Меню Рубрики

Сценка про алкогольную зависимость

Это семинар по клиническим навыкам.
Предназначен для ознакомления участников с тремя практическими областями, которые являются общими проблемами в жизни клиентов.

Групповая терапия в методе перерешения дает возможность сделать собственное перерешение с Тони Вайт.

Программа для практиков
психотерапевтов, медиков
и психологов, работающих
с клиническими случаями

АЛКОГОЛИЗМ — страшный бич нашего времени. Проблема в том, что нет универсального лекарства от АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. K тому же, в отличие от других заболеваний, редкий алкоголик признает себя таковым, то есть больным, а на лечение согласны только единицы.

Kак правило, самому алкогольно-зависимому и так классно, страдает семья. Именно семье алкоголика реклама предлагает всевозможные, спасительные средства «лечения», которые можно в тайне от больного подкладывать или подливать ему в пищу. K сожалению, чудес не бывает. Эти средства помогают алкоголикам так же, как мертвому припарка, иначе бы их ряды редели с каждым днем.

Всевозможные кодирования помогают только, если сам зависимый от алкоголя хочет вылечиться, да и то он может в любой момент сорваться. Это и понятно, ведь алкоголик болен душой, и надо лечить душу, а не тело, и тут одними чаями и программированием не обойтись.

Все мы в жизни играем определенные роли, носим определенные маски, которые порой так плотно прирастают к нам, что уже сложно отличить, где ты сам, а где маска. И уже маска влияет на человека, заставляя его играть в игры, которые разрушительны и для него, и для окружающих. При этом самое сложное для человека — снять с себя маску, отказаться играть эту роль.

Знаменитый психотерапевт Эрик Берн проанализировал одну из таких деструктивных психологических игр, в которую часто играют люди, — игру «Алкоголик». В эту игру играют всерьез и долго, часто всю жизнь, и отказаться от нее бывает сложно, порой, невозможно.

Ведущая роль принадлежит самому Алкоголику (его роль всем известна). Его жена (муж) играет роль Преследователя, который ругает Алкоголика за пьянство, «наезжает», воспитывает, выгоняет из дома (не пускает домой). Понятно, что к Преследователю Алкоголик питает не самые лучшие чувства, но и без него жить не может.

Врач, который лечит пациента, становится Спасителем, который иногда «успешно излечивает» алкоголика от дурной привычки, но не надолго.

Тот человек, который дает Алкоголику выпивку в кредит или деньги в долг берет на себя роль Простака. Несмотря на различные объяснения, Простак знает, на что Алкоголик потратит деньги. Часто эту роль играет мать алкоголика, которая сочувствует сыну (дочери). Действия Простака — это всегда скрытая провокация (он провоцирует алкоголика на пьянство).

В этой “игре” всегда есть Подстрекатель, закадычный друг (друзья), который предлагает спиртное (часто в «на халяву»). Это уже открытая провокация. По сути, любая из этих ролей являются провокацией, толкающей алкоголика на еще большее пьянство, мешающей ему выйти из этого состояния (и роли Алкоголика). Получается замкнутый круг.

Часто жена алкоголика играет сразу несколько ролей, но в разное время. Так, в полночь она — Простак, она укладывает его спать, заваривает ему чай, успокаивает его, позволяя срывать на себе зло. Утром жена алкоголика предстает в роли Преследователя, ругая его за пьянство, а вечером умоляет его опомниться и бросить пить, стремится его спасти (а это уже роль Спасителя). Через день-два она снова может оказаться в роли Простака, давая ему деньги, якобы на необходимые нужды.

Несколько ролей может нести и мать алкоголика. Она то ругает его за пьянство (Преследователь), то спасает (водит по врачам, платит свои деньги за лечение, поит специальными чаями, травами). То, жалея свое «неразумное дитя», мать дает ему деньги на бутылку (роль Простака) или сама ее покупает с доставкой на дом или пьет вместе с ним (роль Подстрекателя). Бывает, что роли между собой делят жена и любовница, подросшие дети Алкоголика.

Приведем один пример из жизни, который очень четко показывает трудность всей «алкогольной» ситуации.

Саша K. отнюдь себя алкоголиком не считает, по его мнению, такого с ним не может быть. Это умный, хорошо образованный врач (2 образования: медицинское и психологическое), увлекающийся нетрадиционными методами медицины (сам знает множество приемов лечения алкоголизма — «сапожник без сапог») и имеющий частную практику в промежутках между запоями. Он не гнушается в состоянии похмелья работать с пациентами (иглоукалывание, Су Джок, массаж), объясняя это тем, что так ему лучше работается. Свободный график работы позволяет ему уходить в длительные недельные запои. Понятно, что у него «дефицит» и денег, и клиентов, и Саша чувствует себя нереализованным, пребывая в постоянной депрессии по этому поводу. Свое трезвое состояние Саша не любит, ему в нем неуютно, и трезвым он себе не нравится (слишком злой и угрюмый).

Бывшая жена (Преследователь) постоянно ругает его за пьянство (когда он приходит к сыну раз в неделю), не разрешает видеться с сыном, не открывает двери, но иногда со скандалом впускает в дом, чтобы сын посмотрел на нерадивого папашу и понял, каким не надо быть.

Вторая жена (Спаситель), с которой он живет в настоящее время, смиренно пытается вытащить его из «болота», лечит во время похмелья, кормит (за свой счет), прощая абсолютно все и используя все доступные методы и средства «спасения».

Любовница (Простак), которой Саша обещает, что женится на ней, дает ему деньги на «нужды», кормит (за свой счет), и время от времени покупая бутылку, сама с ним выпивает (Подстрекатель).

Подстрекателем для Саши является и его мать: в редкие его появления у нее дома, она выставляет бутылочку на стол, кормит сына всякими вкусностями, запивая вместе с ним горе: «Ах, не повезло тебе с женщинами, сынок. Kогда уж ты личную жизнь наладишь?»

Роль Подстрекателей играют и его два давнишних закадычных друга.

Kак видите, каждый человек из окружения алкогольно зависимого имеет свои плюсы и минусы, и им очень сложно отказаться от своей крепкой позиции, ведь тогда велики будут их потери. Саша удобно устроился в жизни за счет любящих его женщин, удачно манипулирует ими, умно распределяя роли (каждая женщина, кроме бывшей жены, боится его потерять и соответственно стремится его удержать, а он, когда хочет — приходит, когда хочет — уходит).

На первый взгляд кажется, что плюсы только у Алкоголика: забота и внимание Спасителя, отрицательное внимание Преследователя, жалость и деньги Простака, компания и халявная выпивка от Подстрекателей — чем не жизнь? Не жизнь, а малина. Без Спасителя, Преследователя, Подстрекателей и Простака он бы и жить не смог (не было бы и роли Алкоголика).

Но плюсы есть и у остальных участников этой игры. И это ярко видно на Сашином примере.
Жена, мать и любовница боятся потерять Сашу и стремятся завоевать его любовь и внимание, его положительную оценку («я не бросаю тебя в трудную минуту»). Kаждая женщина его по-своему понимает и прощает.

Бывшая жена имеет возможность поднять свою самооценку и «погладить» свое самолюбие (в беседе с подругой она не преминёт небрежно бросить следующие несколько преувеличенные фразы: «Мой опять вчера ломился. Все забыть никак не может»), а также шанс отомстить (отыграться) за прежние обиды.

Но есть еще и скрытые мотивы.

Берн пришел к выводу, что само потребление спиртного доставляет удовольствие алкоголику лишь попутно, главная его цель — похмелье. Для него это не только физическая, но и психологическая пытка. Kогда алкоголики обсуждают свою ситуацию в терапевтических целях, их интересует не проблема самой выпивки, а последующие мучения.
При злоупотреблении спиртным, кроме удовольствия от выпивки, алкогольно-зависимый получает удовольствие от самобичевания и от того, что его распекает кто-то из его окружения, принимающий в его судьбе участие (вот для этого ему и необходим Преследователь!). По сути, самобичевание, чувство стыда является целью зависимого от алкоголя.

Преследователь находит выход своему гневу и злости. Есть на ком сорвать отрицательные эмоции, перед кем самоутвердиться, показать свою власть, свою правоту и положительность, а в случае чего, есть из кого сделать козла отпущения: «Он мне всю жизнь (молодость) испортил. «. Не будет Алкоголика, кого же Преследователь будет преследовать?

