Меню Рубрики

Андрей миронов аневризма головного мозга

Его игру обожали как любители кинематографа, так и театральные зрители, он был кумиром миллионов советских людей, даря им радость и хорошее настроение.

Его талант не вызывал сомнений ни у кого, даже многие именитые артисты открыто признавали, что Андрей Миронов был гораздо талантливее их самих.

И глядя на ту легкость, с которой Миронов играл роли, пел, танцевал, на его пластику, мало кто мог предположить, что у актера серьезные проблемы со здоровьем, и что часто он выступает, превозмогая боль.

Знакомые артиста рассказывают, что однажды судьба свела Андрея Миронова с одной гадалкой, когда артист находился на гастролях в Болгарии.

Помимо предсказаний, касающихся личной жизни и творческой деятельности, гадалка предупредила Миронова о плохом состоянии здоровья, и что он должен относиться к себе гораздо бережнее.

Но актер не придал большого значения этим словам, и состоявшийся разговор на многие годы остался забытым.

Стоит отметить, что еще с юношеских лет у Миронова наблюдались проблемы с лишним весом, но они не были сколько-нибудь значимыми впоследствии: напряженная работа, часто связанная с большими физическими нагрузками, подчас изматывающие гастроли, а также диеты, на которые периодически садился актер, — все это способствовало тому, что лишние килограммы не накапливались.

Однажды во время гастролей в Ташкенте, проходивших осенью 1978 года, Миронову стало плохо и его госпитализировали с подозрением на кровоизлияние в мозг. После тщательного осмотра было установлено воспаление оболочек головного мозга — менингит.

Помимо этого, у Андрея Миронова был еще один неприятный недуг — фурункулез, от которого артист сильно страдал.

В начале 80-х годов заболевание сильно обострилось, в районе подмышечных лимфатических узлов, шеи, а также на ногах, под коленями, появились множественные фурункулы, из-за которых актеру было трудно просто двигаться, не говоря уже о том, чтобы играть на сцене.

Именно из-за этой проблемы, а не из-за какого-то следования моде, Миронов часто появлялся на публике не в рубашке, а в водолазке с высоким горлом, чтобы скрыть свою проблему от посторонних глаз.

Как рассказывал в своих воспоминаниях другой талантливый актер, Михаил Державин, он вместе с Александром Ширвиндтом старался во время спектакля «Ревизор», когда Миронову по сюжету нужно было падать, так поддерживать Андрея, чтобы не коснуться ненароком больных мест и не причинить артисту страдания.

Проводимое терапевтическое лечение не давало никаких результатов, проведенное переливание крови так же не изменило ситуацию. даже обращение за помощью к известной в те времена целительнице Джуне ничего не изменило.

В итоге пришлось прибегнуть к хирургической операции, во время которой были удалены лимфоузлы в местах, наиболее подверженных фурункулезу.

После этого самочувствие Миронова несколько улучшилось, но о каком-то существенном улучшении общего состояния говорить не приходилось. К тому же у артиста случались регулярные сердечные приступы.

В августе 1987 труппа театра была на гастролях в Риге. 14 августа Андрей Миронов выступал Рижском оперном театре, шел спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Неожиданно во время выступления артисту стало плохо, он начал терять сознание.

Коллеги вызвали скорую и актер был экстренно госпитализирован в нейрохирургическое отделение клиники Гайльэзерс. Там артисту был поставлен диагноз — обширное кровоизлияние в мозг.

Последующие два дня врачи делали все возможное и невозможное для спасения Миронова, но их усилия оказались тщетными и рано утром 16 августа Андрей Миронов скончался, так и не приходя в сознание.

Вскрытие показало наличие аневризмы сосудов головного мозга. Тело артиста было перевезено в Москву, где 20 августа Миронов был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Так завершился земной путь Андрея Миронова — удивительно искреннего и светлого человека, талантливого артиста, до сих пор любимого зрителями.

источник

Когда страна узнала о смерти Миронова, она даже не сразу поверила: как может умереть праздник? Успешный, красивый, всегда элегантный, прекрасно поет, танцует, этакий персонаж из Голливуда посреди довольно обыденной советской действительности. И такой молодой!

Он и умер необычно, поставив трагический, но все равно восклицательный знак: упал без чувств прямо на сцене. И только много лет спустя стало известно, какой мучительной борьбой была жизнь этого актера и человека, искрящегося, как лучшее шампанское.

Говорят, что всю жизнь обворожительным Андреем Мироновым жестко руководила мать, что она «гоняла» его женщин и чуть ли не лично утвердила каждую из двух его жен. Так было на самом деле?

Да, Марию Владимировну Миронову еще в молодости прозвали «голубоглазой ведьмой», но Андрей ей достался тяжело. Когда она забеременела, то играла до самых родов – в московском Театре эстрады и миниатюр ее некем было заменить.

Вечером 7 марта 1941 года прямо из-за кулис женщину повезли в роддом им. Грауэмана. Счастливые родители, актеры Мария Миронова и Александр Менакер, решили записать днем рождения сына 8 марта, дескать, пусть будет подарком всем женщинам. И что удивительно, их пожелание сбылось, только вот не на радость Марии Владимировне.

Почти сразу после рождения сына началась война. В эвакуации в Ташкенте кроха чуть не умер от тропической дизентерии, но Миронова подняла всех на ноги и раздобыла дефицитный сульфидин.

Он рос в обеспеченной семье, его хорошо одевали, но не баловали. Главной для него всегда была мама. Когда на их даче возник небольшой пожар, маленький Андрей вынес на улицу не свои игрушки, а любимые мамины духи.

Мало кто верит, что в детстве и юности Андрюша Менакер, которому в 1950 году поменяли фамилию на материнскую, был толстым и некрасивым. У него уже тогда проявлялось заболевание кожи, лицо часто воспалялось. Тем не менее, когда в школе организовали драмкружок, он стал там заниматься и начал быстро получать ведущие роли. Он любил нравиться и хотел, чтобы им восхищались.

Это желание осталось у Миронова на всю жизнь. Друзья говорили, что он даже женщин выбирал таких, которые ему точно не откажут. При этом он с юных лет начал нравиться девушкам: всегда был очень галантным, пропускал дам вперед, умел как-то особенно поцеловать руку.

Став взрослым, ухаживал всегда с размахом, цветы дарил корзинами. Он научился прекрасно одеваться, никто и не догадывался, что у него не атлетическая фигура, с довольно толстыми ногами.

Андрей Миронов (справа), посмотрев материал к фильму «Три плюс два» (1963 г.), был очень расстроен тем, как выглядит на экране. Кадр из фильма

Но и разонравиться ему было легко. Миронов слыл аккуратистом до мозга костей и не переносил бесхозяйственных женщин. Однажды в молодости вместе с другом они развлекались на даче с двумя девушками. После бурной ночи Миронов попросил помыть посуду, девицы отказались. Артист сказал, чтобы они немедленно покинули дом, и гостьи пешком поплелись на далекую станцию.

Кадр из фильма «Повторная свадьба» (1975 г.). С Ириной Калиновской

Как-то Ольга Аросева, подруга его матери, которая чуть ли не нянчила Андрея, в шутку спросила: «Что в тебе бабы находят? «А вы попробуйте» — полушутя-полусерьезно ответил Андрей.

Миронов окончил Щукинское училище и мечтал попасть в Вахтанговский театр. Но, так как он не был звездой курса, его туда не взяли. Миронова и Менакер дружили с главным режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком. Рассказывают, что Плучек ходил и жаловался: вот мол, взял этого белобрысого по дружбе, а зачем он мне. Через пару лет на «белобрысого» ломилась Москва и приезжие. А поначалу его, естественно, восприняли как «блатного».

Превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя произошло только благодаря самому Андрею Миронову. Тут сошлось все: властная мама, стремление быть предметом восхищения, безусловно, талант. И его бесконечное трудолюбие.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968 г.). С Юрием Никулиным

Он сумел превратить свой небольшой голос в один из любимейших зрителями. При всех недостатках фигуры казаться человеком без костей.

Когда с возрастом Миронов устал «смешить» и стал все чаще выбирать драматические роли, зрители даже обижались: как это, Миронов на экране, а при этом не поет и не танцует. Хотя каждую такую «нетанцующую» роль боровшийся с привычным амплуа Андрей Александрович считал подарком судьбы.

В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.) Андрей Миронов без дублеров исполнял сложные и опасные трюки. Кадр из фильма

Никто не догадывался, что, начиная с 70-х, актер играл, превозмогая страшную боль от фурункулов. В театральном антракте гримеры меняли ему рубашки, отдирая их от тела со следами крови. Промучившись несколько лет, актер решился на тяжелейшую операцию – ему удалили все лимфоузлы, где гнездилась инфекция. После этого стало полегче.

За девять лет до смерти, все в том же Ташкенте, у Миронова случился приступ, который приняли за проявление серозного менингита. Если бы тогда существовала современная аппаратура, ему бы поставили правильный диагноз, хотя уже можно было предположить аневризму: от этого же недуга умер его отец и другие родственники. Но не так рано…

Считается, что аневризма головного мозга «заставляет» человека вести чересчур активный образ жизни. Миронов тащил на себе репертуар театра, в отпуске снимался и ездил на концерты, причем в самых убогих залах столичная знаменитость отрабатывал выступление на тысячу процентов.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука». Андрей Миронов и Анатолий Папанов

В августе 1987 года Театр сатиры был на гастролях в Прибалтике. На время в Москву отлучился один из ведущих актеров Анатолий Папанов. В его доме отключили горячую воду, и пожилой артист полез под холодный душ… И умер.

Именно на Миронова главный режиссер Плучек взвалил обязанность «закрывать» брешь, пробитую смертью Анатолия Дмитриевича. Он даже не подумал, каково было самому Миронову: с Папановым они много лет играли вместе в театре и в кино. Но Миронов был бесконечно предан своей профессии и театру, а потому и не подумал отказаться.

14 августа вечером он должен был играть «Женитьбу Фигаро». У него были большие планы на вечер после спектакля, а днем он долго играл в теннис на палящем солнце, обмотавшись в полиэтилен, чтобы сгонять вес. В театр он приехал с очень красным лицом и на многочисленные вопросы окружающих отмахивался: «Сейчас пройдет».

Он почти доиграл спектакль, а потом с какой-то странной полуулыбкой свалился прямо на руки Александру Ширвиндту, не досказав монолог. Его отнесли за кулисы и положили на реквизиторский стол, где как нарочно лежали искусственные цветы, будто на кладбище. В машине «скорой помощи» он в бреду произносил слова из монолога.

В рижскую больницу прибыли ведущие светила, они пытались сделать все, что можно. Но за сутки с небольшим стало ясно, что в мозге актера произошли необратимые изменения, и в полшестого утра 16 августа аппараты, поддерживающие организм, после труднейшего решения, были отключены.

Ни на похороны Папанова, ни на похороны Миронова Валентин Плучек актеров не отпустил. Тело Андрея Александровича везли из Риги, обложив его льдом, и вдоль всего пути люди, неизвестно как узнавшие о трагедии, выходили на обочину и кидали под колеса цветы.

источник

Здесь описана смерть Миронова. С событиями последнего дня жизни, указаны причина, дата, время и место смерти. Приведены фото могилы. Поэтому всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.

Андрей Александрович Миронов
07/03/1941 — 16/08/1987

Причиной, повлекшей смерть Миронова стало врожденная аневризма сосудов головного мозга, которая в возрасте 46 лет вызвала кровоизлияние в мозг.

Андрей Александрович умер в Риге, в клинике Гайльэзерс, 16 августа 1987 года.

Андрей Миронов похоронен 20 августа 1987 года. Церемония прощания проходила на сцене Театре Сатиры.

Тело артиста повезли из Риги в Москву на автомобиле, несмотря на предложение правительства Латвийской ССР, где констатировали смерть Миронова, выделить отдельный самолёт для транспортировки всех близких Андрея.

Более того, Валентин Плучек (главный режиссер театра) посчитал нецелесообразным отменять гастроли театра, и из всего коллектива на похоронах присутствовало всего четверо: Ширвиндт, Державин, Васильева и Егорова. Через несколько лет, когда умрет сам Валентин Плучек ситуация повторится — театр будет на гастролях, а на похороны почти никто не приедет…

Первые три минуты — монолог Андрея в роли Фигаро, начиная с 3:10 рассказ Александра Ширвиндта и Григория Горина о последних минутах Андрея Миронова

Похоронен Андрей Александрович на Ваганьковском кладбище в Москве. В конце 80-х могила Андрея Миронова подверглась набегу вандалов, укравших бронзовую ограду.

Могила А. Миронова. Москва, Ваганьковское кладбище

Для поклонников Андрея Александровича мы рекомендуем совершенно неоднозначную, скандальную книгу Татьяны Егоровой «Андрей Миронов и я». Многие поклонники Миронова чрезвычайно ругают эту книгу. Однако никто не может сказать, что книга кого-то оставила равнодушным. Татьяна Егорова, при всех своих недостатках, была той самой женщиной, что понимала Андрея Миронова до конца. И уже только по этой причине стоит прочесть эту книгу.

Летом 1986 года по Москве поползли слухи о смерти Андрея Миронова. Григорию Горину даже пришлось опубликовать опровергающую заметку в «Советском экране».

Однако через год смерть Миронова настигла уже по настоящему.

Итак, 14 августа 1987 года в Латвии Андрей Миронов выходит на сцену и играет в спектакле Московского театра Сатиры «Безумный день или женитьба Фигаро».

Накануне, сразу после сольного концерта, артист жаловался на сильные головные боли, однако никто не придал этому должного значения.

В ходе представления Андрей Александрович внезапно оборвал монолог и неожиданно ушел за кулисы. Представление остановили. За сценой Андрей Миронов потерял сознание, и не приходя в себя умер через два дня в больнице в результате обширного кровоизлияния в мозг.

Помочь Миронову приехало сразу несколько выдающихся врачей, находившихся в тот момент в Риге на симпозиуме нейрохирургов, однако все попытки были тщетными.

По мистическому стечению обстоятельств именно в эти дни в Риге собрались практически все близкие люди Андрея Александровича.

День был жаркий, вечер душный, и после начала спектакля двери театра раскрыли настежь. Стало немного прохладней. Ширвиндт играл графа Альмавиву. Играли великолепно. Было похоже, что какие-то места с импровизацией. Это было видно по тому как «работали» Миронов и Ширвиндт. Сейчас бы сказали — драйв! Зал был в восторге! Вместо двух перерывов решили сделать один…

И после перерыва, минут через двадать (примерно), сцена в саду, неожиданно Андрей стал откидывать волосы со лба, видно было, что вспотел, что-то с ним не так, но играли азартно, зрители не заметили этой странности. Вдруг Андрей быстро ушёл в левую (из зала) кулису. Возникла пауза. Следом кинулся Ширвиндт. Тишина — пронзительная. Вдруг голос Ширвиндта из кулисы — «Андрею Александровичу плохо»! Глухо и потрясенно.

