Меню Рубрики

Сестринский процесс при анемии задача

Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия — это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
— прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
— латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
— железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА: легкая — снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая — снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
Прогноз ЖДА — благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
— Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
— Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
— Лечение сопутствующих заболеваний.

Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
Объективные методы обследования:
Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.

Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния — пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса — поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

Сестринский процесс при железодефицитной анемии

источник

В стационар поступила пациентка 30 лет с диагнозом железодефицитная анемия. При сестринском обследовании выявлены жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.

1Объективно:

бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации — систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.

Анализ крови: Нв — 75 г/л, эритроциты 3,9´10 12 /л., цветной показатель 0,8, лейкоциты — 4,5´10 9 /л, СОЭ 20 мм/час.

2. Диета № 15 с высоким содержанием Fe в продуктах.

3. Ферроплекс по 1 таблетки 3 раза после еды.

5. Аскорбиновая кислота внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте проблемы пациента .

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните больной правила подготовки к сдаче крови на общий анализ, разъясните значение показателей (эритроциты, гемоглобин, цветной показатель СОЭ).

4. Обучите пациентку правилам приема препарата железа, объясните побочные эффекты.

5. Продемонстрируйте сбор системы для в/в вливаний.

Эталоны ответов

(1) Нарушены потребности:

дышать, двигаться, работать, питаться, общаться.

è Настоящие:

слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита.

è Потенциальные:

риск нарушения сердечной деятельности, риск тяжелой нетрудоспособности и развития инвалидности.

è Приоритетные: отсутствие аппетита и извращение вкуса.

Краткосрочная цель —

стимуляция аппетита в течение 1 неделя.

(3) Долгосрочная цель

— восстановление аппетита ко дню выписки.

(4) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

План Мотивация
1. Обеспечение диетического питания с повышенным содержанием железа. Для ликвидация дефицита железа в пище.
2. Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо. Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме.
3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита.
4. Рекомендация по приему горечей. Для стимуляции аппетита и желудочной секреции.
5. Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД,ЧДД. Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.
6. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов. Предупреждение запоров при приеме препаратов железа.
7. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты. Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты.
8. Выполнение врачебных назначений. Для эффективного лечения.

(5) Оценка эффективности:

у пациентки появляется аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.

3. Студент демонстрирует инструктаж пациентки перед сдачей крови на общий анализ и доступно объясняет значение показателей.

4. Студент демонстрирует объяснение пациентке правил приема и побочные эффекты препаратов железа.

5. Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в вливания в соответствии с алгоритмом действия.

Задача №19 (сахарный диабет, инсулинозависимая форма)

Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом: сахарный диабет, инсулинозависимая форма.

При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.

В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на усталость, плохой сон. На контакт идет хорошо, говорит что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.

1Объективно:

состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст, ЧДД 16 в мин.

2Пациенту назначено:

2. Исследование суточной мочи на сахар, глюкозурический профиль, определение толерантности к глюкозе, уровень глюкозы в крови.

1. Выявите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено; определите проблемы пациента.

2. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар.

4. Обучите пациента технике введения инсулина.

5. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.

Эталоны ответов

(1) Нарушенные потребности:

выделять, есть, пить, быть здоровым, избегать опасность, общаться, работать.

(2) Проблемы пациента:

è настоящие

опасение за исход заболевания;

è потенциальные

риск развития гипо- и гипергликемической ком;

риск развития диабетической стопы;

риск развития ретинопатии.

Из перечисленных проблем пациента

è приоритетной является жажда.

(3) Краткосрочная цель:

пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.

(4) Долгосрочная цель:

у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.

(5) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

План Мотивация
1. Обеспечить питание согласно диете №9. Для нормализации углеводного обмена.
2. Обеспечить пациенту лечебно — охранительный режим. Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы.
3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни. Для активного участия пациента в лечении.
4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче. Для коррекции дозы инсулина.
5. Обеспечение гигиенического ухода за кожными покровами. Для предупреждения присоединения инфекций.
6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина. Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе.
7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания). Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии.
8. Выполнение назначений врача. Для эффективного лечения.
9. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с диетой №9 Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений.

(6) Оценка эффективности:

пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.

3. Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему правила сбора мочи на сахар.

4. Студент демонстрирует методику обучения пациента технике выполнения инъекции инсулина.

5. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.

источник

Цель работы:научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Продолжать совершенствование манипуляционной техники. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.

Задание № 1.Перечислите основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании.

Слабость, вялость, изменение вкусовых ощущений, ломкость ногтей, выпадение волос, бледность кожных покровов, сердцебиения, нарушения ритма, снижение аппетита, неврологические расстройства.

Задание № 2.Перечислите проблемы пациента, встречающиеся при данном заболевании, и заполните таблицу:

Проблема пациента Данные обследования
Сухость кожи Кожные покровы сухие, шелушатся
Слабость Желание больше лежать, снижение работоспособности
Извращение вкуса Желание есть мел, известку
Ломкость ногтей Ногти ломаются, сухие
Выпадение волос Волосы редкие
Сонливость днем Снижение работоспособности
Снижение аппетита Пища кажется безвкусной

Задание № 3.Как вы будете осуществлять реализацию проблем при данном заболевании? Заполните таблицу.

Независимые действия медсестры Взаимозависимые действия медсестры Зависимые действия медсестры
Создать физический и психический покой, рекомендации по диете, режиму, наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, весом, диетой, режимом, состоянием кожных покровов, взвешивание. Организация консультации диетолога, по психотерапии. Забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям и консультациям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств, быстрое выполнение всех назначений врача, профилактика возможных осложнений.

Задание № 4.Перечислите основные направления при лечении пациента с данным заболеванием:

диета, богатая железом, витаминами; режим с ограничением физических нагрузок, препараты железа при железодефицитной анемии и витамин В12 при В12 — дефицитной анемии, симптоматические средства, диспансерное наблюдение.

Задание № 5.Заполните таблицу, используя рецептурный справочник. Выпишите основные лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании.

