет алкоголь, зародыш может погибнуть, поскольку ещё нет плацентарного кровообращения. Какую-либо болезнь плода спиртное в это время не вызывает.

Если женщина, ещё не зная о своей беременности, выпила алкоголь в первые 1,5-2 недели, но не возникло выкидыша или внематочной беременности, беспокоиться не о чем. Это утверждение относится только к здоровым будущим мамам. Если же до беременности было явное злоупотребление алкоголем, ни о каком здоровом ребёнке речи быть не может.

Как только появляется система плацентарного кровообращения (примерно на 13-ый день), плод получает из организма матери кислород и питательные вещества. Когда женщина выпивает спиртное, сосуды после кратковременного расширения неизбежно сужаются, у плода наступает гипоксия (кислородное голодание).

Формирующаяся печень младенца подвергается сильной атаке отравляющих веществ, с которыми даже орган взрослого не всегда справляется.

Помимо закладки внутренних органов у плода формируются черты лица. Воздействие этанола может отрицательно сказаться на внешности будущего ребёнка.

Опасные последствия отравления этанолом в этот период беременности:

  • повреждение нервной системы;
  • нарушение функционирования головного, спинного мозга;
  • повреждение половых органов, нарушение детородной функции;
  • алкогольный синдром плода (ФАС — фетальный алкогольный синдром).

Рождение здорового малыша у выпивающей матери — не повод расслабляться. Некоторые последствия у ребёнка могут проявиться лишь через несколько лет. Чаще всего это отражается на поведении из-за отклонений в работе нервной системы.

Ребёнок уже хорошо закреплён, плацента защищает его от воздействия многих вредных веществ. Но продукты распада этилового спирта могут проникать к плоду, нанося ему непоправимый вред. К этому времени у мамы могут измениться вкусовые предпочтения. Из-за нехватки каких-либо полезных элементов организм беременной женщины часто требует немного вина или пива. Выпить или нет, каждая женщина решает сама. Главное помнить, что малыш тоже получит свою дозу.

Алкоголь во втором триместре отрицательно влияет на нервную систему, физическое строение плода, работу внутренних органов. Дети рождаются с маленьким весом, слабым иммунитетом.

В этот период употребление спиртных напитков матерью сильнее всего сказывается на ребёнке. У него развиваются различные патологии:

  • слабый иммунитет;
  • анемия (малокровие, низкий уровень гемоглобина);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • гипоксия;
  • нарушенное строение конечностей;
  • неправильное строение черепа, искажение лица;
  • после рождения — проблемы с умственной деятельностью, памятью.

Риск получить такие осложнения высок. К ним приводит половина случаев употребления алкоголя. Причем количество выпитого спиртного не имеет значения.

Даже вино, разрешённое врачами ранее для устранения симптомов анемии, в настоящее время запрещено к употреблению в период беременности.

Диагностика до родов почти невозможна. Лишь со слов будущей матери о распитии алкоголя можно предположить наличие заболевания. И если она сообщит точные сроки употребления, а также количество выпитого спиртного, врач сможет оценить приблизительные риски для ребёнка. Некоторые лабораторные исследования могут помочь в выявлении нарушений развития плода. Но полученные данные не всегда актуальны. Методы дородовой диагностики:

  1. Анализ на содержание этанола в крови беременной женщины (биоматериал берётся из пуповинного сосуда).
  2. Оценка сывороточных ферментов.
  3. Анализ хромосом.

Более полную и достоверную картину протекания болезни можно выявить лишь после рождения ребенка.

Если у кого-то из детей в одной семье диагностировали алкогольный синдром, необходимо провести обследование остальных.

  • отставание в весе, росте;
  • искажённые черты лица, различные деформации;
  • порок сердца;
  • нарушение слуха, зрения;
  • отклонение в поведении;
  • умственные отклонения.

Если будущая мама в полной мере ознакомится с теми последствиями, которые ожидают её малыша, осознает полученную информацию, оценит все риски, то вопроса о том, пить или нет, у неё даже не возникнет.

источник

Еще в древние времена люди замечали, что от пьяниц рождаются дети с теми или иными физическими и психическими дефектами. Древнегреческий врач Гиппократ прямо указал, что причиной таких заболеваний, как идиотизм и эпилепсия, является употребление вина в день зачатия. Во многих странах в древности запрещали под страхом тяжкого наказания принимать крепкие напитки в день свадьбы. Древнегреческий ученый и философ Аристотель подчеркнул, что женщины-пьяницы рождают пьяниц.

В последнее время внимание многих ученых все больше привлекают генетические аспекты алкоголизма. Различают такие основные пути отрицательного влияния алкоголизма мужчин и женщин на их потомство.