Читайте также:  Абдоминальная аневризма аорты брюшной полости

Занавес закрыли. Тишина уплотнилась до жути. Вышла молодая женщина, администратор, извинилась, повторила, что Андрею Александровичу плохо, явственно теперь уже сказала. Сомнения отпали — беда! На этом фоне проявился сперва где-то далеко, звук сирены «Скорой помощи»- двери открыты, слышно как подъехала. Придавила всех к местам.

Потом стихло. Уехала. И надо бы аплодировать за великолепную игру и неловкость возникла, виноватость какая-то. Стулья хлопают, молча люди выходят, ещё не ведая, что спектакль не повторят. И что-то ужасное в этой тяжкой тишине сконцентрировалось. Предощущение несчастья, но надежда ещё теплилась где-то глубоко. А — вдруг… Билеты, увы не сохранились. На счет врача в зале почему-то не отложилось, волнение было большое.

Всё смотрели на сцену, ждали, вот сейчас он примет что-нибудь, лекарство, и продолжится. Так он убедил всех своей игрой…

источник

Аневризма сосудов мозга — это патологическое состояние, которое характеризуется нарушением структуры сосудов головного или спинного мозга с образованием мешковидного расширения стенок сосудов. Наиболее частой причиной возникновения аневризмы являются врожденные нарушения строения стенок сосудов или сосудистые аномалии. Наиболее опасное осложнение аневризмы — это разрыв стенки артерии с развитием внутреннего кровотечения и кровоизлияния в органы.

Андрей Миронов (46 лет) — актер театра, кино: «Три плюс два» (1963; главная роль — ветеринар Роман Любешкин), «Берегись автомобиля» (1966; главная роль — Дима Семицветов), «Бриллиантовая рука» (1969; главная роль — контрабандист Гена Козодоев по кличке Граф), «Достояние республики» (1972; главная роль — Маркиз), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973; главная роль — капитан милиции Васильев), т/ф «Соломенная шляпка» (1975; главная роль — Фадинар), т/ф «Двенадцать стульев» (1977; главная роль — Остап Бендер), т/ф «Обыкновенное чудо» (1978; Администратор), «Мой друг Иван Лапшин» (1985; журналист Ханин), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987; главная роль — мистер Фест) и др.

В первый раз Миронов едва не умер в сентябре 1978 года. Он тогда вместе с Театром сатиры гастролировал в Ташкенте, и в один из дней ему стало плохо — у него лопнул сосудик в мозгу. По счастью, это был всего лишь микроразрыв, однако местные врачи поставили неверный диагноз: серозный менингит. Миронова положили в больницу. По Москве тотчас пошли слухи, что он… умер. Но он был жив, лежал в больнице. Если бы врачи правильно поставили диагноз и провели операцию, вполне вероятно, он бы прожил гораздо больше тех девяти лет, что последовали затем. Дело в том, что после того как у Миронова в Ташкенте лопнул сосудик, кровь запеклась и этот сгусток и держался до 87-го. Кстати, в роду Миронова многие умерли именно от аневризмы: и отец (аневризма сердца), и сестра отца, и тетка.

Как утверждают очевидцы, Миронов предчувствовал свой ранний уход. Например, его бывший одноклассник А.?Ушаков рассказывает: «Надежда Георгиевна Панфилова, наш классный руководитель, умерла в этом же 1987 году, унесшем и Андрея. Когда в маленькой ее квартирке на улице Вавилова наш класс прощался с нею, кто-то сказал, что мы очень редко видимся. Андрей, задумчиво помолчав, произнес: «Ничего. Скоро я вас соберу у себя — по такому же случаю…»

Закрыв в июне 1987 года свой 63-й сезон, Театр сатиры в июле отправился в гастрольную поездку по Прибалтике. Именно там и случилась трагедия.

14 августа Миронов должен был играть на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Но перед спектаклем он в течение двух часов играл на корте в теннис. Играл два часа на страшном солнцепеке, обмотавшись полиэтиленовой пленкой, чтобы согнать вес. После игры зашел к гендиректору санатория «Яункемери» Михаилу Малькиелю, оставил у него свои кроссовки и договорился, что вечером они проведут время в компании прелестных девушек. Не довелось…

Спектакль начался без опозданий и ровно двигался до 3-го акта, 5-й картины, последнего явления. Далее произошло неожиданное. Вспоминает?А.?Ширвиндт:

«Фигаро: Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне…»

Это были последние слова Фигаро, которые он успел произнести…

После чего, пренебрегая логикой взаимоотношений с графом, Фигаро стал отступать назад, оперся рукой о витой узор беседки и медленно-медленно стал ослабевать… Граф вопреки логике обнял его и под щемящую тишину зрительного зала, удивленного такой «трактовкой» этой сцены, унес Фигаро за кулисы, успев крикнуть «Занавес!».

«Шура, голова болит», — это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене Оперного театра в Риге и в жизни вообще…»

Рассказывает руководитель клиники нейрохирургии Янис Озолиньш: «Я приехал в больницу буквально в считаные минуты, как только меня вызвали. Миронова привезли к нам в 23.25. Он был без сознания. Произошел так называемый разрыв аневризмы — сосуда, который снабжает кровью передние части головного мозга и также участвует в полном снабжении головного мозга.

При установлении диагноза было сразу ясно, что произошло обширное кровоизлияние между полушариями головного мозга. Мы сразу же провели обследование сосудов, констатировав гигантскую, по меркам головного мозга, аневризму: в диаметре она была больше 2,5 сантиметра! То есть она очень трудно поддается оперативному лечению. В результате разрыва — нарушение жизненно важных функций, дыхания и, как следствие, потеря сознания.

В реанимации мне удалось установить, что Миронову в театре кто-то из врачей, оказывая помощь, из самых лучших побуждений заложил в рот нитроглицерин. В такой ситуации, когда произошел разрыв артерии, прием сосудорасширяющего вещества мог усугубить объем кровотечения. Правда, мы можем только предполагать, но говорить об этом со всей определенностью трудно…

Было совершенно ясно, что в ситуации перенесенной клинической смерти Миронова оперировать не было смысла. Мы продлевали реанимационные мероприятия, то есть поддерживали кровяное давление, дыхание, и в это же самое время обдумывали возможности оперативной помощи. Практически сразу же при поступлении к нам мы совершили вспомогательную операцию. Это дало возможность предотвратить остановку сердцебиения. Так были выиграны эти два дня — с 14-го по 16 августа. Иначе Миронов умер бы сразу.

За это время здесь перебывали почти все родственники Миронова и его друзья, находившиеся в Латвии. Но ничего радикального мы сделать не могли, потому что уже наступили невозвратимые разрушения в мозгу. В сознание он так и не пришел. Смерть наступила 16 августа в 5.35 утра.

В помощь к Канделю из Москвы был вызван еще один известный нейрохирург — профессор А.?Маневич. Однако медицина в этом случае оказалась бессильной. Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг (у него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга)».

источник

32 года назад, знойным летом 1987 года, гастроли московского театра Сатиры в Риге проходил с удивительным аншлагом. В спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» блистал Андрей Миронов. До финала оставалось всего ничего. Миронов успел дать свою реплику 53-летнему Александру Ширвиндту, игравшему роль графа Альмавива:

— Мне известно, что одно время некий вельможа был к ней неравнодушен. Но то ли потому, что он её разлюбил, то ли потому что… я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает почтение мне…

В этой точке была драматургически обоснованная пауза. Андрей Александрович немного походил по сцене и, вместо того, чтобы продолжить монолог, вдруг сказал:

— Шура, болит голова, — а затем, пытаясь ухватиться рукой за декорацию, начал медленно оседать на сцену.