Название препарата Показания Пути введения Противопоказа- ния. С какими препаратами не сочетается. Побочные действия.
Ферроплекс Железодефицитная анемия В таблетках через рот Индивидуальная непереносимость
Цианокобаламин В12 дефицитная анемия, заболевания печени, полиневриты, радикулиты, кожные заболевания Парентерально, внутрь Тромбоэмболия, стенокардия, аллергическая непереносимость

Задание № 6.Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу:

В поликлинику на прием к терапевту обратилась молодая женщина 27 лет, с жалобами на слабость, головокружения, сердцебиение при подъёме на 2-ой этаж (живёт на 4-ом этаже, в доме без лифта), сухость кожи, извращение вкуса – ест уголь, мел. Находится в послеродовом отпуске – ребёнку 7 месяцев, кормит грудью. Муж в командировке. Обеспокоена своим состоянием, тревожна.

ОБЪЕКТИВНО: кожа бледная. сухая. ЧСС – 90 в минуту (при нагрузке), ЧДД — 20 в минуту, АД 110/70 мм рт. ст. (р. д — 110/70 мм рт. ст). Врачебный диагноз: железодефицитная анемия.

План работы медицинской сестры

Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, двигаться, поддерживать безопасность, социальные потребности.

Сестринский процесс необходимо осуществлять в амбулаторных условиях (у больной маленький ребенок, которого не с кем оставить), возможно организовав стационар на дому.

Проблемы пациента Наблюде-ние План ухода Мотивация Роль больного и родственников Оценка
Настоящие:слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита, беспокойство. Потенциальные: риск нарушения сердечной деятельности, риск тяжелой нетрудоспособности и развития инвалидности. Приоритетная: отсутствие аппетита и извращение вкуса. За внешним видом и состоянием пациента, пульсом, АД, ЧДД. Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. 1. Обеспечение диетического содержания железа. 2. Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо. 3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. 4. Рекомендации по приему горечей. 5. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов. 6. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты. 7. Выполнение назначений врача. 8. Проведение бесед о заболевании, успокоить. 1. Для ликвидации дефицита железа в пище. 2. Для эффективного лечения заболевания, восполнение дефицита железа в организме. 3. Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышение аппетита. 4. Для стимуляции аппетита и желудочной секреции. 5. Предупреждение запоров при приеме препаратов железа. 6. Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты. 7. Для эффективного лечения. 8. Для снятия психологической проблемы. Обеспечить больному физический и психический покой. Строго следить за соблюдением диеты и режима, за выполнением всех назначений. Исключение алкоголя, курения. Объяснить важность последующей диспансеризации. Состояние улучшилось, жалоб нет. Цель достигнута.

Цели: краткосрочная – стимуляция аппетита в течение 1 недели;

долгосрочная – восстановление аппетита к концу месяца

Задание № 7.Вспомните, какие манипуляции необходимы при осуществлении сестринского процесса у больного с данным заболеванием. Заполните таблицу.

Манипуляция Подготовка пациента Основные этапы выполнения манипуляции
ТЕХНИКА ВНУТРИМЫШЕЧНЫХ ИНЪЕКЦИЙ Объяснить манипуляцию, успокоить, получить согласие. 1. Подготовьте руки к инъекции 2. Соберите шприц емкостью 5-10 мл, приготовьте иглы длиной 60-80 см (одну — для набора лекарства, другую — для инъекции). 3. Наберите лекарство из ампулы или флакона, смените иглу, проверьте ее проходимость. 4. Приготовьте два ватных шарика, смоченных спиртом. 5. Определите место инъекции (для этого мысленно разделите ягодицу на 4 части, проведя горизонтальную линию через большой вертел бедренной кости, а вертикальную — через седалищный бугор). Инъекции нужно выполнять в верхненаружный квадрант под углом 90° по отношению к поверхности кожи. 6. Протереть место инъекции последовательно двумя ватными шариками, смоченными спиртом. Выполнять внутримышеные инъекции лучше в положении пациента лежа на животе или боку. Тогда наблюдается наиболее полное расслабление мышц. Выполняя инъекции стоя, следует посоветовать пациенту перенести тяжесть тела на противоположную месту инъекции ногу. 7. Левой рукой плотно зафиксировать мягкие ткани и, держа правой рукой, ввести иглу перпендикулярно кожной поверхности на глубину 5-6 см, оставив у канюли около 1 см. 8. Не перекладывая шприца из руки в руку медленно ввести лекарство. 9. Приложив к игле ватный шарик, смоченный спиртом, фиксировать иглу, быстро ее извлечь, место слегка помассировать ватным тампоном.
Взятие крови из вены на биохимическое исследование Объяснить манипуляцию, успокоить, получить согласие. 1. Вымойте руки с мылом, осушите под электросушилкой или полотенцем. 2. Обработайте руки двумя ватными шариками, смоченными спиртом один — для ладоней, другой — для тыльной поверхности). Руки обработайте по направлению от кончиков пальцев к запястью. 3. Приготовьте иглу Дюфо, чистую сухую пробирку, ватные шарики, смоченные спиртом. 4. Наденьте перчатки. 5. Под локоть пациента подложите клеенчатую подушку. 6. Наложите жгут на среднюю треть плеча пациента на салфетку или одежду. 7. Обработайте перчатки спиртом. 8. Попросите пациента сжимать и разжимать кулак. 9. Обработайте область локтевого сгиба двумя ватными шариками, смоченными спиртом, найдите наиболее наполненную вену. 10. Натяните кожу локтевого сгиба левой рукой и фиксируйте вену (кулак пациента при этом сжат). 11. Пунктируйте вену так же, как для внутривенной инъекции: иглу Дюфо держите за канюлю срезом вверх, параллельно коже. Под иглу, чтобы не испачкать руку пациента кровью, можно подложить стерильную салфетку. 12. Подставьте к канюле пробирку, наберите нужное количество крови (5-10 мл). 13. Снимите жгут, предложите пациенту разжать кулак. 14. Извлеките иглу, прикрыв место пункции ватным шариком, смоченным спиртом 15. Попросите пациента согнуть руку в локтевом суставе на 5 минут. 16. Прикрепите к пробирке направление и отправьте кровь в биохимическую лабораторию. 17. Ватный шарик с кровью положите в 3% раствор хлорамина на 1 час, затем выбросите его. Примечание: если кровь берут на СПИД или RW (сифилис), то забор крови осуществляется при помощи ИГЛЫ СО ШПРИЦЕМ! Нужное количество крови насасывается в шприц (5-6 мл), а затем осторожно, по стеночке, выпускается в стерильную пробирку. Пробирка закрывается стерильной пробкой. Пишется направление по форме N 264У/88, регистрируется в журнале. Упаковывается в пенал с сопроводительным направлением. В случае нарушения целостности пробирки, все замачивается в дез.растворе (пробирка с остатками крови, направление). Сотрудник, принимающий кровь, должен работать в перчатках.