1. Тератогенный. Рождение неполноценного ребенка в результате употребления женщиной в день зачатия или первые недели и месяцы беременности алкогольных напитков. Алкоголь, проникая через плаценту, может оказать прямое токсическое действие на клетки развивающегося эмбриона и плода, вызывая различные аномалии, получившие название алкогольного синдрома, или алкогольной эмбриопатии.

2. Мутагенный. Различные повреждения хромосом, растяжения и разрывы, образование кольцевых хромосом половых клеток в результате хронического злоупотребления алкоголем родителями. Например, у потомства вместо двух половых хромосом образуется три, которые ведут к рождению парализованного и слабоумного ребенка.

3. Соматогенный. Связан с травмами и хроническими заболеваниями внутренних органов родителей-алкоголиков, что негативно отражается на зачатии и развитии плода.

4. Зародыши и грудные дети заболевают алкогольной наркоманией через кровь и молоко матери.

Если влияние отца на плод определяется изменением хромосом в момент зачатия, то на развитие зародыша по­сле оплодотворения больше влияет организм матери. Насыщенная алкоголем и его токсическими продуктами превращения кровь матери, употребляющей спиртное во время беременности, легко проникает через плаценту в кровь плода, нарушает обмен веществ, что может привести к выкидышам, преждевременным родам, рождению умственно отсталых детей и уродов.

По статистическим данным, осложненная беременность наблюдается у 28 % женщин, употребляющих алкоголь; недоношенные дети рождаются у 34, а мертвые — у 25 %. Смертность в раннем возрасте (до двух лет) составляет 56 % детей, родители которых алкоголики.

Действие алкоголя на ребенка не ограничивается внутриутробным периодом. Спиртное, выпитое кормящей матерью, переходит в молоко и, поступая в организм ребенка, наносит ему непоправимый вред. В семьях пьющих родителей в первые месяцы жизни умирает 43,9 % детей. Выяснена зависимость между пьянством родителей и рождением идиотов. Так, пьянство родителей стало причиной рождения таких детей до 33 %.

Дети, родившиеся от пьяниц, даже если они не страдают психической патологией, растут слабыми, капризными, неуравновешенными, обидчивыми, подчас угрюмыми, злобными, жестокими. У них часто развиваются невротические состояния, сопровождающиеся тиком, заиканием, ночным недержанием мочи, расстройством сна, чувством страха. Нередко невротические состояния фиксируются, становятся этапом патологического развития личности.

Читайте также:  12 шагов для избавления от алкоголизма

Таким образом, факторами, оказывающими влияние на потомство, являются: токсическое поражение половых желез родителей-алкоголиков при хронической интоксикации алкоголем; острое отравление половых клеток при зача­тии; внутриутробное отравление плода у матери, злоупотребляющей алкоголем; алкогольное отравление грудного ребенка через молоко.

Установлено, что дети, родившиеся до заболевания своих отцов алкоголизмом, в подавляющем большинстве были психически здоровыми. Дети, рождению которых предшествовал длительный (4—5 лет) период алкоголизации отцов, с трудом усваивали программу общеобразовательной школы, бросали учебу. Факты свидетельствуют о том, что дети, рождающиеся у алкоголиков, предрасположены к пьянству, но в конечном итоге алкоголизм детей предопре­деляют условия воспитания.

На формирующийся организм алкоголь воздействует значительно сильнее и опаснее, чем на взрослый. В детском организме усиленно развиваются все жизненно важные системы. Так, в младшем школьном возрасте завершаются формирование пищеварительной системы, распитие и регуляция пищеварительных отделов и печени. Поэтому при употреблении алкоголя особенно поражается слизистая оболочка желудочно-кишечного тракта, задер­живается пристеночное пищеварение, разрушаются пищеварительные ферменты, расстраивается процесс всасывания и усвоения питательных веществ. Алкоголь поступает в кровь, затем в печень, парализуя все ее жизненно важные функции. При этом активные клетки печени, играющие защитную роль в организме перерождаются, вследствие чего ребенок становится восприимчив к желудочно-кишечным заболеваниям и к болезни Боткина.

Несколько позже заканчивается формирование сердечнососудистой системы, сердца, капиллярного кровообращения, координации сердечной и сосудистой деятельности. В этот период алкоголь особенно сильно поражает сердечнососудистую систему, что приводит к дистрофии миокарда, стойкому увеличению кровяного давления, которое может сохраниться и во взрослом организме. У детей среднего школьного возраста, когда особенно резко увеличиваются размеры и формы грудной клетки, жизненная емкость легких возрастает вдвое (от 1400 мл до 2 800 мл), развиваются грудные мышцы и мышцы регуляции дыхания, растет легочная ткань, употребление алкоголя и курение особенно способствует развитию воспалительных процессов (трахеитов, бронхитов) и других легочных заболеваний. Одновременно нарушается перенос газов кровью, так как алкоголь разрушает форменные элементы крови, угнетая фагоцитоз, задерживает активную деятельность кроветворных органов. Поэтому у пьющих подростков проявляются малокровие, головные боли, ухудшается работа мозга и сердца.