Ширвиндт быстро шепнул ассистенту режиссёра, стоявшему за кулисами, слово «Занавес!». Всё происходящее далее на сцене оказалось скрыто от взров собравшихся. Зрители шептались: «Какая-то заминка…». Все пребывали в полной уверенности, что минута-другая и… спектакль продолжится. Но в этот момент вышел администратор. «Мы не можем продолжить спектакль. Андрею Миронову плохо. Если в зале находятся медики, просим пройти их за кулисы».

И за кулисы потянулись врачи. Сразу несколько человек. Один из медиков, полагая, что у актёра сердечный приступ, доставал из кармана на ходу нитроглицерин, который в данной ситуации был… убийственным. Ведь у актёра произошло обширное кровоизлияне в мозг.

А ведь ещё двумя часами ранее Миронов был полон сил. И сил этих хватало не только для того, чтобы ежедневно давать изнуряющие спектакли, но и… предварять их сольными концертами. Они компенсировали отсутствие на гастролях в Прибалтике его друга — Анатолия Дмитриевича Папанова, который скончался девятью днями ранее описываемых событий – 5 августа 1987 года.

Папанов, с которым Миронова столько связывало в жизни и творческой судьбе, умер в результате трагической случайности. В доме, где он жил, отсутствовала горячая вода (велась знакомая каждому «ежелетняя» профилактическая работа). И, вернувшись со съемок замечательного фильма «Холодное лето 53-го года», Анатолий Дмитриевич стал под обжигающе-ледяные струи холодного душа. Сердце не выдержало.

На срочно организованных администратций театра Сатиры сольных концертах Андрей Миронов работал за двоих не в переносном — в прямом смысле слова.

На подмостках стоял портрет Анатолия Дмитриевича. И Андрей, обращаясь к нему, тут же перебегал на другой конец сцены, пародируя характерную для великого русского актёра манеру речи.

Находящиеся в зале становились свидетелями удивительной иллюзии. Миронов на сцене воссоздавал для них самые удивительные моменты своей работы с Папановым. Собравшиеся на творческий вечер памяти Анатолия Папанова плакали и смеялись. Никто не подозревал, что это последний, а точнее — предпоследний выход на сцену Миронова.

За кулисами Андрей Александрович лежал на столе. Вокруг суетились люди. А до приезда «Скорой» оставалось целых 10 минут. Проблески уходящего сознания прокручивали в голове кадры. Не только из фильмов, в которых были сыграны замечательные роли. Из жизни.

Родители Андрея — Мария Миронова и Александр Менакер — встретившись на гастролях, пошли на отчаянный шаг. Имея семьи, расторгли заключённые браки и объединились для создания нового союза, в результате которого на свет появился Андрей Миронов.

Андрею Миронову было суждено не только умереть, но и родиться на сцене, так как схватки Марии Владимировны, принципиально не желавшей уходить ни в какие предусмотренные законом декретные отпуска, начались 7 марта 1941 года в процессе демонстрации спектакля, в котором она была занята.

Детство Андрюши Менакера прошло в Ташкенте, куда были эвакуированы работники культуры и искусства, в том числе актёры Мария Миронова и Алексндр Менакер. Он так бы и прожил жизнь с фамилией отца, если бы родители, напуганные громким в начале 50-х годов «делом врачей» и сообщениями о «глобальном сионистском заговоре», не поспешили изменить фамилию сына.

Так Андрей Менакер стал Андреем Мироновым, и, конечно, когда врачей реабилитировали, никто не стал менять фамилию мальчика второй раз. «Пусть будет Мироновым, так легче в этой стране», — решила супружеская чета.

К лишнему весу Андрей Алекснадрович, такой стройный, такой подтянутый во всех фильмах, был предрасположен с детства. Он вёл ожесточённую борьбу с лишними килограммами на протяжении всей своей жизни. Уже в начальной школе его вес достигал 45 килограммов. Удивительно ли, что парнишка оказался задёрган одноклассниками. «Толстяк! Толстяк идёт» — неслось добродушному пареньку во след.

Позже актёр будет ревностно следить за стрелкой на весах, изнуряя себя физическими нагрузками. И в день своего последнего выхода на сцену, он играл более двух часов в теннис на жаре, облачённый в плотный костюм, что создавало дополнительную нагрузку на сосуды. Увы, они и без того находились в очень и очень неидеальном состоянии. Об этом чуть позже.

К поступлению в Щукинское театральное училище родители Андрея Миронова, известные на тот момент актёры, пытались приложить руку. Но Андрей настоял на том, чтобы члены экзаменационной комиссии не знали, чей он сын и… парень без проблем стал студентом одного из самых престижных столичных театральных вузов, выдержав конкурс в сто человек на место.

А вот с поступлением в театр было всё не так радужно. Ни о какой сатире Миронов, конечно же, не мечтал, грезя сценой Вахтанговского театра. Но там начинающему актёру были не рады и дали от ворот поворот. Мать приложила усилия для того, чтобы пристроить любимого сына хоть куда-то. Таким местом оказался театр Сатиры, где на Миронова долгое время смотрели, как на «сынка» звёздных родителей.

Но после первых же работ в спектаклях «Клоп» по В.Маяковскому, «Над пропастью во рожи» по мотивам произведений Д.Селинджера и «Доходное место» по пьесе А.Н. Островского все убедились в том, что Миронов обладает уникальным актёрским даром.

Пройдёт совсем немного времени и в театр Сатиры будет невозможно попасть именно потому, что там работал Андрей Миронов, беспрецедентный успех которому принесли сыгранные им…

Совсем юного Миронова мы можем увидеть в драме «А если это любовь?» Юлия Райзмана, где он сыграл не главную роль одноклассника влюблённых подростков. Звали его героя Пётр.

И в картине «Мой младший брат» Александра Зархи, где ему достала роль Юрки Попова. Фильм 1962 года рассказывал о «поколении Оттепели», тревогах, стремлениях, чаяниях этих молодых людей. Критика, впрочем, встретила «поколенческий фильм» достаточно хладнокровно.

Куда более громкий успех ждал картину «Три плюс два», где 22-летний Андрей Миронов играет роль молодого ветеринара Романа Любешкина, претендующего вместе с компанией друзей на «место под солнцем» — точку на пляже, где из года в год загорают две молодые актрисы.

Картину, которая была запланирована, как среднебюджетная и предназначалась для проката в небольших кинотеатрах страны, не только ждал сенсационный успех. Образы, воплощённые на экране Андреем Мироновым, Геннадием Ниловым, Николаем Жариковым, Натальей Фатеевой и Натальей Кустинской настолько полюбились зрителям, что на следующий год количество предпочитающих «отдых дикарями» увеличилось многократно.

Успех был закреплён картиной «Берегись автомобиля», где Андрей Миронов сыграл роль прохиндея Димы Семицветова в тандеме с Анатолием Папановым. Помните? «Тебя посодют, а ты не воруй!».

Кульминацией триумфа становится «Бриллиантовая рука», фильм, из которого чуть было не вырезали мегапопулярный номер, когда контрабандист Гена Козодоев в исполнении 27-летнего Андрея Миронова поёт Семёну Семёновичу Горбункову песню «Остров невезения» на корабле.

Номер показался кому-то из компетентных цензоров «пристёгнутым» и неестесственным. Но Леонид Гайдай на компромисс не пошёл и вот уже шестой десяток лет песню, исполненную в этом фильме Андреем Мироновым, распевает вся страна.