Оценка (замечания преподавателя)——————

Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 3299 | Нарушение авторских прав

источник

Приоритетная проблема: отсутствие аппетита и извращение вкуса. Сестринский диагноз: отсутствие аппетита и извращение вкуса из-за недостатка железа в организме.

Краткосрочная цель: стимуляция аппетита в течение недели.

Долгосрочная цель: восстановление аппетита ко дню выписки.

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента
2. Разнообразить меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету Для возбуждения аппетита.
3. Эстетически оформлять приём пищи. Для возбуждения аппетита.
4. Включить в рацион аппетитный чай, мясные и рыбные бульоны, пряности (с разрешения врача). Для возбуждения аппетита.
5. Провести беседу с пациентом о необходимости питания для улучшения здоровья. Для предупреждения потери массы тела.
6. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии со вкусами пациента и рекомендациями диетолога. Для эффективного лечения.
7. Регулярно проветривать палату перед приёмом пищи. Для исключения неприятных запахов, снижающих аппетит.
8. Взвешивать пациента 1 раз в 3 дня Для наблюдения за массой тела как критерием эффективности проводимых мероприятий.
9. Вести наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, анализ крови на сывороточное железо, ЭКГ). Для точности диагностических процедур.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача (препараты железа, аскорбиновая кислота). Для эффективного лечения.


Приоритетная проблема: слабость, головокружение.

Сестринский диагноз: слабость и головокружение из-за гипоксии мозга при анемии.

Краткосрочная цель: пациентка отметит уменьшение слабости и головокружения через 7 дней.

Долгосрочная цель: слабость и головокружение исчезнут к моменту выписки.

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента
2. Обеспечить кормление пациентки в палате. Для уменьшения физической нагрузки.
3. Обеспечить помощь пациентке в удовлетворении основных физических потребностей. Для уменьшения физической нагрузки.
4. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии с рекомендациями диетолога. Для эффективного лечения.
5. Провести беседы с пациенткой о сущности заболевания, принципах лечения и профилактики, диетическом питании, фитотерапии. Для информации пациентки, уменьшения беспокойства.
6. Регулярно проветривать палату. Для обогащения воздуха кислородом.
7. Вести наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, анализ крови на сывороточное железо, ЭКГ). Для точности диагностических процедур.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача (препараты железа, аскорбиновая кислота). Для эффективного лечения.

Приоритетная проблема: беспокойство, угнетённость состояния пациента.

Сестринский диагноз: беспокойство, угнетённость вследствие дефицита знаний о своём заболевании (В12-дефицитная анемия).

Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о своей болезни (симптомы и способы предупреждения обострений) к концу недели.

Долгосрочная цель: пациент перестанет ощущать беспокойство к моменту выписки.

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента
2. Провести беседу об особенностях течения В12-дефицитной анемии Убедить в благоприятном прогнозе при данном заболевании.
3. Провести беседу об особенностях питания и образа жизни при В12-дефицитной анемии. Убедить, что правильное питание и образ жизни помогут предотвратить ухудшение самочувствия.
4. Провести беседу о диспансерном наблюдении и противорецидивном лечении. Для информации пациента о возможности амбулаторного лечения.
5. Познакомить пациента с человеком, больным В12-дефицитной анемией, но полностью адаптированным к своему заболеванию. Для положительного влияния чужого примера.
6. Провести беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки. Для обеспечения психологической поддержки родственников.
7. Подобрать популярную литературу о данном заболевании и предложить её пациенту. Для закрепления полученной в процессе бесед информации.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, УЗИ органов брюшной полости). Для точности диагностических процедур.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача (в/м инъекции цианокобаламина). Для эффективного лечения.

Приоритетная проблема: боль во рту и горле, нарушение целостности их слизистой.

Сестринский диагноз: боль во рту и глотке, нарушение целостности их слизистой вследствие лейкоза.

Краткосрочная цель: боль уменьшится через 3 дня.

Долгосрочная цель: боль и изъязвления исчезнут к моменту выписки, у пациента не будет инфекционных осложнений.

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента
2. Обеспечить приём полужидкой негорячей легкоусвояемой пищи. Для максимального щажения слизистой рта и глотки.
3. Обеспечить приём обильного количества витаминизированной пищи (некислые соки, кисель, морс, компот). Для уменьшения интоксикации.
4. Поместить пациентку в изолированную боксированную палату. Для уменьшения риска инфицирования.
5. Обеспечить частое проветривание палаты, кварцевание и влажную уборку с дезсредствами. Для обеспечения инфекционной безопасности пациента.
6. Выделить пациентке отдельную посуду и обеспечить дезинфекцию всех предметов ухода. Для обеспечения инфекционной безопасности пациента.
7. Провести беседу с родственниками о необходимости дополнительного питания. Для повышения защитных сил организма.
8. Обрабатывать пациентке ротовую полость растворами антисептиков утром и вечером и после каждого приёма пищи (растворы соды, фурациллина, борной кислоты, перманганата калия). Для подавления патогенной микрофлоры.
9. Провести беседу с родственниками об ограничении частоты посещений и необходимости использования спецодежды, масок. Для уменьшения риска инфицирования.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, стернальная пункция). Для точности диагностических процедур.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача (в/в введение цитостатиков). Для эффективного лечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Классификация заболевания. Железодефицитная анемия: этиология и ее факторы, клиническая картина и особенности диагностики, лечение. Протекание В-12-дефицитной анемии. Методы обследования и подготовка к ним. Профилактика анемий. Наблюдения из практики.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема диагностики и лечения анемий является одной из самых актуальных в современной терапевтической практике. Анемии возникают во все периоды жизни человека. Проблема имеет важное социальное значение. Анемиями страдает одна треть населения российской федерации : 40% случаев это беременные женщины, 25-30% это молодой и средний возраст, а в пожилом и старческом возрасте страдает 30% населения. Причинами является экология, питание, неблагоприятные факторы внешней среды, стрессы и нередко различные заболевания. Данная болезнь приводит к нарушению трудоспособности и ухудшению качества жизни пациентов.