В период формирования половой системы частый прием алкоголя задерживает развитие половой системы и мышечной силы. Повышение половой возбудимости подростков в период опьянения притупляет логическое мышление, самоанализ и сознательность поведения. Это способствует случайным ранним половым связям, проявлению насилия и распущенности. Кроме того, хроническое употребление алкоголя в этом возрасте может привести к ранней импотенции.

В старшем школьном возрасте завершается физическое развитие, но вследствие акселерации формирование психики несколько отстает. В больших полушариях головного мозга еще совершенствуется зона синтеза — обработки и оценки информации, речевого обобщения, анализа и интеграции. Личностные и социальные мотивации, интересы к труду, профессии, цели в жизни неопределены, неустойчивы, морально-волевые качества еще формируются. Алкоголизм роковым образом сказывается на психике юношей и девушек вследствие поражения центров головного мозга, в которых происходят анализ действия, контроль поведения, осуществляется координация психической, эмоциональной и моторной сфер. Именно эти области коры больших полушарий головного мозга парализуются алкоголем прежде всего и сильнее всех остальных отделов. Изменяются не только их функции, характер биотоков, но и морфологическая структура.

В старшем школьном возрасте алкоголизм быстро приводит к нарушениям дисциплины и правопорядка, хулиганству и распущенности, в конечном итоге — к дегенерации личности учащегося, юношеским психозам.

В семьях алкоголиков, где нет искренности во взаимоотношениях, дружелюбия между членами семьи, чаще всего формируются так называемые трудные подростки, склонные к правонарушениям и совершающие безнравст­венные, антиобщественные поступки. Плохой пример родителей, повседневное пьянство в семье, безнадзорность, одиночество создают благоприятные условия для употребления спиртных напитков детьми и подростками. Следует помнить, что приемы даже небольших доз алкоголя могут вызвать непреодолимое постоянное влечение к нему.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Женщина, которая употребляет алкогольные напитки, наносит вред своему еще неродившемуся ребенку. Алкоголь попадает в кровь плода от матери, нарушая деление клеток, при этом более чувствительными считаются клетки головного и спинного мозга. Термин «расстройства фетального алкогольного спектра» показывает степень влияния алкоголя на ребенка и его последствия варьируются от легкой до тяжелой формы. Алкоголь вызывает нарушение физического и умственного развития ребенка, которые наблюдаются на протяжении всей жизни.

Влияние алкоголя на развитие плода:

  • Специфические черты лица: у ребенка может быть маленькая голова, плоское лицо, узкие глаза, при этом нарушения развития формы головы и лица становятся более заметными к 2-3 годам.
  • Нарушение роста: дети, которые были подвержены влиянию алкоголя в утробе матери, меньше ростом по сравнению с их сверстниками.
  • Трудности поведения и обучения.
  • Врожденные дефекты, а именно, нарушение развития глаз, ушей, сердца, костей и мочеполовой системы.
  • Чрезмерное употребление алкоголя во время беременности может спровоцировать выкидыш, замирание плода или вызвать преждевременные роды.

Когда беременная женщина употребляет алкоголь, определенная его часть попадает ребенку. Чрезмерное его употребление (5 или больше рюмок за раз) беременной женщиной нарушает развитие плода. На сегодняшний день исследования не дали весомых доказательств того, что небольшое количество алкоголя безопасно для плода. Алкоголь влияет на людей по-разному, поэтому никто не может точно сказать, какая доза считается безопасной.

Риск развития дефектов повышается при злоупотреблении алкоголем, но даже незначительное его количество негативно сказывается на будущем ребенке. Когда беременная женщина употребляет алкоголь, происходит нарушение развития плода, но степень тяжести зависит от многих факторов:

  • как часто, сколько и на каком сроке беременности женщина употребляет алкогольные напитки: серьезные нарушения развития ребенка связывают со злоупотреблением алкоголя (5 или больше рюмок за раз);
  • принимала ли мать другие наркотические средства, курила или имела проблемы со здоровьем: в этом случае ребенок более подвержен риску развития определенных дефектов;
  • наследственность играет очень важную роль, хотя некоторые дети имеют больше отклонений, нежели другие. Не ясно, почему это случается, но, возможно, существует генетическая связь.

Постарайтесь честно рассказать об этом врачу. Чем раньше Вы это сделаете, тем больше будет шансов родить здорового ребенка. Если врач знает, что нужно обратить внимание на возможные отклонения в развитии плода, он будет более внимательным как до так и после рождения ребенка, а именно, во время беременности будет назначено дополнительное обследование и тестирование.