Андрей Александрович Миронов, мечтавший стать драматическим актёром, сыграл за 46 лет своей жизни множество уникальных ролей комедийного плана. В возрасте Христа он появился в образе капитана милиции Андрея Васильева в советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» и стал известен далеко за пределами СССР.

Читайте также:  Анализы аневризма сосудов головного мозга

Итальянцы, несмотря на воспетый во всем мире необузданный темперамент и нрав, работали в этой полной опасных трюков картине, осторожно, доверяя исполнение сложных элементов каскадёрам. А Миронов, пребывавший в идеальной физической форме, всё делал сам, чем повергал их в шок.

Взрослея и, быть может, даже немного старея, актёр становился ещё лучше, приобретая черты, позволившие ему воплотить роль Великого Комбинатора в «Двенадцати стульях» Марка Захарова.

Мы могли бы увидеть его в образе Жени Лукашина в «Иронии судьбы…», но с Рязановым что-то не срослось. Да и не поверил бы никто в начале 70-х, что советский «плейбой» Андрей Миронов мог не пользоваться успехом у женщин, как говорит об этом герой, воплощённый в этой новогодней комедии Мягковым.

«Обыкновенное чудо»! Зенит славы. Удивительно, но Миронову не нужны были главные роли, чтобы занимать ключевую позицию в картине, и поэтому он легко соглашался на них. Можно ли представить себе «Обыкновенное чудо» без «воплощения зла» — Министра-администратора — с песней о бабочке? Вряд ли.

Все в этом фильме были привлекательны, а он — чертовски привлекателен.

Но как бы не любили мы трогательных, смешных, обворожительных героев Андрея Миронова в комедиях «Трое в лодке не считая собаки» и «Человек с бульвара Капуцинов», одной из последних его киноработ, кровь в жилах стынет от редких, если не сказать единичных ролей, пронизанных подлинным драматизмом.

Журналист Ханин, сыгранный 43-летним Андреем Мироновым за несколько лет до его смерти в картине «Мой друг Иван Лапшин», просит домохозяйку «Ты покорми меня, мать», чтобы избавиться от лишних глаз, лихорадочно засунуть украденный только что пистолет в рот и сделать отчаянную попытку застрелиться, последовав за умершей женой. Он отчаянно ищет смерти, прося Лапшина взять его с собой «ловить жуликов», получает от ворёнка во время облавы нож в живот, выживает и решает махнуть на Дальний Восток или в Сибирь. Где найдёт он желанную смерть? Кто знает. Когда? Вопрос времени.

И у тех, кто смотрел «Сказку странствий», вышедшую двумя годами ранее, в 1982 году, в глазах стоит лицо мыслителя Орландо. Умирая от прикосновения свирепствующей старухи-Чумы, он силится сохранить созданные им на бумаге великие открытия, но приходит к мучительному осознанию, что перед лицом смерти они ничего не стоят.

— Странно… Всё тело горит, а голова ясная, как никогда, — произносит Орландо-Миронов за мгновения до гибели. Но через минуту его бездыханное тело оказывается объято реальным огнём — санитары апокалипсиса, царящего вокруг, сжигают поражённого Чумой Орландо, старательно растаптывая листки с записанными на них формулами счастья.

«Скорая» примчалась через 10 минут. За кулисами бесновался Ширвиндт, требуя покинуть помещение посторонних. Он понимал, что его друг не хотел бы, чтоб его видели в настолько беспомощном состоянии. Под языком у Миронова был… нитроглицерин.

Врачи реанимировали его, а затем, когда стало ясно, что это кровоизлияние в мозг, машина «Скорой» помчалась в местную больницу.

В это знойное лето в Риге проходил симпозиум нейрохирургов со всего СССР. Был здесь и друг семьи — легендарный Эдуард Израилевич Кандель, светило отечественной медицины, заведующий нейрохирургическим отделением НИИ неврологии Академии медицинских наук СССР.

Он знал то, чего не знал почти никто из окружающих. Девять лет назад, в 1978 году, 37-летний на тот момент Андрей Миронов, испытал сильнейшие головные боли. В головном мозге рвался сосуд. И актёр мог бы уйти из жизни, так и не подарив нам роли во многих полюбившихся нам картинах конца 70-х, первой половины 80-х.

Но тогда кровоизлияние было незначительным. Тромб закупорил выход. Катастрофических последствий удалось избежать. Однако вести чрезмерно активный образ жизни врачи запрещали Андрею Александровичу уже тогда, объясняя, чем это закончится рано или поздно. Узнав о болезни сосудов, он… словно согласился с приговором врачей. Но график Андрея Миронова не стал менее напряжённым. Он, напротив, стал спешить, сниматься чаще, работать в театре больше, выходить на сцену не только в спектаклях, но и на многочисленных творческих вечерах.

Не чуждо ему было и ничто человеческое. Ведь в эти минуты, когда «Скорая» неслась в больницу, в номере гостиницы Ширвиндта и Миронова ждал Левон Оганезов, которому Андрей позвонил за полчаса до спектакля:

— Левон, мы с Шуркой взяли две бутылки водки! Готовь закуску, приедем после спектакля!

И Оганезов заказал в ресторане огромную сковородку так и не понадобившейся картошки и кучу «всякой всячины» для дружеской вечеринки.

Миронов работал и отдыхал, работал и занимался спортом по 2-3 часа в день. Ему нужны были силы, чтобы обеспечивать две семьи. В одну он сразу же в день получку отдавал всю зарплату. Деньги шли его родной дочери, Маше.

Жил актёр с тех доходов, которые появлялись в результате «профессионального актёрского чёса» — выступления, гастроли. Любившая отца Маша, которая была с ним и матерью, актрисой Екатериной Градовой, на гастролях в Риге, не находила себе места, в момент, когда отцу стало плохо.

— Я поеду в театр… — вдруг заявила вечером она.

— Маша, солнышко, ты ведь смотрела «Фигаро» сто раз… —попыталась остановить её мать.

— Папе плохо, он умирает! — закричала 14-летняя девочка и не ошиблась.

Когда актриса Ольга Аросева дозвонилась нейрохирургу Эдуарду Израилевичу Канделю, собиравшемуся праздновать день рождения в ресторане в кругу коллег, и сообщила, что Миронова забрали в реанимацию прямо со сцены, он незамедлительно отправился в больницу, а за «виновником торжества», которому исполнялось в этот день 64 года, последовали все ведущие нейрохирурги страны.

— Ты что-то можешь сделать? — глядя на мрачное лицо мужа спросила Гелена, его супруга, сестра Иосифа Кобзона, когда Кандель вышел из палаты реанимации.

— Да, — ответил он. — Немного отсрочить его смерть, чтобы Мария Владимировна успела приехать и свыкнуться с мыслью.

— Неужели он безнадёжен? — выдохнула Гелена.

— Я такой аневризмы ещё не видел, — произнёс Эдуард Израилевич.

Андрея Миронова поддерживали с помощью аппаратов искусственного обеспечения. Кто знает, не окажись под рукой у зрителя в момент приступа таблетка нитроглицерина, как известно, расширяющего сосуды, ситуация, возможно, не была бы настолько катастрофична.

Но случилось так, как случилось. Первым же самолётом примчалась Мария Владимировна — мать, которую Андрей Миронов боготворил и (многих это удивит) согласовывал с ней всю свою жизнь каждый шаг.

В её руках в те минуты была его жизнь, висевшая на волоске. Не находивший себе места Кандель мучительно искал варианты спасения. Хотя оказавшиеся у постели Миронова лучшие нейрохирурги СССР пришли к коллективному выводу, что выхода, увы, нет.