Выбор темы « сестринский процесс при анемии » обусловлен её актуальностью для практического здравоохранения.

Предмет изучения: сестринский процесс при анемии.

Объект исследования: сестринский процесс.

Целью исследования, изучение сестринского процесса при анемии у пациентов гематологического отделения ГКБ №52

Для достижения поставленной цели исследования необходимо изучить:

· этиологию и предрасполагающие факторы анемии;

· клиническую картину и особенности диагностики;

· методы обследований и подготовку к ним;

· принципы лечения и профилактики анемии;

· манипуляции, выполняемые медицинской сестрой;

· особенности сестринского процесса при анемии.

Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать:

· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с анемией;

· основные результаты обследования и лечения пациентов с анемией необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

· научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;

· биографический (анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации);

· эмпирический — наблюдение, дополнительные методы исследования:

— организационный (сравнительный, комплексный) метод;

— субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);

— объективные методы обследования пациента (физикальные, инструментальные, лабораторные).

Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи пациентам с анемиями.

1. Анемии и их классификация

железодефицитный анемия диагностика лечение

Анемия (от греч. an — отрицать и hбima — кровь), малокровие, группа заболеваний, характеризующихся снижением содержания в эритроцитах гемоглобина (красящее вещество крови, переносящее кислород), количества эритроцитов в единице объёма крови человека. Анемии являются самостоятельным или сопутствующим симптомом многих заболеваний внутренних органов, инфекционных и онкологических болезней.

· анемии вследствие кровопотери (постгеморрагические);

· анемии вследствие нарушения кровообразования (В-12-дефицитные и железодефицитные);

· анемии вследствие усиленного разрушения эритроцитов (гемолитические).

Острая постгеморрагическая анемия

Возникает в результате значительной кровопотери (ранения, травмы, операции). Клинически такая анемия проявляется слабостью, бледностью кожных покровов, головокружениями, шумом в ушах, снижением АД, пульс становится частым, малым, мягким.

Хроническая постгеморрагическая анемия

Является следствием часто возникающих небольших кровотечений, причинами которых могут быть язвенная болезнь желудка, геморрой и пр. Анемия развивается медленно, больные жалуются на утомляемость, слабость, головокружение, отмечается бледность кожных покровов, снижение АД, снижение трудоспособности.

1.1 Железодефицитная анемия, этиология и её факторы

Железодефицитная анемия — это широко распространенное патологическое состояние, характеризующееся снижением количества железа в организме (в крови, костном мозге). Причиной дефицита железа является нарушение баланса его в сторону преобладания расходования железа над поступлением, наблюдаемое при различных физиологических состояниях или заболеваниях.

· Люди, перенесшие операции на кишечнике

· Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Основными причинами дефицита железа в организме являются:

· кровопотери различного генеза;

· повышенная потребность в железе;

· нарушение усвоения железа;

· врожденный дефицит железа;

1.2 Клиническая картина и особенности диагностики

Первую стадию дефицита железа практически нельзя обнаружить, так как она не сопровождается клиническими проявлениями.

Вторую стадию называют стадией латентного дефицита железа; она проявляется повышением утомляемости — признаками дефицита железа в тканях в связи с уменьшением количества железосодержащих ферментов. Третья стадия — проявляется в следующих симптомах — общая слабость, быстрая утомляемость. Происходят трофические нарушения ногтей, волос, кожи. Нарастает мышечная слабость, появляются анемические симптомы — одышка, боль в области сердца типа стенокардии, головокружение, шум в ушах, обморочные состояния, мелькание «мушек» перед глазами — признаки сердечной и церебральной недостаточности. Изменения функции различных органов и систем при железодефицитной анемии являются не столько следствием малокровия, сколько тканевого дефицита железа.

Больные железодефицитной анемией отмечают общую слабость, быструю утомляемость, затруднение в сосредоточении внимания, иногда сонливость. Появляются головная боль после переутомления, головокружение. При тяжелой анемии возможны обмороки. Эти жалобы, как правило, зависят не от степени малокровия, а от продолжительности заболевания и возраста больных. У большинства больных железодефицитной анемией снижается аппетит. Возникает потребность в кислой, острой, соленой пище. В более тяжелых случаях наблюдаются извращения обоняния, вкуса: употребление в пищу мела, известки, сырых круп. У больных снижаются вкусовые ощущения, появляются покалывание, жжение и чувство распирания в языке, особенно его кончике. Наблюдаются признаки изменения функции желудка: отрыжка, ощущение тяжести в животе после еды, тошнота.

В диагностике железодефицитной анемии является установление причины дефицита железа. При постановке диагноза железодефицитной анемии решающее значение имеют данные лабораторных исследований:

· Анализ на уровень железа в крови

Обнаруживается снижение концентрации гемоглобина. Количество эритроцитов вначале может быть нормальным. При значительном дефиците железа оно также снижается, но в меньшей степени, чем уровень гемоглобина. Отмечаются низкий цветовой показатель и уменьшение средней концентрации гемоглобина в эритроцитах. Уменьшаются размер эритроцитов и их насыщенность гемоглобином. Лейкоцитарная формула мало изменена.

Всем больным железодефицитной анемией необходимо провести рентгеноскопическое исследование желудка и кишечника, ирригоскопию, гастроскопию, колоно- и ректороманоскопию для установления причины кровотечения, даже при наличии других факторов, приводящих к дефициту железа. Кровотечения из пищеварительного канала являются основной причиной железодефицитной анемии у мужчин и женщин, причем чаще они имеют скрытый характер.

Во всех случаях железодефицитной анемии необходимо:

· установить непосредственную причину возникновения данного состояния и по возможности ликвидировать ее (чаще всего устранить источник кровопотери или провести терапию основного заболевания).

Рекомендуются следующие продукты: говяжье мясо, рыба, печень, почки, яйца, гречневая каша, бобы, нежирная свинина, мясо индейки, кролика.

Овощи: свекла, морковь, петрушка, укроп, салат.

Фрукты: гранат, шиповник, сливы, яблоки, персики.

1.4 В-12-дефицитная анемия, этиология и её факторы

В-12-дефицитная анемия развивается в результате снижения поступления в организм фолиевой кислоты или нарушения всасывания этого вещества в желудочно-кишечном тракте.