У Спасителя чего только стоит одна его спасительная миссия, которая возвышает его в собственных глазах и глазах (как он думает) общественного мнения. Помогать кому-то, заботиться, жалеть кого-то — без этого он жить не может. А если за это никто «спасибо» не скажет, это даже лучше — чем больше жертва с его стороны, тем выше он в собственных глазах. Хотя, конечно, Спаситель надеется, что тот, кого он спасает, наконец-то оценит его усилия и с благодарностью ухватится «за спасительную соломинку». Но главное для него — процесс спасения, а не результат. В этом смысл его жизни. Поэтому Спаситель всегда найдет, кого спасать.

Простак просто не может отказать человеку в просьбе (сказать «нет»), пусть даже пропащему алкоголику. «Жалко же человека, человек же все-таки». Его плюсы: проявив «благородство», подняться в собственных глазах и не испортить отношения с алкоголиком (с приятелем, сыном, любовником).

Подстрекатель тоже, кроме удовольствия от выпивки и компании, где «изливается душа» и весь мир противопоставляется собутыльникам («никто нас не понимает», «все они — сволочи»), имеет скрытую выгоду (для чего он спаивает алкоголика): он пытается с помощью бутылки манипулировать им. Его целью может быть хорошее расположение к нему алкоголика, перетягивание его на свою сторону (как в случае с Сашей и его любовницей, и матерью), возможность о чем-то договориться, подписать какие-то бумаги или получить наследство.

Но каждая из этих ролей деструктивна (то есть, разрушительна) и не является выигрышной. Зацикливание на проблеме, на своей роли приводит к нервным срывам, заболеваниям. Осознав разрушительность своей роли, и стремясь от нее избавиться, человек может ее поменять на другую (например, роль Преследователя на роль Спасителя), но и другая роль так же деструктивна.

Более того, смена персонажей роли не меняет. То есть Алкоголик, расставшись навсегда с Преследователем или Спасителем (например, в результате развода), тут же находит других Преследователей и Спасителей, и продолжает играть свою роль, а Спаситель «притягивает» нового Алкоголика и продолжает спасать теперь уже его.

Поэтому зависимым в этой ситуации является не только алкоголик, но и вся семья. Ведь каждый зависит от своей роли (не человек управляет своей жизнью, а его роль). В итоге «больна» вся семья.

Kак алкоголик не может жить без бутылки, зависим от нее, так и его супруга (супруг) зависимы от необходимости кого-то опекать, контролировать, спасать, обвинять, осуждать. Поэтому в психологии членов семьи алкоголика называют созависимыми.

Развод чаще всего не решает ситуацию. Очень часто у созависимых и следующий брак оказывается таким же неудачным, потому что они не вышли из своей роли.

Бывает, что и после развода «игра» продолжается, так как сохраняются роли. Супруги разъезжаются, но сохраняют отношения.

Алкоголику жалко расставаться с бутылкой, жене алкоголика жалко бросать непутевого мужа на перепутье («Совсем ведь сопьется без меня», «Жалко мне его»). На самом деле ей не хочется расставаться с ее «великой» миссией Спасителя, без которой она уже не мыслит и жизни. Она приходит к нему, кормит, обстирывает, дает ему деньги, лечит, кодирует, водит по врачам, возится с ним как с ребенком, искренне считая, что без ее заботы он погибнет.

Что показательно, ни один непьющий мужчина не подвергается такой заботе после развода со стороны бывшей жены, его же бросившей. Одна моя клиентка, которая пришла на консультацию посоветоваться, что ей делать, с гордостью сообщила, что ее бывший муж -алкоголик сделал ей снова предложение выйти за него замуж. Выходить ей за него снова или нет: вот в чем был ее вопрос. Он уже в который раз пообещал ей «завязать», если она примет его предложение. Kак видите, надежда умирает последней.

Получается замкнутый круг. Именно поэтому проблема алкоголизма очень сложно решается.

Существует даже игра “Непьющий алкоголик” (роли в ней такие же, как и в “Алкоголике”), где человек проходит все стадии финансовой и социальной деградации, хотя и не пьет.

Бывают случаи, когда в подобную игру играют и дети, особенно дети алкоголиков, повторяя роль Алкоголика на детском уровне. Они лгут, прячут вещи, напрашиваются на наказание, критику (на отрицательное внимание со стороны взрослых) или ищут людей, готовых им помочь (то есть Спасителей). Заигравшиеся в такую игру дети, повзрослев, начнут игру “Алкоголик”.

Где же выход из этого замкнутого круга? Выход есть, но не каждому он по душе. Важно прекратить подыгрывать Алкоголику, перестать его бичевать или спасать.

Алкоголик подсознательно бросает вызов окружающим: “Посмотрим, сможете ли вы меня остановить!?”, и остальные члены семьи ни в коем случае не должны принимать этот вызов. Для Алкоголика нет ничего интереснее возможности продолжать игру. Поэтому помочь в этом случае может только выход из игры.

Kонечно, очень сложно снять маску и прекратить играть привычную роль. Менять роли (например, роль Преследователя на роль Спасителя) бесполезно. Лучше просто выйти из игры!

Оставлять комментарии к статьям могут только зарегистрированные пользователи.

источник

Велемичская средняя школа

Выступление школьной агитбригады на тему: «Молодёжь против алкоголя!»

Сидарцова Ольга Васильевна
Социальный педагог
Велемичской средней школы
225550 д. Велемичи
Столинского района
Брестской области
ул. Первомайская, 29

Сценарий встречи на тему: «Молодёжь против алкоголя!»
Цели: показать истоки и причины распространения потребления алкоголя, выявить влияние алкоголя на организм человека, пропаганда здоро­вого образа жизни среди школьников, формирование потребности у учащихся вести здоровый образ жизни.
Девиз: «Не жгите сердце алкоголем и мозг вином не заливайте».
Ход встречи:
Ведущий 1: Добрый день всем, кто пришёл на нашу встречу. Тема нашей сегодняшней встречи серьёзна и актуальна, ибо каждый из присутствующих сталкивался с этим явлением.
Ведущий 2: Что такое алкоголь? Каково его воздействие на наш организм, что такое алкоголизм и каковы последствия этого воздействия-эти и многие другие вопросы будут в поле зрения нашего обсуждения.
Ведущий 1: Вот, что по этому поводу писал Расул Гамзатов:
«Произойти от обезьяны был человеку путь не мал. В обратный путь пустился пьяный, За час опять животным стал».
Ведущий 2: Мы бы хотели начать нашу сегодняшнюю встречу любопытны­ми фактами из истории пития.
Ведущий 1: А знаете ли вы, что:
— 3200 лет тому назад китайский император Ву Ванг издал этикет, согласно которому все лица, застигнутые врасплох во время выпивки, должны были быть подвергнуты смертной казни.
Ведущий 2: В древней Индии уличённых в пьянстве жрецов поили из раска­лённых сосудов коровьей мочой.
Ведущий 1: В древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жён, злоупот­ребляющих спиртными напитками.
Ведущий 2: В старой Англии существовал обычай надевать на пьяниц ярмо и водить их по улицам на показ.
Ведущий 1: В России при Петре I за злоупотребление спиртными напитками
предписывалось носить на шее чугунную медаль весом в 23 фунта / 9кг 200 г/, на которой было выбито: «За пьянство».
Ведущий 2: На Руси издавна жили весело. Целые города и сёла сходились на чистые пиры, игрища, беседы. Пили днём и ночью, так что иногда умирали с кружкой в руке. Распространению алкоголя на Руси способствовало государство. При дворе царицы Анны действовал неписанный закон «Кто не пьёт — тот враг государства».
Ведущий 1: В Белоруссии была открыта сеть кабаков. Прибыль их давала государству чуть ли не половину всех доходов. В 1800 году на востоке Белоруссии был голод, но 6 000 винокурен исправно перегоняли хлеб на спирт, давая 14 млн. вёдер водки.
Ведущий 2: В 1857 году в России произошли стихийные волны «трезвости». Запрещалось торговать водкой в выходные и праздничные дни, закрывали корчмы. За пять-шесть месяцев народ стал отказывать­ся от водки. Министр финансов, напуганный размахом движения, приказал отменить закон.
Ведущий 1: В результате в 1905 году Россия употребляла 3,5 литра чистого алкоголя в год на одного человека, в то время как 2,5 литра алко­голя считалось крайне опасной чертой.
Ведущий 2: В 1914 году царское правительство ввело сухой закон. В результате чего:
повысилась производительность труда на 17 %;
сократились прогулы на 47 %;
уменьшилась преступность в 2 раза.
Ведущий 1: Советское правительство отменило сухой закон. С этого момента в стране стало твориться что-то невообразимое. В 1980 году на душу населения выпускалось в год 10,6 литров чистого алкоголя, что превышает средний мировой уровень в 2,5 раза. Через 3 года уже 12 л чистого алкоголя, т.е. 30 л водки на одного человека в год, а сюда входят и грудные младенцы, и старики, и мусульмане, которые вообще не употребляют спиртного. Началась самая настоящая алкогольная разруха.
Ведущий 2: Пьют все, начиная от детей и заканчивая стариками, прогрессиру­ет вырождение народа. Ужасающими темпами растёт количество дебильных детей, детей-уродов. 17% новорождённых детей -дебилы. Если рождение таких детей вырастет до 18 %