Если Вы зависите от алкоголя, проконсультируйтесь с врачом, психологом или с кем-то еще. Такой шаг поможет Вам взглянуть на проблему алкоголизма и его влияние на разные сферы жизни, включая саму беременность. Отец ребенка также как и друзья и члены семьи должны помочь беременной женщине отказаться от употребления алкогольных напитков.

Признаки «расстройств фетального алкогольного спектра» не всегда определяются при рождении. Врач может увидеть серьезные отклонения, но такие последствия алкоголя как проблемы с поведением или плохая память проявляются в школьном возрасте. Иногда аномалии определяются еще до рождения. Если врач знает, что Вы употребляли алкоголь во время беременности, он назначит ультразвук, с помощью которого определяются дефекты сердца или задержка развития. Причина этих отклонений может быть не установлена, но результаты обследования укажут на необходимость специального ухода или помощи ребенку после рождения.

Уход за ребенком с расстройствами фетального спектра требует терпения и выдержки. Ребенку понадобится помощь в учебе, общении со сверстниками, в профессиональном обучении. Социальные службы окажут финансовую и эмоциональную поддержку в воспитании ребенка.

Определение отклонений в развитии на раннем этапе беременности, даже если влияние алкоголя незначительное, увеличивает шансы ребенка на полноценную жизнь, помогает избежать проблем в обучении и нарушения психического здоровья, например, злоупотребления алкоголем и наркотиками, депрессии и беспокойства.

  • Специфические аномалии лица. У ребенка маленькая голова с узкими разрезами глаз, коротким курносым носом, гладкой носо-губной складкой и тонкой верхней губой. Эти черты, как правило, становятся более заметными к 2-3 годам жизни. В подростковом и зрелом возрасте они нивелируются, хотя нос может казаться больше обычного.
  • Недостаточный вес или задержка в развитии. Новорожденные с симптомами алкогольного синдрома весят меньше 2.5 кг. Дети с менее серьезными аномалиями развития, как правило, весят больше, тем не менее, они меньше ростом.
  • Заболевания центральной нервной системы. Отклонения в развитии, особенно это касается навыков, требующих мышечной силы и координации, являются первым признаком заболеваний центральной нервной системы. Ребенок, который в утробе подвергался влиянию алкоголя, может иметь слабую силу сжатия руки и нарушение зрительно-моторной координации.
  • Поведенческие и когнитивные нарушения. Новорожденные с алкогольным синдромом обычно раздражительны, плохо развит рефлекс сосания и имеют трудности коммуникации с родителями или няней. В школьные годы ребенок становится невнимательным, постоянно нарушает поведение и плохо запоминает новый материал.
  • Врожденные дефекты. Часто наблюдаются структурные нарушения глаз, ушей, сердца, костей и мочеполовой системы.
  • Умственные отклонения. Много детей и подростков более склонны к депрессии, приступам паники или беспокойства.

Когда беременная женщина употребляет алкоголь, происходит нарушение развития плода, но степень тяжести зависит от многих факторов:

  • как часто, сколько и на каком сроке беременности женщина употребляет алкогольные напитки: серьезные нарушения развития ребенка связывают со злоупотреблением алкоголя (5 или больше рюмок за раз);
  • принимала ли мать другие наркотические средства, курила или имела проблемы со здоровьем: в этом случае ребенок более подвержен риску развития определенных дефектов;
  • наследственность играет очень важную роль, хотя некоторые дети имеют больше отклонений, нежели другие. Не ясно, почему это случается, но, возможно, существует генетическая связь.

Наследственные патологии и другие заболевания могут также проявляться симптомами, которые характерны алкогольному синдрому. Часто они наблюдаются после применения матерью противосудорожных средств.

Определение состояния ребенка

Педиатр ставит диагноз «расстройство фетального алкогольного спектра» на основании:

  • медицинской истории матери и ребенка. Мать спрашивают, о количестве и частоте употребления алкоголя во время беременности. В медицинскую историю ребенка включают краткий обзор развития, вопросы о способности к обучению, модели поведения и зрительно-моторной координации.
  • физического осмотра ребенка: вес, рост и окружность головы записывают в карточку. Врач также должен определить, есть ли у ребенка специфические аномалии лица, свойственные алкогольному синдрому.

Врач может назначить ультразвук с целью выявления патологий (аномалии развития сердца или отставание в развитии) еще до рождения ребенка, при этом часто причина не совсем ясна, но результаты обследования укажут на необходимость специального ухода или помощи ребенку после рождения.

Если врач знает об употреблении беременной женщиной алкоголя, он будет держать ребенка под особым наблюдением, чтобы обнаружить нарушение развития как можно раньше.

Форма отклонений в развитии при алкогольном синдроме варьируются от легкой степени до более серьезной. К тому же, часто они сразу не определяются. Незначительные симптомы наблюдаются в школьном возрасте, когда возникают поведенческо-когнитивные проблемы.