Причиной В-12-дефицитной анемии могут быть недостаточное содержание фолиевой кислоты в пищевом рационе (основные источники ее — печень и зелень), повышенная потребность в фолиевой кислоте (во время беременности, при злокачественных опухолях), повышенное выведение фолиевой кислоты из организма (при заболеваниях печени, гемодиализе).

· недостаточное поступление с пищей зеленых фруктов и овощей, молочных продуктов

· недостаточное всасывание фолиевой кислоты при заболеваниях кишечника;

· прием лекарственных препаратов (барбитураты, противосудорожные препараты)

· повышенная потребность в фолиевой кислоте (беременность, кормление ребенка грудью, онкологические заболевания);

· неполноценное питание всухомятку.

1.5 Клиническая картина. Особенности диагностики

Больных беспокоит быстрая утомляемость, учащенное сердцебиение (тахикардия);

При осмотре обнаруживают бледность губ, ногтей, ярко-красный язык. Признаки поражения желудочно-кишечного тракта отсутствуют. Данный вид анемии характеризуется поражениями центральной нервной системы:

— нарушение чувствительности ног (не чувствует пола);

— воспаление языка и трещины на губах;

— воспаление языка и трещины на губах;

Решающий метод диагностики — определение фолиевой кислоты в эритроцитах. В норме ее содержание колеблется от 100 до 450 нг/л. При В-12-дефицитной анемии содержание фолиевой кислоты в эритроцитах снижается.

— вегетарианские фруктовые, молочные супы, крупяные супы на овощном отваре, отварное мясо, птица, отварная нежирная рыба, молоко, свежая простокваша, кефир, молоко, творог , каши, хлеб белый, черный черствый, спелые фрукты, овощи и зелень в вареном виде и сырые, варенье, мед, сахар (до 70 г в день), овощные, фруктовые соки в значительном количестве, чай некрепкий с молоком;

— ограничивают жиры (сливки, масло сливочное до 10 г, растительное масло 20-30 г), яйцо (одно в день);

1.7 Методы обследования и подготовка к ним

Инструментальные методы исследования

· рентгенологическое исследование кишечника

Лабораторные методы исследования

1. Общий клинический анализ крови с обязательным определением: (Количества эритроцитов, количества ретикулоцитов, гемоглобина, гематокрита, среднего объема эритроцитов (MCV), среднего содержания гемоглобина в эритроците (MCH), средней концентрации гемоглобина в эритроците (MCHC), количества лейкоцитов, количества тромбоцитов).

2. Взятие крови на ВИЧ, гепатит, RW

3. Исследование кала на скрытую кровь

4. Биохимический анализ крови (исследование уровня железа в крови)

В профилактике дефицита фолиевой кислоты нуждаются беременные женщины, а также пациенты, принимающие препараты, способные нарушать метаболизм фолиевой кислоты. Для профилактики В-12-фолиево-дефицитной анемии используют препараты фолиевой кислоты в сочетании с аскорбиновой кислотой в дозе 5 мг/сут.

Основным средством в профилактике анемии является сбалансированное и богатое витаминами питание. В дневной рацион обязательно должны входить все необходимые витамины и микроэлементы. Рацион здорового человека должен содержать в районе 20 мг железа.

1.9 Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

· Взятие крови на общий анализ

· Взятие крови из вены на биохимический анализ

Оснащение: одноразовый шприц с иглой, дополнительная одноразовая игла, стерильные лотки, лоток для использованного материала, стерильный пинцет, 70 о С спирт или другой кожный антисептик, стерильные ватные шарики (салфетки), пинцет (в штанглазе с дезинфицирующим средством), ёмкости с дезинфицирующим средством, для замачивания отработанного материала, перчатки, ампула с лекарственным средством.

Подготовить пациента к предстоящей процедуре

Соблюдение правил инфекционной безопасности

Проверить название, срок годности лекарственных средств

Избежать ошибочного введения лекарственного средства

Извлечь стерильный лоток из упаковки

Соблюдение правил асептики и антисептики

Приготовить 5-6 ватных шариков и стерильную салфетку

Соблюдение правил асептики и антисептики

Определить место предполагаемой инъекции, пропальпировать его

Для профилактики осложнений

Обработать место инъекции ватным шариком с антисептиком

Для обеспечения инфекционной безопасности пациента

Взять кожу и растянуть ее

Для соблюдения техники выполнения данной инъекции

Взять шприц ввести иглу в мышцу под углом 90° оставляя 2-3 мм иглы над кожей пальцем придерживая канюлю

Специфические требования к технике выполнения данной инъекции

Отпустить кожную складку и пальцами этой руки потянуть поршень на себя

Для исключения попадания иглы в сосуд

Позволяет избежать попадания лекарственного средства под кожу

Снять перчатки, вымыть, осушить руки

Соблюдение правил инфекционной безопасности

Взятие крови из вены на биохимический анализ

Оснащение: стерильный лоток, чистый лоток для использования материала, стерильный пинцет, чистый (нестерильный) пинцет, стерильные ватные шарики (марлевые шарики), стерильные марлевые салфетки, пробирки, жгут, спирт 70 % или другой кожный антисептик, емкость с дезинфицирующим средством для замачивания отработанного материала.

Подготовить пациента к предстоящей процедуре

Соблюдение правил инфекционной безопасности

Необходимое условие для выполнения процедуры

Извлечь стерильный лоток из упаковки

Соблюдение правил асептики и антисептики

Приготовить 5-6 ватных шариков и стерильную салфетку

Соблюдение правил асептики и антисептики

Подготовить пробирку для забора крови из вены

Необходимое условие для выполнения процедуры

Помочь пациенту занять удобное положение

Что бы пациент не испытывал дискомфорта во время процедуры

Под локоть положить подушечку

Достигается максимальное разгибание в локтевом суставе

Наложить жгут в средней трети плеча

Жгут накладывается для улучшения кровенаполнения вен

Попросить пациента «поработать кулачком»

Улучшение кровенаполнения вен,

т. к. увеличивается приток артериальной крови

Соблюдение правил инфекционной безопасности

Пропальпировать вену на локтевом сгибе

Необходимое условие для определения места инъекции

Дважды обработать внутреннюю поверхность локтевого сгиба

Удаления с поверхности кожи микроорганизмов и загрязнений

Пунктировать вену, убедится, что игла находится в вене

Продолжая медленно тянуть на себя поршень, набрать в шприц необходимое количество крови

Применение закрытых вакуумных пробирок, заметно убыстряет процесс сбора крови и снижает риск гемолиза

Развязать жгут, попросить пациента разжать кулачек

Восстановление венозного кровотока, уменьшение притока артериальной крови к конечности

Прижать к месту пункции ватный шарик, смоченный антисептиком, извлечь иглу и согнуть руку пациента в локтевом сгибе

Снять перчатки, вымыть, осушить руки

Соблюдение правил инфекционной безопасности

1.10 Особенности сестринского процесса

1-й этап — сестринское обследование пациента.