Читайте также:  Что значит кодировать человека от алкогольной зависимости

дебиль-ность нации необратима.
Ведущий 1 :Что касается нашей республики, то, несмотря на небывалое удо­рожание алкогольных напитков, их потребление за последние годы увеличилось более чем в 2 раза.
Ведущий 2: В 1988 году на каждого жителя Белоруссии приходилось 7,4 литра алкоголя. Это значит, на одного человека приходилось 75 бутылок водки и 50 бутылок вина в год.
Ведущий 1: Много ли это? Судите сами! Всемирная организация здравоохранения оптимальной нормой считает 2 л алкоголя в год на душу населения. Надо принимать меры. Таким образом, наша республика находится в опасности! Эти меры разрабатываются на государственном уровне, но пока результатов не видно.
Ведущий 1: А может быть, попробуем искоренить этот порок смехом? Ведь давно известно, что смех — оружие грозное, и перед ним пасуют даже самые неприступные бастионы.
Ведущий 2: Итак, вашему вниманию представляются миниатюры из жизни
пьяниц, алкоголиков и прочей проспиртованной братии. Смейтесь.
И думайте. (Учащиеся разыгрывают миниатюры, которые высмеивают пьянство.)
Миниатюра 1.
Пьяница вместо зеркала берёт щётку, долго «смотрится» в неё, затем озабо­ченно проводит рукой по щеке и говорит:
— Ну, я и зарос, однако.
Миниатюра 2. Встречаются два пьяницы.
Слышь, Петь, сколько будет ноль целых пять десятых плюс одна вторая?
Нутром чую, что литр, а доказать не могу.
Миниатюра 3. Пьяный приходит к врачу.
Доктор, у меня почему-то ноги чёрные.
А вы их мыли? -А, что, помогает?
Миниатюра 4. Пьяный приходит к доктору с забинтованной ногой.
Что у Вас болит? — обращается к нему врач.
Голова.
А почему повязка на ноге?
Спала.
Миниатюра 5. Муж, вернувшись пьяным с охоты, говорит:
Всё, мать, в этом месяце мяса можешь не покупать.
Никак лося завалил?
Нет, всю получку пропил.
Миниатюра 6. Идёт мужик, в обоих руках несёт бутылки. Приятель его спрашивает:
Ты что, т ару несёшь сдавать?
Нет, с женой поругался, так она сказала:
Забирай свои вещи и уходи.
Миниатюра 7. На улице пьяный спрашивает прохожих:
Скажите, пожалуйста, где здесь противоположная сторона? Ему показывают.
Совсем обалдели. А там говорят, что здесь.
Миниатюра 8. В очередной раз муж приходит домой пьяный. Жена:
До каких пор это будет продолжаться? Почему водку пьёшь?
Пью потому, что жидкая. Была б твёрдая — грыз бы. Ученик читает стихотворение:
«Дорога, ведущая вниз».
Средь традиций самых разных
Есть нелёгкая одна —
Если встреча, если праздник,
Значит пей! И пей до дна!
Ну, а если не могу я?
Ну, а если мало пью я?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит я уж не мужчина, Хоть давись, но должен пить?
-Значит, ты воображаешь.
Брезгуешь? Зазнался, да?
— Обижаешь.
Обижаешь?
Где бокал? Давай сюда!
— Эта стопка ведь одна.
— Пей до дна!
Век несёт нам перегрузки
И без этого сполна.
Кто сказал до дна по-русски?
Нет уж, бросьте, не по-русски
Всё подряд хлестать до дна.
Дно есть дно!
Как не верти ты.
Там без нас и так полно.
Дно есть дно!
И не спеши ты опуститься,
Друг, на дно.
Ведущий 1: Мы ещё слишком молоды, и у большинства из нас нет проблем со здоровьем, но у тех, кто начинает заглядывать в рюмку, эти про­блемы могут появиться.
Сценарий агитбригады «За здоровый образ ЖИЗНИ».
Выходит человек: Что же делать? Как же быть?
Как мне жизнь свою прожить?
Что мне выбрать, предпочесть? /появляются Ангел и Чёрт/
Ангел: И нас должен ты учесть?
Чёрт: Что же, можем мы помочь.
/человек пытается их прогнать/
Ангел: Не гони нас сразу прочь!
Хочешь в наши дни здоровья
Свёклой запасись, морковью.
Чёрт: Что такое? Всё забудь.
То не нужно нам ни чуть.
Вот! Я знаю — это надо./ достаёт бутылку/
Ангел: Что-о-о? Побояться хвори надо.
Чёрт /Ангелу/: Ну, а ты что предлагаешь?
Ангел: Человек, ты радость всю узнаешь,
Но только следует тебе Вставать рано на заре.
Чёрт: Поспи ещё часок-другой,
/на ухо человеку/ Ну что тут станется с тобой?
Ангел: Проснувшись, сделай ты зарядку,
Чёрт: Нам хватит почесать и пятку.
Ангел: И соблюдай режим питания,
Чёрт: Не уделяй тому внимания.
Ангел: Побольше воздухом дыши,
Чёрт: Не слушай, сигарету закури.
Ангел: Побольше ешь ты овощей.
Чёрт: Уж лучше водки ты налей.
Ангел /Чёрту/: Чему ты человека учишь?
Чёрт /Ангелу/: А ты его зачем так мучишь?
Ангел: Давай мы спросим у него,
Чёрт: Что для него важней всего?
Ангел: Я думаю, что он со мной пойдёт.
Чёрт: А я уверен, что меня он предпочтёт!
Человек: Тише, тише, успокойтесь,
Предпочту одно, не бойтесь, /думает/
Что же, Чёрт, ты победил
И меня уговорил.
Покажи свой мир скорей.
Я хочу.. ./убегает с Чёртом/.
/крик из-за кулис/ А это что. Эй, эй.
Человек:
/выходит и поёт песню/1. Как же это всё произошло
Ведь не много времени прошло. Здесь остался я совсем один И у меня на это пять причин. Первая причина — это ты, А вторая — странные мечты, Третья — это все твои слова И я им поверил сперва.
Четвёртая причина — всё обман, В голове стоит сплошной туман, А пятая причина — это боль, Что в жизнь мою вмешался алкоголь.
II. А вокруг всё ужас, страх и стыд -Алкоголь меня не победил. Это очень страшная болезнь, Пиво, вино, водка — моя жизнь. Первая причина — это я, А вторая — все мои друзья, Третья причина — это страх, Тот, что поселился в глазах.
Четвёртая причина — то вино,
Что было выпито давно,
А пятая причина — это боль,
Что в жизнь мою вмешался алкоголь.
III. Мне хотелось всё вернуть назад, И теперь я всем хочу сказать, Если жизнь здоровую вести — будешь ты на правильном пути:
Первая причина — это мы
Для красоты с тобою рождены,
Вторая причина всех главней —
Здоровье наше — это ценней,
Его должны мы все оберегать, Чтобы род свой продолжать.
/выходят Ангел и Чёрт/ Ангел: Хотите так же жизнь прожить? Чёрт: Могу вам в этом подсобить. Ангел: Должны мы в жизни это всё учесть. Чёрт: Подумайте, ведь выбор есть!
Ведущий 2: Алкоголь — большая опасность, которая встречается на пути
человека. Он относится к наркотикам. Воздействуя на центральную нервную систему, он вызывает ощущение прилива сил, неограни­ченных возможностей, расслабленности, благополучия.
Ведущий 1: Такое состояние называется эйфорией. Именно этим и коварен
I алкоголь. Эйфория уводит человека от действительности. Ведь в его делах, в окружении ничего не меняется, а человек чувствует себя на верху блаженства. Это обман психики алкоголем. При повторении выпивок у человека возникает стремление вновь и вновь испытать эйфорию, человек стремиться получить удоволь­ствие — посидеть с друзьями, потанцевать, расслабиться, снять накопившийся за день стресс.
Ведущий 2: Постепенно пьющий теряет чувство меры. На фоне неприятных ощущений всё сильнее появляется влечение к нему, что и способ­ствует злоупотреблению, постепенно перерастающую во вредную навязчивую привычку.
Ведущий 1: По началу алкоголики стараются бороться с этим состоянием, но слабоволие, отсутствие должного самоконтроля, предложение со стороны знакомых и друзей делают своё дело. Вскоре к психоло­гическому привыканию добавляется ещё и физиологическое пристрастие, выраженное в виде «похмельного синдрома». Больные просыпаются ночью, пьют много жидкости, видят кош­марные сновидения, утром чувствуют себя разбитыми, усталыми.
Ведущий 2: Чтобы придти в себя, они пьют кефир, кофе, а иногда и спиртные напитки. Со временем у алкоголиков развиваются заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких и многие др. Все эти болезни чаще всего и стано­вятся причиной смерти больных алкоголизмом.
Ученики поют песню:
Не приводит к счастью тяга к алкоголю Только физкультура укрепляет волю, Укрепляет веру, дав для жизни силы. Пьянство и курение — краткий путь в могилу.
Водка, ах ты водка, скольких ты сгубила Многие в неволе, многие в могиле, Но не всё печально в этом добром мире! Трезвый образ жизни! Вновь звучит в эфире,
И всё больше сильных
Видим мы в спортзалах
Городов огромных, деревенек малых.
Мы за трезвость жизни Песню эту спели. Если Вы за трезвость, Докажи на деле.
Ведущий 1: Привычка к употреблению алкоголя вредит человеку больше, чем чума и война, вместе взятые. Пьянство занимает 3-е место среди причин смертности.
Ведущий 2: Вот, что говорит по этому поводу народная мудрость:
— Кто вино любит, тот сам себя губит.
— Где больше пьют, там больше и болеют.
Хмель не вода, а человеку беда.
Хлеб на ноги ставит, а вино с ног валит.
Ведущий 1: Мы видим, что данная тематика настолько актуальна в нашей жизни, что о ней пишут и стихи, и песни, и пословицы, и даже басни. Одну из таких басен мы и хотим вам показать. Написал её знаменитый баснописец Сергей Михалков. Называется она
«Заяц во хмелю».
В день именин, а может быть рожденья Был Заяц приглашён к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой, Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш, как сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: «Пошли домой!» — «Да ты найдёшь ли дом? —
Спросил радушный Ёж. —
Поди, как ты хорош!
Уж лёг бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадёшь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!»
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
«Да что мне Лев! — кричит.— Да мне ль его бояться!
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу
И голым в Африку пущу. »
Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идёт Косой, шумит по лесу тёмной ночью:
«Видали мы в лесах зверей почище Львов,
От них и то летели клочья. »
Проснулся Лев, услышав пьяный крик,-
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев — цап его за воротник!
«Так вот кто в лапы мне попался!
Так это ты шумел, болван?
Постой, да ты, я вижу пьян —
какой-то дряни нализался!»
Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!
Стал от беды искать спасенья он:
«Да я. Да вы. Да мы. Позвольте объясниться!
Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.
Там лишнего хватил. Но всё за Вас!
За Ваших львят! За Вашу Львицу!
Ну, как тут было не напиться?!»
И когти подобрав, Лев отпустил Косого.
Спасён был хвастунишка наш!
— Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал подхалимаж.
Ведущий 2: В нашем селении так же есть свои народные таланты, которых не оставляет равнодушными тема алкоголя. Мы хотим Вам предложить радиопостановку, основанную на местном материале.