В какой-то момент, видя страдания близких актёра, Кандель произнёс:

— Я… могу оставить его в живых, но…

И все взгляды, среди которых, безусловно, доминировал взгляд матери, теряющей сейчас своего ребёнка, были в эту секунду обращены на Эдуарда Канделя. В глазах собравшихся у палаты сквозила надежда.

— Но это будет уже не Андрей, — изменившимся голосом произнёс знаменитый на всю страну нейрохирург.

Эдуард Израилевич, не спавший с вечера 14 августа по вечер 15-го чётко дал понять, что Миронова, останься он «под аппаратами», ожидает жизнь «овоща». И в эту секунду он встретился глазами со взглядом Марии Владимировны. Взор этот был ледяным. А лицо её вдруг стало каменным.

Ответ на осторожное предложение был понятен и принят, а точка в биографии актёра поставлена.

Уходить легче на рассвете, когда организм человека слаб и менее всего расположен к тому, чтобы бороться за жизнь. В 5.30 Кандель дал команду отключить от систем жизнеобеспечения Андрея Миронова.

А в 5 часов 35 минут 16 августа 1987 года великого актёра не стало. О его смерти мы узнавали, передавая новость из уст в уста. Программа «Время» — всесоюзный рупор советской эпохи — сообщала о смерти народных артистов СССР. Андрей Миронов, увы, не был удостоен этого высокого звания. Он был народным артистом РСФСР. Но поистине народным.

источник

Андрей Миронов – легендарный советский актер. Большинство фильмов, в которых он снялся, вошли в золотую коллекцию отечественного кинематографа. «Удивительный человек, искренний, обаятельный, невероятно талантливый… Настоящий баловень судьбы!» — именно так говорили про актера его коллеги и друзья. Как складывалась жизнь одного из самых известных актеров советского кино и театра и от чего умер Андрей Миронов?

Прежде чем перейти к основной теме нашей статьи и узнать, от чего умер Андрей Миронов, стоит поговорить о нем как о личности, о его творчестве, достижениях и личной жизни. Он родился в семье актеров. Его отец Александр Менакер и мать Мария Миронова познакомились во время гастролей Театра сатиры, когда оба состояли в супружеских отношениях с другими людьми. После начала романа Александр и Мария сразу же расторгли свои браки и официально оформили создание новой семьи.

Хотя Андрей Миронов (при рождении Менакер) появился на свет 7 марта, родители записали другую дату рождения – 8 марта, так как уже тогда были уверены, что их обаятельный сын станет настоящим подарком для всех женщин, и не прогадали. Андрей родился за пару месяцев до начала Второй мировой войны. Поскольку театр эвакуировали в Ташкент, именно там вместе с родителями Андрей провел свое раннее детство, но в школу пошел уже в Москве. Так как отец знаменитого актера был по национальности евреем, а в СССР начались «чистки», было решено записать сына на фамилию матери. Так Андрей стал Мироновым.

Поскольку родители часто брали сына на театральные репетиции, а отдыхали в Подмосковье в доме отдыха, который был построен для артистов, с детства Андрей Миронов находился среди творческих людей и сам рос очень артистичным молодым человеком. В возрасте 11 лет будущий заслуженный артист РСФСР решил попробовать себя в актерской профессии. Он пришел на пробы на кинокартину «Садко» и был выбран актером для массовки. Андрей должен был играть нищего, но под разорванную рубаху он надел свою футболку, и режиссер прогнал его с площадки за непослушание. После этого случая мальчик твердо принял решение стать артистом и начал участвовать во всех школьных постановках, определившись с будущей профессией.

В 1958 году Миронов Андрей Александрович становится студентом Театрального училища имени Щукина. Молодого человека зачислили на курс, даже не догадываясь, что перед ними сын известных артистов. Самым главным для Андрея Миронова был красный диплом, потому он не стремился, как другие его однокурсники, сниматься в массовке, а старательно учился. Среди прочих он отличался веселым характером, обаянием и неподражаемым талантом. На четвертом курсе начинающему актеру предложили сыграть небольшую роль в кинокартине про подростковую любовь «А если это любовь?». Кинокритикам фильм не понравился, так как они считали, что любовные отношения между героями показаны были аморально.

После окончания училища, сразу же после первого прослушивания, Миронова приняли в Театр сатиры. Новичок сразу же привлекает внимание всей театральной труппы и мгновенно становится одним из самых узнаваемых артистов. Театральные премьеры удаются одна за одной и проходят с невероятным аншлагом – «Над пропастью во ржи», «Доходное место», «Клоп».

Больше всего Андрей Миронов, конечно, прославился своими киноролями. Несмотря на активную театральную деятельность, он сыграл более чем в 50 фильмах. Его карьера в кино начинается с фильма режиссера Александра Зархи под названием «Мой младший брат». Андрей Миронов сыграл роль второго плана – Юру, баскетболиста и мечтателя, юношу из поколения оттепели.

Свою первую главную роль Миронов сыграл в бессмертной комедийной мелодраме «Три плюс два», которая пользуется популярностью у зрителей и сегодня. Актеру досталась роль ветеринара Романа, который влюбился в прекрасную артистку цирка Зою. Картина описывает прелести отдыха на Черном море «дикарем». После премьеры кинофильма в Советском Союзе поездка на берег моря с палатками стала самым популярным видом отдыха.

В 1965 году Миронова ожидал еще один подарок судьбы – роль в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», которая получила множество различных наград. Актер сыграл Диму Семицветова, который зарабатывает нечестным путем, продавая из-под прилавка дефицитную бытовую технику и живет не по средствам.

Другими известными ролями Андрея Миронова стали роль Феликса в «Уроках литературы» и Фридриха Энгельса в киноленте «Год как жизнь». Несмотря на то что в «Бриллиантовой руке» актер сыграл афериста Геннадия Козодоева, образ преступника был настолько обаятельным, что для многих зрителей Андрей Миронов узнаваем и любим именно благодаря этой роли. Песня «Остров Невезения», которую актер спел для съемок фильма, до сих пор является легендарным хитом.

«Невероятные приключения итальянцев в России» стали дебютом Миронова в международном кинематографе. Картина завоевала любовь и зрителей, и кинокритиков, и в большинстве своем именно благодаря неподражаемому таланту Андрея Миронова. К удивлению своих коллег из Италии, актер все трюки выполнял самостоятельно, без дублера, что не могло не вызывать восхищения. Миронов сыграл Андрея Васильева, майора милиции под прикрытием, который помогает итальянцам отыскать клад умершей эмигрантки. После выхода этого фильма Андрей Миронов стал заслуженным артистом РСФСР.

«Соломенная шляпка» — еще одна кинокартина, которая принесла Андрею признание. Роль Леонидаса Фердинанда, повесы и покорителя женских сердец, которому перед свадьбой пришлось искать соломенную шляпку, удалась актеру на отлично. Мюзикл «12 стульев» также вошел в число любимых кинофильмов с участием Андрея Миронова, сыгравшего роль молодого обаятельного авантюриста Остапа Бендера, охотника за бриллиантами, которые одна богатая дама по глупости зашила в стул из своего гарнитура.

Малоизвестный факт, но Андрей Миронов должен был сниматься в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Режиссер предлагал актеру сыграть Ипполита, но он попросил роль Жени Лукашина. Когда Миронов начал репетировать, стало ясно, что ничего не получится, так как из-за привлекательной внешности актера, его обаяния и природной харизмы он просто не мог сыграть робкого Лукашина, который, по его собственному признанию, никогда особенно не нравился женщинам.