Тяжелая форма отклонений в результате алкогольного синдрома определяется на 2-3 году жизни, а иногда — вскоре после рождения. Этот диагноз сопровождается следующими симптомами:

  • Специфические аномалии лица. У ребенка маленькая голова с узкими разрезами глаз, коротким курносым носом, гладкой носогубной складкой и тонкой верхней губой.
  • Замедленное развитие. Дети с алкогольным синдромом имеют показатели перцентеля ниже 10 в весе и росте до и после рождения. Это значит, что эти дети короче и весят меньше, чем 90 из 100 детей одного возраста и пола. В целом, рождение ребенка с весом меньше 2.5кг считается недостаточным. До рождения вес и рост ребенка определятся с помощью ультразвука.
  • Нарушения развития центральной нервной системы. Симптомом является маленький размер головы. К тому же, поведенческо-когнитивные нарушения также свидетельствуют о таком отклонении от нормы.

Поведенческие проблемы вследствие алкогольного синдрома наблюдаются и у детей постарше. Учителям и родителям, а также няням предлагается заполнить специальные анкеты, касающиеся поведения ребенка. Для исключения других причин этих симптомов часто проводится хромосомный анализ и генетическое тестирование. При отсутствии симптомов любой ребенок, чья мама, как выяснилось, злоупотребляла алкоголем во время беременности, нуждается в полном обследовании в возрасте 18 месяцев. В дальнейшем ребенка нужно постоянно показывать врачу вплоть до 3 лет. Во время осмотра определяются языковые, когнитивные и адаптационные навыки.

Если Вы употребляли алкоголь во время беременности и не знаете, нужно ли обследовать ребенка на признаки алкогольного синдрома, поговорите с врачом. То, о чем Вы расскажите врачу, поможет определить аномалии развития как можно раньше. Если Вы не готовы открыто поговорить с врачом, найдите другого, с которым Вы будете чувствовать себя более комфортно. Специалист должен относится с уважением и желать сотрудничать с Вами. Он также должен постараться помочь Вам справиться с алкогольной зависимостью.

Если лечащий врач подозревает, что у Вас проблемы с алкоголем, он попросит Вас заполнить анкету или пройти тест. При положительном результате Вас могут направить в наркологический диспансер для лечения и профилактики.

Читайте также:  25 кадр для кодирования от алкоголизма

Избавление от алкогольной зависимости поможет предотвратить рождение ребенка с алкогольным симптомом в будущем.

Важно во время поставить ребенку диагноз алкогольного синдрома и оказать необходимую медицинскую помощь. Диагностика также поможет и другим людям, которые принимают участие в воспитании и обучении ребенка понять спектр проблем и потребностей.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

Лечение «расстройства фетального алкогольного спектра» зависит от возраста, когда ребенку поставили этот диагноз и его потребностей.

Обследуйте ребенка, дальше найдите педиатра, у которого уже есть опыт лечения детей с алкогольным синдромом и который сможет выявить проблемы развития как можно раньше и назначить курс лечения. Он также сможет направить Вас в определенную социальную службу, которая оказывает эмоциональную и психологическую поддержку семьям, у которых дети родились с «расстройством фетального алкогольного спектра». Уход и воспитание ребенка с алкогольным синдромом требует терпения и много выдержки. Ребенок может быть очень чувствителен к звукам и свету, поэтому нужно создать тихую и спокойную обстановку. Кормление может занимать немного больше времени обычного, поскольку у таких детей слабо развит рефлекс сосания. Помогайте ребенку развивать навыки говорения, мышления, рассказывайте, читайте, держите на руках и позволяйте ребенку играть с другими детьми.

Если в семье есть алкоголик, направьте его на лечение. Если таковым является мать, следует отказаться от этой вредной привычки, чтобы предотвратить алкогольный синдром у будущих детей. Необходимую поддержку беременной женщине должны оказать супруг, друзья или члены семьи, а также помочь ей избавиться от алкогольной зависимости.

Курс лечения детей с алкогольным синдромом будет меняться по мере их взросления и развития. Нужно регулярно посещать врача для планового осмотра, чтобы можно было наблюдать за прогрессом ребенка и определить возможные нарушения в его развитии. Подростков и детей с синдромом «расстройства фетального алкогольного спектра» нужно поддерживать, помогать им в учебе и наблюдать за их развитием. Иногда ребенку требуется специальная терапия: физическая, трудовая и логопедическая, которую следует начинать как можно раньше. Ребенок может испытывать трудности в учебе, а именно, плохо запоминать, концентрировать внимание и общаться со сверстниками.

Детей постарше и подростков нужно обучать навыкам социального общения, и тому, как вести себя в обществе.

Трудотерапия готовит подростка к будущей профессии. Подросток с серьезными нарушениями нуждается в постоянном надзоре, как на рабочем месте, так и дома. Но многие из них могут жить самостоятельно.