Читает автор Владимир Гуща.
ЖИЗНЬ С НУЖДОЙ СДРУЖИЛАСЬ
Друг мой милый, как далеко
Ты от Бога отошёл!
А когда зарплату ты получишь,
То в кабак всегда бежишь
И все деньги там потопишь.
А кабатчик уверяет: «Пей ещё, дружок!»
И любезно угощает,
А в душе зовёт: «Болван!»
И так сильно он набрался,
Что карабкаясь домой,
Он уж в луже повалялся,
Прямо ужас уж такой!
И семью свою пропил,
И избушка наклонилась,
Через крышу дождь полил
А Жизнь твоя с Нуждой сдружилась,
А семья лишь слёзы льёт.
ПАШКЕВИЧ НАТАЛИЯ 9 «Б» класс

Ведущий 2: Не судите слишком строго,
Ведь не Пушкин и не Гоголь
-Авторы сказки—педагоги.
Не за горами, не за морями,
Не за пышными лесами
В местечке не простом
Жил Царевич молодцом.
Жил Царевич не тужил
Вино, водку пить любил,
А в соседнем государстве
Девушка была на царстве.
Правила она правдиво.
Жили в царстве все счастливо.
Марья девушка — краса,
Голубы её глаза.
Когда речь её звучит
Словно реченька журчит.
Вот и впрямь была Царица
Весела, стройна девица
Покорила всех она
Тем, что умною была.
Слух о ней прошёл повсюду.
Не поверил Иван чуду.
Сам решил проверить он
Не пустой ли это звон.
Стакан водки для начала
Чтоб в седле не укачало,
Чтоб смелее ему стать
И с Царевной поболтать.
Если впрямь она красива
И богата, неспесива,
То улажу я тогда
Все дела свои сполна.
А то королевство я разорил,
Людей по миру пустил.
Ехал так он и мечтал,
Пока в царство не попал.
Осмотрелся он вокруг
И увидел тут наш друг
Пить, гулять ему вовек—
Был бы счастлив человек!
Стоит руку приложить
И Царевну охмурить.
Едет, водку попивает,
О богатстве всё мечтает,
Подъезжает он к крыльцу—
Там не рады молодцу.
Видит он: идёт Царица.
Начал наш Иван храбриться.
В сваты к Вам приехал я.
Выходите за меня!
Тут Царевна улыбнулась
И ответ дала такой:
«Что ты, Ваня, Бог с тобой.
Возвращайся ты домой.
Аль тебе, мой друг, жениться
Враз пора остепениться.
Ты бросай, Ванюша, пить
И начнёшь ты лучше жить».
Иван домой возвратился,
На кровать он повалился
И уснул мертвецким сном.
Запил с горя пуще он.
А тем временем Кощей,
Всем известный как злодей,
Был бессмертен до сих пор
И богатством окружён.
Водку, пиво он не пил,
Фрукты, овощи любил,
Сигарет не признавал,
И по полю мяч гонял.
Казна полная была,
Но зачем ему она?
И Кощей решил жениться,
Чтоб деньгами поделиться
И детишек воспитать,
Обученье в Ницце дать.
Закупил подарков он,
Приезжает к Марье в дом:
«Здравствуй, милая Царица!
На тебе хочу жениться.
Аль пойдёшь ты за меня—
Жду ответа я три дня».
Срок минул, Кощей уж тут.
Марью все быстрей зовут:
«Дать ответ готова я
Буду я твоя жена».
Жили долго и красиво,
И детей своих растили,
Внуки их очень любили—
Жизнь у них была счастлива!
А Иван наш разорился,
И в конец Царевич спился.
Он валялся под забором,
Заливаясь самогоном.
Сказка — ложь, да в ней намёк;
Добрым молодцам урок:
Жизнь здоровую вести!
Быть на правильном пути!
А не то душа-девица
На другом решит «жениться» (выйти замуж).