В 1980 году актер получил звание народного артиста РСФСР. В 1981-м вышел фильм «Будьте моим мужем» — красивая романтическая история о том, как молодой женщине, которая приехала на курорт, чтобы поселиться в частном доме, приходится просить первого встречного притвориться ее супругом. Именно его самозабвенно сыграл Андрей Миронов.

Комедийное амплуа немного тяготило актера, и потому он старался искать роли в драматических фильмах. «Мой друг Иван Лапшин» становится в некотором смысле материалом для обучения студентов в театральных вузах. Актер сыграл Ханина, режиссера, который, устав от внутренних переживаний после смерти супруги, пытается застрелиться в ванной, но ему не хватает решимости. Именно сцена в ванной до сих пор считается лучшей драматической сценой, сыгранной Андреем Мироновым.

Читайте также:  Анестезия при аневризмах головного мозга

Последним фильмом актера стал «Человек с бульвара Капуцинов», в котором он сыграл Джонни Феста, миссионера, который принимает решение открыть кинотеатр немого кино в одном из захолустных городков Дикого Запада. Он верит, что людей может перевоспитать доброе и хорошее кино. Этот фильм наглядно демонстрирует влияние кинематографа на культуру людей.

Андрей Александрович был обворожительным мужчиной, всегда модно и аккуратно одет, известен своими изысканными манерами и неподражаемой улыбкой. Женщины интересовались биографией и личной жизнью Андрея Миронова. Поклонницы в прямом смысле боготворили его. Потому личная жизнь Андрея Миронова (биография подтверждает этот факт) была богата романами.

Во время студенчества Миронов встречался с Татьяной Егоровой, актер предложил девушке выйти за него замуж, но свадьба была отменена, так как умер отец актера. Поскольку пассия сына матери не понравилась, воспользовавшись ситуацией, Мария Владимировна сделала все возможное для того, чтобы начинающий артист быстро порвал с невестой все отношения.

Второй избранницей Андрея стала красавица Екатерина Градова, которая была известна широкому кругу советских зрителей благодаря роли радистки Кэт в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны». Девушка настолько понравилась Андрею Александровичу, что он сразу же приступил к активным действиям, пытаясь завоевать ее сердце. Поскольку молодая актриса дала понять, что в кратковременных интрижках участвовать не намерена, Миронов, сгорая от страсти и будучи уверенным, что Катя – его настоящая любовь, на втором свидании сделала ей предложение, а в 1971 году они поженились.

Мария Владимировна, мать Андрея Миронова, сначала встретила свою невестку достаточно холодно, но после увидела, что жена сына очень покладистая и с большой любовью относится к ее сыну. И свекровь старалась не влезать в отношения счастливой семейной пары. В 1973 году у молодоженов родилась дочь, которую Миронов назвал в честь своей матери Машей. Как только девочке исполнился год, Екатерина Градова ушла от мужа, так как он изменил ей с одной из актрис Театра сатиры. Миронов оставил квартиру жене и дочери, а сам вернулся к родителям.

После Андрей Александрович имел несколько романов, но это были несерьезные отношения. Встретившись на съемочной площадке с Натальей Фатеевой, актер безоглядно в нее влюбился, но та не приняла его ухаживаний, потому что была старше его и считала, что для молодого артиста она всего лишь очередное увлечение.

Именно Наталья познакомила актера с его будущей супругой Ларисой Голубкиной, которая стала его последней любовью. Влюбившись в звезду «Гусарской баллады», Миронов практически сразу же переехал к ней. Будущая жена Андрея Миронова растила дочь Машу, ровесницу дочери актера. Несмотря на совместное проживание, Лариса не принимала предложение Андрея выйти замуж, так как не верила в его любовь, а когда он подтверждал свои чувства поступками, сомневалась в том, что она его любит.

Но все же, когда Миронов в очередной раз сделал своей возлюбленной предложение, Лариса Голубкина неожиданно согласилась, и в 1976 году они поженились. В браке пара прожила 10 лет. Как поговаривали в актерских кругах, актер продолжал крутить романы, но рассудительная и мудрая жена Андрея Миронова не обращала на них внимания.

Так от чего умер Андрей Миронов? Что оборвало жизнь такого талантливого человека? Уже в конце 70-х годов актер начал чувствовать острое недомогание. Во время гастролей театра в Ташкенте в 1978 году у Андрея Александровича произошло кровоизлияние в мозг. Актеру успели оказать медицинскую помощь, и он выжил. С диагнозом менингит Миронову пришлось на время забыть о работе в театре, но, невзирая на предупреждения врачей об опасности заболевания, актер уже через два месяца стоял на сцене.

Зрители с благодарностью оценили поступок любимого артиста, и вся сцена была усыпана цветами, хотя найти их в декабре было очень непросто. Лимфатическая система актера была сильно поражена, в 80-е годы состояние здоровья еще больше ухудшилось. Все тело Миронова было покрыто фурункулами, они приносили ему огромную боль, но он все так же стремился выйти на сцену, так как не представлял своей жизни без театра и кино.

За несколько недель до смерти Андрея Александровича умер его близкий друг Анатолий Папанов. Причина — остановка сердца. У могилы Миронов как заговоренный повторял, что не хочет больше играть один и хочет, чтобы Папанов забрал его с собой.

До гастролей в Риге актер консультировался у одного из лучших нейрохирургов СССР по поводу ухудшения своего здоровья. Профессор Коновалов выявил у него аневризму в головном мозге, которую срочно нужно было оперировать, иначе актер мог в любой момент умереть. Однако Миронов боялся даже на мгновение остаться без театра, потому принял решение лететь в Ригу вместе с Театром сатиры — и совершил роковой поступок.

14 августа 1987 года на сцене Рижского оперного театра Миронов играл в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» главную роль. Он не сумел доиграть финальную сцену и произнести последний монолог, так как ему резко стало плохо. Его едва успел спасти от падения Александр Ширвиндт.

От чего умер Андрей Миронов? Сосуд в головном мозге лопнул, и произошло обширное кровоизлияние. Двое суток врачи не отходили от постели народного артиста, пытаясь спасти ему жизнь и поддерживая сердцебиение и дыхание, но все оказалось напрасно. В 5:35 утра сердце остановилось, и всеми любимый Андрей Миронов скончался, так и не придя в сознание.

В каком возрасте умер Андрей Миронов? Народный артист ушел из жизни будучи еще совсем молодым, ему исполнилось только 46 лет. Еще когда Андрей Александрович был молод, цыганка нагадала ему, что если он не начнет беречь себя и не перестанет работать на износ, его ждет ранняя смерть. Однако актер не придавал этому значения и продолжал активно сниматься в кино и играть на театральной сцене, радуя своих поклонников. Возможно, именно работа на износ и стала причиной смерти Андрея Миронова.

Последним спектаклем Андрея Миронова стал «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Он шел в Театре сатиры 18 лет и был любим зрителями. В 1974 году вышла телеверсия спектакля, в котором Миронов, как и в спектакле, играл Фигаро, а графа Альмавиву играл Александр Ширвиндт. Его коллегами на сцене были Валентин Гафт, Вера Васильева, Роман Ткачук.

Миронов в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» сыграл Фигаро, домоуправителя графа Альмавивы. Герой должен был жениться на горничной Сюзанне. Однако к красивой девушке неравнодушен и сам граф. Фигаро осведомлен о тайной страсти Альмавивы, но и свою возлюбленную терять не намерен. Эту роль заслуженный артист играл с 1969 года, и, по признанию критиков, его игра была несравненной. Фигаро Миронова был очень умен, резв и находчив, и с каждым выходом на сцену актеру удавалось добавлять в персонаж новые краски.