Психологическая помощь или определенное медикаментозное лечение может быть необходимо в случае поведенческих проблем или психических нарушений. Люди, рожденные с алкогольным синдромом, находятся в группе риска по развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, депрессии, беспокойства или алкогольной/ наркотической зависимости.

Если у ребенка наблюдаются проблемы со зрением, нужно приобрести корригирующие очки. Детям с врожденными дефектами нужно делать операцию или проводить лечение (например, логопедическое лечение).

Дети с алкогольным синдромом могут иметь низкую самооценку, в таком случае их нужно поощрять, постоянно напоминая о том, что ребенок очень нужен, как членам семьи, так и обществу.

[11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]

Проконсультируйтесь со специалистами, если Вы думаете, что ребенок не делает прогресса или появляются тревожные признаки. В таком случае необходимо тщательное обследование.

Поговорите с врачом, если Вы беременны и переживаете, что у ребенка может быть «расстройство фетального алкогольного спектра». Если Вы не можете открыто рассказать врачу об этом, найдите другого, с кем Вам будет более комфортно. Специалист должен относится с уважением и желать сотрудничать с Вами. Он также должен постараться помочь Вам справиться с алкогольной зависимостью.

Если у ребенка алкогольный синдром, Вы сами можете помочь ему следующим образом:

  • Избавьтесь от алкогольной зависимости, и обеспечьте дома чувство стабильности и безопасности, которые так необходимы ребенку для полноценного развития.
  • Научитесь ухаживать за ребенком, который подвергся еще в утробе воздействию алкоголя. Дети с тяжелой формой алкогольного синдрома более чувствительны к внешней стимуляции (прикасании, звукам и свету), у них недоразвит рефлекс сосания и они испытывают трудности выполнения развивающих заданий. Если ребенок раздражительный в результате коликов, постарайтесь успокоить его в тихой спокойной комнате. Постарайтесь не брать ребенка в людные и шумные места. Если возникают проблемы во время кормления, делайте это чаще и в небольших количествах. Если кормите с помощью бутылочки, купите специальную соску для недоношенных детей.
  • Поощряйте малыша или дошкольника вести себя соответственным образом и воспитывайте независимость. Для этого необходимо разработать режим дня и обратиться за помощью к специалистам.
  • Систематически посещайте врача для текущего осмотра и мониторинга симптомов алкогольного синдрома. Лечение на ранней стадии снизит до минимума негативное влияние алкоголя на развитие ребенка.
  • Запишите ребенка в специальное учреждение как можно раньше. Законы гарантируют всем детям право на образование. Сюда также входят и дети, которые испытывают трудности обучения по причине алкогольного синдрома. Родители имеют права на полную информацию о педагогических решениях, которые относятся к их детям и могут оспаривать любое из них. Свяжитесь с отделом образования и узнайте, куда можно записать ребенка.
  • Помогите ребенку или подростку адаптироваться к новым обязательствам. Ребенку полезно пройти курс обучения социальным навыкам, что подразумевает психологическую помощь в случае психических нарушений или депрессии. Программы трудотерапии направлены на обучение подростка трудовым навыкам и подготовку к будущей профессии. Молодые люди с тяжелой формой алкогольного синдрома нуждаются в постоянном присмотре, как на рабочем месте, так и дома. Но многие из них могут жить и самостоятельно.

Дети с алкогольным синдромом могут иметь низкую самооценку, в таком случае нужно исправить ситуацию путем поощрения, постоянно напоминая о том, что ребенок очень нужен, как членам семьи, так и обществу.

Одним из важных моментов оказания помощи ребенку с алкогольным синдромом считается забота о самом себе. Поговорите с врачом и узнайте, куда можно обратиться за помощью Вам и Вашему ребенку. Позитивный настрой и хорошее самочувствие способствует созданию теплого домашнего очага. Эти качества необходимы ребенку для дальнейшего развития своего потенциала. Вас может сильно беспокоить состояние ребенка, и Вы можете быть не в состоянии справиться со своими чувствами. Обратитесь за помощью к психологу в случае необходимости. Откажитесь от спиртного или направьте на лечение члена семьи, который им злоупотребляет. Принимайте контрацептивны, чтобы избежать беременности во время лечения.

Любое количество алкоголя может повлиять на развитие ребенка, хотя риск намного увеличивается в случае алкоголизма. Ни один медицинский препарат не может уберечь ребенка от негативного воздействия спиртного, а последствия необратимы.

Алкогольного синдрома можно избежать, отказавшись от алкогольных напитков в период беременности. Министр здравоохранения настоятельно рекомендует будущим мамам отказаться от употребления спиртных напитков во время беременности.

источник

Елена Третьякова
Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей

Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей

Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.

Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов. Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности. Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют «алкогольной эмбриопатией». Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов. Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития. 40-60% детей алкоголиков страдают умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально-волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР, у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделяют то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний.

Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое

и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.

Почти все дети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства. Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями. Но дети ни родителям, ни сверстникам никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета»

является более важным, чем рассказать о своих чувствах.

Читайте также:  10000 советов как избавиться от алкоголизма

Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта. Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т. е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Выделяются следующие формы поведения детей алкоголиков:

1. Реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

2. Имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Методико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей

Е. М. Мастюкова с группой ученых, с помощью психологических тестов обследовала 50 детей из семей, в которых один или оба родителя страдали хроническим алкоголизмом.

По возрасту дети были разделены на 4 группы:

3) от 9- 10 до 12- 14 лет — по 10 человек в каждой группе;

4) от 14 до 17 лет — 20 человек.

Результаты наблюдений за детьми в возрасте от 1 года до 4 лет во время прогулок, занятий и игр и данные специального обследования выявили

значительное сходство в их поведении. Они легко вступали в контакт, как со знакомыми, так и с незнакомыми детьми и взрослыми. В общении характеризовались живостью и непосредственностью. Однако контакты, как

правило, были поверхностны и кратковременны: эти дети легко оставляли одного партнера по игре и переходили к другому. Настроение у них быстро менялось, на смену оживлению приходили плач и крик. Игры таких детей были примитивны — чаще в виде простых манипуляций с предметами и непродолжительны. Из игрушек они предпочитали шумящие, гремящие, свистящие, любили бросать их, стучать ими, добиваясь шумового эффекта. Как правило, они не проявляли никакого интереса к книгам, даже с яркими, крупными картинками, не могли, хотя бы короткое время, фиксировать внимание на одной и той же игрушке, картинке. В деятельности были импульсивны, нецеленаправленны, легко отвлекались на любые внешние раздражители. В то же время нередкими были проявления инертности психических процессов, «застревания» на одном и том же действии. Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у одного ребенка из этой возрастной группы. Большинство из них до 3- 4 лет продолжали получать пищу из бутылок с сосками, сосали или грызли пустышки, игрушки, пальцы рук, ногти. Нередко отмечались кривляния, навязчивые движения, гримасы. При засыпании или утомлении наблюдались стереотипные движения: раскачивания из стороны в сторону, перекатывание с боку на бок и т. п. Общение с окружающими у этих детей осуществлялось преимущественно жестами.

У большинства детей до 2- 2,5 лет, а у некоторых и дольше, речь носила лепетный характер. В возрасте около трех лет у них появлялись отдельные слова, имевшие аморфную, аграмматичную структуру. Например, ребенку показывалась картинка, на которой изображен медвежонок, спящий на диване, и задавались вопросы:

Понимание речи этими детьми ограничено конкретной ситуацией. Например, на просьбу показать домик на предъявленной ему картинке ребенок подбегает к окну и показывает домик на игровой площадке во дворе яслей. Такая привязанность слова к конкретному предмету свидетельствует об отсутствии у ребенка понимания значения данного слова.

Таким образом, тот этап в речевом развитии, который у нормально развивающихся детей соответствует второму году жизни, большинство детей с семейными формами алкоголизма проходят лишь в 3- 4 года.

Что касается особенностей мышления детей указанной категории, то у них наблюдались выраженные трудности при элементарном классифицировании предметов. Складывание простых разрезных картинок (из 2 — 3 частей) было им доступно только при наличии в поде зрения образца, в отдельных случаях — только путем наложения на образец. Аналогичные результаты были получены и при складывании фигур из палочек, кубиков, простой мозаики. Невысокий уровень развития речи и мышления обследованных детей раннего возраста (до 3- 4 лет) крайне ограничивает возможности выполнения тех требовании, которые предъявляет общество к нормально развивающимся детям этого возраста. Поэтому в их поведении нередко появляются примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Будучи ограничены в средствах общения с окружающими их людьми, такие дети нередко отстаивают свою точку зрения криком, плачем, агрессивными выходками или наоборот, чрезмерной ласковостью, прилипчивостью, привязчивостью.

Если нормально развивающийся ребенок к этому времени начинает овладевать своим поведением, то дети обследованного контингента вплоть до 6- 7-летнего возраста находятся во власти аффекта.

Неслучайным поэтому является нарастание признаков социальной дезадаптации удетей второй возрастной группы (4-8 лет). Как правило, в возрасте 4- 5 лет им недоступно понимание условностей и принятие ролей в сюжетно-ролевых играх, а в 6 — 7 лет они испытывают трудности при участии в играх с правилами.

Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность не позволяют им завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе.

Обследованные дети 4- 8 лет оказываются не в состоянии выйти из-под влияния конкретной ситуации. Так, они не выполняют требования воспитателя идти спать, так как не могут преодолеть желания расстаться с привлекательной игрушкой. Столкнувшись с трудностями при выполнении заданий, они легко отвлекаются на посторонние раздражители. Не целенаправленность и слабость контроля были характерны для них почти во всех видах деятельности.