Ведущий 1: Пить не пить — каждый должен решить сам. Хочется напомнить слова персидского мудреца и поэта 16 века Али Софи:
Не пить вино я дал зарок —
Какой в нём толк,
Какой в нём прок
Пред благом закрывает двери
И зло приводит на порог.
Ведущий 2: А вот, что по этому поводу говорит человек, который прошёл курс лечения от алкоголизма:
Сколько жизни бесплодно потеряно!
Сколько яда по жилам прошло!
Ты ногами ступал неуверенно,
От тебя перегаром несло.
И прохожие вслед ухмыляясь, Говорили: «Набрался, свинья. » А с зарплаты гроши оставались Для похмелья грядущего дня.
Неужели же счастье в стаканчике? Или в соке вонючем оно? Но страшнее, что девочки, мальчики, Подражая нам, тянут вино!
Хуже нету, чем быть программистами, Так забудем проклятый дурман, Чтобы юные, честные, чистые, Не попали в жестокий капкан.
Ведущий 1: И все понимают, что пьянство и алкоголизм сами по себе не
отомрут, не исчезнут сами по себе и питейные обычаи.
Необходима борьба с пережитками прошлого, в которой должен
принять участие каждый. Главные орудия в борьбе с зелёным
змием — здоровый образ жизни, правильная организация свобод­ного времени в семье, в компании сверстников. Лучше заняться спортом, чем заглядывать в стакан, лучше бегать трусцой по утрам, чем опохмеляться, лучше путешествовать, чем тратить деньги на спиртное.
Ведущий 2: На этом мы заканчиваем нашу встречу. Надеемся, что равнодуш­ных не осталось. Кто-то может задуматься о своём образе жизни.
Ведущий 1: Кто-то посмотрит вокруг себя и поможет другу, знакомому
разобраться в самом себе, чтобы не оступиться и чтобы дорога, по которой ты идёшь, не завиляла и не пошла круто вниз, откуда выбраться очень нелегко.
Ведущий 2: Мы благодарим всех за внимание, /звучит оптимистическая
мелодия/.
Ведущий 1: В нашей школе проводились конкурсы, посвященные профилакти­ке алкоголизма, среди которых был конкурс стихов. Лучшие стихи расскажут сами авторы.

Читайте также:  Деменция при алкогольной зависимости

Кадзіроўка.
Уладзімір Гушча.
1. Дзерла горла жонка зранку
I злавала на Пятра.
Зноў ты кінууся ў п’янку
Піва выпіў паўвядра
2. Людзі цягнуць з лесу дровы,
Ну, а ты — як той лайдак.
Не скупілася на словы,
Сыпле жонка так I сяк.
3. Галава трашчць Пятрова
Трэск такі — што не чуваць
Злыя жончыныя словы,л
Ей крычаць — не проса мяць.
4. Думкі тут зусім другія:
Як макотру пахмяліць.
I рвануў Пятро у дзверы,-.
Хай яшчэ патрамяліць.
5. Уздагон яму няслося –
Гад! Няшчаснік! Навалач!
Зноў па вёсцы паплялося.
-Не вяртайся нанач.
6. Каб ты, гадзе, утапіўся
Ды ў гэтым годзе;
А каб ты смалля напіўся
Узарваўся па дарозе.
7. Але сёння не аб гэтым
Патрабуе трапны сказ.
У Пятра другая мэта:
Як усё будзе ў гэты раз.
8. Трэб заскочыць да
Яўгена Той сягонечкі адзін
Адышоўшы ад «Пургена»
Паляціць у магазін.
9. Не пытай чаму «Пургена».
Яго жонцы хтось сказаў,
Можна вылечыць Яўгена
Каб з гарэлкай «завязау».
10.Бо калі жывот буркоча
Так, што «буру» не стрываць,
Ён I выпіць не захоча
Растакую Яго маць.
11. Та ж, паслухаушы параду,
«Кадзіроўку» правяла,
I Яўген, як ад снараду,
Паляцеў із-за стала.
12. На двары заначаваўшы,
Учапіўшыся за плот,
Жэня з жонкай разбірау
Раніцаю свой паДріет.
13.Та за дзеці I «памчала»
Скардзіцца да маці:
Немагчыма, кажа, жыць
3 п’яніцаюўхаце.
14. Вось Пятро I адчыніў
Дзверы ў «лякарню»,
Дзе Яўген адафаваўся
Усю заняўшы спальню.
15. Вочы чырвань заліла
3 той няшчаснай ночы.
Пець! Пайшлі зусім з сяла
-Ты ж да перамен ахвочы.
16. Мяне людзі засмяюць:
Усё веска знае.
Бабы вочы заплююць
-Ім не замінае.
17. Перамелюць усе косці,
Абгавораць увесь род;
Што рабіць? Здурэў ад злосці
Наш разбэшчаны народ.
18. Я вазьму у торбу сала,
А за плечы «рулю»,
На нядзелю ў лес пакрочым
-Усім пакажвм дулю.
19. А надвор’е так I шэпча,
Снег бялютачкі рыпіць,
Але, што рабіць мужчынкам
Калі смага?- хочуць піць.
20. Іх насы даўно пачулі,
Смачны водар брагі;
Гэта Хведар на вяселле
Выгнау бочку смагі.
21. «Добры дзень! Дзякуй астанак!
—Што ты вымучыў за ранак»
Грымнуў з-за карча Пятро.
А Яўген з другога боку:
— Хведар! Налівай аброку!
(Мы ж к табе не так прыйшлі).
— Ну вы «рэстаран» знайшлі!
22. Хведар скупа азірнууся,
Не хаця заФ’орп сівухі,
Хоць яшчэ не быў пад мухай !
(Хоць ён быў ужо пад мухай)!
Але шклянку ўтрымаў,
23. А калі I сам з гасцямі
Сала смажыў на агні,
Непрыкметна насцябауся,
Злосны стаў, крачыць: ні-ні!
24.І Яуген з Пятром –
«Ну, дзякуй; — Што галовы палячыў;
Пойдзем мы на паляванне,
Ты ж сябрамі нас лічы.
25. Вось калі падстрэлім дзічьі,
Мы з табой падзелімся,
То прйходзь (це) хоць уночы
-Разам апахмелімся.
26. Хведар, даўшы хлопцам згоду,
Уздагон махнурукой,
I пад нос «зашамкаў» песню
«Ой, за лесам, за ракой»,
27.Калі п’яныя галовы,
Што той компас у руцэ.
Лепей будзем прабірацца
Па замёрзлай, па рацэ.
28.І па лёдзе, разамлеўшы,
Папляліся дзівакі.
Добра выпіўшы, пад’еушы
Не клялі ўжо лес такі.
29. Захацелася дадому
I Яўгену I Пятру,
Але тут пад лёдам «снасці»
— Рыбы будзе па вядру!
Ужо цямнее, трэб «хаджаць»
На мясцовай гэта мове
— Значыць снасці правяраць.
30.Тут Яўген як аступіўся
I ў палонку рапдам шусь.
На лакцях завіс са стрэльбай
I крычыць: «Ратуй! Баюсь!»
31. Як Пятро не цяг Яўгена
Сіл няма дапамагчы,
А Яўген ужо плача з п’яну:
«Ты ж, глядзі, не ўцячы.
32. Хто ж раскажа маім дзецям
Дзе іх татачку шукаць».
У Пятра таксама слёзы
Льюцца так, што не стрываць.
33. А Яўген распавядаўся:
«Пеця! Добры мой сябрук,
Стрэльбу ты сабе аставіш.
Ой, не чую сваіх рук.

34. Як я каюся!
Не піў бы,
Каб мне Бог хоць шанец дау,
Каб ступаф па зямліцы,
Усявышні гаспадар.»

источник

«Жизнь прекрасна, не трать ее напрасно» Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике курения, наркомании и алкоголизма

«Жизнь прекрасна, не трать ее напрасно»

Сценарий внеклассного мероприятия

по профилактике курения, наркомании и алкоголизма.

    Пропаганда здорового образа жизни

формирование мотивации к здоровому образу жизни, сознательному отказу от вредных привычек и зависимостей, способствующих развитию различных соматических и психических заболеваний;

систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни;

формирование активной жизненной позиции.

Оформление: крупно: название и эпиграф мероприятия, плакаты, наглядные информационные вывески.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я вам говорю «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда – нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Здоровье для человека – одна из главных ценностей.

И моя цель сегодня, пропагандировать здоровый образ жизни, пробудить в вас устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, чтобы вы после этого мероприятия сознательно отказались от вредных привычек, если они у вас есть.