При расспросе пациента с анемиями медсестра выясняет все его жалобы.

2-этап — диагностирование или определение проблем пациента.

После оценки состояния пациента, медсестра выявл пробл пац. При анемиях они могут быть следующими:

ь Снижение или отсутствие аппетита;

ь Одышка, боли в области сердца;

После оценки сестра решает вопрос об их приоритетности.

3-й этап — планирование сестринских вмешательств.

Медсестре необходимо ознакомить пациента со своей оценкой его состояния и потребности в уходе.

4-й этап — реализация плана сестринских вмешательств.

Сестринские вмешательства проводятся в сотрудничестве с другими медицинскими работниками. В этот период надо координировать действия медсестры с действиями пациента, других медработников, родственников, учитывая их планы и возможности.

5-й этап — оценка сестринских вмешательств.

Оценка сестринских вмешательств проводится постоянно. Эфективность сестринского ухода определяется после достижения поставленных целей.

Медсестра в сестринской истории болезни фиксирует мнение пациента об оказанной ему помощи, выполнение плана по уходу, эффективность сестринских вмешательств, побочные действия и неожиданные результаты при выполнении сестринских вмешательств.

2. Практическая часть: Наблюдения из практики

Пациент Васильев М., 48 лет госпитализирован с диагнозом В12-дефицитная анемия. Два года назад пациенту была сделана резекция желудка. Около месяца назад у пациента постепенно развивалась сильная слабость и начала кружиться голова. В связи с этим он обратился в поликлинику и был направлен на госпитализацию. За время пребывания в стационаре и на фоне проводимого лечения состояние улучшилось, однако, у пациента сохраняется слабость, головокружение. Также пациент встревожен из — за возможности повторной операции. Состояние удовлетворительное, рост — 172 см, вес — 71 кг, температура тела — 36,6? С, живот мягкий, безболезненный, пульс — 76 ударов в минуту, АД 130/85 мм рт. ст.

Осуществляя I этап сестринского процесса — сестринское обследование, была заполнена медицинская документация.

На основе полученных результатов переходим к осуществлению II этапа сестринского процесса — выявляются нарушенные потребности, определение проблем — настоящие, потенциальные, приоритетные.

Настоящие: слабость, головокружение.

Потенциальные: риск травматизации из-за слабости, головокружения, риск повторной операции.

Приоритетная проблема: тревога вследствие дефицита знаний о своем заболевании, слабость и головокружение.

Цель: пациент выразит словами снижение уровня тревоги и риска развития повторной операции, продемонстрирует знания об особенностях своего заболевания и лечения к моменту выписки.

После определения проблем приступаем к осуществлению III этапа сестринского процесса — планирование сестринских вмешательств. Необходимо проводить беседы о необходимости соблюдения диеты и приёме лекарственных препаратов.

На IV этапе сестринского процесса происходит реализация сестринского ухода:

1. Беседа с пациентом об особенностях течения В12-дефицитной анемии.

Убедить в благоприятном прогнозе при данном заболевании.

2. Рассказать пациенту об особенностях питания и образа жизни при В12-дефицитной анемии.

Убедить, что правильное питание и образ жизни помогут предотвратить ухудшение самочувствия.

3. Беседа с пациентом о необходимости диспансерного наблюдения и противорецидивном лечении. Объяснить, что поддерживающие курсы витамина В12 можно делать амбулаторно.

Для компенсации дефицита знаний о заболевании.

4. Беседа с семьей пациента о необходимости психологической поддержки.

Обеспечение психологической поддержки родственников.

На V этапе происходит оценка результатов сестринских вмешательств: пациент отмечает снижение уровня тревоги, активно обсуждает проблемы, связанные с качеством своей будущей жизни, выражает уверенность в благоприятном исходе. Цель достигнута.

В гематологическом отделении пациентка Назарова А. 31 год с диагнозом железодефицитная анемия.

Жалобы на слабость, головокружения, сердцебиение, сухость кожи, извращение вкуса — ест уголь, мел. Пациентка отмечает частые носовые кровотечения и не знает способов их остановки. Объективно: кожа бледная, сухая, ЧСС — 90 ударов в минуту, ЧДД — 30 в минуту, АД — 100 / 70 мм рт. ст. На фоне повышения артериального давления развилось носовое кровотечение.

Настоящие: слабость, головокружение, сердцебиение, сухость кожи, извращение вкуса, частые носовые кровотечения.

Потенциальные: риск трофических изменений кожи, вследствие ее сухости и снижения иммунитета; риск травматизации, риск развития сердечной недостаточности.

Приоритетная проблема: носовые кровотечения.

Цель: обучить пациентку оказанию неотложной помощи при носовом кровотечении.

1. Положить холод на переносицу

Для остановки кровотечения

2. Выполнить переднюю тампонаду с перекисью водорода

Для остановки кровотечения.

3. Голову наклонить слегка вперед

Для профилактики аспирации дыхательных путей

4. Обеспечить физический и психический покой

5. Обеспечить доступ свежего воздуха

6.Наблюдать за внешним видом, пульсом, АД

С целью контроля состояния.

7.Вызвать врача при длительном кровотечении.

Для оказания квалифицированной помощи.

Оценка результата: пациентка обучена действиям при носовом кровотечении. Цель достигнута.

В данной курсовой работе были рассмотрены два часто встречающихся вида анемии, такие как: железодефицитная и В-12 дефицитная анемии. Мною были сделаны следующие выводы: 2 данных вида анемий совершенно разные по этиологии и предрасполагающим факторам; клиническим картинам и особенностям диагностики; методам обследования и подготовки к ним; принципам лечения и профилактики и главное — особенностям сестринского процесса. Правильно выбранный уход при анемиях поможет медицинской сестре осуществить квалифицированно все пять этапов сестринского процесса.

Своевременная диагностика анемий позволяет правильно выбрать курс лечения и избежать дальнейших осложнений.

Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения по уходу за пациентами, умения работать с пациентами как с личностью, а не как с объектом манипуляций. В отделении стационара осуществляется сестринская помощь, которая заключается в поддержании, восстановлении, и удовлетворении основных потребностей пациентов с анемиями.

1. К.Е. Давлицарова, С.Н. Миронова. Манипуляционная техника. Москва., Форум-Инфра-М., 2009

2. В.И Маколкин, С.И. Овчаренко. Сестринское дело в терапии. Москва, Медицинское информационное агентство, 2008.

3. С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Теоретические основы сестринского дела. Москва, Родник,2010.

4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела. Москва, Родник,2010.

5. Ю.П. Никитина. Энциклопедия медицинской сестры. Москва, Товарищество научных изданий КМК, 2011

6. Н.В. Туркина, А.Б. Филенко. Общий уход за больными. Москва, Товарищество научных изданий КМК,2007.

7. Н.В. Широкова, И.В. Островская. Основы сестринского дела. Москва, Анми, 2008.

источник

Сестринский уход при железодефицитной анемии включает в себя 5 этапов, в ходе которых медсестра планирует уход, реализует его, ставит сестринский диагноз, оценивает полученные результаты.

В статье подробно расскажем о содержании сестринского ухода и об основных проблемах пациентов с железодефицитной анемией (ЖДА).

Элементы ухода при железодефицитной анемии предполагают знание медсестрой особенностей этого состояния, на основании чего она планирует мероприятия по уходу.

К особенностям железодефицитной анемии можно отнести следующие:

  1. Анемия характеризуется утратой эритроцитов в костном мозге или их недостаточным образованием.
  2. По критериям ВОЗ ЖДА констатируется при уменьшении количества эритроцитов в единице объема крови и снижении гемоглобина у женщин ✔ СОП «Порядок взятия крови у пациента из вены процедурной сестрой» скачайте в журнале «Главная медицинская сестра»

Скачать документ

  • нарушение образования эритроцитов в костном мозге или их разрушение;
  • инфекции;
  • дефицит железа, витаминов, белков;
  • потеря крови.

Когда у пациента диагностирована анемия сестринский процесс включает в себя 5 этапов, на протяжении которых медсестра должна выявить основные проблемы пациента и разрешить их.

Задачи медсестры на всех этапах сестринского процесса:

  • главная угроза для пациента – отсутствие информации о заболевании. В ходе беседы медсестра должна рассказать ему о проявлениях болезни, профилактике обострений и осложнений;
  • при необходимости медсестра должна ознакомить пациента с необходимой литературой о заболевании;
  • медсестра рассказывает пациенту об особенностях питания при заболевании, помогает ему пересмотреть вредные пищевые привычки;
  • поощрение пациента при соблюдении диеты;
  • профилактика падений, которые могут случаться из-за слабости, головокружения и онемения конечностей;
  • контроль двигательной активности пациента, помощь в передвижениях;
  • обеспечение обратной связи пациента и медперсонала;
  • контроль за своевременным приемом лекарств;
  • помощь в выполнении мероприятий по личной гигиене;
  • обеспечение ухода за полостью рта;
  • проведение бесед с родственниками по соблюдению режима питаний;
  • создание комфортных условий приема пищи.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

При заболевании железодефицитной анемией проблемы пациента могут быть разными. В первую очередь необходимо проанализировать гематологические и клинические симптомы анемии.

Их можно разделить на две большие группы:

1. Симптомы, связанные с гипоксией тканей:

  • шум в голове, головная боль, одышка;
  • бледность кожных покровов и слизистых оболочек;
  • сонливость, головокружение, повышенная утомляемость, слабость;
  • боли в области сердца, артериальная гипотония, тахикардия.
  • выпадение волос, исчерченность ногтей;
  • трещины в уголках рта;
  • сухость кожи;
  • извращение вкусовых предпочтений – необходимость есть глину, мел, крупу, тесто, уголь и т.д.;
  • извращение обоняния – пристрастие к запаху бензина, резины, ацетона, керосина и т.д.;
  • койлонихия;
  • запоры, блестящий язык, глоссит.

Осуществляя сестринский уход при железодефицитной анемии, медсестра может определить вид анемии по этиологическому фактору. Т.е. это анемия,

  • возникшая из-за повышенного разрушения эритроцитов;
  • возникшая из-за нарушения кровообразования;
  • возникшая вследствие кровопотери.

Также анемии подразделяются на микроцитарные, нормоцитарные, макроцитарные в зависимости от размера эритроцитов крови.

В зависимости от концентрации гемоглобина в эритроците выделяют анемию гиперхромную, нормохромную.

Железодефицитная анемия характеризуется нарушением утилизации железа из-за острой кровопотери, заболеваний ЖКТ или недостаточного поступления элемента с пищей.

Потребность организма в железе ежесуточно обеспечивается за счет пищевого микроэлемента (10%). Остальная часть железа, необходимая для кроветворения, обеспечивается процессами физиологического распада эритроцитов.

Клиническая картина болезни зависит от тяжести ее течения:

  • легкая степень- уровень гемоглобина 100 г/л и выше;
  • средняя степень – уровень гемоглобина 80-100 г/л;
  • тяжелая степень — снижение уровня гемоглобина составляет 55-80 г/л;
  • крайне тяжелая степень грозит развитием анемической комы, гемоглобин падает ниже уровня 55 г/л.

Основные проблемы пациента:

  • ломкость ногтей и выпадение волос;
  • затруднение при глотании;
  • одышка и тахикардия;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • бледность;
  • слабость, повышенная утомляемость.



Элементы ухода при железодефицитной анемии включают в себя:

  • ежедневный уход за слизистыми и кожей пациента, уход за полостью рта, гигиену при физиологических отправлениях;
  • выполнение врачебных назначений, контроль за правильным приемом лекарств;
  • контроль развития побочных эффектов;
  • контроль таких параметров, как пульс, ЧДД, АД.

В процессе ухода медсестра должна быть готова к возможному переливанию крови, а также сывороток для переливания крови. Кроме того, медсестра беседует с пациентом о значении приема препаратов против анемии, правильном питании и т.д.

Сестринский уход при анемии у детейи взрослых предполагает назначение специальной диеты. Большинству пациентов подходит диета № 15 – она включает продукты, богатые железом, продукты с высоким содержанием витамина и белка.