В то же время именно в возрасте 4 — 7 лет у этих детей интенсивно развивается речь, возникает возможность элементарного обобщения и систематизации предметов и явлений. Они справляются с предложенными заданиями, но при условии помощи со стороны взрослого. В норме к этому возрасту возможности самостоятельной организации деятельности значительно выше.

Ведущую роль среди психических процессов в старшем дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей играет память. Для детей, родители которых страдают алкоголизмом, в возрасте 4 — 8 лет характерно преобладающее развитие восприятия по сравнению с памятью. Такое место восприятия в ряду других психических процессов, с одной стороны, и отмеченная выше нерасчлененность эффективно-потребностной сферы с другой, лежит в основе слабой осознанности и произвольности своего поведения.

В характеристиках педагогов, воспитателей, родственников детей родителей, страдающих алкоголизмом, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. Эти поступки не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элементов умышленности, полной осознанности и произвольности. Напротив, именно отсутствие этих элементов и приводит к совершению таких действий, т. е. внешняя ситуация действует как побудительная сила, а механизмы произвольной регуляции еще не сформированы.

На первый взгляд может показаться, что дети родителей, страдающих алкоголизмом, отстают от нормы лишь по темпам развития, повторяя качественно те же этапы, которые прошли их нормально развивающиеся сверстники, но в более раннем возрасте. В действительности же это не так. И вступление в новый период жизни — период обучения в школе со всей очевидностью показывает, что необходимость адаптации к новой социальной ситуации развития способствует формированию у них своеобразных личностных особенностей, качественно отличающихся от тех, которые свойственны дошкольникам и младшим школьникам, выросшим в нормальных семейных условиях.

Жалобы, с которыми обращаются педагоги и родители детей 7-8-летнего возраста, в первую очередь, касаются их неусидчивости, невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и т. п.

При обследовании этих детей отчетливо обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний и сведений об окружающем мире, недостаточной усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Они усвоили элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт, мебель и др., но при самостоятельном определении понятий ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки.

Что касается личностных особенностей детей 9 — 12-летнего возраста то для них характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживаний при неудачах.

Переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, а следовательно, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют их.

Отставание в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие требования со стороны школы с другой, приводят к возникновению конфликтных ситуаций, основным способом выхода из которых в младшем школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги из дома.

Такой протест против требований социальной среды приобретает наиболее

активный характер к подростковому возрасту. Из 20 обследованных подростков 14 состояли на учете в наркологическом диспансере по поводу эпизодического либо систематического употребления алкоголя, веществ с наркотическим действием.

Недоступность выполнения многих социальных требований, например, связанных с обучением в школе, приводит к поиску обходных путей самоутверждения, в частности к антиобщественны поступкам.

Цели у нормально развивающихся детей на подростковый возраст приходится пик в формировании самосознания, то у подростков с признаками хронического алкоголизма, наркомании самосознание развито слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознания служит повышенная внушаемость таких подростков к асоциальным действиям.

Нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме могут усугубляться за счет таких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, умственная отсталость, дефекты зрения и слуха.

Таким образом, проведенные Е. М. Мастюковой исследования показывают значительные отклонения в психическом развитии на всех возрастных этапах у детей при семейном алкоголизме.

Оригами и его влияние на развитие ребёнка Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас.

Консультация для родителей «Цвет обоев в детской комнате и его влияние на ребенка» ЦВЕТ ОБОЕВ В ДЕТСКОЙ КОМНАТЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА Детская комната в синем цвете. Синий цвет успокаивает, снижает активность. Добавление.

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной деятельности С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская.

Информационно-рекламная презентация для родителей «Плавание и его влияние на приобщение детей к здоровому образу жизни» Читая и просматривая материал на сайте МААМ, вижу много вариантов на одну и ту же тему. Предлагаю коллегам необычную собственную презентацию.

Консультации для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» Консультации для родителей Влияние родительских установок на развитие детей. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика.

Консультация для родителей. Влияние родительских установок на развитие детей Влияние родительских установок на развитие детей. Консультация. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие творческих способностей детей» Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них”. В. Г. Белинский Дошкольный возраст,.

Консультация для родителей «Влияние современных гаджетов на развитие детей» Влияние современных гаджетов на развитие детей. (консультация для родителей) Жизнь современного человека уже не представляется без таких.

Влияние сказки на психическое развитие ребенка Влияние сказки на психическое развитие ребенка Главное предназначение сказочных историй – рассказать детям о мироустройстве, подготовить.

Влияние современного телевидения на психическое здоровье дошкольника Влияние современного телевидения на психическое здоровье дошкольника. Трудно представить жизнь современной семьи без телевизора. Телевидение.

источник