Сегодня мы попробуем вместе ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни. Чтобы было интереснее, проведём нашу встречу в форме квеста. Благодаря правильным ответам на заданные вопросы, мы узнаем много полезной информации. Это командная игра. Каждая команда получает маршрутный лист, получает задание и двигается по станциям. Станции:

1. Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Что это за действие? (Утренняя зарядка).

2. Наука о чистоте тела (Гигиена).

3. Тренировка организма холодом (Закаливание).

4. Что даёт человеку энергию? (Пища).

5. Эти «отважные воины» в организме человека смело бросаются в «бой» с болезнетворными бактериями (Антитела).

6. Какой великий русский писатель, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строго режима дня? ().

7. Это занятие представляет собой естественный массаж, повышает тонус мышц, улучшает работу сердца (Плавание).

8. Его не купишь ни за какие деньги (Здоровье).

9. Какие фрукты, овощи, и растения используют для лечения простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа, ромашка, шалфей).

10. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибковыми заболеваниями).

11. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Бактерия).

12. Что выращивали на «аптекарских огородах» в России в 18 веке? (Лекарственные растения).

13. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. Что это за состояние? (Сон).

14. Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей. (Витамин Д).

15. Для того, чтобы стать по – настоящему выдающимся специалистом в своей профессии, нужны любознательность, трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость, вера в себя и … Что ещё? (Хорошее здоровье).

Ведущий: 1 этап игры завершён. Из ваших ответов, ребята, можно сделать вывод, что хорошее здоровье достигается с помощью двигательной активности, рационального питания, закаливания организма, общей гигиены, рационального сочетания умственного и физического труда.

Я прошу жюри сверить количество жетонов, заработанных ребятами за правильные ответы. (По очереди встают участники игры, сообщают свои фамилии и количество имеющихся у них жетонов).

— Ребята, вы, конечно, не раз бывали в медицинском кабинете нашей школы. Быть здоровыми и не поддаваться всяким недугам вам помогает школьный врач. Вы регулярно проходите медосмотр в этом кабинете.

А вот какой смешной случай произошёл в одной школе. Составьте и обыграйте небольшую юмористическую сценку из школьной жизни. Называется сценка «Медосмотр».

Школьный врач спросил у Гриши:

Свитер надевать с начёсом.

Школьный врач спросил у Димы:

Школьный врач спросил у Миши: —

— Нет ли трудностей со слухом?

— Знали б вы, как плохо слышу

Школьный врач спросил у Феди:

Меньше списывай с соседей

— Нет ли трудностей со слухом?-

Школьный врач спросил у Лёвы.

Школьный врач спросил у Пети:

— Как ты, мальчик, спишь ночами?

Школьный врач спросил у Лёши:

Ведущий: На столе разложены билеты с вопросами. Игроки выбирают билет и отвечают на вопрос без подготовки

1. Эта смесь состоит из 200 вредных веществ, среди которых угарный газ, сажа, муравьиная кислота, синильная кислота, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы и другие. Назовите смесь. (Табачный дым.)

2. Как влияет алкоголь на организм подростка? (Задерживает его умственное, психическое и физическое развитие.)

3. Какое заболевание чаще всего связывают с курением? (Рак лёгких.)

4. При этом заболевании на почве алкоголизма возникает обман зрения, слуха, галлюцинации. Какое это заболевание? (Острый алкогольный психоз – белая горячка.)

5. Сколько в среднем живет человек после того, как стал наркоманом?

6. Почему медики утверждают, что наркоман обрекает себя на медленное удушение? (Снижается, а затем угнетается активность дыхательного центра.)

7. Торговцы наркотиками рассуждают так: «наркоманскому быдлу и так сойдёт», — и добавляют в наркотики для увеличения прибыли …

8. Какое влияние оказывает употребление наркотиков на потомство? (У родителей — наркоманов дети рождаются умственно и физически неполноценными.)

9. При какой концентрации алкоголя в крови может наступить смерть? ( 0,6 – 0,7 %)

10. Какие ядовитые вещества, разрушающие организм, содержит табачный дым? (Синильную кислоту, сероводород, никотин, угарный газ, бензпирен, мышьяк, и др.)

1. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 килограмма этого вещества. Что за вещество находится в шляпе? (Вода).

2. В шляпе – вещества, которые необходимы человеку в количестве лишь нескольких миллиграммов в день. Но без них человек болеет и быстро устаёт. Не зря же и название их образовано от латинского слова «жизнь». (Витамины, vita — жизнь).

3. Назовите предмет личной гигиены, который находится в шляпе. Им надо пользоваться не реже 2х раз в день. (Зубная щётка.)

4. Такая вода по своему составу представляет собой сложный комплекс солей, макро – и микроэлементов, не зря её называют «живой водой». Что находится в шляпе? (Минеральная вода).

5. В шляпе находится овощ, который полезен при профилактике такого заболевания как грипп. (Чеснок).

6. В шляпе находится овощ, который замедляет процесс старения организма человека. (Морковь).

1 задание «О, Счастливчик!» предполагает ряд вопросов, связанных с табакокурением, на которые команда должна ответить.

В какой стране табак в 16 веке был объявлен «забавой дьявола?

Екатерина Медичи использовала нюхательный табак, как лекарственное средство от:

Насморка Мигрени Простуды

Большие дозы никотина действуют подобно яду:

Мышьяку Кураре Синильной кислоте

Назовите самый популярный способ употребления табака в США до 19 века

Кого называют «курильщиками поневоле»?

тех, кто находится в обществе курящих тех, кого заставляют курить принудительно тех, кто курит в тюрьме

тех, кто находится в обществе курящих

В 1934 году во Франции, городок Ницца компания молодёжи устроили соревнования: кто выкурит больше папирос. Двое «победителей» не смогли получить приз, т. к. скончались на месте, выкурив по :

40 папирос 60 папирос 80 папирос

Книга, написанная английским королем Яковым Первым в 1604 году называлась

«О вреде табака» «О пользе курения» «Об истории трубки»

Какое вещество арабские алхимики назвали “величайшим обманщиком из-за того, что сначала, после его принятия, поднимается настроение, а затем наступает тяжелое отравление?

Что может купить на деньги, которые прокуривает курильщик в год?

Если выкуривать в день пачку сигарет, которая стоит, в среднем, 20 рублей, то за год на 7300 рублей можно купить сотовый телефон, телевизор и т. п

Известный хирург Федор Углов утверждал, что после приема спиртного в коре головного мозга остается именно это. Что он имел в виду?

Кто из русских царей первым начал курить?

Капля никотина убивает лошадь. Чьим именем назвали вещество “никотин”?

Именем посола Франции в Испании

“После первой рюмки пьяница похож на павлина, после второй на обезьяну, а потом превращается в свинью”.

“Целовать курящую женщину все равно, что целовать урну”.

“Вино входит – разум выходит”.

“Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит”.

“Пьяному море по колено, а лужа по уши”.

“С пьяным водиться, что в крапиву садиться”.

источник

Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «О вреде пьянства и алкоголизма»

Сценарий классного часа для учащихся 9 классов. Сценарий классного часа для учащихся 10 класса. Сценарий классного часа для учащихся 11 классов. Сценарий классного часа для старшеклассников. Основная цель этого классного часа – это пропаганда здорового образа жизни.

Цели классного часа

1. Донести до учащихся информацию о вреде алкоголя.

2. Разобраться с причинами, приводящими к употреблению алкоголя.

3. Призвать учащихся к отказу от употребления алкоголя.

1. Материал для сообщений, который дается двум ученикам.

2. Веник или швабра для игры.

3. Видеопроектор и рекламные ролики.

4. Распределение ролей сценки между учащимися.

Преподаватель показывает видеоролики с любой рекламой.

■ Как вы думаете, что такое реклама и для чего она предназначена?

После обсуждения подвести к ответу: реклама представляет собой одну из форм передачи покупателю информации о товаре, его качествах, цене, возможностях использования и т. п. Цель рекламы — продать товар.

■ Всегда ли информация о товаре, передаваемая в рекламе, оказывается достоверной? (По возможности привести примеры).

■ Что испытывает человек, обнаружив, что качество товара не соответствует тому, которое было обещано рекламой? (Разочарование).