Также препаратам назначают препараты, содержащие железо:

  • сульфат железа (Ферроградумент, Тардиферон);
  • лактат железа;
  • хлорид железа (Гемофер, Алоэ сироп с железом);
  • железа сульфат + аскорбиновая кислота;
  • феррокаль;
  • таблетки Бло, Каферид, фитоферролактол;
  • поливитамины и минералы.

Препараты необходимо принимать 1-3 раза в сутки после еды в зависимости от конкретного лекарства. Выбор останавливают на препаратах, которые содержат достаточное количества железа, а также облегчают его всасывание.

Препараты для беременных назначают вместе с фолиевой кислотой.

Если у пациента нарушено всасывание железа в ЖКТ или при плохой переносимости препаратов парентерально вводят железа (III) гидроксид декстран (Феррум Лек), фербитол, ферковен или железа (III) гидроксид сахарозный комплекс (Венофер) (Швейцария).

Внутримышечно по показаниям вводится 1-2 мл железа (III) гидроксид декстран (Феррум Лек) через день. Другой вариант –содержимое одной ампулы растворяют в 10 мл изотонического раствора натрия хлорида и медленно вводят внутривенно.

При тяжелой анемии по жизненным показаниям проводят переливание цельной крови, эритроцитарной массы. Клиническое улучшение при проведении лечения наступает обычно раньше возрастания уровня гемоглобина, которое начинается через 2–3 недели с момента начала лечения.

Также пациентам могут быть назначены фитопрепараты:

  • заваренные в кипятке ягоды шиповника. Отвар перед употреблением настаивают 20-30 минут;
  • сборы против анемии (например, с листьями земляники, черной смородины, череды, крапивы и т.д.).

Сестринский уход при ЖДА включает обучение пациентов. Каждый пациент должен понимать, как важно начать лечение непосредственно после диагностики болезни.

Как самостоятельный метод лечения можно рассматривать фитотерапию и диетотерапию.

Другие особенности лечения и сестринского ухода:

  1. Медперсонал должен организовать пациентам лечебное питание с преобладанием естественных источников витаминов (облепиха, лимоны, черна смородина) и мясных продуктов. Женщинам при обильных выделениях в период менструации показаны орехи и гранаты.
  2. Прогноз лечения будет сомнительный, если дополнительно не назначить лечение заболеваний почек, ЖКТ, геморроя или фибромиомы матки с частыми кровотечениями.
  3. В процессе ухода необходимо исключить медикаментозные, профессиональные и бытовые интоксикации.

Как выполнять сестринские манипуляции: СОПы и алгоритмы в Системе Главная медсестра

Скачать документ

Сестринский уход при железодефицитной анемии у детей включает выявление проблем маленького пациента. После этого ставится сестринский диагноз, планируется и реализуется уход. Его результаты подлежат оценке.

У детей в норме наиболее часто встречается следующий уровень гемоглобина:

  • у новорожденных – от 145 до 225 г/л;
  • в возрасте 1 месяца – от 100 до 180 г/л;
  • в возрасте от 2 месяцев до 2 лет – от 90 до 140 г/л;
  • в возрасте 2-12 лет – от 110 до 150 г/л;
  • в возрасте 13-16 лет – от 115 до 155 г/л.

В сутки дети теряют от 0,1 до 0,3 мг железа, к подростковому возрасту этот показатель возрастает до 1 мг в сутки.

Нормализации уровня гемоглобина – одна из важнейших задач в процессе ухода за пациентом. В детском и подростковом возрасте низкий уровень железа опасен следующими проблемами:

  • нарушение поведенческих реакций и снижение интеллекта;
  • задержка роста и развития;
  • развития дистрофических изменений внутренних органов.

Вместе с тем, чрезмерные дозировки железа также несут определенные риски, поэтому назначение добавок возможно только по назначению врача.

Важнейшим фактором лечения, который должен учитывать сестринский процесс при железодефицитной анемии, является устранение причин, которые вызвали анемию. Пациентам рекомендуются ежедневные прогулки на свежем воздухе и активный образ жизни.

Диета при железодефицитной анемии у детей включает соблюдение следующих рекомендаций:

  • прием пищи с высоким содержанием углеводов – изделия из муки, сахар, мед, варенье, крупы, бобовые, ягоды и фрукты;
  • ограниченное употребление жиров – колбас, сала, рыбы, жирных сортов птицы и мяса. Выбирают жиры, которые легко усваиваются – оливковое, соевое, подсолнечное и сливочное масла;
  • прием пищи с высоким содержанием белка – печень, почки, яичный белок, рыба, мясо, творог;
  • ограниченное употребление молока до 0,5 литров в сутки и крепкого чая – эти продукты препятствуют всасыванию железа в кишечнике;
  • употребление продуктов с высоким содержанием железа – черника, персики, крупы (пшено, ячневая, гречневая и т.д.), почти, печень, говяжий зык, икра рыб;
  • употребление продуктов, содержащих высокое количествовитаминов В и С – творог, отруби, мясо, яичные желтки, бобовые, дрожжи, печень, почки, рыба и т.д.

В первые три месяца болезни назначают препараты с железом в лечебных дозах, далее – в профилактических дозах. Прием препаратов показан строго после еды. Их нельзя запивать молоком, преимущественно – водой и соками.

Также назначают медикаменты, которые улучшают всасывание железа – янтарная и аскорбиновая кислоты.

В тяжелых случаях препараты железа назначают пациентам в виде внутривенных и внутримышечных инъекций, а также назначают переливание эритроцитарной массы.

Сестринский уход при железодефицитной анемии происходит на этапе, когда болезнь уже диагностирована. Однако другие пациенты должны знать о первичных методах профилактики ЖДА:

  • своевременное лечение болезней, которые сопровождаются кровопотерей – геморрой, язва, обильные менструации;
  • здоровый образ жизни;
  • двигательная активность;
  • рациональное питание.

Препараты, содержащие железо, назначают беременным женщинам для профилактики анемии.

Вторичные меры профилактики актуальны при ЖДА и постгеморрагической анемии:

  • профилактический прием препаратов с железом 2 раза в год весной и осенью;
  • наблюдение у врача-гематолога;
  • периодическое профилактическое лечение по назначению врача.

Для профилактики болезни в состав продуктов вводится железо, цинк и медь.

источник

Читайте также:  Для каких заболеваний характерна анемия