Смерть великого актера как будто была срежиссирована кем-то свыше. В день, когда у Миронова началось обширное кровоизлияние в мозг, в Риге оказались и его две любимые жены, и приемная и родная дочери. Тело Андрея Миронова (причина смерти уже вам известна) транспортировали в Москву. По словам очевидцев, в каждом городе или в поселке, мимо которого проезжала машина с гробом, на улицу выходили люди и бросали живые цветы. 20 августа 1987 года состоялись похороны Андрея Миронова на Ваганьковском кладбище. Проститься с Мироновым не смогли его коллеги из Театра сатиры, так как им запретили прерывать гастроли. Хоронили Андрея Александровича в костюме Фигаро.

Могила Андрея Миронова находится на Ваганьковском кладбище, самом известном кладбище в Москве. Рядом с постаментом с огромным крестом посередине расположены шесть высоких плит. На могилу близкие Андрея и его поклонники постоянно приносят живые цветы.

В Санкт-Петербурге работает Театр антрепризы имени Андрея Миронова, который был основан 1 ноября 1988 года. На его подмостках выступали более 90 актеров, среди которых самыми известными были А. Б. Фрейндлих, Н. П. Караченцов, В. С. Золотухин, В. В. Панина. За время своего существования в театре имени Андрея Миронова было поставлено более 60 спектаклей по произведениям как русской, так и зарубежной литературы.

источник

Дата выхода: 28 апреля 2019 года.

Канал: Первый канал.

Режиссер: Георгий Ананов.

Андрей Миронов ушел из жизни на взлете — в 46 лет — из-за обширного кровоизлияния в мозг . Дело в том, что у актера была врожденная аневризма. Но, как оказалось, его все же можно было спасти. Новый документальный фильм Первого канала «Андрей Миронов. Скользить по краю», который выйдет в воскресенье, расскажет неизвестные ранее факты о жизни и смерти одного из самых любимых советских артистов. Авторы ленты побывали в Прибалтике, в санатории, где Миронов жил во время своих последних гастролей, в Рижском театре, где ему стало плохо на сцене, и в больнице, где он скончался.

По легенде, Миронов почти родился на сцене. Дело в том, что у его матери, известной артистки Марии Мироновой, начались схватки прямо во время выступления. Через несколько часов счастливому отцу Александру Менакеру сообщили о рождении сына. Об отношениях Миронова с родительницей ходило немало легенд. Говорили, что властная Мария Владимировна держала сына в ежовых рукавицах и Андрей панически ее боялся. Например, женщина могла при всех отпустить сыну хлесткое, порой унизительное замечание. Впрочем, все это было скорее в шутку. На самом деле, люди, вхожие в семью Мироновых-Менакер, утверждали, что Мария Владимировна безумно любила и опекала своего отпрыска.

Андрей Миронов в фильме «Бриллиантовая рука»

При всей взаимной любви и уважении друг к другу отношения в семье были особенные. Супруги постоянно пропадали на гастролях, так что вместо родительских объятий маленький Андрей перечитывал записки от мамы: «Не забывай делать уроки, чистить зубы…» Из-за постоянного отсутствия Мария Владимировна была не в курсе, что происходило со здоровьем ее сына. А сам Андрей не желал портить редкие семейные встречи жалобами на головные боли. Впрочем, он и не придавал своему состоянию особенного значения.

Долгое время считалось, что Миронов не подозревал о своем диагнозе. На самом деле, врачи предупредили артиста задолго до трагедии. Так, в 1978 году, за 9 лет до своей смерти, актер потерял сознание на сцене Ташкентского театра, после чего несколько дней пролежал в больнице. Местные врачи поставили диагноз — менингит. Но, когда родные актера позвонили в Москву известному нейрохирургу Эдуарду Канделю и описали состояние Миронова, тот на расстоянии понял, что звезда кино перенес кровоизлияние в мозг и, скорее всего, это следствие аневризмы головного мозга. На операцию Миронов так и не лег. Почувствовав облегчение, актер вернулся в свой привычный ритм съемок, разъездов, репетиций и про грозные предупреждения врача либо забыл, либо махнул на них рукой.

Андрей Миронов в фильме «12 стульев»

Миронов стал звездой после съемок в «Бриллиантовой руке». Дальше ни одна искрометная комедия не обходилась без его участия: «Человек с бульвара капуцинов», «Будьте моим мужем», «Блондинка за углом»… Вместе с известностью к нему пришла уверенность в себе. В том числе и в общении с противоположным полом. Андрей сходу мог предложить малознакомой девушке руку и сердце. Он влюблялся почти в каждую партнершу по фильму. В Наталью Фатееву — на съемках «Два плюс три», в Татьяну Егорову, с которой играл в спектакле, в Екатерину Градову — известную по роли радистки Кэт в телесериале «17 мгновений весны». Последняя стала его женой.

Однако Градова не «потянула» такого мужа. Готовить, соблюдать чистоту и порядок, к которым Андрей привык с детства, а главное понимать его, отпускать и прощать — к такому девушка не была готова. Через четыре года она подала на развод. После долгого молчания Екатерина Градова дала всего несколько интервью, в которых призналась, что жалеет о том, что не сохранила семью, что потеряла Андрея. «Спорила, что-то доказывала, а надо было молчать и подчиняться, ведь мужчина в семье главный», — заявила она.

Андрей Миронов в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»

В браке с Ларисой Голубкиной подобных проблем не возникало. Отношения в новой семье строились совсем по-другому. Лариса прекрасно понимала свою миссию жены гениального артиста и была к ней готова. Все крутилось вокруг Андрея и для Андрея. Но и она не обратила внимание на состояние здоровья супруга, который постоянно жаловался на головые боли. Возможно, Лариса сочла это нормальным при таких чудовищных нагрузках и, даже узнав о диагнозе, не поняла, чем «аневризма» грозит Миронову.

Была и еще одна причина, по которой Голубкина не повела мужа к врачу. В фильме Первого канала Лариса призналась, что не нашла в себе силы сообщить мужу правду о его болезни. Она прекрасно понимала, что оторвать Андрея от любимой работы и уложить его на больничную койку невозможно. В итоге Миронов продолжал жить в бешеном ритме.

Впрочем, несмотря на сумасшедший график артист находил время на дочерей — родную наследницу Машу от брака с Екатериной Градовой и приемную дочь, тоже Машу, от первого брака Ларисы Голубкиной со сценаристом Николаем Щербинским. Андрей никогда не забывал, как в детстве считал дни до приезда родителей в компании двух домработниц, поэтому отчаянно пытался уделить время своим детям. Примечательно, что девочки учились в одной школе, так что, когда туда наведывался их папа, начиналось настоящее столпотворение.

Андрей Миронов с дочерью Машей

Сегодня своими дочерьми актер мог бы гордиться. Мария Миронова — ведущая актриса Театра Ленком. Внук Андрея Миронова Андрей Удалов тоже избрал актерскую профессию. Мария Голубкина снимается в кино, работает телеведущей, растит двоих детей — сына и дочь. Династия Мироновых продолжается.

14 августа 1987 на сцене Рижской оперы Андрей Миронов потерял сознание. Его отвезли в больницу, но помочь актеру было уже невозможно. Через год после смерти артиста, в августе 88-го недалеко от литовского города Шяуляй на Горе Крестов был установлен крест в его честь. Это таинственное место, куда со всех концов мира везут кресты и крестики. По легенде, если установить крест живому человеку, он его оберегает, а если усопшему — гора дает тому покой и умиротворение в ином мире.

Андрей Миронов в фильме «Будьте моим мужем»

источник