■ Любая реклама стремится красочно описать товар, показывая его только с лучшей стороны. Как можно узнать, правдива реклама или нет? Подвести к ответу: чтобы узнать, правдива реклама или нет, надо найти достоверную информацию о товаре.

■ Знаете ли вы рекламу, которая представляет товар, который не только разочаровывает, но может причинить непоправимый вред его потребителю? Ответ: реклама пива. После этого показывается рекламный ролик с пивом.

Посмотрите, какая завлекательная реклама. Она не обещает ничего, кроме удовольствия. Но как можно противостоять этому заманчивому предложению? Ответ: узнать достоверную информацию о пиве и основном его составляющем — алкоголе.

Сегодня на классном часе мы будем рассматривать всем хорошо знакомую тему — алкоголь.

1. Что такое алкоголь и каково его влияние на человека.

Алкоголь приносит много бед людям. Многие из вас сталкивались с этой проблемой в жизни. Многие семьи страдают от пьянства одного или нескольких их членов. Видели ли вы пьяных людей? Видели ли вы кого-либо из своих близких или друзей в пьяном состоянии? На самом деле в наше время очень трудно найти молодых людей, которые не попробовали на себе влияние алкоголя. Но знаем ли мы правду об алкоголе и его влиянии на нас? Что вы знаете?

Читайте также:  Дар центр лечения алкогольной зависимости

Ответы учеников. После этого следует выступление одного из школьников.

Сообщение 1. Что такое алкоголь, его влияние на человека.

Употребление алкоголя известно с глубокой древности. Фруктовые соки, мед и даже молоко, постояв на солнце, приобретали свойства, которые люди, выпив такие напитки, не могли не подметить: они вызывали веселость, легкость, возбуждение и т. п. Из литературных источников известно, что пьянство широко процветало в Древнем мире. О нем упоминается также во всех мифах и легендах. Даже боги, по представлениям людей, предавались разгулу под воздействием вина и других алкогольных напитков. Из тех же источников мы узнаем, что пьяному разгулу всегда сопутствовали разврат и преступность, а также болезни.

Так что же представляет собой алкоголь, предлагающий одновременно радость и беду?

Основу любого алкогольного напитка составляет этиловый спирт.

Физиологическое влияние. Попадая в желудок и кишечник, алкоголь впитывается в кровь уже в течение 5-10 мин после принятия. По кровеносным сосудам спирт разносится по всему организму человека. Если — рассмотреть под микроскопом клетки, в которые он попадает, то можно увидеть, как они сморщиваются, перестают нормально функционировать. Если алкоголь попадает в клетку неоднократно, вскоре она погибает. Так начинают разрушаться органы: печень, сердце, почки. Перерождается ткань кровеносных сосудов, нарушается функционирование всего организма в целом. Таким образом, опьянение, по сути, представляет собой отравление организма алкоголем.

Клетки мозга страдают от алкоголя в первую очередь. А вред, нанесенный им, является непоправимым. Мощным потоком крови алкоголь доставляется к го­ловному мозгу, его высшим отделам, затрагивая нервные клетки. В результате разрушается связь между различными отделами головного мозга.

Алкоголь, попавший в организм человека, выводится оттуда в течение нескольких дней. Особенно вредным является воздействие алкоголя на юный организм, кото­рый в период роста и развития очень восприимчив ко всем наркотическим веществам. Юноши и девушки, употребляющие алкоголь, подвергают опасности разрушения все свои органы, особенно центральную нервную систему. В результате сильно снижается память, возникают психические проблемы, резко ухудшается поведение.

В алкогольных напитках выявлено наличие канце­рогенных веществ, которые приводят к возникновению злокачественных опухолей. Особенно велик риск заболевания раком у юношей и девушек, злоупотребляющих спиртным. Так, согласно статистике, риск возникновения рака полости рта у молодых людей возрастает в 10 раз. А если они при этом не только употребляют алкоголь, но и курят, риск возрастает в 15 раз по сравнению с непьющей молодежью.

Влияние на потомство. Алкоголь производит разрушительное действие в клетках, в том числе и на генетическом уровне. Это негативно сказывается на потом­стве. Дети рождаются неполноценными, с врожденными заболеваниями.

У юношей, злоупотребляющих алкоголем, ослабляется половая потенция. У девушек нарушается процесс выработки половых гормонов и созревания яйцеклетки. Злоупотребляющие алкоголем люди могут остаться бездетными.

Влияние на поведение. Кровеносные сосуды расширяются под воздействием алкоголя, что увеличивает поток крови, поступающий в головной мозг. Бурный поток насыщенной алкоголем крови приводит к увеличению возбуждения нервных центров. Это и вызывает легкую эйфорию и веселость. Однако после этого в ра­боте мозга происходят изменения. Высшие отделы ослабляют контроль над низшими отделами. В результате человек в состоянии опьянения перестает контролировать свое поведение, речь. Его действия становятся развязными. Человек начинает говорить то, что ни за что не сказал бы в трезвом состоянии.

Чем больше человек пьянеет, тем больше парализуются его нервные центры, контролирующие работу возбужденных отделов головного мозга. Человек перестает думать о последствиях своих поступков и слов. Тайные страсти и порочные наклонности, которые человек прячет в глубине души, выходят наружу, что приводит к дурным действиям. Воспитанность и скромность отходят в сторону, уступая место легкомыслию и нахальности. Человек становится невнимательным, неосторожным, может рассказать все секреты.

Женщины под влиянием алкоголя становятся развязными в своем поведении, теряют стыд, не следят за нормами поведения. Пьяные женщины теряют свое до­стоинство, становятся распущенными, склоняются к случайным половым связям. Следствием часто становятся нежелательные беременности и венерические заболевания.

Влияние на волю. Под действием алкоголя воля человека ослабевает, и большую свободу получают инстинкты. В результате человек не может себя контролировать и совершает поступки, которые он не хотел бы совершать, следуя разуму. Но человек начинает следовать внутренним побуждениям, не в силах им противиться. Это приводит к чувству сожаления и раскаяния в содеянных проступках и ошибках. Эти чувства мучают человека, но не изменяют его.

Развитие зависимости. Алкоголь создает эффект приподнятого настроения. Это чувство радостного возбуждения приятно человеку и побуждает его снова и снова употреблять алкоголь. При постоянном употреблении алкоголя происходят общее отравление организма и перерождение тканей. Клетки начинают черпать энергию не столько из веществ, получаемых с пищей, сколько из алкоголя. Развивается химическая зависимость. Это серьезная трагическая болезнь, от которой почти невозможно вылечиться.

Если воздействию алкоголя подвергаются юноши и девушки, у них развитие зависимости происходит в 4 раза быстрее, чем у взрослых людей. В этом возрасте еще не закончено формирование личности, поэтому она тоже испытывает разрушительное воздействие алкоголя.

Мы старшеклассники. Мы почти взрослые. В нашей власти выбирать друзей. Только мы сами принимаем решение, употреблять алкогольные напитки или отказаться от них. Мы не дети и уже достаточно сильны, чтобы найти в себе мужество противостоять всяким попыткам склонить нас к употреблению алкоголя, даже если это наши близкие друзья. Давайте избегать вечеринок, на которые собираются молодые люди, совсем не умеющие веселиться и радоваться жизни без выпивки. Мы — молодежь. В наших руках будущее. Давайте будем иметь трезвый взгляд на жизнь.

Игра «Пчелка»

Далее для выявления причин и следствий употребления алкоголя классный руководитель предлагает ребятам сыграть в игру.

Для игры выбирают четырех юношей. Они по очереди держат в руке веник или швабру, поставленную в направлении подбородка. При этом участники должны смотреть в потолок. В таком положении им надо сделать тридцать оборотов вокруг веника или швабры в качестве оси кружения. На выполнение задания дается время — 45 с.

Тот, кто справился с этим заданием, должен положить веник или швабру на пол перед собой и попытаться переступить через него туда и обратно. Если кто-то справится и со вторым заданием, получает большой приз (шоколадку, бутылку лимонада и т. п.). Обычно большинство участников не может справиться даже с первым заданием.

Учитель: итак, мы продолжим наш разговор. Игра хоть и принесла радость, но оказала заметное влияние на физические способности. Из-за воздействия на мозг нарушилась координация движений. То же происходит и во время употребления алкоголя. Он разрушительно действует на мозг и его функции. Но почему же люди, зная о пагубном влиянии на организм, все равно не находят в себе сил отказаться от предлагаемого алкоголем удовольствия?

Первый вопрос для обсуждения

Что происходит с людьми, когда они напиваются?

Возможные ответы: радостная эйфория, головная боль, депрессия, слабость, непристойное поведение, бол­тливость, неприятный запах, тянет на откровенные разговоры, страх, мания преследования и т. д.

Второй вопрос для обсуждения

А каковы, на ваш взгляд, причины, заставляющие молодых людей употреблять алкогольные напитки?

Возможные ответы: чтобы улучшить настроение, «поймать кайф», чтобы угодить друзьям, для храброс­ти перед каким-нибудь делом (особенно если оно касается девушек), заглушить чувство одиночества, отчая­ния, разочарования, вины, снизить чувство отвержения, для борьбы с депрессией и т. д.

После этого следует выступление ученика, который читает стихотворение.

Английский поэт Роберт Бёрнс написал такие строки:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

И просто пьянство — без причин.

Сообщение 2. Причины и следствия злоупотребления алкоголем.

Причины. Они могут быть разными. Вот, например, причины, которые могут побуждать взрослых тянуться к бутылке. Так, например, некоторые пытаются таким способом справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими в их жизни. Они думают, что выпивка сделает их проблемы легче, даст силы перенести тяжелые обстоятельства, противостоять давлению, прессу.

Другие прибегают к выпивке по социальным мотивам. Например, если человек вырос в неблагополучной семье. Или жизнь не складывается, не хватает денег на нормальное существование, сломался. Возможно, на работе каждую неделю попойка, от которой трудно отказаться — окажешься чужаком. Или соседи постоянно выпивают и угощают.

Есть ритуальные причины, когда к выпивке относятся как к обязательному действию: на празднике, вечеринке, встрече, общении с друзьями. Это становится ритуалом, от которого нельзя отказаться, иначе придется уйти, иногда даже порвать отношения.

Молодежь в основном начинает пить из-за конфор­мизма, т. е. за компанию. Многие не могут отказаться от предложения, потому что все в их группе это делают. Боятся прослыть «белой вороной».

Другой распространенной причиной алкоголизма среди молодежи является дурной пример близких родственников. Когда в семье пьют, дети очень рано вовлекаются в эту зависимость. У них есть соблазн и возможность попробовать, чтобы выяснить, действительно ли так приятно употребление алкоголя, что их родители готовы на все ради этого удовольствия. Жизнь в неблагополучной семье сама по себе является трагедией, ко­торую хочется как-нибудь облегчить. Испытав радостное забытье от первых рюмок, юношу начинает тянуть к этому способу решения проблем. Потом он уже не может остановиться.

Некоторые молодые парни и девушки начинают пить из любопытства. Им интересно узнать, что представляет собой состояние опьянения, как он или она будут себя вести в этом состоянии.

Некоторые парни прибегают к выпивке, чтобы стать более свободными и смелыми в общении с девушками, впечатлить их, понравиться. Девушки не отказываются от предложенного понравившимся парнем пива или вина, чтобы не оттолкнуть его от себя.

Часто молодые люди прибегают к алкоголю из-за несчастной любви, одиночества, отвержения. Таким образом они борются с негативными душевными чувствами, пытаясь искусственно поднять себе настроение.

Последствия. Следствием употребления алкоголя являются внутренняя опустошенность, потеря ориента­ции в жизни, потеря жизненного интереса, отсутствие силы воли, разрушение личности, психические нарушения, отказ от нравственных принципов.

Некоторых употребление спиртного приводит к нарушению закона, совершению преступления. Многие несовершеннолетние преступники становятся таковыми в результате употребления алкоголя. Преступления, совершенные пьяными людьми, являются очень жестокими и строго наказываются по закону. Много убийств, краж и хулиганских нападений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Множество аварий на дорогах с трагическими последствиями произошло по вине пьяных водителей.

Употребление алкоголя провоцирует насилие в семьях. Алкоголизм ведет к спуску по социальной лестнице на самое дно — пьяницы часто остаются без жилья, работы, семьи, друзей, становятся бомжами, живут на улице, в подвалах. Они становятся отверженными обществом людьми и не могут уже вернуться к нормальной жизни из-за непоправимых психических изменений.

Если ты решился попробовать облегчить свое душевное состояние с помощью спиртного, то подумай: действительно ли это поможет тебе? На самом ли деле выпивка облегчает давление и решает проблемы или только маскирует их, затушевывает? Поможет ли тебе Употребление алкогольных напитков изменить реальность вокруг тебя или, наоборот, уведет тебя от реальности? Так стоит ли тебе окружать себя искусственной Реальностью или стоит подумать и принять жизнь такой, какая она есть?

Затем классный руководитель или один из учеников читает отрывок из произведения Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», гл. XII:

«На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.

— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.

— Пью, — мрачно ответил пьяница.

— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.

— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», — думал он, продолжая путь».

Что в этом отрывке можно узнать о пьяницах?

1. В этом отрывке описывается порочный круг, в который попадают зависимые люди и из которого не могут выбраться.

2. Хорошо описана психологическая зависимость: любой пьяница верит, что может бросить, если захочет, вся проблема в том, что он никогда этого не захочет, даже если его мучает совесть — влечение к спиртному сильнее.

Третий вопрос для обсуждения

■ Действительно ли алкоголь помогает в решении проблем?

В форме дискуссии обсудить с классом вопрос, помогает ли употребление алкоголя справиться со стрессом, расслабиться, решить трудные вопросы или все совсем наоборот.

Четвертый вопрос для обсуждения

■ Правильно ли я поступаю, употребляя алкоголь?

Отработка навыков отказа. Как же я могу уберечь себя от пагубного влияния алкоголя? Как отказать тем, кто предлагает попробовать? А если это мои близкие друзья?

Выходит ученик и читает стихотворение:

Средь традиций самых разных

Если встреча, если праздник,

Завтра утром в форме быть,

Пить спиртное иль не пить?

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что делать юноше в подобной ситуации? Отказаться? Но как? Сейчас мы посмотрим, как вы умеете говорить «нет».

Учитель делит класс на группы. Каждой группе раздает листки, на которых описаны ситуации, в которых молодому человеку предлагают употребить алкогольный напиток. Ученики должны обсудить ситуацию, а затем обыграть ее по ролям, при этом показать, как можно отказаться от предложения.

Задание для первой группы. Парень влюбился в девчонку из соседнего двора. Друзья посоветовали подойти и признаться ей в своих чувствах, но перед этим выпить для храбрости.

Задание для второй группы. Две подруги гуляют в парке. К ним подходят парни, чтобы познакомиться. Чтобы завязать разговор, они предлагают девушкам угостить их пивом.

Задание для третьей группы. На дискотеку кто-то из ребят принес бутылку водки и предлагает своей компании выпить для поднятия настроения.

Задание для четвертой группы. Девушке нравится молодой парень. Он приглашает ее на свидание и ведет в кафе. Здесь он предлагает ей заказать алкогольный напиток.

Трудно найти молодежную группу, которая не испытала бы на себе влияние алкоголя. Если провести анонимный опрос в школе по вопросу употребления алкогольных напитков, то многие бы ответили, что употребляют их в большем или меньшем количестве. Наверняка, попробовав спиртное впервые, подросток не стал искать информацию о пользе или вреде этого напитка, не стал советоваться со знающими людьми, а стоит ли продолжать этим заниматься, не начал искать статьи в интернете о проблеме пьянства и алкоголизма. Многие подростки даже не задумываются о влиянии и последствиях употребления алкоголя на их здоровье, личность, жизнь. Они просто выпивают. «Бутылка пива — что в этом плохого? Все вокруг так делают!» И не замечают, как увлекаются. Не будь легкомысленным. Помни о последствиях.

Далее ученики показывают сценку по мотивам басни С.В. Михалкова «Заяц во хмелю».

В день именин, а может быть, рожденья

Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.

В кругу друзей, за шумною беседой,

Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.

Так, с места не сходя, настолько окосел,

Что, отвалившись от стола с трудом,

Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!

Все говорят, что Лев в округе объявился!»

Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.

Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!

Да я семь шкур с него спущу

Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,

Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:

«Видали мы в лесах зверей почище львов,

От них и то летели клочья. »

Проснулся Лев, услышав пьяный крик, —

Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.

источник